1. Понятие экологического
риска.
Экологический
риск — это оценка на всех
уровнях — от точечного до глобального
— вероятности появления негативных изменений
в окружающей среде, вызванных антропогенным
или иным воздействием. Под экологическим
риском понимают также вероятностную
меру опасности причинения вреда природной
среде в виде возможных потерь за определенное
время. Целесообразно , различать абсолютный
риск и относительный.
Абсолютный
риск - число дополнительных
случаев патологических эффектов, вызванных
воздействием какого-либо фактора или
их комбинации в пересчете единицы дозы
и единицы времени на человека. Например,
заболевания (частота) вследствие облучения
составляют только часть от общего риска,
т.е. избыток, обусловленный облучением
(мы предполагаем, что воздействие факторов
аддитивно) над спонтанным (ожидаемым)
уровнем. В самой элементарной форме абсолютный
риск характеризуется отношением пострадавших
(заболевших не только от облучения) людей
к численности популяции.
Относительный
риск - отношение частоты
неблагоприятных эффектов в популяции,
подвергшейся воздействию вредного фактора,
к частоте таких же эффектов при отсутствии
действия фактора (в той же популяции).
Под выражением «той же популяции» подразумевается
подобие половой, возрастной, этнической
и социальной структур.
Классификация рисков. Экологический риск,
как один из видов риска, можно классифицировать,
опираясь на базовую классификацию рисков,
по масштабу проявления, по степени допустимости,
по прогнозированию, по возможности предотвращения,
по возможности страхования.
Исходя из причин возникновения,
можно представить такую классификацию
экологических рисков.
Природно
- экологические риски - риски, обусловленные
изменениями в окружающей природной среды.
Техникo
- экологические риски - риски, обусловленные
появлением и развитием техносферы:
Риск устойчивых
техногенных воздействий - риск, связанный с
изменениями окружающей среды в результате
обычной хозяйственной деятельности;
Риск катастрофических
воздействий - риск, связанный с
изменениями окружающей среды в результате
техногенных катастроф, аварий, инцидентов.
Социально
- экологические риски - риски, обусловленные
защитной реакцией государства и общества
на обострение экологической обстановки:
Эколого
- нормативный риск - риск, обусловленный
принятием экологических законов и норм
или их постоянным ужесточением;
Эколого
- политический риск - риск, обусловленный
экологическими акциями протеста.
Экономо
- экологические риски - риски, обусловленные
финансово -хозяйственной деятельностью.
На основе классификации
экологических рисков можно выделить
субъекты, чья деятельность является источником
повышенной опасности для окружающей
среды, и предпринять мероприятия по предотвращению
реализации рисков, по защите объекта
от воздействия на него экологических
факторов риска.
2. Анализ,идентификация
и оценка рисков
Анализ рисков - процедуры выявления факторов
рисков и оценки их значимости. Анализ
рисков включает оценку и методы снижения
рисков или уменьшения связанных с ним
неблагоприятных последствий.
Идентификация
рисков заключается в систематическом
выявлении и изучении рисков, которые
характерны для данного вида деятельности.
При этом определяются:
-
опасности, представляющие угрозу,
-
ресурсы предприятия, которые могут пострадать,
-
факторы, влияющие на вероятность реализации
риска,
-
величина ущерба.
Оценка экологических рисков — это выявление и оценка вероятности
наступления событий, имеющих неблагоприятные
последствия для состояния окружающей
среды, здоровья населения, деятельности
предприятия и вызванного загрязнением
окружающей среды, нарушением экологических
требований, чрезвычайными ситуациями
природного и техногенного характера.
Оценка
экологических рисков помогает:
· выявлять
потенциально возможные экологические
риски, устранять или минимизировать их.
· прогнозировать
наступление неблагоприятных последствий,
предупреждать или минимизировать вероятность
их наступления
· получать
количественные и качественные показатели
неблагоприятных последствий.
· предупреждать
аварии, причинение вреда здоровью населения,
компонентам окружающей среды, нанесение
ущерба репутации субъекту, реализующему
проект
И
в этой связи именно оценка рисков стала
инструментом принятия решений.
Оценка
экологических рисков включает следующие этапы:
· установление,
какие аварийные ситуации, связанные с
загрязнением окружающей среды, могут
возникнуть вследствие проекта
· оценка
стоимости работ по полному устранению
экологически значимых последствий, вызванных
аварийной ситуацией каждого вида
· определение
вероятностей аварийных ситуаций каждого
вида.
Для
выявления и анализа исходных предпосылок
возможно использование, как статистического
подхода, так и метода экспертных оценок.
Статистический подход предполагает использование
аппарата теории вероятности и рекомендуется
в случаях, когда накоплен значительный
опыт реализации проектов данного вида.
