Понятие, особенности и система источников экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:52, доклад

Описание работы

Охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения являются основными направлениями экологической политики государства. Именно в этих направлениях осуществляется тесное взаимодействие общества и природы, которое составляет сущность и основное предназначение общественных экологических отношений. Экологические отношения в системе взаимодействия "общество - природа" регулируются правом, при помощи которого государство осуществляет экологическую политику.

Файлы: 1 файл

доклад по экологии (инфа).docx

— 39.27 Кб (Скачать файл)

§ 1. Понятие, особенности  и система источников  
экологического права 
 
Охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности населения являются основными направлениями экологической политики государства. Именно в этих направлениях осуществляется тесное взаимодействие общества и природы, которое составляет сущность и основное предназначение общественных экологических отношений. Экологические отношения в системе взаимодействия "общество - природа" регулируются правом, при помощи которого государство осуществляет экологическую политику. 
Роль и значение законодательных актов в регулировании сложных эколого-правовых отношений, возникающих в процессе охраны окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, огромна. 
Общеизвестно, что источниками каждой отрасли права являются нормативно-правовые акты, которые создаются в результате правотворческой деятельности компетентных органов государственной власти или всенародным волеизъявлением. В юридической литературе представлены различные определения, раскрывающие понятия источников экологического права. Источниками экологического права, пишет проф. Петров В.В., признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. 
Подобного определения источников экологического права придерживаются Ерофеев Б.В. и Крассов О.И. 
Наиболее общее определение дает Бринчук М.М. Под источниками экологического права он предлагает признавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. 
Обобщая вышеуказанные определения источников экологического права, можно прийти к выводу, что источники экологического права - это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих экологические отношения, возникающие в системе "общество-природа”. 
От состояния и совершенствования законодательных актов в названных сферах напрямую зависит успешное проведение экологической политики государства. 
Поэтому прежде чем приступить к анализу экологического законодательства, мы считаем необходимым подчеркнуть, что различным аспектам развития и формирования экологического законодательства Республики Узбекистан в юридической литературе посвящен ряд работ. 
В этих работах исследованы теоретические и практические аспекты становления и развития законодательства в области охраны и использования природных ресурсов, очерчены современное состояние и применение природоохранительного и природоресурсового законодательства, высказан ряд предложений по дальнейшему совершенствованию экологического законодательства. 
Безусловно, научные работы юристов-экологов способствуют развитию и дальнейшему укреплению законодательных основ экологической политики государства. Все же актуальным является раскрытие понятий, особенностей, системы и составных частей законодательных актов в этой сфере. 
Каждый нормативно-правовой акт, участвующий в процессе регулирования общественных экологических отношений, должен отвечать следующим требованиям: 
приниматься, утверждаться, санкционироваться компетентным органом государственной власти или управления; 
иметь нормативный (общеобязательный) характер; 
устанавливать конкретные правила и требования, определять права и обязанности участников эколого-правовых отношений; 
иметь обязательные атрибуты: форму, структуру, сроки применения и т.д. 
Принимая во внимание различные мнения ученых о понятии экологического законодательства и предмете правового регулирования экологических отношений, предлагается следующее определение экологического законодательства. Это совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения, возникающих в процессе охраны и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности населения. 
На сегодняшний день для регулирования экологических отношений уже принят огромный массив законодательных актов, которые для осознания и рационального практического применения можно классифицировать по различным юридическим критериям. 
В юридической литературе существуют различные подходы к научной классификации нормативных актов. "Классификация нормативно-правовых актов, - пишет Исламов З.М., - проводится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; по субъектам, их издающим". 
Основываясь на теоретических аспектах классификации нормативных актов и специфических особенностях экологического законодательства, предлагаем следующую классификацию эколого-правовых нормативных актов: 
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы - акты, принимаемые высшим представительным органом власти, и подзаконные акты - акты, принимаемые органами исполнительной власти. 
По основным направлениям экологических отношений: 
законодательство по охране окружающей природной среды; 
законодательство по отдельным природным объектам; 
законодательство по обеспечению экологической безопасности населения. 
По предмету регулирования нормативные акты подразделяются на общие и специальные. 
По объему правовых норм, собранных в одно целое, законодательные акты в сфере экологии подразделяются на кодифицированные и некодифицированные. 
Кодифицированными нормативными актами являются Закон РУз "Об охране природы", Земельный Кодекс РУз и др. Некодифицированные акты - это акты, которые регулируют отдельные вопросы экологических отношений, например, Закон "Об экологической экспертизе", "О метрологии", "О стандартизации", "О радиационной безопасности", "Об отходах" и т.д. 
