Правовая охрана животного мира в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

Атмосфера - газовая оболочка Земли, именно благодаря атмосфере стало возможным зарождение и дальнейшее развитие жизни на нашей планете.
Атмосфера начала образовываться вместе с формированием Земли. В процессе эволюции планеты и по мере приближения ее параметров к современным значениям произошли принципиально качественные изменения ее химического состава и физических свойств.
Значение атмосферы для Земли колоссально - исчезнет атмосфера, исчезнет планета. Но последнее время с экранов телевизоров и динамиков радиоприемников мы все чаще и чаще слышим о проблеме загрязнения атмосферы, о проблеме разрушения озонового экрана, о губительном воздействии солнечной радиации на живые организма и человека в том числе. То тут, то там происходят экологические катастрофа оказывающие в различной степени негативное воздействие на земную атмосферу непосредственно влияя на её газовый состав.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Атмосфера Земли и ее газовый состав, защитные функции атмосферы.
Основные источники загрязнения атмосферы………………………………...4
Правовая охрана животного мира в России …………………………….9
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы........................................................................................16

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Экологическому мененджменту.docx

— 45.74 Кб (Скачать файл)

Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии  природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру  и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические  свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое  экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья  и других материальных ценностей  и поэтому выступает как природный  ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое  культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.

 Животный мир как объект  эколого-правового режима:

Объектом  использования и охраны являются только дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные  рыбы, а также моллюски, насекомые  и др.), обитающие в состоянии  естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или  временно населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также  дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью  животного мира является то, что  он возобновляем, правда, для этого  необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с  охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования  определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет  невозможно. И наоборот, поддержание  условий существования животного  мира, регулирование численности  животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается  преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

Государственное управление эколого-правовым режимом  животного мира:

К областям регулирования отношений  по охране и использованию животного  мира, в соответствии с действующим  законодательством, относятся: распоряжение животным миром; определение общих  мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному  использованию животного мира; установление систем государственного учета животных и их использования и порядка  ведения государственного кадастра животного мира; государственный  контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка  его осуществления; решение других вопросов.

Государственное управление в области эколого-правового  режима пользования животным миром  осуществляется Советом Министров  РФ, местной администрацией, а также  специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию  использования животного мира и  иными государственными органами.

Специально  уполномоченными органами являются:

- по наземным животным и птицам - Главное управление охотничьего  хозяйства и заповедников при  Совете Министров РФ (Главохота РФ),

- по рыбным запасам - министерства  рыбного хозяйства республик,  их органы рыбоохраны.

Функции управления эколого-правовым режимом  пользования животным миром следующие: государственный учет животных и  их использование, государственный  кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной  и использованием животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным миром. Согласно статье 31 Закона, для обеспечения охраны и организации  рационального использования животного  мира проводится государственный учет животных и их использования и  ведется государственный кадастр  животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении  видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования  животных и другие необходимые данные.

На  основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года «О порядке государственного учета  животных и их использования и  государственного кадастра животного  мира», предусматривающего необходимость  обеспечения мероприятий по ведению  государственного учета животных и  их использования с 1986 года, а ведение  государственного кадастра животного  мира с 1988 года, государственный кадастр  животного мира включает данные государственного учета животных и их использования  по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые  для обеспечения охраны животного  мира, планирования, размещения и специализации  охотничьего и рыбного хозяйства  и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных  с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния  животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию численности  отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету и занесению  в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами  охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную  книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством  здравоохранения РФ, а также находящиеся  на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного кадастра животного  мира признаны также необходимые  им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной  органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в  первую очередь кормами.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей  обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также  гражданами обязанностей по охране животного  мира, соблюдение установленного порядка  пользования животным миром и  иных правил, установленным законодательством, об охране и использовании животного  мира.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а  также специально уполномоченными  на то органами.

Наряду  с государственным контролем  осуществляется также ведомственный  контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в  ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами  животного мира. Функции государственного контроля выполняет Государственная  охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана. Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям, районам.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно  с государственными органами контроль за охраной и использованием животного  мира производится и обществами охотников  и рыболовов, общественными инспекциями  по охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.

Виды  права пользования животным миром:

Правовой  основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон РСФСР «Об охране и использовании  животного мира», а также охотничье  и рыболовное законодательство.

Пользователями  животного мира (ст. 10 Закона) могут  быть государственные, кооперативные  и другие общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие  виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание  беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты  и рыболовства); в научных, культурно-просвятительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) - промысловое добывание диких  зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года «Об  улучшении ведения охотничьего  хозяйства» право на охоту имеют  все граждане, являющиеся членами  общества охотников, сдающие испытания  по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право  пользования охотничьем оружием, путевку  на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и  количества зверей и птиц.

Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество «Динамо», которые  наделены правом выдачи охотничьих билетов  и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.

При промысловой охоте такими документами  являются план-наряд на отстрел определенного  вида промысловых животных или договор  с охотопромысловым хозяйством на отстрел  животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.

Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской  охоты производится по разрешениям  органов охраны животного мира и  платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.

Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и  морских млекопитающих, а также  любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном  порядке.

Все водоемы, которые используются или  могут быть использованы для промысловой  добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства  рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.

Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам  бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство  организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание  животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством  устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми  специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию  использования животного мира, а  также перечни тех видов, добывание  которых запрещается.

В соответствии со ст. 16 Закона допускается  использование полезных свойств  жизнедеятельности животных без  изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование  животных в целях получения продуктов  их жизнедеятельности допускается  без изъятия животных, а также  без их уничтожения и без нарушения  Среды их обитания.

Среди оснований прекращения права  пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока  пользования; возникновение необходимости  изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено  право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию  животного мира.

Правовая  охрана животного мира:

Основные  требования, которые должны соблюдаться  при планировании и осуществлении  мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние  животного мира, зафиксированы в  ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии  естественной свободы; охрана Среды  обитания, условий размножения и  путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ  животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство  животного мира; регулирование численности  животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее  требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия  по регулированию численности отдельных  видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность  Среды обитания животных.

Информация о работе Правовая охрана животного мира в России