Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 23:04, реферат
На основе накопления информации и ее передачи через поколения развивались первые знания об экологии еще у древних греков и римлян. Сохранились они и в некоторых трудах древнегреческих ученых. Труды Аристотеля оставались актуальными для науки почти 2 тысячи лет, до эпохи Возрождения. Ученик Аристотеля Теофраст (370 - 285 гг. до н.э.) в своих книгах "Естественная история растений" и "О причинах растений" описывает естественные группировки растений, приуроченные к определённым местообитаниям, типы деревьев, произрастающих в горной местности на разных высотах.
Реферат
По Экологии
На тему: «Основные этапы
развития экологии»
студента 1-го курса 13-Б группы
Симферопольского техникума
Крымского юридического Национального университета «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого»
Севастьянова Евгения
1. На основе накопления информации и ее передачи через поколения развивались первые знания об экологии еще у древних греков и римлян. Сохранились они и в некоторых трудах древнегреческих ученых. Труды Аристотеля оставались актуальными для науки почти 2 тысячи лет, до эпохи Возрождения. Ученик Аристотеля Теофраст (370 - 285 гг. до н.э.) в своих книгах "Естественная история растений" и "О причинах растений" описывает естественные группировки растений, приуроченные к определённым местообитаниям, типы деревьев, произрастающих в горной местности на разных высотах. Он указывает на приспособительное значение окраски животных и её изменений. Можно считать, что Теофраст заложил основы геоботаники.
В средние века интерес к изучению природы ослабевает, однако и в то время находятся деятели, которые уделяли огромное количество времени природной сфере. Еще в 528г. Бенедикт Нурсийский объявил одной из важнейших обязанностей своего ордена - занятие наукой. Своеобразной сводкой о природе являются труды Магенберга фон Конрада. Главный из них: "О природе вещей". В нем на основании анализа 1250 источников, в том числе и древних, даются описания животных и их образа жизни. Показатель степени развития экологических знаний в средневековье - уровень их использования в практической деятельности. В летописных сводах и хрониках восточных славян отмечалось множество различных видов животных и растений, а феодалы приказывали сохранять охотничьи угодья в их владениях (которые в последствии стали ядром создания заповедников). Знание экологии отдельных видов позволило развить такое направление как звероводство. В начале XII века в Польше проводилась искусственная селекция бобров. В XIII веке авторитетнейший средневековый учёный-схоласт Альберт Больштедтский (Альберт Великий) изучал влияние почвы на жизнь растений, а также причины "зимнего сна" растений. К этому времени началась работа ученых по изучению и обобщению опыта народной медицины.
На смену средневековью приходит эпоха Возрождения. Великие географические открытия, обогатившие мир сведениями о новых растениях и животных из диковинных, заморских стран, способствовали развитию биологических наук. В эту эпоху природные объекты, стали предметом дальнейшего изучения и обобщения ранее накопленных знаний для использования в практических целях. Этому способствовало также расширение торговых связей.
2. Популяризации экологических знаний в XVIII в. способствовало искусство. Изображение объектов природы приводило к более глубокому пониманию особенностей мира природы. Сельское хозяйство постепенно превращалось в товарное производство промышленного масштаба. С этой целью проводились специальные исследования. Одним из главных положений экологии этого периода стало формирование современных понятий биогеоценоза и биогеоценотических отношений. И поскольку оно в разных вариантах встречается у разных авторов, то можно утверждать, что это считалось одним из главных моментов экологии. В 1734-1742 гг. - французский естествоиспытатель Рене Реомюр (1683-1757 гг.) в шести томном труде "Мемуары по естественной истории насекомых", публикует огромное количество сведений об условиях жизни насекомых, их общественном устройстве, сезонных явлениях, паразитизме и др. В 1735 году он установил, что сумма средних дневных температур воздуха в тени постоянна для данного сезонного периода в жизни организмов. Карл Линней в своих трудах (1749) подчеркивал ведущее влияние климатических условий на жизнь организмов, отмечал необходимость регулярных фенологических наблюдений. Он писал о поддержании равновесия в природе, высказывая мысль, что наряду с размножением организмов важна и их гибель, потому что гибель одних организмов делает возможным существование других. Мысль о значении взаимоотношений в природе и их причинности содержится и в статье М.В.Ломоносова "О словах земных".
В эпоху экспедиции различных стран, привозят массу фактического экологического материала. В Вильнюсском университете создается кафедра истории природы. Сведения экологического характера содержатся в трудах российских ученых П.С.Палласа (петербургский ученый, в нескольких монографиях заложил основы классического описания животного и растительного мира в связи с климатическими и географическими условиями), И.М.Лепехина (опубликовал четыре тома "Дневных записок путешествия доктора и Академии наук адъютанта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства", в которых он приводил множество сведений о взаимозависимости животных и окружающей природы) и др. Интересные экологические сведения содержат труды Н.Я.Озерецкого.
