Предмет социальной экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 00:10, лекция

Описание работы

Предмет и основные направления современной экологии. Связь экологии с другими науками.
Этапы развития экологии как науки.
Предмет и задачи социальной экологии. Социальная экология в системе наук.
Принципы и законы социальной экологии.

Файлы: 1 файл

СЭ.docx

— 19.55 Кб (Скачать файл)

Вопрос 1. Предмет и основные направления современной экологии. Связь экологии с другими науками.

Экологию можно считать единой биосоциальной или социально-биологической наукой, так как в ее предмет изучения вошли взаимодействие надорганизменных систем различного иерархического уровня друг с другом и с окружающей средой. Важнейшими направлениями современной экологической науки являются экология человека и социальная экология.

Антропоэкология (экология человека) изучает взаимодействия человека как биосоциального существа со  сложным многокомпонентным окружающим миром, с постепенно усложняющейся динамической средой обитания.

Экология человека рассматривает биосферу как экологическую нишу человечества, изучая природные, социальные и экономические условия как факторы среды обитания человека, обеспечивающие его нормальное развитие и воспроизводство.

Социальная экология (социоэкология) – наука, изучающая взаимоотношения в системе общество – природа, влияние окружающей среды на общество. Главная цель социальной экологии – это сохранение равновесия системы «человек- окружающая среда». Человек выступает в этом случае в качестве социума, поэтому предмет социальной экологии – это крупные контингенты людей, распадающиеся на отдельные группы в зависимости от своего социального статуса, рода занятий, возраста.

Социальная экология рассматривает биосферу Земли как экологическую нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа – общество».

Одним из направлений, связанных с социальной экологией, является прикладная экология, разрабатывающая нормы использования природных ресурсов и среды жизни, устанавливающая допустимые нагрузки на них и определяющая формы управления экосистемами.

Вопрос 2. Этапы развития экологии как науки.

Социальная экология возникла под влиянием биоэкологии (общей экологии). В развитии экологии можно выделить несколько этапов:

1-й этап – изучение среды  обитания отдельных видов (1870 – 1887 гг.);

2-й этап – изучение экосистемы (этот термин впервые ввел А. Тенсли в 1935 г.);

3-й этап – изучение взаимоотношений  экосистем (1950 г.);

4-й этап – изучение биосферы (это учение было разработано  Вернадским В.И. на рубеже XIX и XX вв.);

5-й этап – изучение места  человека в биосфере (современный  этап).

Становление и развитие экологии как науки началось с изучения среды обитания отдельных видов, а в настоящее время границы изучения ее расширяются. Среди естественных наук экология впервые включает в свое содержание интересы человека, вопросы улучшения условий жизнедеятельности людей, проблемы влияния человеческой деятельности на окружающую среду, включая изучение мотивов и закономерностей этой деятельности.

 

Вопрос 3. Предемет и задачи социальной экологии. Социальная экология в системе наук.

Предметом изучения социальной экологии является выявление отношений в системе «общество – человек – техника – природная среда» (Комаров В.Д., 1990). В этой системе все элементы взаимосвязаны между собой и обуславливают ее неизменность и структуру.

Социальная экология решает следующие задачи:

-анализ природной среды (соц.эк. рассматривает землю как единое условие для существования человека)

- раскрывает воздействие  человека на природные экосистемы

- решает вопросы управления  человека в природе

Социальная экология вносит определенный вклад в область научного познания.

Соц.эк.- комплексная наука, изучающая взаимоотношения общества и природной среды с целью формирования определенной стратегии общества.

Социальная экология тесно связана с делографией, экономикой, и юриспруденцией.

Соц.эк. для исследований использует экологический мониторинг.

Экологический мониторинг- система регулярных наблюдений,   проводится оценка параметров окр.среды и прогнозирования.

Объектами эк.мониторинга явл.:

  1. Природные экосистемы
  2. Антропогенные экосистемы

 

Вопрос 4. Принципы и законы социальной экологии.

Социальная экология учитывает ряд научных принципов и законов, которые позаимствованы из физики и химии и сформулированы экологами – В.И. Вернадский, Н.Ф. Реймерс, Б. Коммонер.

К принципам социальной экологии можно отнести (Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И., 1996):

1. Человечество, как и любая  популяция, не может расти беспредельно.

2. Общество в своем развитии  должно учитывать меру биосферных  явлений.

3. Устойчивое развитие  общества зависит от своевременности  перехода к альтернативным ресурсам  и технологиям.

4. Любая преобразующая  деятельность общества должна  основываться на экологическом  прогнозе.

5. Освоение природы не  должно уменьшать разнообразия  биосферы и ухудшать качество  жизни людей.

6. Устойчивое развитие  цивилизации зависит от нравственных  качеств людей.

7. Каждый несет ответственность  за свои действия перед будущим.

8. Надо мыслить глобально, действовать локально.

9. Единство природы обязывает  человечество к сотрудничеству.

 

Социальная экология выявила социоприродные законы, отражающие единство общества и природы. Закон – это необходимое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и в обществе. Опираясь на такие законы, общество сможет решать вопросы взаимосвязанные экологического и социально-экономического развития.

В 1974 году американский биолог Барри Коммонер сформулировал четыре основных закона экологии:

1. Все взаимосвязано со всем.

2. Все должно куда-то деваться.

3. Природа знает лучше.

4. Ничто не дается даром.

Эти законы должны учитываться при рациональном природопользовании и вообще при любой деятельности человека на Земле и в Космосе.

Английский философ Герберт Спенсер (1820-1903) писал: «Никакие законы человеческие не могут иметь действительного значения, если они противны законам природы». Следовательно, синтез природного и общественного, если людям удается его реализовать, станет характерной чертой цивилизации.

 

 

 

Вопрос 5. Взаимосвязь систем: «человек – техника», «человек – культура», «человек – природа».

Весь комплекс глобальных проблем можно сгруппировать вокруг трех оснований, означающих способ существования человека в мире. Это взаимосвязи «человек – техника», «человек – культура» и «человек – природа». В каждой системе взаимосвязей по-своему проявляется опасность, грозящая человечеству. Так, в системе «человек – техника» таится угроза уничтожения человечества в результате ядерной войны. В то же время неоднозначен путь и труден прогноз будущего развития техники при переходе ее на принципы самосовершенствования и самообучения[1].

Система «человек – культура» затрагивает сущностные характеристики человека. Опасность сокращения культурного поля грозит всем. И эта опасность осознается прогрессивными людьми в разных странах независимо от уровня развития этих стран. К тревогам американского писателя и гвинейского поэта присоединяется и голос Андрея Вознесенского, обеспокоенного оскудением культурной среды, считающего, что «равной опасности подвергается и внешняя, и внутренняя духовная среда: в крахе любой из них погибнет и другая»[2].

Антагонистичность системы «человек – природа» сложилась как закономерный результат развития исторически определенного способа производства и надстроенной на нем общественной структуры.

Вопрос 6. Естественные и социальные системы, их характеристика.

Экосистемы могут быть естественными и социальными. К естеств.относятся: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера, растения, животные, микроорганизмы.

Для них характерны:

- Органические  системы т к поддерживают существующее  состояние материи.

- системы  циркуляции

- стабильные  и открытые естественные системы.

Ест. Системы являются основой для формирования экосистемы.

Социальные системы по своим свойствам отличаются от естественных систем:

- они созданы человеком  в соответствии с определенными  потребностями и целями;

- их структура, организация  в ходе истории меняется;

- состоят из особой  социальной формы материи (а не  из организмов, как естественные  системы);

- закрытые системы (не  принимают посторонние элементы, если для них не предусмотрено  определенное место в системе);

- частичные (не могут существовать  как самостоятельные, а живут  за счет окружающих их систем);

- функциональные (созданы  для реализации какой-либо функции).

Таким образом здоровье человека напрямую свзано под воздействием подсистем социальных и естественных.

 

Вопрос 7. Метод социальной экологии.

Каждая наука в своих исследованиях пользуется общими и специальными методами. Метод– способ построения и обоснования знания. Социальная экология – относительно молодая наука, ее метод окончательно не сформирован. Она использует методы естественных и общественных наук. Метод социальной экологии определяется объективными закономерностями, составляющими суть предмета ее исследования. На основе этого социальная экология выработала общий подход для решения множества теоретических проблем. Сюда можно отнести такие проблемы как системное понимание мира; экологический кризис; кризис человеческого бытия в современном мире; индустриализм, ориентированный на прибыль как причина экологического кризиса; преодоление экологического кризиса – предпосылка цивилизованного развития; глобальность экологических проблем; всеобщая ответственность за их решение (Маркович Д.Ж., 1996).

В методологическом аппарате социальной экологии выделяют три основных группы методов: информационные, математические, нормативно-технологические. Информационные методы делятся на социологические и биосферологические. Математические методы опираются на результаты информационных исследований и строят прогностические модели взаимоотношений человека и природы. Нормативно-технологические методы предназначены для изменения технологической основы антропологической деятельности и для разработки новых принципов отношений  человеческого сообщества к природному окружению.

 Вопрос 8. Понятие и элементы окружающей среды.


Информация о работе Предмет социальной экологии