Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:58, контрольная работа
Природа - часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен.
Введение. Стр. 3
Общество и природа как элементы системы. Стр. 4
Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества. Стр. 6
Заключение. Стр. 9
Список литературы.
Содержание:
Введение.
Общество и
природа как элементы системы.
Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества. Стр. 6
Заключение.
Список литературы.
Введение
Природа - часть объективной реальности (природа Земли), являющая собой совокупность естественных условий существования человека и общества. Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен.
Основные этапы взаимодействия природы и общества.
Человеческое общество и природа находятся друг с другом в неразрывной взаимосвязи. С одной стороны, общество не может существовать вне природы и без взаимодействия с ней, так как: оно возникло в результате развития природного мира, выделившись на определенном этапе из него; оно берет из окружающей природы средства и ресурсы, необходимые для своего развития, то есть природа - это условие и средство общественного развития, и вне этих природных условий его существование невозможно; темпы и особенности развития общества во многом определяются спецификой природной среды, климатических и географических условий; а также природа выступает основой всех знаний человека о мире. С другой стороны, общество оказывает обратное влияние на природу, так как: оно вырабатывает различные средства приспособления, адаптации к окружающей природной стихии; в процессе труда общество видоизменяет природные ландшафты, использует те или иные природные ресурсы в интересах дальнейшего общественного развития. Всю историю взаимодействия природы и общества можно разделить на несколько этапов. Ф.Энгельс, например, разделил историю человечества на три периода - дикость, варварство и цивилизация. Получила распространение точка зрения известного русского ученого Г.В.Платонова, который предлагает дополнить эту периодизацию с учетом тех изменений, которые произошли в системе «природа-общество». Так, первый период он назвал биогенным или адаптационным (Ф.Энгельс назвал его дикостью). Второй период - техногенным, он охватывает два этапа - аграрный и индустриальный. Третий период - ноогенный (настоящее время). Взаимодействие человека с природой носило преимущественно биологический характер.
Общество и природа как элементы системы.
Если
принять во внимание происхождение
слова "общество", становится необходимым
для его подробной
Система
(от греческого "systema") - совокупность
или сочетание частей и элементов,
связанных между собой и
Говорят о Солнечной системе, речной системе,
нервной системе. Системой является любая
совокупность явлений, которые связаны
между собой и взаимодействуют друг с
другом. В этом смысле системой является
и то единство, составными частями которого
являются общество и природа.
Взаимодействие
общества и природы показывает на
их неразрывную связь друг с другом.
Общество не может существовать вне природы
и без взаимодействия с нею, так как:
* оно возникло в результате развития природного
мира, выделившись на определенном этапе
из него (это произошло в длительном и
сложном процессе становления человека),
* оно
берет из окружающей природы
средства и ресурсы,
* темпы и особенности его развития во
многом определяются спецификой природной
среды, климатических и географических
условий. (Северные народы (эскимосы, эвенки,
чукчи) - в местах их проживания суровые
климатические условия, поэтому они занимаются
оленеводством и охотой.) (Древние цивилизации
Востока (древний Египет, цивилизация
древнего Китая) возникают в долинах рек,
климат засушливый, необходимы эригационные
оросительные системы.)
Общество вместе с тем оказывает огромное влияние на природу так как:
* оно
вырабатывает различные
* в процессе труда общество видоизменяет
природные ландшафты, использует те или
иные природные ресурсы в интересах дальнейшего
общественного развития (последствия
этого воздействия могут быть как разрушительными,
так и благотворными).
Крым - раньше более засушливый климат.
Занимались в основном рыболовством, после
присоединения Крыма к России (1783),привезли
экзотические деревья, изменился климат
(климат стал мягче).
В Голландии
очень мало было плодородной земли,
землю постоянно затапливало. Голландцы
создали сеть плотин, осушительных
каналов, за счет этих сооружений значительно
увеличили площадь земель пригодных
как для строительства так
землепользования.
Было создано искусственное Рыбинское
водохранилище, затопили села, деревни
и пойменные луга. Сейчас там плохая экология
и гниет все то, что находится под водой
- отрицательное воздействие на природу.
Становится
ли общество по мере своего развития более
свободным, более независимым от
природы? Еще недавно ответ мог
быть только положительным - человек
рассматривался как существо, способное
подчинить, покорить себе природу (по принципу:
"Мы не можем ждать милости
от природы, взять их у природы - наша
задача"). Сегодня, очевидно, что общество
не может быть от природы независимым.
