Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 09:50, реферат
Целью данной работы является обосновать предмет, цели и задачи дисциплины «Основы экологии и энергосбережения» и суть понятий «экология», «энергосбережение».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обосновать предмет, цели и задачи дисциплины;
Выявить суть понятия «энергосбережение»;
Выявить суть понятия «экология».
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Основы экологии и энергосбережения» является комплексной дисциплиной, изучающей проблемы экологии, с одной стороны и актуальные задачи получения, рационального использования и сбережения, имеющихся и потенциальных источников энергии, включая традиционные и не традиционные их виды, с другой стороны.
В этом курсе изложены необходимые знания об основных законах и принципах экологии, глобальных экологических проблемах современности, принципах рационального природопользования и охраны природы на современном этапе, как на мировом уровне, так и в масштабах Республики Беларусь. Особое внимание уделяется вопросам экологического воспитания студентов осознания и понимания того, что без сохранения рационального баланса между деятельностью человека и развитием природной среды, человечество неминуемо придет к состоянию «экономического, экологического и энергетического кризиса», что, собственно, мы сегодня и наблюдаем.
Также рассмотрены вопросы производства, распределения и потребления энергии, структура топливно – энергетического комплекса Республики Беларусь, проблемы энергетической независимости и безопасности государства. Особое внимание уделяется изучению различных способов получения и использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии и местных видов топлива, решению проблем эффективного использования топливно – энергетических ресурсов (ТЭР) в различных сферах деятельности.
Эта дисциплина является междисциплинарной, ее изучение основано на знаниях, полученных студентами при обучении в школе и изучении таких дисциплин как физика, биология, математика, астрономия, география и др. Вместе с тем, знания, полученные при изучении данной дисциплины, будут использованы при изучении многих других дисциплин.
Целью данной работы является обосновать предмет, цели и задачи дисциплины «Основы экологии и энергосбережения» и суть понятий «экология», «энергосбережение».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
В настоящее время экологическое образование студентов приобритает особую значимость и приоритетность. Сейчас практически в спешке, люди создают экологические дисциплины, вводят преподавание экологии и энергосбережения в школе, приучают молодых членов сообщества уважать природу, не вмешиваться в естественные процессы, любить окружающий мир, бережно относиться к ее богатствам. Но, не смотря на это, уровень экологической культуры остается крайне низким. Во многом, ресурсы растрачиваются нерационально, мало возвращается обратно в природу. Во многом, человек воспринимает природу как бездонный сосуд, из которого можно брать бесконечное количество богатств и ресурсов. Вместо рационального подхода господствует потребительский.
ГЛАВА 1.Предмет, цели и задачи дисциплины
Дисциплины «Основы экологии и энергосбережения» предполагает изучения вопросов обеспечения устойчивого развития и охраны окружающей среды, проблем эффективного использования топливно – энергетических ресурсов. Изучение дисциплины предполагает тесную интеграцию знаний об охране окружающей среды и энергосбережении на основе мирового опыта, позволяющую предвидеть и решать проблемы экологии и энергосбережения в рамках индивидуальной специализации студентов. Изучение интегрированного курса способствует повышению фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальнее, образовательное и инженерное обучение и сохранения устойчивого состояния окружающей среды, экологического разнообразия, природно – ресурсного потенциала страны, способствовать созданию энергосберегающих технологий, предупреждать ее непроизвольные потери, правильного использования тепловой и электрической энергии.
Целью изучения экологии и энергосбережения является:
Задачи изучения дисциплины:
ГЛАВА 2. Суть понятия «экология»
Экология как наука сформировалась в недрах биологии в середине ХIХ ст., после того как были накоплены сведения о многообразии живых организмов на Земле. Возникло понимание того, что не только строение и развитие организмов, но и взаимоотношения их со средой обитания подчинены определённым закономерностям, которые заслуживают специального изучения.
Термин «экология» был введен в науку известным немецким ученым – зоологом Э.Геккелем, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов» (1866) и «Естественная история миротворения» (1868) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» образовано от двух греческих слов: oikos - дом, жилище, местопребывание и logos – слово, учение; в буквальном смысле экология – наука о местообитании.
Э.Геккель определял экологию как «общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». По Э.Геккелю, экология представляет собой науку о «домашнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те замкнутые взаимоотношения, которые Ч.Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». В процессе развития эта наука превратилась в биологическое учение, которое исследует живые организмы и их совокупности, взаимодействующие друг с другом и образующее с окружающей средой обитания некое единство, в пределах которого происходит преобразование энергии и органического вещества.