По масштабу регулирования - это нормативные акты: 
национального масштаба, т.е. экологическое законодательство, действующее на территории Узбекистана; 
регионального уровня, т.е. нормативные акты, регулирующие регионально-территориальные экологические отношения. Например, Соглашение Центральноазиатских республик по проблемам Арала и Приаралья, о совместной охране и использовании рек Амударьи и Сырдарьи и т.д; 
международного масштаба - нормативные акты международного права, ратифицированные Республикой Узбекистан. Например, Конвенции "Об изменении климата", "О биологическом разнообразии", "Об охране озонового слоя" и др. 
Система экологического законодательства строится по горизонтальному и вертикальному принципам. По горизонтали экологическое законодательство включает в себя нормы, имеющие общерегулирующий характер, а также отрасли законодательства, регулирующие земельные, водные, горные, лесные, фаунистические и воздухоохранительные отношения в отдельности. По вертикали же оно состоит из актов, принятых соответствующими республиканскими органами, актов Республики Каракалпакстан и местных органов власти и управления, принимаемых в соответствии с их нормотворческими полномочиями. 
Научной классификации источников экологического права можно подвергнуть и подобное законодательство других стран. Так, например, экологическое законодательство США также имеет сложную систему. По специфическим особенностям правового регулирования оно подразделяется: 
на федеральное законодательство и законодательство штатов; 
на законы и подзаконные акты; 
на нормативные акты, принимаемые законодательной, исполнительной и судебной властями (судебный прецедент); 
по направлениям регулирования экологических отношений - законодательство охраны окружающей среды от загрязнения; обеспечение рационального использования природных ресурсов для целей, не связанных с размещением отходов; заповедная охрана ценных природных объектов и т.д. 
Таким образом, анализ экологического законодательства, как нашей страны, так и других развитых стран, показывает наличие развитой системы эколого-правовых норм, которые призваны регулировать сложную систему экологических отношений. 
Вышеизложенная классификация нормативных актов дает возможность систематизировать акты экологического законодательства, состоящего из следующих частей: 
Конституционные нормы; 
Законы Республики Узбекистан; 
Подзаконные акты органов государственной власти и управления. 
Данная классификация способствует правильной ориентации в системе норм экологического законодательства, упрощенному осознанию основных требований законодательных актов. 
 
 
§ 2. Конституционные основы экологического права 
 
Среди общерегулирующих норм, устанавливающих общие (основные) правила поведения по использованию и охране окружающей природной среды в Узбекистане, особое место занимают нормы Конституции, в которой отражены основные положения экологической стратегии Узбекистана, гарантии обеспечения экологических требований и экологической безопасности населения. 
Действительно, роль и значение конституционных норм в реализации экологической политики огромны. Именно в Основном законе государства закреплены наиболее существенные принципы формирования экологической деятельности государственных органов и общественных организаций, гарантированы экологические права, интересы личности, провозглашены экологические обязанности и ограничения физических и юридических лиц, определены приоритетные направления экологически устойчивого развития общества и т.д. 
Систему конституционных норм в зависимости от характера регулирования общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия общества и природы, условно можно подразделить на две части: 
Общие нормы социально-политического характера; 
Специальные экологические нормы. 
Общие нормы социально-политического характера играют важную роль при формировании демократического правового государства и гражданского общества, определении основных принципов организации деятельности органов государственной власти и управления, гарантировании жизненно важных прав и интересов граждан, укреплении экологического правопорядка и др. 
Ст. 3 Основного закона нашего государства гласит: "Республика Узбекистан определяет национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов государственной власти и управления, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. 
Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы. 
Значение данной нормы заключается в том, что она устанавливает общественно-политические принципы построения независимого, демократического государства и способствует проведению единой экологической политики на национальном и международном уровне. 
В ст.11 Конституции Республики Узбекистан закреплен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, который также очень важен при выработке государственного правового механизма осуществления экологической политики республики. 
"Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека" (ст. 24 Конституции). В данном случае это означает, что на конституционном уровне регламентируются важнейшие права человека в эколого-социальном аспекте, тем самым на органы государства возлагается обязанность обеспечить право граждан на благоприятную окружающую среду. 
Республика Узбекистан 30 сентября 1991 года подписала "Декларацию прав и свобод человека", статья 29 которой гласит: "Человек имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями". 
Эта важнейшая статья лежит в основе всех экологических прав граждан, конкретизированных в специальных законодательных актах, она возлагает на органы государства обязанности обеспечения необходимых условий для их реализации и защиты. 
Раздел пятый Конституции "Организация государственной власти" определяет важнейшие полномочия парламента и правительства в процессе проведения единой экологической политики. 
В частности, в ст.78 Основного Закона регламентированы следующие полномочия парламента, которые играют немаловажную роль в данной сфере: принятие законов, внесение в них изменений и дополнений; определение основных направлений внутренней и внешней политики республики и принятие стратегических государственных программ; установление налогов и других платежей и контроль за его исполнением; ратификация и денонсация международных договоров и соглашений в области экологии и др. Все эти полномочия законодательной палаты и Сената могут иметь экологическое содержание. 
