Опредиление экологи-градостроительных формообразования экополису в г. Мариуполь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:10, реферат

Описание работы

Мариуполь занимает одно из первых мест на Украине по объёмам выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. Крупнейшими загрязнителями окружающей среды в городе являются металлургические комбинаты «Азовсталь» и его коксохимическое производство и «ММК им. Ильича», особенно аглофабрика и доменный цех. Не последнюю роль играет неудачное расположение меткомбината «Азовсталь» (фактически в нескольких километрах от центра города). Комбинат был построен в 30-х годах прошлого века близ устья реки Кальмиус, фактически на побережье Азовского моря, без учёта «розы ветров».

Файлы: 1 файл

Министерство Просвищения и Науки Украины КНУСиА.docx

— 5.17 Мб (Скачать файл)

Министерство  Просвищения и Науки Украины КНУСиА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДИЛЕНИЕ ЭКОЛОГИ-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ЭКОПОЛИСУ

В Г. МАРИУПОЛЬ.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: СТ.АРХ-ФАК.Гр. ГС-61б

Благодарёва К.В.

Проверила:

Доц.Устинова И.И

 

 

Киев- 2012

 

Мариу́поль

 

— город  на юго-востоке Украины на берегу Азовского моря в устье рек  Кальмиус и Кальчик. Население (с учётом посёлков городского типа Старый Крым, Сартана, Талаковка, входящих в состав города) — 485 783 человек (1 марта 2012 года). Один из важнейших центров металлургии и машиностроения, крупный морской порт. Климатический и грязевой курорт. Мариуполь входит в десятку крупнейших городов Украины, является важнейшим промышленным и экономическим центром страны.

Жилой фонд города — это 9,82 млн м² общей площади. Обеспеченность населения жильем — 19,3 м² в среднем на 1 жителя.

Городской сквер («Театральная площадь»), Экстрим-парк (парк аттракционов), Лугопарк имени Н. А. Гурова (бывший Лугопарк имени 200-летия Мариуполя), парк имени Петровского, Городской сад (Горсад, «Детский ЦПКиО»), парки «Веселка» и «Азовсталь», Приморский парк с аллеей и смотровой площадкой (ранее — ЦПКиО им. 50-летия Октября).

Состав  Мариупольского городского совета: Районы Мариуполя:

     Жовтневый

     Ильичёвский

     Орджоникидзевский

     Приморский 

Населённые пункты:

1 — Сартана

2 — Старый Крым

3 — Талаковка

4 — Гнутово

5 — Ломакино


Мариуполь занимает одно из первых мест на Украине по объёмам  выбросов вредных веществ промышленными предприятиями. Крупнейшими загрязнителями окружающей среды в городе являются металлургические комбинаты «Азовсталь» и его коксохимическое производство и «ММК им. Ильича», особенно аглофабрика и доменный цех. Не последнюю роль играет неудачное расположение меткомбината «Азовсталь» (фактически в нескольких километрах от центра города). Комбинат был построен в 30-х годах прошлого века близ устья реки Кальмиус, фактически на побережье Азовского моря, без учёта «розы ветров». Поскольку в данном регионе преобладают ветра восточного, юго-восточного направлений, значительная часть выбросов меткомбината приходится на самые густонаселённые районы города. Основная доля загрязнения водных ресурсов региона Мариуполя, конечно, принадлежит меткомбинатам. Не отстаёт и морской порт с постоянной перегрузкой сыпучих, не безвредных грузов, таких как сера, угольный пек, собственно уголь и многие другие виды не безобидных минералов. Суда, заходящие в акваторию порта, не всегда выполняют нормы экологических требований законодательства. Постоянное наступление строящихся причалов и складов морского порта приводит к постепенному исчезновению жемчужины города — пляжа посёлка «Песчаный», некогда очень популярного среди горожан и гостей города. Сера с 2007 года в Мариупольском порту не перерабатывается, а угольный пек перегружается Судоремонтным заводом. По состоянию на 2012 год, в Мариуполе дни экологического загрязнения 1 и 2 степени составляют 29 дней из 31-го. Постоянные протесты жителей города так и не обратили на себя внимания властей на экологическую ситуацию Мариуполя.

