Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 19:55, реферат
Социальная сторона экологического кризиса проявляется в следующих социальных явлениях:
В неэффективности работы специальных органов по охране окружающей среды, охране и использованию лесов, рыбных ресурсов, животного мира, недр.
В противостоянии представительных и исполнительных органов власти, местного самоуправления, что усугубляет неэффективность работы.
В неспособности правоохранительных органов обеспечить контроль и надзор за выполнением законов об охране окружающей среды.
В массовом эколого-правовом нигилизме, неуважение эколого-правовых требований, нарушение и невыполнение их.
Значение данного этапа
состоит в том, чтобы поддержать
природоохранную деятельность не только
на действующих предприятиях, но и
уже на этапе принятия и развертывания
планов развития экономики минимизировать
или исключить полностью
Об экологизации социальной среды и организации экологического образования
Внедрение экологических нормативов и принципов в общественное производство и экономику может создать реальные предпосылки для постепенного перехода человеческой цивилизации от антропоцентрического (бесконтрольного потребления) принципа существования к управляемому с приоритетом законов природы (биоцентрическому). Ее решение невозможно осуществить без мобилизации усилий всего мирового социума по выработке и реализации новых схем существования цивилизации в условиях усложнившихся экологических условий, т.е. без экологизации социальной среды. Практически все фундаментальные и прикладные отрасли естественных и значительная часть гуманитарных наук, разработки которых составляют каркас общественного производства, «повинны» в формировании сложившейся экологической ситуации. Поэтому их участие и использование научного потенциала в разрешении как существующих, так и назревающих кризисных ситуаций на планете, создании экологически благоприятных технологий и правил взаимодействия с биосферой весьма актуально как в научном, так и в нравственном отношении.
Этому способствует
принятая система
Международное сотрудничество
Одно из важнейших направлений международного сотрудничества - международно-правовая регламентация охраны окружающей среды, которая должна опираться на общепризнанные нормы международного права. Основные эколого-правовые принципы были выработаны совместными усилиями членов международного сообщества (государств, международных организаций, включая ООН, и конференций). Их основу можно сформулировать следующим образом:
Объектами международного экологического сотрудничества считаются такие, оценку состояния которых, уровень их загрязнения, проведение природоохранных мероприятий и предотвращение ущербов от их неблагоприятных воздействий на окружающие территории, невозможно осуществить силами отдельных государств.
Среди них выделяют две категории объектов: не входящие и входящие в юрисдикцию государств. Первые - это воздушный бассейн, космос, Мировой океан, Антарктика, мигрирующие виды животных. Эти объекты охраняются и используются в соответствии с нормами международного экологического права. Вторые - это объекты, входящие в юрисдикцию государств: международные реки, моря, озера; объекты мирового природного наследия, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений.
Охраной окружающей природной среды занимаются многие международные организации и конференции, на которых, начиная со Стокгольмской конференции от 1972г., вырабатывались и принимались основные решения. Ведущая роль принадлежит Организации Объединенных Наций (ООН) и ее специализированным органам. Одним из главных органов ООН является Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют национальные и региональные комиссии и комитеты.
Организация объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО) создана в 1948 г.; штаб-квартира находится в Париже.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) также учрежден в 1948 г. Эта неправительственная организация представляет около 100 стран. По инициативе МСОП ведется Красная книга. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) образована в 1946 г., занимается вопросами охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой, консолидируется с ЮНЕП, МАГАТЭ и др. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) образовано в 1957 г. для обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения. Неподчинение государств требованиям МАГАТЭ может вызвать применение экономических санкций по решению Совета Безопасности ООН.
Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) создана в 1947 г. Ее основная задача - изучение и обобщение воздействий человека на климат планеты. Она работает, главным образом, в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Международная морская организация (ИМО) создана в 1948 г., действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения. При ее участии разработаны конвенции по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. Сельскохозяйственная и продовольственная организация (ФАО) организована в 1945 г. Сфера ее деятельности - сельское хозяйство и мировые продовольственные ресурсы, участие во многих экологических программах ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП. Наряду с этим, массовое распространение получили также международные формальные и неформальные движения за сохранение жизни на Земле, что является объективной необходимостью, т.к. они осуществляют повсеместный и оперативный экологический контроль и способствуют своевременной постановке злободневных вопросов на международном уровне.
Об экологии, взаимодействии наук и ответственности за сохранение биосферы
Все вышеперечисленные проблемы
и этапы необходимых действий
для «нормализации» наших взаимодействий
с окружающей средой и огромная трудность
определения способов их решения, ставят
на повестку дня вопрос об определении
центра тяжести или ответственности
за положительный для цивилизации
исход. Эта участь предназначена
для экологии – науки, предметом
изучения которой являются объекты
негативного воздействия –
Однако для эффективных
решений по сохранению саморегулирующей
способности биосферы этого пока
явно недостаточно. Для полного использования
возможностей отраслевых научно-технических
дисциплин в решении
Наряду с этим, должна
быть продумана система
Итак, для экологии актуально:
негативных техногенных воздействий на биосферу;
Для отраслевых научных направлений:
Логику подобного
Заключение
Техногенный тип экономического развития приводит к углублению экологических кризисов и увеличению их ареалов. Экологические кризисы по характеру протекания можно разделить на две группы: кризисы носящие взрывной, внезапный характер; "ползучие", медленные по характеру течения кризисы. Они вызывают комплекс негативных последствий: 1) экологические, 2) социальные, 3) экономические, 4) политические.
Возможные варианты по выходу из кризисных
экологических ситуаций должны оцениваться
по следующим критериям: экологические
последствия, техническая осуществимость,
величина инвестиций и их эффективность,
социальные последствия. Антикризисные
экологические программы часто
порождают проблему выбора между
интересами современного и будущих
поколений и для своего решения
требуют компромисса поколений (закрытие
вредных производств, необходимость
смены профессии для
Выход из экологических кризисов на основе макроэкономического подхода, альтернативных вариантов решения экологических проблем имеет свои особенности:
– возможное региональное несовпадение территорий проведения альтернативных мероприятий и территорий собственно экологического кризиса;
– отраслевое или продуктовое несовпадение результатов альтернативных мероприятий;
– комплексный характер инвестиционной политики при преодолении экологических кризисов.
Информация о работе Основные этапы решения проблемы экологического кризиса на Земле