При осуществлении экологической политики основополагающее значение имеют полномочия Президента и Кабинета Министров Республики Узбекистан как часть механизма обеспечения экологически устойчивой жизнедеятельности общества. 
В ст. 93 Конституции закреплены полномочия Президента Республики Узбекистан как главы государства и исполнительной власти, которые, без сомнения, весьма значимы при регулировании экологических отношений. В частности, из содержания данной статьи можно предположить, что Президент выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, в том числе и экологических прав; принимает необходимые социально-экономические меры, направленные на охрану, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности; представляет интересы Узбекистана внутри страны и в международных отношениях при решении глобальных экологических проблем; представляет парламенту кандидатуру председателя Госкомприроды Республики Узбекистан; подписывает законы в области экологии и тем самым берет на свои плечи ответственность за осуществление и исполнение требований этих законодательных актов; вводит чрезвычайное положение, объявляет зону экологического бедствия в случаях экологической катастрофы природно-техногенного характера для обеспечения экологической безопасности населения; издает указы, постановления, распоряжения в сфере экологической политики и др. 
Особенность вышеуказанных конституционных норм общего характера заключается в том, что в них нет прямого специального регламентирования экологических отношений. Они закрепляют общественно-политические, социально-экономические основы правового механизма государства, которые охватывают и экологическую политику государства. 
Интересно обратить внимание на то, что в Конституции США нет положений, содержащих какие-либо требования по охране окружающей среды, равно как нет их и в перечне правового регулирования, составляющего исключительную компетенцию штатов. 
Американские юристы называют высший закон страны "косвенным источником", служащим основополагающей правовой схемой, в рамках которой должны укладываться нормы экологического права. 
Все конституционные нормы США, толкование которых необходимо учитывать при разработке экологического законодательства, можно объединить в 3 большие группы: 
1) нормы, устанавливающие полномочия Конгресса по осуществлению правового регулирования в области охраны окружающей среды; 
2) нормы, ограничивающие эти полномочия; 
3) нормы, формулирующие права граждан, использование которых способно воздействовать на правовое регулирование в области охраны окружающей среды. 
Особую роль в экологическом законодательстве имеет именно судебное толкование конституционных положений, распространяющее их действие фактически на любую область экологических отношений. 
В отличие от Конституции США в Основном Законе нашего государства наряду с нормами социально-политического характера имеются также специальные экологические нормы, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. 
Система специальных экологических норм в Конституции Республики Узбекистан следующая: 
экологические обязанности граждан (ст.50); 
экологические требования, предъявляемые при использовании имущества (ст.54); 
нормы, определяющие принцип осуществления экологической политики государства (ст.55); 
экологические полномочия органов государственной власти на местах (ст.100). 
Итак, согласно ст. 50 Конституции РУз "Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде". Значимость данной нормы заключается в том, что, во-первых, на конституционном уровне закрепляются экологические обязанности граждан, во-вторых, по мнению Жураева Ю.А., "исходя из юридического понятия "окружающая природная среда", можно заключить, что данная норма Конституции устанавливает обязанность граждан не только в отношении охраны природных ресурсов, но и их рационального использования". Такая трактовка данной нормы позволяет сделать следующий вывод: ст. 50 Конституции закрепляет обязанности граждан по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. 
В ст. 54 Основного закона регламентировано, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. Использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства. 
Особенность рассматриваемой нормы состоит в том, что, прежде всего, она регламентирует правомочия собственника, определяющие содержание права собственности, в том числе на природные ресурсы; далее, по гражданскому и хозяйственному законодательству, субъектами права собственности являются физические и юридические лица, а использование имущества субъектами права собственности подразумевается как "производственно-хозяйственная и предпринимательская деятельность физических и юридических лиц". В процессе осуществления производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики "не должен причиняться ущерб экологической среде", т.е. устанавливаются экологические требования к осуществлению этих видов деятельности. 
Основы экологической политики государства закреплены в ст. 55 Конституции Республики Узбекистан: "Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством". 
Данная конституционная норма определяет следующие основные принципы экологической деятельности государства: 
Природные ресурсы республики являются общенациональным богатством, т.е. в юридическом смысле они представляют собой "собственность" народа, от имени которого выступают органы государственной власти и управления в соответствии с предоставленными им законодательством полномочиями. 
Природные ресурсы подлежат рациональному использованию. В экологическом праве под "рациональным" понимается "использование природных ресурсов в строгом соответствии с экологическими нормативами и стандартами". Данная норма в буквальном смысле закрепляет природоохранительные и природоресурсовые отношения в системе "общество - природа". 
Объекты и ресурсы природы охраняются государством. Это означает, что государство берет на себя обязанность защиты режима использования и охраны природных ресурсов и выступает гарантом соблюдения экологических прав и свобод физических и юридических лиц, а также соблюдения экологического правопорядка. 
