Особенности видовой, пространственной и экологической структуры биогеоценоза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 11:39, реферат

Описание работы

Биогеоценоз (от греч. βίος — жизнь γη — земля + κοινός — общий) — система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии (природная экосистема). Представляет собой устойчивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органические компоненты (животные, растения) неразрывно связаны с неорганическими (вода, почва). Примеры: сосновый лес, горная долина. Учение о биогеоценозе разработано Владимиром Сукачёвым в 1940 году. В зарубежной литературе — малоупотребимо. Ранее также широко употреблялось в немецкой научной литературе.

Содержание работы

 Введение. Стр. 3
 Проблема численности населения планеты. Стр. 3
 Инвазивные и чужеродные виды на территории Беларуси. Стр. 5
 Биогеоценоз, его структура, свойства и функционирование. Стр. 8
 Заключение. Стр. 9
 Список литературы. Стр. 9

Файлы: 1 файл

Брестский государственный университет и1.docx

— 114.91 Кб (Скачать файл)

Красная книга Республики Беларусь (белор. Чырвоная кніга Рэспублікі Беларусь) — аннотированный перечень редких видов флоры и фауны на территории Белоруссии, стоящих перед угрозой исчезновения на территории страны.ъПервое издание книги вышло в 1981 году на белорусском языке согласно постановлению Совета Министров БССР 1979 года. Книга состояла из одного тома и включала 80 видов животных и 85 видов растений. Второе, двухтомное, издание вышло уже в независимой Белоруссии в 1993 году, которое включало в разделе животных 14 видов млекопитающих, 75 видов птиц, 2 вида пресмыкающихся, 1 вид земноводных, 5 видов рыб, 69 видов насекомых, 10 видов ракообразных, 1 вид моллюсков. Раздел растений включал 156 видов сосудистых, 15 видов мхов, 9 видов водорослей, 17 видов лишайников, 17 видов грибов. Третье издание Книги вышло в 2006 году на русском языке, которое включало 189 видов животных (добавлено 63 вида, исключено 57) и 274 вида растений (добавлен 91 вид, исключен 31), лишайников — до 24 видов (исключено 4, добавлено 11), грибов — до 29 видов (исключено 3, добавлено 15). Примечание: в международной красной книге красным цветом обозначен исчезнувший вид, белым - исчезающий вид, зелёным - восстановленный вид.С 2007 года существует электронная версия книги.Сбор растений, ловля и охота на животных, включённых в Красную книгу, запрещены.Красная книга также содержит «чёрный список» — список видов, исчезнувших или не найденных в последние годы на территории Белоруссии.

  • Охрана атмосферного воздуха.

В области охраны атмосферного воздуха ведется планомерная  постоянная работа по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный  воздух, что позволило сдерживать рост выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов в пределах около 0,3 % по отношению к росту ВВП  на 1% и в 2010 году обеспечить их сокращение по отношению к уровню 2005 на 6,1%.Только за период  2009-2010 годы выполнено более 715 мероприятий и реализовано 310 технических решений, при которых введено в эксплуатацию и реконструировано 453 газоочистные установки. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов за 2010 г. составил 377,1 тыс. тонн (за 2009 г. -  457,2 тыс. тонн), и снизился на 80,1 тыс. тонн к уровню 2009 г.Ежегодно вводится в эксплуатацию и проводится реконструкция в среднем более 200 газоочистных установок, что позволяет предотвратить выброс в атмосферный воздух порядка 600 тонн вредных для здоровья населения загрязняющих веществ.Учитывая, что основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются мобильные источники выбросов, на долю которых ежегодно в среднем приходится более 70 процентов от общего объема выбросов загрязняющих веществ в республике, проводилась и проводится значительная работа по реализации мероприятий по снижению их вредного воздействия на атмосферный воздух, что позволило уменьшить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2009 год к уровню 2008 г. на 5,3%, за 2010 год – на 17,3% к уровню 2009 г. при среднегодовом росте парка автотранспортных средств в стране на 4,8-5%. Достигнутое снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух было обеспечено реализацией мер, направленных:

- на обновление парка  грузовых и легковых автомобилей,  автобусов автомобилями высоких  экологических классов, имеющими  низкий уровень выбросов;

- на увеличение  парка газобаллонных автомобилей; 

- на обеспечение  поставки на АЗС экологически  чистого дизельного и биодизельного топлива, автобензина;

- на увеличение  доли электрифицированного пассажирского  транспорта и других мер.

