Понятие об экологической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

Сегодняшняя экологическая ситуация вызывает всеобщую тревогу, споры, ожесточенную полемику на научных дискуссиях, в кабинетах власти, просто при встречах людей разных возрастов и профессий. Молодежь требует квалифицированного ответа на многие вопросы, в том числе: почему ухудшается экологическая обстановка всюду на планете? Почему половина населения Земли недоедает, голодает, треть испытывает нехватку чистой питьевой воды, четвертая часть неграмотна? Почему во многих странах резко ухудшилось состояние здоровья людей, выросла младенческая смерть? Почему не затухают пожары межнациональных конфликтов, сопровождающиеся массовой гибелью людей?

Содержание работы

Введение.....................................................................................................3
Понятие об экологической безопасности...............................................5
Терминология в области экологической безопасности.........................7
Влияние нефтегазоперерабатывающих производств на экологическую безопасность мегаполисов.
Другие проблемы.
Пути решения.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Экологическая безопасность.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

          экологическое страхование –  система международных и национальных  нормативно-правовых аспектов, обеспечивающая признание исков по возмещению экологического ущерба;

          наилучшая существующая технология  – технология, основанная на последних  достижениях науки и техники,  направленная на снижение негативного  воздействия на окружающую среду  и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

          мониторинг экологической безопасности  – социальная система оценки  экологических рисков в реальном  времени в природных, антропогенных,  природно-антропогенных объектах, в которых находятся или могут находиться источники негативных воздействий на окружающую среду и здоровья населения;

          гарантии экологической безопасности  – документально оформленные  заявления о воздействии, декларации  об экологической безопасности, экспертные заключения, научные программы по оценке экологических рисков и результаты мониторинга экологической безопасности, подтверждающие, что осуществляемая и планируемая хозяйственная и иная деятельность и принятые меры предосторожности не приводят и не могут привести к возникновению угроз экологической безопасности на локальном, местном, национальном и международном уровнях;

          деятельность по обеспечению  экологической безопасности –  практическое применение знаний, опыта, методов и средств для разработки и реализации мер предосторожности, гарантирующих экологическую безопасность осуществляемой или планируемой хозяйственной или иной деятельности, окружающей среды и здоровья населения;

          управление экологической безопасностью  – практическая реализация административно-правовых и экономических методов для обеспечения уровней приемлемого риска ведения хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения гарантий экологической безопасности устойчивого социально-экономического развития государства;

          обеспечение экологической безопасности  государства – деятельность органов  государственной власти, юридических  и физических лиц национальных  и международных общественных  организаций, объединений, движений, политических партий и иных  некоммерческих организаций, направленная на создание условий устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития государства и предотвращения внешних и внутренних угроз его экономической безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние нефтегазоперерабатывающих производств на экологическую безопасность мегаполисов.

          Переработка и хозяйственное  применение углеводородных систем  определяют облик современной  цивилизации. Производства по  переработке углеводородных систем  играют ключевую роль в мировом  топливно-энергетическом комплексе и нефтехимии. Это неудивительно, так как наблюдаемая тенденция последовательного увеличения удельного веса углеводородных систем в мировом экономическом балансе – сложившаяся закономерность, и в обозримой перспективе эта закономерность сохранится.

          Для нефтеперерабатывающей промышленности  характерна высокая энергонасыщенность. Так, типовой нефтеперерабатывающий  завод (НПЗ) в зависимости от  производительности по сырью  сосредотачивает на своей территории  запас углеводородного топлива, эквивалентный 2-5 Мт тропила.

          По некоторым данным в отечественной  нефте-газоперерабатывающей промышленности  «выбрасывается» в атмосферу  около 0.45% перерабатывающего сырья,  в то время как на Западе  – 0.1%. Со сточными водами нефтеперерабатывающих предприятий в водоемы поступает значительное количество нефтепродуктов, сульфидов, хлоридов, соединение азота, фенолов, солей тяжелых металлов, взвешенных веществ и др. На нефтеперерабатывающих заводах, нефтебазах происходит загрязнение почвенного слоя нефтепродуктами на значительную глубину, а в подпочвенных горизонтах образуются линзы нефтепродуктов, которые вместе с грунтовыми водами могут мигрировать, загрязнять окружающую среду и создавать аварийные ситуации. На предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности ежегодно образуются миллионы тонн жидких и твердых отходов, из которых 80% перерабатывается непосредственно на предприятиях, а часть передается в другие отрасли. Распространенным видом отходов являются нефтяные шламы, выход которых составляет 7 кг на 1 т перерабатываемой нефти.

          Специфика украинских НПЗ заключается  в изношенности производственных  фондов, несоответствии качества  нефтепродуктов международным стандартам, низкой глубине переработки нефти  – около 65%.

          Не менее острые проблемы возникают при транспорте нефти и газа на перерабатывающие заводы. На НПЗ нефть подается трубопроводным, водным (танкеры, баржи) и железнодорожным (цистерны) транспортом. Наиболее экономична транспортировка нефти по трубопроводам. Но при трубопроводной транспортировке нефти возникают очень серьезные экологические проблемы. Нефть транспортируется по трубопроводам диаметром 300-1200 мм, подверженным коррозии, отложение смол и парафинов внутри туб. По данным специалистов, абсолютное большинство (89-96%) аварийных разливов нефти вызывают сильные и необратимые повреждения природных биоценозов. При ликвидации последствий аварии на трубопроводах часто используются приемы, которые еще больше усугубляют экологическую ситуацию.

          Развитие городов и промышленных районов, а также градостроительная политика последних десятилетий привели к тому, что большинство предприятий по переработке углеводородных систем, включая нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства, оказались в черте городских мегаполисов.