 

Промышленность  Мариуполя:

В Мариуполе  действуют 56 промышленных предприятий  различных форм собственности. Промышленность города многоотраслевая с преобладанием  тяжелой индустрии. По данным рейтингового отчета агентства «Эксперт-Рейтинг» крупнейшими промышленными предприятиями  Мариуполя являются: 1.Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича, «Азовсталь»,

2. концерн «Азовмаш»,

3. Мариупольский морской торговый порт, «Азовэлектросталь»,

4. «Термический завод»,

5. судоремонтный завод,

6. завод «Электробытприбор»,

7. Мариупольский опытно-экспериментальный завод (бывший завод «Сельмаш»),

8. завод «Октябрь»,

8. предприятие «Марвей» (окна и пластик),

9. завод «Магма».

 Среди  предприятий лёгкой промышленности, можно выделить швейную фабрику  «Фея», кондитерскую фабрику «Roshen», а также предприятия пищевой отрасли ММК «им. Ильича».

 

Общий объём  реализованной промышленной продукции  в отпускных ценах предприятий  за 2010 год составил по Мариуполю 59 218 млн грн. или 31,6 % от общеобластного объёма реализованной продукции. В 2011 году этот показатель составил 80,1 млрд грн, что составило 36 % от общеобластного показателя и около 8 % от общегосударственного, что делает Мариуполь крупнейшим промышленным центром Украины.[3] Рейтинг инвестиционной привлекательности Мариуполя по шкале рейтингового агентства «Эксперт-Рейтинг» на 19 июня 2008 года — uaA1. Кретидный рейтинг по национальной шкале — uaAAA.

Транспорт:

  Схема движения городского электротранспорта

Мариуполь является точкой пересечения трасс  национального и международного значения. Славянск — Донецк — Мариуполь (P19,Н20) и Ростов-на-Дону — Одесса (E58,М14).

Из Мариуполя  осуществляется прямое железнодорожное  сообщение с рядом городов  Украины, России, Белоруссии. В городе функционирует международный автовокзал и пригородная автостанция АС-2. Мариупольский морской торговый порт (крупнейший на Азовском море и  один из крупнейших на Украине, грузооборот  около 15 млн.т в год) круглогодично осуществляет грузоперевозки в десятки стран мира. В последние годы просматривается четкая тенденция на уничтожение транспортного сообщения Мариуполя с городами Украины и зарубежья, аналогичная ситуация наблюдается и с городским коммунальным транспортом. В Мариуполе полностью унижтожено внутригородское автобусное сообщение. На смену вместительным городским автобусам пришли многочисленные маршрутные такси, принадлежащие десяткам мелких транспортных фирм и частных предпринимателей. Троллейбусный парк сократился почти на половину и изношен на 70-80 %. Новые машины практическми не приобретаются. Из 15 трллейбусных маршрутов остаются 10-12, с интервалом движения на некоторых 1 час и более. Трамвайный парк изношен ещё более, полностью закрыт один из трамвайных парков. Последние приобретение нескольких новых вагонов осуществлялось около 5-6 лет назад. За последние годы полностью прекращены рейсы из мариупольского аэропорта, наблюдается устойчивая тенденция переориентирования мариупольского пассажиропотока на соседний Донецк. Давно не функционирует пассажрский морвокзал. В преддверии Евро-2012 наблюдалось планомерное уничтожение железнодорожного сообщения Мариуполя с городами Украины и России. Были отменены поезда, формировавшие по ст. Мариуполь на Львов, Брянск, Воронеж, Липецк. Однако, через некоторый промежуток времени, поезда вновь стали курсировать по ранее отмененным маршрутам.