Важнейшим направлением деятельности Минприроды является пропаганда и внедрение экологически чистых возобновляемых источников энергии, таких  как биогаз, фитомасса, ветро и гидроэнергетический потенциал.В развитие положений Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, продолжена работа по поэтапному сокращению к 2020 году и прекращению потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ) приложения С этого протокола, таких как гидрохлорфторуглеводороды (ГХФУ-22, ГХФУ-142b, ГХФУ-21, ГХФУ-141b) и смесей на их основе, совершенствованию системы лицензирования экспорта и импорта озоноразрушающих веществ, а также запрета импорта и экспорта регулируемых веществ странами, не являющиеся сторонами протокола.Республика Беларусь имеет все предпосылки и возможности для ускоренного вывода из обращения ГХФУ в более ранние сроки, чем 2020 год, как это предусмотрено утвержденным графиком. Существующие тенденции указывают на такую возможность при обеспечении выполнения определенных превентивных действий по многим направлениям использования ГХФУ, использования опыта Европейского Союза, который узаконил вывод новых ГХФУ из обращения в 2010г. и международного софинансирования соответствующих мероприятий, необходимых для осуществления в следующий – 4-летний период (2012-2015 гг.).Завершается подготовка региональным центром ПРООН (Братислава) проекта Глобального экологического фонда и Всемирного банка, направленного на вывод из обращения ГХФУ для ряда стран СНГ, в том числе Республике Беларусь.В ходе проекта планируется получение оборудования для обнаружения и идентификации ОРВ, рециклинга, регенерации и уничтожению ОРВ; инвестирование целевых и демонстрационных проектов по прекращению использования ГХФУ с использованием озонобезопасных веществ и природных хладагентов в промышленности и сельском хозяйстве, а также обучение широкого круга специалистов.В 2010 г. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, как государственный орган Республики Беларусь, ответственный за выполнение требований Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, в том числе за выдачу лицензий на импорт/экспорт озоноразрушающих веществ присоединилось к инициативе неформального предварительного обоснованного согласия (iРIС), которая представляет собой добровольный обмен информацией о предстоящей торговой сделке между органами импортирующих и экспортирующих стран, ответственных за выдачу лицензий на озоноразрушающие вещества. Национальным научно-исследовательским центром мониторинга озоносферы (ННИЦ МО) БГУ с 1997 г. проводится инструментальный мониторинг состояния и динамики озоносферы над Республикой Беларусь.

 

    • Система мониторинга в Беларуси:

Ведение мониторинга окружающей среды основывается на принципах:

    • реализации экосистемного подхода;
    • объективности, достоверности и комплексности экологической информации;
    • обязательности информирования органов государственного управления;
      • обеспечения доступа к информации для граждан и юридических лиц.

В рамках Национальной системы  мониторинга окружающей среды (НСМОС) мониторинг атмосферного воздуха, поверхностных  вод, техногенного загрязнения почв и радиационный мониторинг осуществляет Департамент по гидрометеорологии  Министерства природных ресурсов и  охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Основными задачами мониторинга окружающей среды являются:

    • наблюдение за компонентами окружающей среды;
    • анализ и оценка состояния окружающей среды;
    • прогнозирование состояния окружающей среды и ее компонентов;
    • информационное обеспечение органов государственного управления.

Основной целью  мониторинга поверхностных вод  является оценка и прогноз состояния  водных объектов или их участков на «фоновых» территориях и в  районах с различной степенью антропогенной нагрузки. Гидрохимические  наблюдения в Республике Беларусь проводятся с 1947 года, гидробиологические - с 1974 года.Мониторинг атмосферного воздуха, основной целью которого является проведение регулярных наблюдений за его состоянием, оценка, прогноз и выявление тенденций ухудшения качества для предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью людей и окружающей среде, был начат в Минске в 1965 году.Мониторинг загрязнения агротехногенно измененных почв, который осуществляется подразделениями Департамента пгидрометеорологии, ставит своей целью сбор и обобщение информации о химическом загрязнении почв под воздействием антропогенных нагрузок. В настоящее время проводятся наблюдения за загрязнением почв токсикантами промышленного происхождения, загрязнением придорожных полос, загрязнением сельхозугодий пестицидами, а также оценка фонового уровня загрязнения.Основной целью радиационного мониторинга является проведение наблюдений за естественным радиационным фоном; радиационным фоном в районах воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения, в том числе для оценки трансграничного переноса радиоактивных веществ; радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Наблюдения за содержанием радионуклидов в компонентах окружающей среды, прогнозирование и выявление тенденций изменения их содержания проводится с целью предупреждения негативных ситуаций, угрожающих здоровью людей и окружающей среде, обеспечения органов государственного управления достоверной информацией о радиационной обстановке для принятия оперативных управленческих решений по предупреждению и ликвидации негативных ситуаций.Особое внимание уделяется работам по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 495 от 10 апреля 2001 г. «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Департамент по гидрометеорологии входит в состав сил и средств Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

