Особо охраняемые природные территории мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 07:33, реферат

Описание работы

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) сохраняют типичные и уникальные природные ландшафты, разнообразие животного и растительного мира, способствуют охране объектов природного и культурного наследия. Они находятся под особой охраной.

Содержание работы

Введение
Особо охраняемые природные территории
Государственные природные заповедники
Национальные парки
Государственные природные заказники
Дендрологические и ботанические сады
Международные экологические организации
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 54.13 Кб (Скачать файл)

3. Дендрологические парки  и ботанические сады могут  быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

1. Впервые в отечественном  законодательном акте содержится  весьма детальная регламентация  вопросов создания, функционирования  и поддержания режима дендрологических парков и ботанических садов. Следует заметить, что Закон не устанавливает различий между дендрологическими парками и ботаническими садами, предоставляя возможность государственным органам, принимающим решения об их создании, самостоятельно определиться с наименованием данного объекта. До вступления Закона в силу работники дендрологических парков и ботанических садов имели возможность руководствоваться лишь Типовым положением о государственных ботанических садах и дендрологических парках, утвержденным совместным постановлением Госплана СССР и ГКНТ СССР от 27 апреля 1981 г. №77/106.

2. Ботанические сады и  дендрологические парки осуществляют  интродукцию растений, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

3. В Российской Федерации  на 1 января 2001 г. насчитывалось 56 ботанических садов и 24 дендрологических  парка (дендрологического сада, дендрария), находящихся в ведении Российской академии наук (Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина РАН, Ботанический сад Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН), отделений и научных центров РАН (Полярно-альпийский ботанический сад-институт Кольского НЦ РАН, Ботанический сад УрО РАН и др.), Рослесхоза (дендрарий Кавказского филиала ВНИИЛМ и др.) и его территориальных органов (дендрарий Новосибирского лесхоза, дендрологический парк Кандалакшского лесхоза и др.), Минсельхоза России (дендрологический сад Новосибирской плодово-ягодной станции и др.), государственных университетов (Ботанический сад МГУ им. М. В. Ломоносова, Ботанический сад Санкт-Петербургского госуниверситета, Сибирский ботанический сад Томского госуниверситета и др.), сельскохозяйственных (дендрарий Кубанского сельскохозяйственного института, Ботанический сад Омского сельхозинститута и др.), лесотехнических (дендрарий Архангельского лесотехнического института, Ботанический сад Санкт-Петербургской лесотехнической академии и др.) и педагогических вузов (Ботанический сад Кировского педагогического университета, Ботанический сад Пензенского педагогического университета и др.), некоторых других организаций (Ботанический сад лекарственных растений Московской медицинской академии им. И. И. Сеченова, Кабардино-Балкарский республиканский ботанический сад совхоза “Декоративные культуры”, дендрологический сад национального парка “Плещеево озеро”, дендрарий Волжско-Камского государственного природного заповедника и др.).

4. Созданный под эгидой  Российской академии наук Совет  ботанических садов Российской Федерации координирует работу региональных советов ботанических садов, а региональные советы, которых насчитывается 5 (Северо-Запада европейской части России, Центра европейской части России, Северного Кавказа, Урала и Поволжья, Сибири и Дальнего Востока), в свою очередь координируют работу ботанических садов своего региона.

5. Существующие ботанические  сады и дендрологические парки  того или иного статуса создавались  различными государственными органами. Так, официальный статус дендрологического  парка Кандалакшского лесхоза  был придан соответствующей территории площадью 1,88 га решением Мурманского облисполкома от 24 декабря 1980 г. №537. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 571 был образован дендрологический парк федерального значения в Становлянском р-не Липецкой обл. на базе Лесостепной опытно-селекционной станции Минстроя России. Ботанический сад Амурского научного центра ДВО РАН (г. Благовещенск) был создан постановлением Президиума ДВО РАН от 31 мая 1994 г. № 27 “Об организации Ботанического сада Амурского научного центра ДВО РАН” и зарегистрирован в соответствии с постановлением Администрации г. Благовещенска от 27 июня 1994 г. № 1802 “О государственной регистрации научно-исследовательского учреждения “Ботанический сад Амурского научного центра ДВО РАН””.

1. На территориях дендрологических  парков и ботанических садов  запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением  их задач и влекущая за собой  нарушение сохранности флористических объектов.

2. Территории дендрологических  парков и ботанических садов  могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение  которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную.

3. Задачи, научный профиль,  особенности правового положения,  организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

1. Настоящий Федеральный  закон не устанавливает единого  и исчерпывающего перечня функциональных  зон дендрологических парков  и ботанических садов, предусматривая, что в каждом конкретном случае это должно быть оговорено в индивидуальных положениях об этих территориях.

2. На практике функциональное  зонирование дендрологических парков  и ботанических садов исключительно специфично. Так, в границах ботанического сада Амурского научного центра ДВО РАН (общая площадь территории 307,7 га) выделены: “заповедная зона” (представленная лесами I группы), “активная зона” и территория дендрария.