Если
же проект данного типа реализуется впервые,
то необходимо пользоваться экспертными
оценками. Метод экспертных оценок предполагает,
что группа экспертов (инженеров, специалистов
в области охраны природы) совместно составляют
возможных список аварий. Далее инженеры
независимо выносят свои мнения о вероятностях
аварий, которые затем усредняются. Эксперты-экологи
таким же образом вносят свои мнения о
затратах на устранения влияния каждой
аварии на состояния окружающей среды.
Экологический риск рассчитывается как
чистая текущая стоимость потерь, обусловленных
устранением влияния на окружающую среду
со стороны возможных аварий.
(дополнение) Оценка экологических рисков
может быть различной в зависимости от
того, с позиций чьих интересов производится
анализ проекта. Как правило, анализ проекта
должен отражать интересы юридического
лица, которое его осуществляет. В этом
случае в числе затрат, направленных на
ликвидацию экологических последствий
аварии учитываются лишь те затраты, которые
несёт непосредственно лишь данное юридическое
лицо. Если проект претендует на поддержку
со стороны федеральных или местных органов
управления, наряду с расчетами традиционных
показателей эффективности проекта, анализируют
его значение для народного хозяйства,
экономики субъекта Федерации или страны
в целом.
Управление рисками
Процесс управления
риском базируется на результатах количественного
оценивания риска, которое позволяет:
· сопоставлять альтернативные
проекты потенциально опасных объектов
и технологий
· выявлять наиболее опасные
факторы риска, действующие на данном
объекте
· создавать базы данных
и базы знаний для экспертных систем поддержки
принятия технических решений и разработки
нормативных документов
· определять приоритетные направления
инвестиций, направленных на снижение
риска и уменьшение опасности.
Сначала осуществляется сравнение
результатов оценки риска для рассматриваемой ситуации и соответствующих
критериев. После этого сравнения находятся
варианты снижения риска, каждый из которых
оценивается с учетом затрат на его реализацию.
Оценка вариантов является итеративной операцией, она повторяется до тех пор, пока не будет выбрано
оптимальное решение.
Существенным этапом процесса
поиска вариантов снижения риска является прогнозирование изменения параметров имеющейся
ситуации и моделирование поведения рассматриваемого
объекта. Под научным прогнозом понимают высказывание в виде
вероятностного утверждения о зависящем
от неопределенных или неизвестных факторов
поведении некоторой системы в будущем,
сделанное на основании изучения и обобщения
опыта прошлого с использованием интуитивных
представлений о развитии данной системы
в будущем. Научные прогнозы делаются экспертами — специалистами
в рассматриваемой области.
Экспертные оценки оформляются
в виде качественных характеристик или
количественных значений вероятностей
рассматриваемых событий или процессов,
отнесенных к определенному отрезку времени.
В настоящее время известно
несколько десятков методов экспертных
оценок, наиболее известный из них — коллективное
обсуждение и согласование по методу Дельфи.
Управление экологическими
рисками производится путем разработки
и применения нормативно-правовых актов,
в которых устанавливается эколого-правовая
ответственность.
(Дополнение) Принятый в 1997 г. Закон Российской
Федерации «О промышленной безопасности
опасных производственных объектов» предусматривает, что предприятие, являющееся источником повышенной
опасности, обязано обеспечить меры по
защите населения и окружающей среды от
опасных воздействий. В этом законе также
вводится порядок лицензирования опасных
производств и рассматриваются возможности
отзыва или приостановления лицензии
в случае невыполнения требований промышленной
безопасности или несоответствия принятым
нормативам. Кроме того, в этом законе
впервые в России было введено обязательное
экологическое страхование, представляющее
собой страхование ответственности за
причинение вреда (например, аварийного
загрязнения окружающей среды) при эксплуатации
опасного производственного объекта.
Минимальный объем страховой ответственности
предприятий определяется в зависимости
от уровня опасности производства.
Концепция приемлемого
риска. Нулевой риск
Концепция абсолютной безопасности
до недавнего времени была фундаментом,
на котором строились нормативы безопасности
во всем мире. Для предотвращения аварий
внедрялись дополнительные технические
устройства - инженерные системы безопасности,
принимались организационные меры, обеспечивающие
высокий уровень дисциплины, строгий регламент
работы. Считалось, что такой инженерный,
детерминистский подход позволяет исключить
любую опасность для населения и окружающей
среды и обеспечит абсолютную безопасность,
т. е. нулевой
риск.
До последних десятилетий этот
подход был оправдан. Однако сегодня из-за
беспрецедентного усложнения производств
и появления принципиально новых технологий,
возросшей сети транспортных и энергетических
коммуникаций концепция абсолютной безопасности
стала неадекватна внутренним законам
техносферы и биосферы.