В ст. 100 Конституции перечислены основные полномочия органов государственной власти на местах. В числе приоритетных направлений деятельности этих представительных органов закреплены полномочия по охране окружающей среды в областном, районном и городском масштабе. 
На наш взгляд, важность и значимость данной нормы заключается в том, что, во-первых, она определяет основные задачи по охране окружающей среды, а во-вторых, возлагает личную ответственность на хокимов всех уровней за соблюдение требований экологического законодательства на подведомственный им территории. 
Анализ конституций различных стран мира показывает, насколько разнообразно регламентируются в них эколого-правовые нормы. 
В Конституциях Албании, Болгарии, Венгрии, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Хорватии, Чехии и Эстонии довольно четко прописаны права и обязанности граждан и государства в области экологии. 
Так, ст.24 Конституции Греции (1975 г.) гласит: "Охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства". 
Конституция Украины (ст. 16) объявляет обязанностью государства обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, сохранение генофонда украинского народа. 
В Австрии действующий Федеральный Конституционный закон (1920 г.) "О всеобъемлющей защите окружающей среды" является свидетельством стремления страны обеспечить комплексную охрану окружающей среды. 
Высшим законом в Германии является Конституция, которая в отличие от правил, определяющих полномочия федеральных и местных властей в области охраны окружающей среды, содержит только одну статью. Это ст.20а Конституции, требующая от государства защищать окружающую природную среду, имея в виду ответственность современников за будущие поколения. 
В Италии задача по охране окружающей среды возложена на государство. Ст. 9 Конституции Италии (1947 г.) гласит: "Республика охраняет природу страны". Правовая основа охраны окружающей среды в Индии представлена конституционными положениями, которые обязывают государство стремиться охранять и улучшать окружающую среду и требовать того же от каждого гражданина Индии. 
Краткий обзор конституционных экологических норм различных стран мира еще раз подтверждает, что определение основных направлений экологической политики в Конституции, их конкретизация в нормативно-правовых актах и четкая правоприменительная культура способствуют экологически устойчивому развитию. 
Необходимо отметить, что углубление социально-экономических преобразований, реформа законодательной власти - образование двухпалатного парламента, совершенствование исполнительной власти - изменение конституционного срока главы государства, формирование основ гражданского общества, либерализация судебно-правовой системы осуществляется во благо человека, его интересов и свобод, где экологические права человека также имеют важнейшее значение. 
Экологическая политика государства во многих странах мира, наравне с политическими, социально-экономическими, культурно-просветительскими сферами общественной жизни, считается одним из приоритетных направлений государственного строительства. 
В Конституции Республики Узбекистан политические, социально-экономические и духовные основы общества закреплены в самостоятельных разделах и определены достаточно конкретно, а основы экологической политики содержатся в нормах различных разделов и изложены в декларативной форме. 
В Конституции нашего государства закрепляются основные экологические права и обязанности, а также принципы охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Механизм же реализации этих норм конкретизируется в экологическом законодательстве. 
 
 
§ 3. Закон как источник экологического права 
 
В юридической литературе, как уже отмечалось, под законодательством понимается совокупность законов и подзаконных актов, в число которых входят указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан. 
Именно поэтому, когда речь идет о законодательстве, главенствующими, доминирующими в этой системе, всегда являются законы государства. Как справедливо отмечает З.М. Исламов, "Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обуславливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, соподчиненность нормативно-правовых актов по отношению друг к другу". Следовательно, среди нормативных актов, обеспечивающих проведение экологической политики государства, законы Республики Узбекистан занимают особое место. 
Закон есть отчасти средство закрепления государственной экологической политики. Поэтому как акт, принимаемый органом представительной ветви государственной власти, он есть выражение воли народа в определении политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Таким образом, народ через своих представителей в законодательных органах имеет возможность определять и активно воздействовать на государственную экологическую политику. 
Анализу основных законов экологического характера, на наш взгляд, должна предшествовать систематизация их с учетом важности в регулировании экологических отношений, так как на сегодняшний день действуют несколько десятков законов, которые в той или иной степени участвуют в этом процессе. 
В литературе уже высказывались мнения по этому поводу. Так, Жураев Ю.А. считает, что законы, регулирующие наиболее общие вопросы природопользования и охраны природы, подразделяются на две группы: первая - специальные, т.е. регулирующие отношения, возникающие в сфере пользования и охраны природных ресурсов, вторая - неспециальные, т.е. законы, относящиеся к другим отраслям законодательства и содержащие общеэкологические нормы. К первой группе общерегулирующих законов относятся Законы Республики "Об охране природы" от 9 декабря 1992 года и "Об охраняемых природных территориях" от 3 декабря 2004 года. Вторая, неспециальная группа общерегулирующих законов включает в себя Законы Республики Узбекистан "О государственном санитарном надзоре" от 3 июня 1992 года, "О стандартизации" от 28 декабря 1993 года, "О сертификации продукции и услуг" от 28 декабря 1993 года, "О защите прав потребителей" от 26 апреля 1996 года. 
