Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:10, реферат
Противостояние экономики и экологии — одна из узловых проблем охраны природы. Долгое время ее пытались решить административно-правовым путем на основе запретов, ограничений, административных и уголовных наказаний и т. д. Разработаны некоторые экономические механизмы, опирающиеся на материальную заинтересованность исполнителя в решении природоохранных задач. Составляющей экономического механизма природопользования является плата за пользование природными ресурсами. Значение этой составляющей определяется и тем, что она должна играть возрастающую роль в формировании стабильной государственной финансово-экономической системы.
Введение…………………………………………………………………………..…...3
Плата за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами………………………………………………………………………......4
Плата за пользование природными ресурсами……………………………..4
Плата за загрязнение………………………………………………………….7
Аппараты для очистки газовых выбросов, содержащих пыль…………….….10
Аппараты сухой очистки……………………………………………………12
Аппараты мокрой очистки………………………………………………….14
Аппараты фильтрационной очистки.………………………………………20
Аппараты электрофильтрационной очистки………………………………24
Заключение…………………………………………………………………….….26
Список использованной литературы……………………………………………28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………28
Введение
Противостояние экономики
и экологии — одна из узловых
проблем охраны природы. Долгое время
ее пытались решить административно-правовым путем на основе запретов, ограничений,
административных и уголовных наказаний
и т. д. Разработаны некоторые экономические
механизмы, опирающиеся на материальную
заинтересованность исполнителя в решении
природоохранных задач. Составляющей
экономического механизма природопользования
Напряженная экологическая обстановка в стране крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует значительных затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды. Поэтому платность природопользования является одним из принципов природопользования, составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.
В соответствии с Законом РСФСР от 19.12.91 г. № 2060-1 (с изменениями на 10.07.01 г.) «Об охране окружающей природной среды» платежи за загрязнение окружающей среды исполняют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, носят компенсационный характер за негативное воздействие и должны использоваться на ликвидацию конкретного нанесенного вреда или предотвращение будущего загрязнения окружающей среде.
1. Плата за загрязнение
окружающей среды и за
Плата за природные ресурсы — новый институт, введенный в период рыночной реформы после отмены исключительной государственной собственности на землю и другие ресурсы и превращения их в объекты гражданско-правовых сделок. Предполагается, что платность природных ресурсов повысит материальную заинтересованность производственников в их эффективном использовании и сохранении, появятся дополнительные средства на их восстановление и воспроизводство. Законом РФ «Охраны окружающей природной среды» (ст.20) предусмотрено два вида платы: за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды.
1.1. Плата за пользование природными ресурсами
Плата за природные ресурсы — издержки предприятия, связанные с использованием природных ресурсов и рассчитанные в соответствии с действующей в стране методикой расчета затрат. Для субъектов хозяйственной деятельности (юридических и физических лиц) платным является пользование всеми основными природными ресурсами: земельными, лесными, водными, объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (прежде всего рыбными), месторождениями полезных ископаемых.
С учетом правил расчета всю совокупность используемых природных ресурсов можно разделить на три группы: закупаемые у кого-либо; изымаемые непосредственно у природы; являющиеся собственностью производителя. Ресурсы первой группы оценивает предприятие, добывающее, подготавливающее или производящее первичную переработку ресурса. В эту группу входят большинство сырьевых и энергетических ресурсов: металл, кирпич, пластмасса, доски и другие конструкционные материалы являются для пользователя природным ресурсом, прошедшим стадии изъятия у природы и подготовки. Природные ресурсы второй группы изымаются самим производителем. Они оцениваются издержками на их добычу и специальными выплатами (налогами) за каждую единицу используемого ресурса. Ко второй группе относятся изменяемые или используемые: земля, вода, атмосфера, лес и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство. Правила, регламентирующие плату за ресурсы второй группы, учитывают их дефицитность для региона, полезность для других сфер хозяйственной деятельности, опасность для состояния окружающей среды. Платежи за право пользования недрами (1992 г.) установлены для угля, нефти и газа в размере 8 % основной цены, а по полезным ископаемым — 1-5%. На ресурсы второй группы устанавливаются лимиты использования, утверждаемые Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Они действительны на определенный срок по каждому виду природных ресурсов с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребностей в данном виде ресурсов и его состояния. В соответствии с установленными лимитами предприятиям выдается разрешение на использование природных ресурсов.
Природные ресурсы третьей группы являются собственность предприятия. К ним относятся отходы производства, возвращаемые в виде ресурса (металлоотходы, собираемая окалина), вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла, собственная земля и т.п.