3. Согласно п. 3 ст. 95 Земельного  кодекса Российской Федерации,  изъятие земельных участков в пределах земель дендрологических парков и ботанических садов не допускается 

Международные экологические  организации  

 

Охрана окружающей среды  – одна из актуальнейших проблем  современности. Именно этот фактор предопределил  участие в решении экологических  проблем подавляющего большинства международных организаций. Их количество постоянно возрастает главным образом за счет организаций, специально ориентированных на природоохранительную проблематику. Некоторые из них специально созданы для охраны окружающей среды, другие – выполняют, наряду с другими функциями, отдельные функции по ее охране.

Россия активно участвует  в работе многих международных экологических  организаций. Согласно ст. 79 Конституции Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

С точки зрения правового  статуса международные экологические  организации можно разделить  на межправительственные и неправительственные (МНПО).

Большой вклад в решение  проблем охраны окружающей среды  вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН – Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская экономическая комиссия), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и др.

В контексте решений Стокгольмской  конференции ООН по окружающей человека среде (1972 г.) Генеральная Ассамблея  ООН одобрила в декабре 1972г. резолюцию  № 2997 «Организационные и финансовые мероприятия по международному сотрудничеству в области окружающей среды». Этой резолюцией был учрежден новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН – Программа ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme – ЮНЕП). ЮНЕП занимает положение основного вспомогательного органа ООН. Через Экономический и Социальный Совет ЮНЕП ежегодно представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН.

В структуре ЮНЕП имеется  три основных подразделения:

• Совет управляющих,

• секретариат во главе  с исполнительным директором, 

• фонд окружающей среды.

Совет управляющих ЮНЕП состоит  из представителей 58 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний срок. Он собирается ежегодно для обсуждения основных вопросов международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

Исполнительный директор ЮНЕП, возглавляющий его секретариат, также избирается Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. Он руководит всеми текущими делами, в частности, обеспечивает подготовку каждой очередной сессии Совета управляющих.

Фонд окружающей среды  создан в целях оказания дополнительной финансовой поддержки международным  природоохранительным мероприятиям, которые  осуществляются в рамках ЮНЕП. Фонд образуется на основе добровольных взносов стран и расходуется в соответствии с рекомендациями Совета управляющих ЮНЕП.

Если после Стокгольмской  конференции ООН была создана  ЮНЕП, то одним из итогов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992 г.) явилось создание в рамках ООН Комиссии по устойчивому развитию, которая является вспомогательным органом Экономического и социального Совета ООН (ЭКОСОС).

Насчитывается более 200 международных  неправительственных организаций (МНПО) – как специализированных на вопросах охраны окружающей среды, так и проявляющих интерес к экологическим проблемам, помимо вопросов их основной сферы деятельности (науки, образования, здравоохранения, экономики, религии и др.). 

Большинство МНПО, обладающих специальной природоохранительной компетенцией, занимается вопросами охраны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них – Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская федерация по охране вод и т.д. 

Наиболее крупной и  авторитетной МНПО является Международный  союз охраны природы и природных  ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г. во Франции. В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. Членами МСОП могут быть как правительства стран, так и отдельные государственные органы, учреждения, общественные организации, другие коллективы, вносящие свой вклад в дело охраны природы. От Российской Федерации членами МСОП являются Государственный комитет по охране окружающей среды, Всероссийское общество охраны природы и др. 

Высшим органом МСОП является Генеральная Ассамблея, сессии которой  проводятся один раз в три года. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи делами Международного союза управляют Совет МСОП во главе с Президентом МСОП и бюро Совета (7 человек).

Природоохранительная деятельность МСОП ведется в шести основных направлениях, каждое из которых возглавляется комиссией (по национальным паркам, по политике, праву иуправлению и др.). Членами комиссий являются государственные и общественные деятели, ученые и другие лица, активно сотрудничающие в достижении целей охраны окружающей среды.

МСОП провел ряд полезных мероприятий. Одно из первых – целенаправленная работа по сбору данных о редких и исчезающих видах животных. В 1996 г. собранные данные были опубликованы под названием «Красная книга фактов». Сюда были внесены исчезающие и редкие животные, разделенные на четыре категории: исчезающие виды, редкие, сокращающиеся виды и виды, степень угрозы для которых не установлена. Позже добавилась еще одна категория: виды, которым угрожало исчезновение, но опасность для которых миновала.

МСОП подготовил проекты  международных конвенций об охране водно-болотных угодий, об ограничении  международной торговли видами животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, и др.

 

Принципы международного права окружающей среды

Как известно, принципы или основные начала предопределяют характер всего  права. Принципы, применяемые к международно-правовой охране окружающей среды и природопользованию, подразделяются на общепризнанные принципы современного международного права  и специальные отраслевые принципы международного права окружающей среды.

Общепризнанные принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования.

К указанной категории относятся  принципы:

уважения государственного суверенитета,

суверенного равенства всех государств,

взаимной выгоды,

невмешательства во внутренние дела другого государства,

добросовестного выполнения международных  обязательств,

мирного разрешения споров и некоторые  др.

В процессе формирования и развития международного права окружающей среды  были выработаны собственные, или специальные, принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции  ООН в области окружающей среды 1972 и 1992 г. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части  процесса устойчивого развития и  др.

Информация о работе Особо охраняемые природные территории мира