 

 

Туризм

Туристический интерес представляет преимущественно  побережье Азовского моря и краеведческий  музей. Вокруг города потянулась полоса курортных поселков: Урзуф, Юрьевка, Ялта, Белосарайская коса, Мелекино, Виноградное, Приморское, Пионерское, Сопино, Бердянское, Широкино, Безыменное, Самсоново, Новоазовск, Седово и другие.

Первые санатории  открыты в городе в 1926 году Вдоль моря здесь на протяжении 16 км тянется узкая полоса песчаных пляжей. Температура воды летом +22…+24 °C. Продолжительность купального сезона более 120 дней, тёплая морская вода богата йодом и минералами.

Количество выбросов:

В 1989 году всеми предприятиями города выбрасывалось  в атмосферу через 5215 источников загрязнения 752,9 тыс. тонн вредных веществ  в год (около 98 % приходилось на металлургические комбинаты и «Маркохим»).

Из 316,4 тыс. тонн выброшенных вредных веществ (в  том числе твердых — 11,0 % — 34,9 тыс. тонн, газообразных — 89,0 % — 281,5 тыс. тонн) предприятиями города в 1999 году приходилось:

69,2 % — 218,8 тыс. тонн на Мариупольский  металлургический комбинат имени  Ильича;

26,9 % — 85,2 тыс. тонн на Металлургический  комбинат «Азовсталь»;

3,0 % — 9,5 тыс.  тонн на Мариупольский коксохимический  завод «Маркохим»;

0,9 % — 2,9 тыс.  тонн на другие предприятия.

В 1999 году образовано промышленных отходов I—IV классов — 8,5 млн тонн, в том числе:

62,9 % — 5,35 млн тонн — Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича;

38,8 % — 3,3 млн тонн — Металлургический комбинат «Азовсталь»;

0,6 % — 50,6 тыс. тонн — Мариупольский  коксохимический завод «Маркохим».

 

Проблемы водоёмов:

В бедственном  положении находится и Азовское море вблизи города. Улов рыбы по всему морю сократился за последние 30-40 лет в несколько раз. Море в районе Мариуполя темно-бурого цвета, особенно в центральной части набережной, где впадает река Кальмиус, сток которой, как и сток ее правобережного притока реки Кальчик, на 70—80 % сформирован из шахтных и сточных вод. В Таганрогский залив попадают городские сточные воды Мариуполя и его крупнейших промышленных предприятий, имеющих самостоятельные выпуски. На качество морской воды в Таганрогском заливе неблагоприятно сказывается прибрежное морское течение, формирующееся под влиянием стока реки Дон. Течение относит загрязненные воды Дона и сточные воды Таганрога на запад, в сторону Мариуполя. Прозрачность морской воды в районе Мариуполя снижается до 0,5 метра, в то время как в открытой части Азовского моря прозрачность воды составляет 8 метров. Азовское море является внутренним морем. Процессы водообмена, a, следовательно, и процессы самоочищения идут в нем весьма замедленно. Период водообмена Азовского моря составляет 60—80 лет.

Сток Кальмиуса и сбросы сточных вод предприятий Мариуполя приводят к снижению содержания кислорода в придонном слое моря практически до нуля, особенно в летнее время. Это вызывает периодические заморы рыбы. Заморы усиливаются в послепаводковый период, когда с повышением скорости и интенсивности прибрежного морского течения со дна мелководья поднимается накопленный за многие годы большой слой донных отложений техногенного происхождения. В акватории Таганрогского залива ржавеют многочисленные остовы брошенных морских судов.

Загрязнения почв:

Территория  города, особенно его прибрежная часть, захламлена остатками металлических  конструкций и свалками производственных отходов, пересечена многочисленными  железнодорожными подъездными путями. Много делается в Мариуполе для  утилизации промышленных отходов. На базе переработки доменных шлаков создано  производство строительных материалов и изделий. Однако объем накопления промышленных отходов продолжает расти  и достиг уже 2,5 млрд т. В 2008 году по количеству вновь созданных опасных отходов — 121,4503 тыс. тонн (18,9 % областного объёма) Мариуполь занял второе место в области после Макеевки, а по объёму накопившихся токсических отходов — 182,9894 тыс. тонн — четвёртое место после Макеевки, Донецка и Дзержинска.