Система платежей регулирует конкурентноспособность прогрессивных экологически чистых и устаревших технологий, стимулирует комплексное использование сырья, утилизацию вторичного сырья, сохранение природных ресурсов. Кроме прямого экономического воздействия, налоги обеспечат экологически правильную оценку сопоставляемых научно-технических решений и повысят цену (уменьшат спрос) на продукцию предприятий, наносящих ущерб окружающей среде. Плата за землю стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв.
Земельный налог подразделяется на две группы:
— за земли сельскохозяйственного назначения;
— за земли несельскохозяйственного назначения (земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков).
Кроме земельного налога используются еще две формы платы за землю: арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. Нормативная цена земли применяется при покупке и выкупе земельных участков, передаче их по наследству и дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка. Полученные за счет земельного налога и арендной платы средства расходуются на финансирование мероприятий по землеустройству, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель и т.п.
Лесной доход выплачивают предприятия, осуществляющие рубку и заготовку древесины. В 1993 г. была принята система двух видов платежей за пользование лесным фондом и отчислений на воспроизводство, охрану и защиту лесов. Размер платы определяется количеством подлежащий рубке деревьев леса (куб.м) и качеством древесины. Плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем, взимается по тарифам за 1 куб.м воды.
Платежи за забор воды из водных объектов, а также за сброс сточных вод доводятся до плательщиков в совокупности с лимитами водопользования (месячными, годовыми). При превышении этих лимитов ставки платы в соответствии с Законом «О плате за пользование водными объектами» (ст. 4.5) увеличиваются в 5 раз в сравнении с базовым уровнем. Одновременное применение платежей и экологических нормативов является примером совместного использования экономических и административных подходов к управлению природопользованием. И такой порядок призван стимулировать охрану и рациональное использование водных ресурсов. Пользование водными объектами, как и недрами, осуществляется на основе лицензионного договора (разрешения). При его отсутствии ставки платежей также увеличиваются в 5 раз.
Одним из направлений налоговой реформы, реализуемой в настоящее время в России, является увеличение в общей сумме налоговых поступлений в бюджет платежей (налогов) за природные ресурсы. Этим целям, в частности, служит уточнение ранее применявшегося порядка платного природопользования и введение ряда новых платежей. Так, с 1998 г. в России впервые были введены платежи за животный мир. Кроме того, Федеральным законом «О плате за пользование объектами» (1998 г.) расширен перечень ранее применявшихся платежей за воду. В настоящее время плата взимается за: забор воды из водных объектов; удовлетворение потребностей в воде гидроэнергетики; использование акватории водных объектов для лесосплава, добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ; осуществление сброса сточных вод в водные объекты.
1.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, а также за размещение отходов на территории РФ. Эта плата возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, утилизацию отходов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 2002 г (ст.16) предусматривает два вида платы за загрязнение: 1) за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов, 2) за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов либо без разрешения.
Размер платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида и класса опасности размещаемого отхода (I, II, III, IV, V классов опасности) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов.
При сверхлимитном размещении отходов плата за превышение фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами взимается в 5-кратном размере.
В России взимается плата за следующие виды загрязнений: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения; сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.
Эти платежи выполняют
следующие основные функции: являются
важнейшим средством
Порядок установления платы включает три этапа: определение базовых нормативов платы; определение дифференцированных ставок; определение конкретных размеров платежей.
Базовые нормативы определяются по видам загрязняющих веществ или вредных воздействий (шум, вибрация, электромагнитные излучения) с учетом степени опасности для окружающей среды и здоровья населения.
Базовые нормативы платежей по отдельным видам загрязняющих веществ и отходов с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения устанавливаются централизованно федеральным правительством.
Базовые нормативы представлены в двух видах - за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов, сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.
Дифференцированные нормативы устанавливаются на основе базовых нормативов, но с поправкой на коэффициенты, учитывающие экологическую ситуацию в регионах. Эти платы рассчитываются путем умножения базовых ставок на региональные экологические коэффициенты, отражающие природно-климатические, экономические особенности и значимость охраняемых объектов (территорий, бассейнов, рек, морей и т.д.).
Конкретные размеры платежей предприятий - загрязнителей определяются местными исполнительными органами с участием органов охраны природы, санэпиднадзора и самого предприятия. С учётом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости: в крупных промышленных городах до 20 %, а в зонах экологических бедствий и на особо охраняемых территориях (национальные парки, заповедники, курорты) - 100 %. Эти платежи производятся за счет себестоимости продукции, а за превышение лимитов - за счет прибыли предприятия.
Платежи за загрязнения носят налоговый характер и взимаются в безакцентном порядке. Постановлением правительства разъясняется, что если платежи предприятия равны прибыли или превышают ее, то можно рассматривать вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.
Следует заметить, что
в России, как и в других странах,
эмиссионные платежи
Информация о работе Плата за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами