Предмет и задачи экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 11:38, лекция

Описание работы

Наиболее распространенным определением экологии как научной дисциплины является следующее: экология ¾ наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимоотношения между организмами и средой их обитания. Термин «экология» (от греч. «ойкос» ¾дом, жилище и «логос» ¾ учение) был впервые введен в биологическую науку немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Изначально экология и развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками ¾ химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.

Файлы: 1 файл

Раздел I.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Значение экологического образования

 

Экологическое образование  не только дает научные знания из области  экологии, но и является важным звеном экологического воспитания будущих  специалистов. Это предполагает привитие им высокой экологической культуры, способности бережного отношения к природным богатствам и др. Иными словами, у специалистов, в нашем случае инженерно-технического профиля, должно сформироваться новое экологическое сознание и мышление, суть которого в том, что человек ¾ часть природы и сохранение природы ¾ это сохранение полноценной жизни человека.

Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась  мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные  производительные силы, чтобы они смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг.: «Поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».

В настоящее время  стихийное развитие взаимоотношений  с природой представляет опасность  для существования не только отдельных  объектов, территорий стран и т. п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с  живой природой происхождением, материальными  и духовными потребностями, но, в  отличие от других организмов, эти  связи приняли такие масштабы и формы, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы.

Человек, благодаря данному  ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, стремится быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т. п. Поэтому, человек прежде всего отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т. е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, ¾ «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное  развитие событий могут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере, большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом.

Экологические знания позволяют  осознать всю пагубность войны и  распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель отдельных людей и даже цивилизаций, потому что это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого ¾ это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.

Но было бы несправедливо  строить всю экологию «вокруг» только человека. Уничтожение природной  среды влечет за собой пагубные последствия  для жизни человека. Экологические  знания позволяют ему понять, что человек и природа ¾ единое целое и представления о господстве его над природой довольно призрачны и примитивны.

Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения  к окружающей его среде жизни. Он будет бороться против экологического варварства, а если в нашей стране таких людей станет большинство, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации, преобразуя и совершенствуя саму цивилизацию, находя наилучшие «экологически чистые» варианты взаимоотношения природы и общества.

В России, странах СНГ  уделяется большое внимание экологическому образованию. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ принят Рекомендательный законодательный акт об экологическом образовании населения (1996) и другие документы, в том числе и Концепция экологического образования.

Экологическое образование, как указывается в преамбуле  Концепции, предназначено развить  и закрепить более совершенные  стереотипы поведения людей, направленного на:

1) экономию природных ресурсов;

2) предотвращение неоправданного загрязнения окружающей среды;

3) повсеместное сохранение естественных экосистем;

4) уважение к принимаемым международным  сообществом нормам поведения и сосуществования;

5) формирование сознательной готовности  к активному личному участию  в осуществляемых природоохранных  мероприятиях и посильной их  финансовой поддержке;

6) содействие проведению совместных  природоохранных действий и осуществлению  единой экологической политики в СНГ.

В настоящее время нарушение  экологических законов можно  остановить, только подняв на должную  высоту экологическую культуру каждого члена общества, а это возможно сделать, прежде всего, через образование, через изучение основ экологии, что особенно важно для специалистов в области наук технического направления, в первую очередь для инженеров-строителей, инженеров в области химии, нефтехимии, металлургии, машиностроения, пищевой и добывающей промышленности и т. д. Настоящий учебник и предназначен для широкого круга студентов, обучающихся по техническим направлениям и специальностям вузов. По замыслу авторов он должен дать основные представления по главным направлениям теоретической и прикладной экологии и заложить основы экологической культуры будущего специалиста, основанной на глубоком понимании высшей ценности ¾ гармоничного развития человека и природы.


Информация о работе Предмет и задачи экологии