 

Источники загрязнения:

  1. Мариупольский завод тяжелого машиностроения, ОАО
  2. В Ильичевском районе есть свалка промышленных отходов металлургического комбината имени Ильича
  3. меткомбината «Азовсталь»

 

Предложение решения:

Уменьшение  загрязнения: первые шаги

 В оставшейся  части этой главы мы хотим  обратить внимание на четыре  процедуры, которые служат для  уменьшения загрязнения или сдерживания  его в допустимых границах. Первая  состоит в воспитании гражданских  добродетелей -- взаимопонимания, вежливости, скромности и терпимости -- среди членов общества. Цивилизация была бы просто невозможна среди людей, которые не обладают в значительной степени этими добродетелями. Если люди будут настаивать на обладании абсолютно всем, на что, как они считают, у них есть право, цивилизация уступит место военным действиям. Но как воспитать или возродить эти добродетели там, где они утрачены, -- этот вопрос выходит далеко за рамки данной книги. Однако нам полезно было бы запомнить, что другие процедуры для контроля за загрязнением -- переговоры, вынесение судебных решений и законотворчество -- предполагают в определенной мере существование этих добродетелей, т. к. они предполагают прочное общество, и чем шире распространены эти добродетели, тем лучше они работают.

  1. Модернизация промишлених заводов.
  2. Новые раёны (с энергосберегательными и альтернативными источниками энергии –солнечная энергиея. Особенные системы утепления каждого дома, переработка «использованного» теплого воздуха, солнечные батареи для электричества и солнечные коллекторы для нагревания воды. С установлеными специальными тепловые насосами, использующие энергию земных недр.)
  3. Електомобили весь общественный транспорт –солнечный транспорт.
  4. Биоуголь для ферм (удерживает углекислый газ, может очистить воздух и увеличить плодородность почв).
  5. Городские фермы. ( между жилыми домами – 2 сортный корм для скота улутшит воздух в городе).

немецкий  квартал Вобан (Vauban) во Фрайбурге

 Биоуголь может очистить воздух и увеличить плодородность почв

"При помощи современных  печей для обжига и сушки, - пояснил ученый, - любую биомассу  растительного происхождения можно  превратить в используемую потом  для выработки электричества  энергию, попутно получая "биоуголь" и жидкое топливо. Этот процесс поглощает атмосферный CO2 и не добавляет новый CO2 в атмосферу, как это происходит с ископаемыми видами топлива. А когда "биоуголь" зарывают в землю, то он действует как удобрение, сохраняющее в почве питательные вещества и воду, и резко повышает продуктивность сельского хозяйства."

 

Более того, по словам Горо, "биоуголь" выводит из атмосферы углерод и навсегда захороняет его в почве. Ученый заявил, что это - единственный практичный способ стабилизации глобальных уровней CO2 и поворота глобального потепления вспять. Он подчеркнул, что биоугольные печи уже успешно используются для производства энергии и удобрений в индонезийском Богорском сельскохозяйственном университете.

"Применение биоугля для повышения плодородия почвы можно объединить с использованием мирового рекордсмена среди растений по борьбе с эрозией почв - травой ветивер, Vetiveria zizanoides. Ветивер настолько эффективен в прекращении эрозии почв, - сказал океанолог, - что когда его посадили на некоторых разрушенных эрозией горных склонах в Вануату, задушили и убили близлежащие коралловые рифы и уничтожили там рыбу, эрозия остановилась. А через несколько лет воды в районе рифов очистились, кораллы начали восстанавливаться, а рыба - вернулась к восторгу местных рыбаков."

"Объединив биоуголь и ветивер "чистую" энергию можно будет получать без обезлесения, повреждения горных склонов и восстановив коралловые рифы, а также повернуть вспять глобальное потепление," - заключил доктор Горо.

Информация о работе Опредиление экологи-градостроительных формообразования экополису в г. Мариуполь