Основа рационального природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть у соседа, являлось во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войны). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Международное сотрудничество в решении глобальных экологических проблем……………………………………………………………………..3
Национальные и международные природные ресурсы………………….5
Направление и формы международного сотрудничества……………….7
Участие России международном сотрудничестве……………………...13
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

ОРП реферат.docx

— 43.41 Кб (Скачать файл)

       Но даже если какой-либо договор заключен и вступил в силу, главным стимулом соблюдения его условий являются пока что только соображения престижа страны, а этого недостаточно, учитывая вселенскую важность регулируемых вопросов. Конечно, в случае обострения какой-либо глобальной экологической проблемы мировое сообщество может использовать и прямое давление, но гораздо разумнее уже сейчас использовать экономические инструменты воздействия.

         Активную работу в этом направлении ведут такие финансовые институты, как Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк (ВБ). Так, существует международный механизм, в рамках которого Экологический фонд, созданный ВБ, может выкупать часть иностранного долга государства при условии выполнения им определенных природоохранных обязательств.

         С помощью кредитно-инвестиционных инструментов упомянутые выше банки пытаются поддерживать экологически привлекательные проекты и, наоборот, затруднять финансирование экологически опасных.

      Важнейшими документами в системе международных природоохранных отношений являются:

  • Всемирная хартия охраны природы, провозгласившая и взявшая под защиту право всех форм жизни на выживание;
  • Конвенция о запрещении военного и любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;
  • Конвенция об изменении климата;
  • Конвенция о биологическом, разнообразии;
  • Конвенция об охране озонового слоя;
  • Конвенция о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны (СИТЕС);
  • Декларация по окружающей человека среде, являющаяся сводом основополагающих принципов международного сотрудничества;
  • Конвенция по водно-болотным угодьям;
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия и ряд других международных документов в области окружающей природной среды. Международные организации осуществляют контроль выполнения принятых договоренностей, координации совместных усилий по охране природы и привлечения внимания общественности к экологическим проблемам. Они могут быть межгосударственными (межправительственными) или неправительственными (общественными).

        По содержанию охватываемых экологических проблем все международные организации можно разделить на три группы:

  • природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП);
  • комплексного природоохранительного профиля (ФАО, ВОЗ, ВМО);
  • специального природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц, рыбных запасов, рек и т. п.).

      Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН), ее специализированным учреждениям.

       Важнейшей среди межгосударственных организаций является ЮНЕП, созданная ООН в 1972 г., для реализации программы защиты окружающей среды. Она занимается мониторингом окружающей природной среды, координацией всех видов международной природоохранной деятельности, разработкой научных основ управления ресурсами биосферы и поиском путей решения наиболее острых проблем современности, таких как сокращение биологического разнообразия, вырубка лесов, деградация почв и т. п.

       По степени экологической близости к ЮНЕП как центральному органу охраны окружающей среды стоит еще одна организация ООН — ЮНЕСКО.    Она образована в 1948 г., штаб-квартира находится в Париже. Природоохранную деятельность она осуществляет по нескольким направлениям.

         Отдельными сторонами природоохранной деятельности занимаются и другие отделения ООН, такие как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), который был учрежден в 1948 г. Эта неправительственная международная организация представляет свыше 100 стран. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) было создано в 1957 г. под эгидой ООН. В настоящее время в него входит 120 государств.

        Для России и других стран, входящих в СНГ, особое значение имеет создание Межгосударственного экологического совета (1992), координирующего природоохранную деятельность и оказывающего содействие в разрешении экологических споров между Россией, Белоруссией, Молдавией и рядом других государств Содружества.

         Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).

         Громадный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес «Римский клуб» - международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, которые могли бы избежать грозящей в скором времени экологической катастрофы.

Самой известной  международной общественной организацией является «Гринпис» («Зеленый мир»), главным  направлением деятельности которой  является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды. Вообще в мире всего действует несколько  сотен природоохранных организаций.

         Международные форумы. Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но и руководителей соответствующих государственных структур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключаются международные соглашения.

         Если заглянуть в историю, то впервые проблема окружающей природной среды была рассмотрена в ООН на межправительственной конференции в 1968 г. Результатом этой конференции было принятие одной из крупнейших научных программ «Человек и биосфера».

         Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде в 1972 г. На конференции была принята Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), образован Всемирный экологический фонд в соответствии с финансовыми принципами объединенных наций.

        Документы и принципы, выработанные на этой конференции, заложили основу решения экологических проблем на протяжении двух последующих десятилетий. Это были экологические проблемы первого поколения. В их числе загрязнение водных источников, атмосферного воздуха, деградация почвенных ресурсов и территорий под влиянием индустриальной деятельности, а также вследствие бедности и социально-экономической отсталости.

       В 90-е гг. заявили о себе экологические проблемы второго поколения. Это — кислотные дожди, разрушение озонового экрана, глобальное потепление, обезлесение и опустынивание, сокращение биоразнообразия, трансграничный перенос загрязняющих веществ и токсичных отходов, защита окружающей среды в условиях военных конфликтов.

      Летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро прошла II Всемирная конференция по окружающей среде и развитию. Это был беспрецедентный форум, собравший правительственные делегации большинства стран, а также международные и неправительственные организации.

       Целью конференции и стали обсуждение взаимоотношений между социально-экономическим развитием и охраной окружающей среды, анализ глобальных экологических проблем, а также переоценка представлений о национальной безопасности.

        Значение принятых документов было огромно. Время прошедшее после конференции в Рио-де-Жанейро, показало значимость принятых документов, но самое главное широкое международное сотрудничество в решении природоохранных проблем.

       Потом была международная конференция в Торонто (1993), Конвенция в Киото (1997), Саммит в Йоханнесбурге (2002), но это были уже усилия, направленные на конкретизацию и разработку механизмов по достижению устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI в.

Чтобы этого достичь, нужны новые серии международных  совещаний, конференций и встреч, и я считаю, Россия должна принимать  в них постоянное участие.

 
4. Участие России в международном сотрудничестве

 

 

        В соответствии  со статьей 92 Закона «Об охране  окружающей природной среды»  «Принципы международного сотрудничества  в области охраны окружающей  природной среды» Российская  Федерация исходит в своей  политике в области охраны  окружающей природной среды из  необходимости обеспечения всеобщей  экономической безопасности и  развития международного природоохранного  сотрудничества в интересах настоящего  и будущего поколений и руководствуется  следующими принципами:      

-  каждый человек имеет право на  жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;     

-  каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;     

- экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;     

- хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;    

-   недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;    

-    должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов на основе международно признанных критериев и параметров;     

-  должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;     

-   государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;     

-   все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Таким образом, Россия признает приоритет  международных правовых норм в сфере  охраны окружающей природной среды.        

 Охрана окружающей среды  осуществляется на нескольких  международных уровнях:

-     с другими странами СНГ;

-     со странами Балтии;

-     с восточноевропейскими странами;

-     с индустриально развитыми государствами;

-     с развивающимися странами.

Объекты охраны окружающей среды делятся  на:

1)    Находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);

 

2)    Используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);

3)     Используемые двумя государствами (как правило, пограничные объекты – реки Дунай и Амур, мигрирующие животные).       

 Российская Федерация участвует  более чем в 50 международных природоохранных договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений:

-     Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)

-     Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др.

       В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств – участников соглашения  подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата фиксируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.

Информация о работе Основа рационального природопользования