          Ежегодно на предприятиях происходят  аварии, материальный ущерб от  которых исчисляется сотнями  миллионов долларов. Современные  технологи ведут к экологическим  кризисам и катастрофам, если  не изменить подход к эксплуатации  имеющихся и к проектированию новых производств.

          Это особенно актуально, поскольку  на отечественных объектах по  переработке углеводородных систем  отсутствуют надежные системы  предотвращения и локализации  аварийных ситуаций.

          Даже, если учесть, что информация  о части аварий предприятия  нефтегазового комплекса СНГ  является не полной, имеющиеся  цифры говорят сами за себя. Ежегодно на предприятиях отраслей  происходит порядка 50  крупных  аварий и около 20 тысяч случаев,  сопровождающиеся значительными разливами нефти, попадание ее в водоемы, гибелью людей, большими материальными потерями.

          Основную опасность для промышленной  территории объектов нефтегазопереработки  предсталяют аварийная загазованность, пожары и взрывы. Из них пожары составляют 58.5% от общего числа опасных ситуаций; загазованность – 17.9%; взрывы – 15.1%; прочие опасные ситуации – 8.5%. Напомним, что на долю предприятий нефтегазоперерабатывающей промышленности приходится почти половина выбрасов пожаровзрывоопасных веществ в атмосферу. Кроме того, с увеличением объемов производства, транспортирования, хранение и потредления сжиженных углеводородных газов растет число пожаров отличающихся большой длительностью, значительными людскими и материальными потерями.

          Установлено, что крупные аварии  и сопровождающие их пожары  и взрывы на производствах,  связанных с переработкой углеводородного  сырья, в большинстве случаев  происходит из-за утечек горючей  жидкости или углеводородного  газа, возникающих в основном по следующим причинам:

          - несовершенство проектных решений  (3%);

          - конструктивное несовершенство  оборудования (5%);

          - отступление от требований проектно-технической  документации (12%);

          - дефекты изготовления оборудования и материалов (16%);

          - дефекты строительно-монтажных  работ (21%);

          - нарушение правил эксплуатации (27%);

          - износ оборудования (11%);

          - внешние природные и техногенные  воздействия (5%).

          Источниками воспламенения газовоздушных смесей на открытых технологических обстановках являются:

          - нагретая до высокой температуры  поверхность технологического оборудования (36.8%);

          - открытый огонь печей (22.8%);

          - электрические искры неисправного оборудования (8.9%);

          - открытый огонь при газоэлектросваричных  работах (8.8%);

          - повышение температуры при трении (7.6%);

          - самовоспламенение продуктов (7.5%);

          - прочие источники (7.6%).

          Наивысший уровень безопасности объектов нефтегазо-переработки может быть достигнут именно на ранних стадиях жизненного цикла (предпроектной, стадий проектирования, изготовление оборудования, строительно- монтажных и пусконаладочных работ). Он закладывается в виде начального (требуемого или желаемого) уровня безопасности объекта, присущего выбранному исходному варианту системы переработки. На начальный уровень накладываются уровни безопасности последующих стадий, которые в зависимости от принятых проектных решений, направленных на повышение безопасности, с одной стороны, и допущенных в ходе проектирования ошибок с другой стороны могут повышать или понижать начальный уровень безопасности.

          Ряд фактов, влияющих на безопасность  объекта, связан с качеством  изготовления комплектующих  объекта и материалов, необходимых для его сооружения. Понижение безопасности объекта вследствие некачественного изготовление комплектующих и материалов сложно учесть в процессе проектирования. Особенно в случае применения новой техники, статистическая информация, об эксплуатации которой осуществляет.

          Ключевыми стадиями с точки  зрения экологической безопасности  объекта являются стадии производства  строительно-монтажных и пусконаладочных  работ. Согласно приведенной выше  статистике большая часть потенциальных аварийных ситуаций «зарождается» еще до ввода опасного объекта в эксплуатацию.

          Основные причины существенного  снижения начального уровня безопасности  объекта на доэксплуатационных  стадиях жизни как правило  следующие:

         - в большинстве случаев формальный  подход к анализу уровня безопасности  и надежности объекта при проектировании;

          - распространение ответственности  за безопасность объекта между  субъектами хозяйственной деятельности  – участниками строительства;

          - заинтересованность проектантов,  изготовителей и поставщиков  оборудования и материалов, строительных  и монтажных организации в  сокрытии дефектов, допущенных по  своей вине;

          - неудовлетворительная координация  действий участников строительства при совместном производстве работ;

          - в ряде случаев отсутствие  у заказчика квалифицированного  персонала по надзору за строительством;

          - производство работ в тяжелых  природно-климатических условиях;

          - недостаточное использование отечественными организациями современных стандартов и методов управления проектами строительства.

          Для минимизации снижения начального  уровня безопасности объекта  в период строительства и ввода  в эксплуатацию необходимы следующие мероприятия:

          - всесторонний анализ уровня  экологической безопасности объекта  при проектировании, что позволить  исключить применение проектных  решений, понижающих безопасность, и представит достоверную информацию  специалистам, ответственным за качество строительства;

          - постадийный мониторинг изменение  начального уровня безопасности  объекта в комплексе с техническими  и организационными мероприятиями  по управлению рисками;

          - привлечение организации, проводящей  независимый технический надзор за соответствием строительно-монтажных работ нормативам по безопасности, что исключит негативного влияние заинтересованных участников строительства на качество строительства и позволит своевременно выявить дефекты и нарушения;

          - привлечение специализированных пуско-наладочных организаций, что позволит выявить «узкие места» данного объекта и обеспечит безаварийный ввод в эксплуатацию;

          - внедрение современных стандартов  и методов управления проектами  строительства, что обеспечит координацию участников строительства при производстве работ, своевременное выполнение процедур контроля качества.

Информация о работе Понятие об экологической безопасности