Накопление экологических знаний шло в основном в сфере зоологии и анатомии. Качественный скачёк произошёл в середине XIX в., когда экология оформилась как самостоятельное ответвление анатомии, зоологии, ботаники. По сути это была лишь всего биоэкология. Одним из ее основоположников был Чарльз Дарвин. Его эволюционная теория, сформулированная им в гениальном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), во многом опиралась на идеи экологии. Его труды насыщены экологическими фактами и обобщениями, а некоторые работы, по сути, посвящены вопросам экологии и жизни сообществ живых существ. В подтверждение необычной роли борьбы за существование Дарвин приводит массу примеров конкретного экологического содержания:
- адаптации организмов к среде обитания;
- взаимосвязи и
- изменчивости свойств;
- быстрого увеличения
численности растений и
- влияния организмов на среду и др.
Теория Чарлза Дарвина послужила серьезным стимулом для дальнейшего развития биоэкологии как особой области естествознания.
Э.Геккель (немецкий биолог, профессор Иенского университета Эрист Геккель в 1866 г. в книге "Всеобщая морфология организмов" впервые употребляет термин "экология" в его современном понимании. Эта книга была написана под воздействием идей Дарвина, которые восторженно принял молодой Геккель) и профессор МГУ К.Ф.Рулье (основатель первой научной экологической школы. В своих многочисленных статьях, научных трудах и даже популярных изданиях, например в газетных статья он постоянно подчеркивал необходимость изучать животных в связи с условиями их обитания).
В начале ХХ века появились первые экологи, которые трудились в заповедниках, занимались в основном наблюдениями за животным и растительным миром, анализом изменения их численности (популяцией). Чаще их именовали "естественниками".
Следует отметить особую роль трудов В.Вернадского (1863-1945), который первый применил количественный анализ в экологии, раскрыл понятие о биосфере Земли в комплексе (сам термин "биосфера" - название монографии В.Вернадского, вышедшей в 1926 г., в котором развивается идея эволюции поверхности земного шара как целостного процесса взаимодействия косной материи с живым веществом ). Он настолько опередил своё время, что только на третьем этапе развития этой науки, когда она сформировалась как всеобщая (глобальная) экология и стала учитывать влияние человеческой деятельности на все условия окружающей среды, стало понятно, как далеко Вернадский заглядывал в будущее.
В конце второго этапа развития экологии (1945-1955) к биологам добавились гигиенисты-медики, агрономы, лесоводы, инженеры и т.д. Стали отрабатываться нормативы взаимодействия человека с окружающей средой, принципы инженерного подхода к защите среды.
В 1945 году создана ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная Организация ООН) - специализированное учреждение ООН, которое основное внимание уделяет продовольственным ресурсам Земли и развитию в мире сельского хозяйства. В 1946 году - создана ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Одним из главных направлений деятельности является охрана окружающей среды и памятников культуры, ЮНЕСКО возглавляет международное сотрудничество в этой области. Затем в 1948 году - по инициативе ЮНЕСКО создается МСОП - Международный союз охраны природы и природных ресурсов, межправительственная научно-консультативная организация, для сохранения природных богатств Земли и их рационального использования.
3. С 60-х гг. 20 в. начинается новый период в развитии экологии, который характеризуется бурным ростом экологических исследований во всех странах. Постоянно нарастает масса информации по различным экологическим проблемам.
В 1950 - 1960 г.г. - активно развиваются исследования по продуктивности экосистем и переносу энергии в экосистемах (Ю. и Г. Одумы, 1955; Тил, 1957; Эдвардс и Хит, 1963; Макфедьен, 1963; Голли, 1960, Ю. Одум и др., 1962 и т. д.). В 1955 г. - появляется первый отечественный учебник "Экология животных" Н. П. Наумова, переизданный в 1963 г. В 1960 -1980 г.г. - в многочисленных работах развиваются идеи о системном подходе в экологии с широким применением математических методов; моделируются на компьютерах процессы, происходящие в экосистемах (Дж. Хатчинсон, К. Уатт, Дж. Смит, Меншуткин, Ляпунов, Полетаев, Одум, Федоров, Гильманов и мн. др.). В 1974 г. - в Гааге (Нидерланды) состоялся Первый Международный конгресс экологов, в центре внимания которого находились вопросы изучения экосистем, особенно влияния на них антропогенных факторов. В 1974 г. - выходит книга "Замыкающийся круг" Барри Коммонера, где в популярной форме были изложены основные экологические проблемы человечества.
Экология разделилась на множество направлений и дисциплин, часть которых была включена в учебные планы подготовки биологов и географов в вузах. Введение же в 1975 г. курса экологии в пединститутах обусловило создание учебников по общей экологии. В 90-х гг. курс «Экология» был включен в учебные планы средней школы. В связи с этим создаются учебники для учащихся 9-11 классов.