В чем-то мы в современном мире
зависим от природы больше, чем
когда-либо. Имеется в виду то обстоятельство,
что общество стоит сегодня перед
экологической катастрофой, созданной
хищническим, потребительским отношением
к природе. Исчерпание природных
ресурсов, их загрязнение ставит перед
человеческим обществом задачу выживания,
сохранение рода человеческого. В этой
связи нужно упомянуть, что ООН
в 1992 году приняла концепцию устойчивого
развития, обязательную для всех государств
и исходящую из необходимости
обеспечить такое развитие общества,
которое позволило бы сохранить
природный мир и обеспечить выживание
человечества.
Основные исторические этапы взаимодействия природы и общества.
Под природой обычно понимают несоциальное. В царство природы не включается лишь то, что существенно выделяет из универсума человека и общество. В связи с этим часто говорят о соотношениях «природа и общество», «человек и общество».
Общество и человек имеют определенную природную основу бытия, но в своей специфике они не являются частью природы. Часто используемое выражение «вторая природа», т. е. «очеловеченная природа», может ввести в заблуждение. Как бы ни манипулировал человек природой, она остается сама собой. Человек не способен создать вторую природу, но он придает ей символическое значение. Вторая природа — это не что иное, как природа в ее символическом значении.
Весьма близки по своему значению понятия «природа» и «материя». Материя — это объективная реальность. Материя в отличие от природы не содержит психические явления мира животных, в остальном природа и материя совпадают. Есть, впрочем, еще один оттенок, по которому различаются природа и материя. Когда используется понятие «природа», то обычно предполагается некоторое отношение человека и общества к внешнему окружению. Другими словами, понятию природы придается более яркий прагматический смысл, чем понятию материи. По этой причине нам привычны высказывания типа «отношение человека к природе» и режет ухо высказывание типа «отношение человека к материи». Аристотель противопоставлял материи форму. В таком значении понятие материи используется ныне весьма редко.
Природа в силу своей непреходящей значимости всегда являлась предметом философского анализа.
Античная философия строится на примере природного. Выдающиеся древнегреческие философы воспринимали природу как полноту бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). По своей мощи природа неизмеримо превосходит человека, выступает идеалом совершенства. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой.
Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко над природой стоит Бог. Человек, развивая свои духовные силы, стремится к возвышению над природой. Свои намерения по возвышению над природой человек может осуществлять разве что по отношению к собственному телу (умерщвление плоти), ибо в глобальном масштабе он в средневековье подчинен природным ритмам.
Возрождение,
вроде бы возвращаясь к античным
идеалам понимания природы, дает
им новое толкование. Выступая против
средневекового резкого противопоставления
Бога и природы, возрожденческие
философы их сближают и довольно часто
доходят до пантеизма, до отождествления
Бога и мира. Бога и природы. У
Дж. Бруно Бог стал просто-напросто
природой. Античные философы в силу
указанных выше оснований не могли
быть пантеистами. Впрочем, они часто
выступали с позиций
В Новое
время природа впервые
Необходимость
такой организации
Краткая историческая справка показывает, что человек всегда находился и находится в определенном соотношении с природой, которое он определенным образом интерпретирует. Человек изначально находится в условиях, когда в силу самого факта своего существования он постоянно вынужден проверять природу на «человечность». С этой целью он использует все доступные ему средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Совершенно очевидно, например, что в изучении животных исследователи вынуждены использовать более разносторонние методы, чем при изучении неживой природы. Это объясняется тем, что животные в отличие от камней обладают психикой, которую изучает специальная наука, зоопсихология. Научная и практическая деятельность человека свидетельствует о том, что человек способен познавать природные явления и регулировать свои взаимоотношения с ними.
Есть четыре
фундаментальных факта, которые выражают
«человеческое лицо» природы.
Во-первых, природа такова, что она обладает
возможностью порождения человека. Из
физики известно, что фундаментальные
структуры бытия характеризуются так
называемыми константами: постоянная
Планка, скорость света, гравитационная
постоянная и другие. Выяснено, что если
бы эти константы были хотя бы в незначительной
степени другими, то устойчивые структуры
типа человеческого тела не могли бы существовать.
В отсутствие человека некому было бы
познавать природу. Вселенную. Вселенная
такова, что возникновение человеческой
жизни оказывается постоянной возможностью.
Во-вторых,
человек рождается «из природы»
В-третьих, природная основа человека
есть тот фундамент, на котором только
и возможно появление неприродного, т.
е. специфически человеческого бытия,
психики, сознания и т.п.
В-четвертых, в природном материале человек
символизирует свои неприродные свойства.
Вследствие этого природа становится
фундаментом общественной, социальной
жизни.
Чтобы обеспечить свое существование,
человек должен как можно больше знать
о природе.
Заключение
Основным
противоречием системы «
Информация о работе Основные этапы взаимодействия общества и природы