Понятие Экологии. Экологических проблем. Экологического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 20:03, реферат

Описание работы

Экология как наука, изучающая отношения между организмами и их взаимосвязи с окружающей средой. Предмет и задачи экологии. Организм и надорганизменныесистемы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология и ее основные разделы (аутэкология, демэкология, синэкология). Ландшафтная экология. Экология человека и социальная экология.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 16.69 Кб (Скачать файл)

Философия

  1. Понятие Экологии. Экологических проблем. Экологического кризиса.

 

Экология как наука, изучающая отношения между организмами и их взаимосвязи с окружающей средой. Предмет и задачи экологии. Организм и надорганизменныесистемы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология и ее основные разделы (аутэкология, демэкология, синэкология). Ландшафтная экология. Экология человека и социальная экология.

Повышение роли экологии на современном этапе развития человечества. Основные нарушения в биосфере, вызываемые деятельностью человека. Угроза глобальных экологических катастроф. Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов.

Экологические знания – основа природопользования. Экологические  принципы заповедного дела и рационального  использования природных ресурсов. Красные книги. Международное сотрудничество в деле охраны природы.  

 

Экология – это наука  о взаимоотношениях живых существ  между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде (от греч. «oikos» – жилище, местопребывание, убежище).

Экология, как и любая  наука, характеризуется наличием собственного объекта, предмета, задач и методов (объект – это часть окружающего  мира, которая изучается данной наукой; предмет науки – это наиболее главные существенные стороны ее объекта).

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы (Ю. Одум, 1986).

Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой (Э. Геккель, 1870; Р. Уиттекер, 1980; Т. Фенчил, 1987). 

 

По определению Р. Риклефса (1979), экологию можно представить «... как трехмерное сооружение из лежащих один над другим горизонтальных слоев, соответствующих различным уровням биологической организации – от индивидуума через популяцию и сообщество к экосистеме; вертикальные разрезы, проходящие через все слои, делят все сооружение на секции, соответствующие форме, функции, развитию, регуляции и адаптации. Каждому уровню экологической организации присущи свои особые структурные и функциональные характеристики». 

 

Из множества определений  предмета экологии вытекает и множество задач, стоящих перед современной экологией:

– Изучение структуры пространственно-временных объединений организмов (популяций, сообществ, экосистем, биосферы).

– Изучение круговорота веществ  и потоков энергии в надорганизменных системах.

– Изучение закономерностей  функционирования экосистем и биосферы в целом.

– Изучение реакции надорганизменных систем на воздействие разнообразных экологических факторов.

– Моделирование биологических  явлений для экологического прогнозирования.

– Создание теоретической  основы охраны природы.

– Научное обоснование  производственных и социально-экономических  программ.

Методологической основой  экологии является системный подход , ориентированный на изучение интегрированных объектов и интегральных зависимостей и взаимодействий . Системный подход в применении к ана -

лизу экосистемы , заключается в определении образующих её составных частей и взаимодействующих с ней объектов окружающей среды , в ус- тановлении структуры экосистемы (совокупность внутренних связей и от- ношений ) и в нахождении закона функционирования экосистемы , опре - ляющего характер изменения компонентов экосистемы и связей между ними под действием внешних объектов.

Системный подход изучения экосистем  реализуется тремя группами методов  исследования : 1) полевые наблюдения , 2) эксперименты , 3) моде - лирование .

Полевые наблюдения и эксперимент  дают наиболее эффективные результаты , когда они реализуются на основе научной теории .Моделиро- вание основано на создании модели ( подобие оригиналу ),более простой лег –

ко поддающейся изучению и достаточно сходной с организмом (экосистемой). Применение концептуальных и математических моделей особенно необхо - димо при изучении сложных экологических систем , для которых наблюде-нияются оказываются мало эффективными , а проведение экспериментов - сомнительным или даже нежелательным . Это тем более относится к эко- лого – социальным системам - взамодействию природы и общества . Начало глобальному моделированию в экологии положил Дж. Форрестер , который применил разработанный им ранее метод « системной динамики » для ис - следования мировых тенденций экономического развития . Данное исследо - вание послужило наглядным примером того , того что даже самый грубый учёт экологических зависимостей ( к тому же в предельно обобщённой фор- ме) может привести к далеко идущим содержательным предложениям , ес- ли найдён способ увязать в одно целое экономические , социологические и экологические факторы

 

Экологические проблемы

 

 

 


Информация о работе Понятие Экологии. Экологических проблем. Экологического кризиса