Поэтому сообщество пришло к
пониманию невозможности создания “абсолютной
безопасности” (нулевого риска) реальной
действительности, и следует стремиться
к достижению такого уровня риска от опасных
факторов, который можно рассматривать
как “приемлемый”.
Его приемлемость должна быть обоснована,
исходя из экономических и социальных
соображений. Это означает, что уровень
риска от факторов опасности, обусловленных
хозяйственной деятельностью, является
“приемлемым”, если его величина (вероятность
реализации или возможный ущерб) настолько
незначительна, что ради получаемой при
этом выгоды в виде материальных и социальных
благ человек или общество в целом готово
пойти на риск.
Сущность концепции приемлемого (допустимого)
риска заключается
в стремлении создать такую малую опасность,
которую воспринимает общество в настоящее
время, исходя из уровня жизни, социально-политического
и экономического положения, развития
науки и техники.
Приемлемый риск объединяет
технические, экономические, социальные
и политические аспекты и является определенным
компромиссом между уровнем безопасности
и возможностями ее достижения. Размер приемлемого риска можно определить,
используя затратный механизм, который
позволяет распределить затраты общества
на достижение заданного уровня безопасности
между природной, техногенной и социальной
сферами.
4. Оценка ущерба при
ЧС.
При оценке
ущерба от чрезвычайных ситуаций (ЧС) необходимо
опираться на существующий нормативный
аппарат анализа экономических ущербов
от негативного влияния хозяйственной
деятельности. Важным является целостное
представление о воздействии ЧС разного
типа на территориальные реципиенты и
здоровье населения. Так любая ЧС в той
или иной степени предполагает возможность
загрязнения водного и воздушного бассейнов,
изъятие из пользования либо ухудшение
качества сельскохозяйственных угодий
и лесохозяйственных участков, воздействие
на рекреационные объекты и объекты природоохранного
фонда, потери стоимости основных фондов,
угрозу для жизни и потери здоровья населения.
Социально-экономическое исследование
ЧС должен должно позволить комплексно
оценить экономический ущерб на основе
фактических затрат. Соответствующая
методика также должна предполагать расчет
экономической эффективности и обоснование
необходимого инвестирования бюджетных
и внебюджетных средств на мероприятия
по предупреждению чрезвычайных ситуаций,
возможность оперативной оценки ущерба
по упрощенной процедуре.
Основой предлагаемого
методического подхода является универсальный
принцип оценивания ущерба от чрезвычайных
ситуаций разных типов и видов через суммирование
характерных видов ущербов.
Виды ущербов в результате
ЧС
Для оценки разрушительной силы
катастроф и планирования защитных и восстановительных
работ нужна единая шкала для сравнения катастроф между собой.
Однако различная природа не позволяет
непосредственно сопоставлять их. Только
оценка ущерба дает универсальный способ
сопоставления. В этом случае интенсивность катастрофы
оценивается путем отнесения ее к двум
категориям
Воздействие опасных факторов
природного явления на людей и объекты техносферы
или аварий в техносфере приводит к ущербу.
Ущерб – это результат изменения состояния
объектов, выражающийся в нарушении целостности
или ухудшения других свойств; фактические
или возможные экономические и социальные
потери, возникающие в результате каких-либо
событий.
Основными видами
ущерба являются:
1) Экономический ущерб - следует определять как совокупность
непосредственных и отдаленных потерь
общества в результате повреждения и разрушения
материальных объектов производственного,
социально-культурного и бытового назначения,
культурных ценностей и убыли трудовых
ресурсов, а также недополучения прибыли
вследствие непредвиденного изменения
условий и целей хозяйственной деятельности,
затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций
и их последствий, выраженных в стоимостной
форме. По сути, это определение совокупного
социально-экономического ущерба. Именно
такой подход целесообразен с точки зрения
обеспечения защиты населения и территорий
от техногенных и природных чрезвычайных
ситуаций.
Исходя из данного
определения экономический ущерб рассматривается
как прямой ущерб, который разделяется
на хозяйственный и демографический (социальный),
косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды
и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной
ситуации и ее последствий.
2) Ущерб социальный — ущерб, нанесенный жизни, здоровью
и благополучию людей, выражающийся в
росте смертности, заболеваемости, утрате
трудоспособности, снижении уровня жизнеобеспечения. Прямой социальный ущерб обычно измеряется
числом жертв, раненых и пострадавших
в очаге ЧС. Прямой социальный ущерб включает
также психологический аспект из-за потери
доверия людей к способности руководства
защитить их от бедствий, усиления социальных
разногласий.
3) Экологический (ухудшение природной среды
и затраты на ее восстановление, потеря
хозяйственной ценности территорий и
т.д.);