Современная экология в структурном отношении представляет сложную систему знаний, прежде всего она подразделяется на общую и частную (экология растений и экология живых). В задачи общей экологии входит исследование популяций, биоценозов и биосферы, а также экологических систем и биогеоценозов. Выделяются также научные направления, исследующие действие различных факторов окружающей среды на отдельные виды (аутэкология),взаимоотношения организмов, их различных совокупностей (демэкология, синэкология).
В последние десятилетие произошло расширение круга понятий экологии в связи с включением в сферу объектов ее изучения человека как биологического вида с его «природопокорительной» деятельностью и возникшей угрозой глобального экологического кризиса. Экологией стали называть весь комплекс взаимоотношений человека с окружающей природной средой. Обострение проблем окружающей среды привело к проникновению экологии в различные области науки и практики, то есть к экологизации знаний и хозяйственной деятельности. Это обусловило появление прикладных отраслей экологии: промышленной экологии, агроэкологии, социальной экологии (экологии человека), экологии города и т.п. Идеи и компетенция первоначально узкой и частой биологической дисциплины охватили широкий круг проблем окружающей среды.
Известный американский эколог Ю.Одум еще раз в 1963 г. назвал экологию наукой о строении и функциях природы в целом, а в его труде «Экология» (1986) она трактуется как «междисциплинарная область знания об устройстве и функционировании многоуровневых систем в природе и обществе в их взаимосвязи». Это очень широкое определение, но оно более других соответствует современному пониманию экологии.
В «Кратком экономическом словаре» (1987) экология определяется уже как «наука общих закономерностях взаимодействия природы и общества; специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов». Таким образом, взгляд на экологию как область только естествознания изменился, хотя никто, конечно, не отрицает права на существование классической «геккелевской» экологии – науки о местообитании живых организмов, которая по-прежнему изучается студентами – биологами и объединяет несколько самостоятельных дисциплин (аутоэкологию, демэкологию, синэкологию, общую экологию).
Наибольший интерес экология представляет в ее современном толковании как общенаучный подход к проблемам взаимодействия общества и природы. Именно в такой трактовке она является теоретической основой рационального природопользования и играет важную роль в разработке экологической стратегии государства, обеспечении устойчивого человеческого развития.
ГЛАВА 3. Суть понятия «энергосбережение»
Понятие «Энергосбережение» в свою очередь подразумевает комплекс мер для обеспечения эффективного использования энергоресурсов.
Правовую основу государственной политики энергосбережения и решения всех проблем в области эффективного использования энергии образуют, прежде всего, Закон «Об энергосбережении», республиканские, отраслевые и региональные программы энергосбережении, а также указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь и других правительственных органов по конкретным вопросам координации и реализации энергосберегающей политики.
Закон устанавливает энергосбережение в качестве приоритета государственной политики в решении энергетической проблемы в Республики Беларусь.
В статье 1 Закона «Об энергосбережении» дан ряд определений, в том числе и само понятие «энергосбережение»:
Энергосбережение – организационная, научная, практическая, инфармационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на сниженеи расхода (потерь) топливно – энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации3.
В настоящее время к основным техническим приоритетом Государственной программы «Энергосбережение» определены следующие приоритетные технические направления энергосбережения в Республики Беларусь, на выполнении которых в первую очередь должны концентрироваться усилия:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экология и энергосбережение, опираясь на весь комплекс биологических и смежных наук, создают фундаментальную научную базу для гармоничного сочетания возрастающего воздействия человеческого общества с законами природы, управляющими биосферой.
В основу преподавания дисциплины «Основы экологии и энергосбережения» положены фундаментальные биологические и экологические понятия, которые образуют научные основы охраны природы. Особое внимание обращено на формирование у будущих учителей связи научных знаний и умений и практической деятельности в области охраны природы и рационального использования энергоресурсов.
Специалист с высшим образованием должен иметь достаточную общекультурную подготовку. А это, в свою очередь, немыслимо без формирования экологической культуры, предполагающей формирование экологического сознания и экологического мировоззрения. Только сформированная в экологическом аспекте личность может осознать глобальный экологический кризис современности и его последствия для социоэкосферы, неразрывность связей общества с природой. Только сформированная в экологическом аспекте личность может строить отношения с природой и социумом на основе экологических знаний и ответственности за будущее социоэкосферы, занимать активную жизненную позицию в сфере улучшения экологической ситуации на Земле, в деле рационального природопользования и охраны природы.