Кроме того, существует отдельная группа законов, которые содержат некоторые общерегулирующие экологизированные нормы. К ним относятся Законы Республики Узбекистан "О государственной власти на местах" от 2 сентября 1993 года, "Об органах самоуправления граждан" от 2 сентября 1993 года и др. 
Учитывая роль, значение и специфические особенности законов нашего государства в регулировании экологических отношений, предлагаем их следующую классификацию: 
Головной закон комплексного характера. 
Законы по направлениям экологических отношений: 
законы по охране окружающей природной среды - природоохранные законы; 
законы по использованию природных ресурсов - природоресурсовые законы; 
законы обеспечения экологической безопасности; 
Экологизированные законы других отраслей права; 
Законы экологического правопорядка. 
Значение данной классификации состоит в том, что, во-первых, она построена с учетом количественных и качественных параметров каждого закона в регулировании экологических отношений. Во-вторых, - самое главное - сгруппирована по основным направлениям экологической политики, с учетом ее специфических особенностей. В-третьих, охватывает экологизированные законы других отраслей права, в том числе гражданского, хозяйственного, трудового, финансового, административного, банковского, налогового. В-четвертых, особое место в ней отводится кодифицированным законам, обеспечивающим экологический правопорядок. 
Головной акт, регулирующий комплекс природоохранных и природоресурсовых отношений, - это Закон Республики Узбекистан "Об охране природы" от 9 декабря 1992 г. 
Данный закон содержит общественно-политические, социально-экономические, организационно-правовые механизмы охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Все другие акты экологического законодательства принимаются в строгом соответствии с Конституцией и Законом "Об охране природы" Республики Узбекистан. 
В экологическом праве особое место занимают законы, регулирующие общее вопросы охраны окружающей среды. К ним можно отнести - Законы Республики Узбекистан "Об охраняемых природных территориях", "Об охране атмосферного воздуха", "О стандартизации", "О метрологии", "Об экологической экспертизе", "О государственном санитарном надзоре" и др. 
Необходимо подчеркнуть, что отношения, связанные с охраной и использованием земель, вод, недр, растительного и животного мира и других объектов природы, невозможно отделять друг от друга, но исходя из характера и особенностей правового регулирования их принято подразделять на самостоятельные направления (отрасли). 
Законы, которые регулируют вопросы охраны и использования отдельных природных объектов, в литературе называют природоресурсовыми законами. Природоресурсовые законы - это законы, регулирующие общественные отношения, возникающие по поводу рационального использования отдельных (земля, воды, недра и т.д.) природных ресурсов. К ним относятся: Земельный Кодекс Республики Узбекистан, Законы Республики Узбекистан "О воде и водопользовании", "О недрах", "О лесе" и др. 
Эти законы регулируют общественные отношения по использованию земель, вод, недр, лесов и других природных ресурсов, наряду с требованиями, предъявляемыми к охране указанных объектов. Их потому называют природоресурсовыми, что генеральными линиями этих законов являются разумное извлечение полезных свойств природных ресурсов для удовлетворения жизненно важных потребностей общества при строгом соблюдении правил и требований охранительного характера. 
К числу самостоятельных направлений эколого-правовых отношений относится обеспечение экологической безопасности, которое неразрывно связано с охраной и бережным использованием объектов природы. Но вместе с тем, у него имеются специфические принципы, способы и требования, нацеленные непосредственно на экологическую безопасность системы "общество - природа". Здесь можно назвать Законы Республики Узбекистан "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О безопасности гидротехнических сооружений", "О качестве и безопасности пищевой продукции", "О радиационной безопасности" и др. 
В регулировании сложных всеохватывающих экологических отношений, возникающих в системе "общество - природа", наряду с экологическими законодательными актами, которые приняты для прямого регулирования этих отношений, немаловажную роль играют нормативные акты других отраслей системы права и законодательства. В экологическом праве эти нормативные акты называются "экологизированными", т.к., регулируя общественно-политические, социально-экономические, организационно-технические отношения, они в то же время содержат экологические требования к осуществлению производственно-хозяйственной деятельности. 
К экологизированным актам других отраслей права можно отнести: Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Градостроительный кодекс, Законы Республики Узбекистан "Об аренде", "О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)", "О дехканском хозяйстве", "О фермерском хозяйстве", "О концессиях", "О залоге", "О ветеринарии", "О карантине растений", "О лицензировании" и другие. 
Необходимо отметить, что процесс экологизации, т.е. включения экологических норм и требований в производственно-хозяйственную деятельность, регулируемую соответствующим законодательством, с каждым днем растет. Это способствует увеличению количества и совершенствованию экологизированных нормативных актов. 