 

 

  • Заключение:

Логика развития жизни  на Земле определяет деятельность человека как главный фактор, причем природа  может существовать без человека, но человек не может существовать без природы. Сохранить гармонию человека и природы – основная задача, которая стоит перед настоящим  поколением. Это требует изменения  многих ранее сложившихся представлений  о соизмерении человеческих ценностях. Необходимо развитие у каждого человека «экологического сознания», которое  будет определять выбор вариантов  технологий, строительства предприятий  и использования природных ресурсов.Человеку как существу социальному изначально были присущи два рода потребностей: биологические (физиологические) и социальные (материальные и духовные). Одни удовлетворяются в результате затрат труда на производство продуктов питания, материальных и духовных ценностей, другие-человек привык удовлетворять бесплатно; это потребности в воде, воздухе, солнечной энергии и т.п. Назовем последние экологическими, а первые – социально-экономическими потребностями. Человеческое общество не может отказаться от использования природных богатств. Они всегда являлись и будут являться материальной основой производства, смысл которого и заключается в преобразовании различных природных ресурсов в потребительские блага. К вопросу об “экологизации” потребления можно подходить с разных позиций: физиологических, нравственных, социальных, экономических. Для любого общества управление ценностной ориентацией потребления – одна из наиболее сложных социальных задач. В настоящее время цивилизация переживает ответственейший период своего существования, когда ломаются привычные стереотипы, когда приходит понимание того, что удовлетворение бесчисленных запросов современного человека вступает в острый конфликт с первоосновой потребностей каждого – сохранением здоровой среды обитания. Трудности, порождаемые развитием цивилизации, растущая деградация природной среды и ухудшение условий жизни людей порождает необходимость действовать, искать новые концепции общественного развития.

  • Список литературы:

1. Бигон М. Экология.- М.: Мир, 2003.

2. Кормилицын М. С. Основы  экологии. - М.: МПУ, 2002.

3. Воронцов А. И., Щетинский Е. А., Никодимов И. Д. Охрана природы. – М.: Агропромиздат, 2004.

4. Макевнин С. Г., Вакулин А. А.. Охрана природы. – М.: Агропромиздат, 2002.

5. Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003.

6. Экология. Учебник. Е.А.Криксунов. – М.: Инфра-М, 2005.

 

 

 

Брестский государственный  университет им. А.С. Пушкина

 

 

 

 

 

Реферат по теме:

«Основы энергосбережения»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 2 курса РФ

Кварацхелиа И.Г.

Проверила:

Хадыева В.С.

 

 

                                                     Брест 2012 г.

 

 

 

Содержание:

  • Введение.                                                                                                                     Стр.     2
  • Направления политики энергосбережения в Республике Беларусь.     Стр.     2
  • Энергосбережение в быту: 38 способов.                                                            Стр.      5
  • Понятие энергии. Основные виды энергии.                                                    Стр.     8
  • Заключение.                                                                                                                Стр.     9
  • Список литературы.                                                                                                 Стр.    10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Введение:

В настоящее время энергетическая проблема является одной из наиболее актуальных для Республики Беларусь. Степень самообеспечения энергоресурсами в последние годы в среднем составляет около 15 %. Миллиарды долларов ежегодно тратит наша республика на закупки энергоносителей за рубежом. Одним из основных направлений решения энергетической проблемы является энергосбережение. По некоторым оценкам, его потенциал на нынешний момент составляет до 30 % от всех средств, расходуемых на приобретение энергоносителей. В комплексе мероприятий, направленных на повышение эффектив- ности использования энергии, важнейшая роль отводится формированию информационно-образовательной системы по вопросам энергосбережения. Одной из составляющих этой системы является учебный курс "Основы энергосбережения", введенный в качестве обязательного во всех ВУЗах республики в 1998 году.

  • Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь:

Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных механизмов повышения эффективности использования  ТЭР, и в Республики Беларусь она  создана. В её основе лежит Закон  Республики Беларусь "Об энергосбережении". В развитие его правительством и  другими республиканскими органами управления принято более 35 нормативно- технических документов, регулирующих деятельность юридических и физических лиц по эффективному использованию ТЭР и другим вопросам, связанным с реализацией государственной энергосберегающей политики.  Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР. Принятым в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности:

Информация о работе Особенности видовой, пространственной и экологической структуры биогеоценоза