Организация экологической тропы в ДОУ. Методические рекомендации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 22:37, лекция

Описание работы

Организация экологической тропы и работы на ней.
Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ.
Формирование экологической культуры в ходе организации работы на экологической тропе

Файлы: 1 файл

ekotropa_v_du.docx

— 21.71 Кб (Скачать файл)

Тема: Организация экологической тропы в ДОУ. Методические рекомендации.

План:

  1. Организация экологической тропы и работы на ней.
  2. Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ.
  3. Формирование экологической культуры в ходе организации работы на экологической тропе

 

  1. Организация экологической тропы и работы на ней.

  Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого.

Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека.

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей.

Создание экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени – формирование экологической культуры человека. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Функции экологической тропы:

 • познавательная,

 • оздоровительная,

 • развивающая,

 • ознакомительная.  

В ходе эколого-педагогической работы с дошкольниками на экологической тропе наряду совсем происходит развитие эмоциональной и сенсорной среды ребенка, а также формирования знаний и представлений «о правильном общении с природой».

 

Экологическая тропа - это перспективная учебная теория, где дошкольники выступают в роли педагогов, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

 Экологическая тропа  имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Они касаются организации тропы, ее протяженности, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы.

  Экологическая тропа в основном, создается на территории ДОУ. Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно:

 Первый этап - подготовительный:

  •            Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят – организаторов и помощников воспитателя. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле.
  •           После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, организуется конкурс команд детей и родителей на лучший проект каждого сооружения. В нем участвуют дети старшего возраста. Специально создается жюри для оценки проектов, куда входят педагоги, родители, шефы
  •            Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных   объектов.
  •            Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, но которой они идут от одного объекта к другому.
  •            Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.
  •            Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
  •           Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.  
  •           Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

  Следующий этап - открытие тропы.

В дальнейшем на экологической тропе происходит следующее:

  1. Встречи с интересными людьми; членами организаций общества охраны природы и станции юннатов; руководителям и членам кружка Дворца творчества детей и молодежи «Юный эколог»; представители метеослужбы.

  2. Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия.

  3. Посещение старших дошкольников в экскурсоводы.

Таким образом, создание и организация экологической тропы происходит поэтапно. В итоге оформляется обязательный документ - паспорт, где указывается местонахождение экологической тропы, основные задачи, дается краткое описание маршрута; а также рекомендации по работе на данной тропе.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада нужно помнить о том, что в состав ее видовых точек можно включить те объекты, которые уже имеются на территории, а в дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками, посадить группы деревьев, создать водоем и т. п. 

 Экологическая тропинка  позволяет более продуктивно  использовать обычные прогулки  с детьми для экологических  занятий и одновременно для  ознакомления детей на свежем  воздухе в зависимости от возраста  детей. В разное время можно  посещать различные точки. Даже  одну точку за прогулку одни  и те же объекты желательно  посещать в разные сезоны года.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить

оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

 

Дети подготовительной группы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

 

  1. Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ

 

Этапы создания экологической тропы:

 

1. Детальное обследование  территории и выделение наиболее  интересных объектов

2. Составление карты-схемы  тропы.

3. Выбор вместе с детьми  хозяина тропинки.

4. Описание всех видов  точек, ознакомление паспорта экологической  тропы.

5. Изготовление табличек  с рисунками и нахождение точек  маршрута.

6. Составление рекомендаций  по использованию объектов тропинки  для работы с детьми.

 

Вдоль тропы или вблизи от нее можно:

  1. Посадить типичные для данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира.

  2. Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке, посадить новые виды — в комплексе дети смогут увидеть и сравнить обычную и голубую ели, обычную и сибирскую сосны, кедр, пихту

  3. Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую акацию, пирамидальный тополь, тую и т. д.

  4. При необходимости спилить старый тополь, нужно оставить пень высотой 40—50см, а рядом на земле положить часть ствола (1—1, 5м, тогда может появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) — оба явления интересны детям для наблюдения.

5. Устроить фитоогород — посадить лекарственные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.) .

6. Посадить редкие, исчезающие  или охраняемые растения, занесенные  в Красную книгу.

  7. Под старой елью (если такая есть) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой укрепить в земле стойку с условными делениями — место пересечения ветки и стойки в момент средней влажности воздуха отмечается как нулевое деление; вверх идут деление показывающие сухость воздуха, вниз—его насыщенность влагой. Всякий раз, когда стоит сырая, дождливая погода, ветка насыщается влагой и под ее тяжестью опускается вниз наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр».

 

  8. Спланировать рябиновую аллею: неприхотливое, красивое во все времена года дерево полезно для зрения ребенка (особенно если в детском саду имеются слабо видящие дети) — пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.

 

 


Информация о работе Организация экологической тропы в ДОУ. Методические рекомендации