Законы экологического правопорядка - это такие кодифицированные нормативно-правовые акты, целью которых является обеспечение соблюдения экологических прав и обязанностей, предупреждение, предотвращение экологических правонарушений, установление санкций за противоправные действия или бездействия. Одним словом, это нормативные акты комплексного характера, выступающие гарантом в регулировании экологических отношений, соблюдении установленных норм экологического правопорядка. К таковым относятся: Уголовный кодекс Республики Узбекистан, Трудовой кодекс, Кодекс Республики Узбекистан "Об административной ответственности". 
Эти кодифицированные акты также важны для осуществления всех направлений экологической политики, т.е охраны природной среды, использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, выступая гарантом соблюдения эколого-правовых норм. 
Такая классификация экологических законов республики позволяет, во-первых, раскрыть суть специальных эколого-правовых актов, направленных на регулирование правовых отношений по основным направлениям взаимодействия общества и природы, во-вторых, содействует интеграции норм и требований других отраслей права при регулировании экологических отношений, тем самым способствуя решению экологических проблем. 
Анализ законодательства об охране окружающей среды зарубежных стран показывает, что система экологического законодательства во всех странах строится с учетом специфики развития общественно-политических и социально-экономических отношений. 
Экологическое законодательство как совокупность нормативных актов, издаваемых законодательными органами и регулирующих общественные отношения в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, не является единственным источником экологического права. 
К примеру, особенность американской правовой системы в целом заключается в том, что она основывается на нескольких источниках - помимо законов, также на нормах прецедентного права и подзаконных актах министерств и ведомств. Но и здесь среди источников экологического права центральным, основополагающим являются законы. 
Современное экологическое право США включает в себя совокупность федеральных законов, законов штатов, объединенных в три большие группы. Это - законы, направленные на: 1) предупреждение загрязнения природной среды; 2) обеспечение рационального использования природных ресурсов для целей, не связанных с размещением отходов; 3) сохранение особо ценных природных объектов. Подобная группировка правовых норм исторически обусловлена, но не носит абсолютного характера. В отдельных случаях в рамках одного и того же закона решаются проблемы как борьбы с загрязнением, так и рационального использования природных ресурсов. 
Во Франции основным нормативным актом в области экологии является Закон "Об охране окружающей среды", принятый 19 июля 1976 года. Он содержит основные принципы охраны окружающей среды, включая положение о значимости международных договоров для развития и формирования экологического законодательства Франции. 
Помимо законов, существует ряд подзаконных нормативных актов, играющих большую роль в обеспечении экологической безопасности. Так, на основе вышеперечисленных законов было разработано большое количество норм для городского и сельского хозяйства с учетом экологических требований. 
В Греции основой экологического законодательства является Закон 1650/1986, определяющий принципы разработки экологической политики. Осуществление этой политики регламентируется также указами Президента и нормативными актами министров. Этот Закон охватывает широкий спектр экологических вопросов, в том числе охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, земли, особо охраняемых природных объектов, утилизацию отходов, ответственность за экологические правонарушения. 
В Республике Корея принят ряд законов по охране окружающей среды, включая закон об основах политики в области охраны природных ресурсов и закон об оценке воздействия на окружающую среду. 
Краткий экскурс в действующее экологическое законодательство зарубежных стран показывает, что, несмотря на специфические особенности законов в области окружающей среды, во многих странах действует комплексный, головной акт, определяющий основные направления и принципы экологической политики этих государств. 
Закон Республики Узбекистан "Об охране природы" устанавливает правовые, экономические и организационные основы сохранения нормальной природной среды, рационального использования природных ресурсов, имеет цель обеспечить сбалансированное гармоничное развитие отношений между человеком и природой, охрану экологических систем, гарантировать права граждан на благоприятную окружающую среду. 
Бесспорно, названный закон является головным, комплексным актом прямого действия, т.к., во-первых, устанавливает нормы и требования охраны и использования природных объектов и ресурсов, во-вторых, все другие акты природоохранительного и природоресурсового законодательства должны соответствовать основным принципам и требованиям данного головного акта, в-третьих, он содержит организационно-правовые, социально-экономические механизмы охраны природной среды. 
Закон Республики Узбекистан "Об охране природы", является первым законодательным актом комплексного характера в условиях обретения независимости. 
После его принятия и до настоящего времени в республике принято более 20 важнейших законов, сотни подзаконных нормативных актов в области охраны природной среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности населения. 
Углубление социально-экономических реформ в условиях рыночных отношений способствует выработке механизмов охраны и рационального использования природных ресурсов. 
Узбекистан, активно сотрудничая с ООН, ОБСЕ в области охраны природной среды, ратифицировал десятки важнейших Конвенций по окружающей среде и устойчивому развитию. Для решения международных, региональных проблем устойчивого экологического развития приняты Концепция и Национальная Стратегия устойчивого развития, Повестка дня на ХХI век, национальные планы действий по окружающей среде, сохранению биологического разнообразия, борьбе с опустыниванием, прекращению использования озоноразрушающих веществ, Стратегия снижения эмиссии парниковых газов и другие. 
Основные принципы и направления механизма действия вышеперечисленных национальных, международно-правовых актов экологического характера должны интегрироваться и найти свое отражение в головном акте нашего государства. 
В условиях огромного массива взаимосвязанных законодательных актов, в той или иной мере затрагивающих отношения экологического характера, возникает проблема их дальнейшей кодификации. 
В юридической литературе под кодификацией понимается деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. 
В процессе кодификации изменяется содержание нормативного акта, т.е. на месте старой нормы создается новая правовая норма, многие нормы излагаются по-новому, устраняются противоречия между нормами, дублирование и некоторые недостатки в праве и т.д. 
Современное состояние законодательной основы экологической политики Республики Узбекистан требует принятия нового консолидирующего головного кодифицированного акта комплексного характера. 
Кодификация экологического законодательства - это сложный законодательный процесс, который основывается на политико-правовых, социально-экономических предпосылках взаимодействия общества и природы и научно-практическом обосновании разработки нормативного акта нового содержания. 
Именно поэтому, мы считаем, что процесс кодификации экологического законодательства должен пройти следующие этапы: 
1 этап - разработка и принятие головного кодифицированного нормативного акта - Закона Республики Узбекистан "Об охране окружающей природной среды". 
2 этап - разработка и принятие Экологического кодекса Республики Узбекистан. 
Первый этап должен охватить 2006-2010 г. - это период формирования эколого-правовых отношений на основе объединения в головной кодифицированный акт законодательных актов в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения. 
С разработкой и принятием закона Республики Узбекистан "Об охране окружающей природной среды" (2006-2008 г.) должны решиться следующие задачи: 
закрепление основных принципов и требований охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности; 
регламентирование социально-экономического механизма природопользования и охраны природной среды; 
оптимизация превентивных мер обеспечения экологической безопасности; 
совершенствование общественно-политических, организационно-правовых механизмов реализации экологических требований; 
формирование эколого-правовой культуры юридических и физических лиц, широкое вовлечение общественности в осуществление общественного экологического контроля; 
повышение эффективности мер юридической ответственности за нарушение экологического законодательства и другие. 
Именно с решением этих задач примерно к 2010 году мы сможем говорить о завершении первого этапа кодификации экологического законодательства. Одним словом, эти задачи способствуют созданию общественно-политических, социально-экономических, организационно-правовых предпосылок и условий для второго этапа кодификации экологического законодательства. 
Второй этап, на наш взгляд, должен начинаться с 2010 года и будет периодом принятия Экологического кодекса Республики Узбекистан, основной целью которого явится комплексное регулирование эколого-правовых отношений. 
Следует отметить, что в последнее время в литературе все чаще высказываются мнения о необходимости разработки и принятия Экологического кодекса Республики Узбекистан. По мнению Ю.А.Жураева, кодифицирование в перспективе экологического законодательства как самостоятельной отрасли планируется на базе расширения ныне существующих общерегулирующих норм земельного, водного, лесного, горного, воздушного, фаунистического законодательства. Разработка и принятие Экологического кодекса будет знаменовать собой новый этап кодификации экологического законодательства. С его принятием должны утратить силу ныне действующие законы и нормативные акты по экологическим вопросам. По своему объему Экологический кодекс будет не меньше Гражданского кодекса. 
По утверждению М.Б.Усманова, Экологический кодекс должен содержать в себе только нормы, регулирующие охрану природных объектов и ресурсов, а отношения, связанные с использованием природных ресурсов, должны регулироваться природоресурсовым законодательством. 
Однозначно, что с принятием Экологического кодекса все законодательные акты, регулирующие отношения охраны и использования природных объектов, ресурсов и обеспечения экологической безопасности, систематизируются в органическом единстве в базовый нормативный акт. 
По данной проблеме высказаны интересные мнения учеными стран СНГ и других зарубежных стран. Анализ юридической литературы показывает, что идея разработки и принятия Экологического кодекса не нова, и она имеет свою историю. Еще в 1979 году в книге "Социализм и охрана окружающей среды" под ред. О.С.Колбасова речь шла о необходимости разработки Экологического кодекса СССР и союзных республик. После распада СССР и обретения независимости во всех суверенных государствах принимаются головные акты экологического характера, которые характеризовались как неофициальные экологические кодексы. Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации принимается Экологический кодекс. В частности, 28 октября 1992 года такой акт принят в Башкортостане. 
По утверждению А.К.Голиченкова, Экологический кодекс - просто еще один новый законодательный акт. Правда, это кодификационный акт новой межотраслевой кодификации, объединяющий все законодательные акты природоохранительного и природоресурсового законодательства в единый нормативный акт. 
В Германии осуществляется проект соединения воедино всех федеральных экологических законов под общим названием "Экологический кодекс". Для этой цели несколько лет тому назад создана комиссия по разработке данного кодекса. 
На основе анализа мнений по поводу разработки и принятия Экологического кодекса, можно сделать следующие выводы: 
Во-первых, Экологический кодекс - это свод законов прямого действия, систематизированный в единый организм, устанавливающий общие и специфические нормы и требования во всех направлениях взаимодействия общества и природы, консолидирующий все институты экологического права для решения экологических проблем. 
Во-вторых, разработка Экологического кодекса - сложный правотворческий процесс, нуждающийся в научно-практическом обосновании и создании необходимых общественно-политических, социально-экономических и организационно-правовых механизмов реализации экологических мер. 
В-третьих, эффективность реализации норм и требований Экологического кодекса будет напрямую зависеть от формирования институтов гражданского общества, широкого участия общественных организаций, органов местного самоуправления граждан в решении экологических проблем. 
 
 
§ 4. Место и значение подзаконных нормативных актов 
в системе источников экологического права 
 
Подзаконные нормативные документы имеют важное значение в системе источников экологического права. Как известно, конституционные нормы и законы Республики Узбекистан определяют общие и специальные принципы экологической политики государства и регулируют сложные эколого-правовые отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения. 
Необходимо отметит, что эколого-правовые отношения возникают в постоянно меняющейся и развивающейся системе "природа - общество". Природные ресурсы неразрывно взаимосвязаны друг с другом и развиваются на основе естественных законов. В процессе регулирования общественных отношений необходимо учитывать естественные закономерности экологических систем, активно внедряя их в общественные законы. Именно поэтому в процессе регулирования эколого-правовых отношений помимо законов государства участвует большая масса нормативных актов подзаконного характера. 
Основная цель и задача подзаконных нормативных актов заключается в обеспечении применения на практике норм конституции и законов, учитывая особенности природных ресурсов, конкретизация основных природоохранных требований,содержащихся в законах. 
Подзаконные нормативные акты в области экологии имеют сложную систему и подразделяются на следующие составные части: 
1) Указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан; 
2) Нормативно-правовые акты (постановления, положения и т.д.) органов государственного управления специальной компетенции; 
3) Нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах. 
Указы, постановления и распоряжения Президента Республики Узбекистан, постановления Кабинета Министров принимаются на основе действующих законов и определяют правила, требования, связанные с охраной окружающей среды и имеют общеобязательное значение в определенных сферах. 
Кроме того, для конкретизации и реализации основных норм и требований законов Республики Узбекистан в области экологии приняты важные нормативные акты подзаконного характера. В их числе: Указ Президента Республики Узбекистан от 24.11.1994 г. "О повышении эффективности использования земель", Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17.08.1996 г. N 255 "Об утверждении Положения о порядке создания и ведения единой системы государственных кадастров в Республике Узбекистан", Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.10.1999 г. N 469 "О программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 1999-2005 годы", Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.04.2000 г. "О регулировании ввоза в Республику Узбекистан и вывоза с ее территории экологически опасной продукции и отходов", Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31.12.2001 г. N 491 "Положение о государственной экологической экспертизе в Республике Узбекистан" и другие. 
Особую роль в системе подзаконных актов играют постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 октября 1999 года за N 469 "О программе по охране окружающей среды Республики Узбекистан" в 1999-2005 г.г., постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 апреля 1998г. за N139 "О национальной стратегии и мерах по сохранению биологического разнообразия Республики Узбекистан", постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2000 года за N 83 "О мерах по сохранению природных богатств Чимгано-чарвакской зоны, по комплексному и последовательному подходу к освоению территории", и множество других решений, постановлений, связанных с охраной и использованием земли, подземных богатств, растительного и животного мира. 
Указы и постановления в этой сфере имеют нормативное значение для министерств, государственных комитетов, учреждений, предприятий, организаций и физических лиц. 
Государственный Комитет Республики Узбекистан по охране природы, Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Государственный Комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, которые считаются специальными полномочными государственными органами управления в сфере экологии, принимают в рамках своих полномочий нормативные документы и определяют экологические требования в области использования природных объектов. 
В частности, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы утверждает экологические нормативы и стандарты, регулирующие охрану земли, подземных богатств, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и порядок их использования, разрабатывает и утверждает положение и уставы, принимает постановления, обязательные для выполнения всем юридическим и физическим лицам. 
В системе экологического законодательства имеют важное значение нормативные документы органов государственной власти на местах. В соответствии со ст. 100 Конституции Республики Узбекистан в системе основных полномочий органов государственной власти на местах является охрана окружающей среды. Эта статья также направлена на укрепление их ответственности в этой сфере. 
В частности, органы государственной власти на местах принимают решения, связанные с охраной окружающей природной среды и рациональным использованием природных ресурсов, и которые имеют общеобязательное значение для всех юридических и физических лиц этой территории. 
Нормативно-правовые акты органов государственной власти на местах способствуют обеспечению норм Конституции и законодательных актов, тем самым приобретают особое значение в системе источников экологического права.


Информация о работе Понятие, особенности и система источников экологического права