Принципы выделения водоохранных зон в Москве. Влияние загрязнения поверхностных водных источников на здоровье человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:26, реферат

Описание работы

Вода и жизнь - понятия неразделимые. Существование биосферы и человека всегда было основано на использовании воды. Человечество постоянно стремилось к увеличению водопотребления, оказывая на гидросферу огромное многостороннее воздействие. На протяжении всей своей истории люди использовали поверхностные воды (реки, озера) для своих хозяйственных нужд. Это не приносило существенного вреда, так как сама природа обеспечивала самоочищение водоемов. В XX в. ситуация кардинально изменилась. Урбанизация, промышленный рост и развитие сельского хозяйства явились причинами загрязнения рек и озер во всем мире.

Содержание работы

Введение
1. Водоохранная зона и прибрежные защитные полосы
2. Ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос в Российской Федерации
3. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в Российской Федерации
4. Водоохранные зоны в г.Москве. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, государственный контроль.
5. Ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных
полос в г. Москва
6. Планы по улучшению водоохранных зон в г. Москва
7. История загрязнения поверхностных вод в России
8. Основные виды загрязнения поверхностных водных источников.
9. Основные источники загрязнения поверхностных вод
10. Влияние загрязненных поверхностных водоемов на здоровье человека
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Принципы выделения водоохранных зон в Москве. Влияние загрязнения поверхностных водных источников на здоровье человека..docx

— 41.59 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Водоохранная зона и прибрежные защитные полосы

2. Ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос в Российской Федерации

3. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в Российской Федерации

4. Водоохранные зоны в г.Москве. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, государственный контроль.

5. Ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных

полос в г. Москва

6. Планы по улучшению водоохранных зон в г. Москва

7. История загрязнения поверхностных вод в России

8. Основные виды загрязнения поверхностных водных источников.

9. Основные источники загрязнения поверхностных вод

10. Влияние загрязненных поверхностных водоемов на здоровье человека

Заключение 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Введение

 

Вода и жизнь - понятия  неразделимые. Существование биосферы и человека всегда было основано на использовании воды. Человечество постоянно  стремилось к увеличению водопотребления, оказывая на гидросферу огромное многостороннее воздействие. На протяжении всей своей истории люди использовали поверхностные воды (реки, озера) для своих хозяйственных нужд. Это не приносило существенного вреда, так как сама природа обеспечивала самоочищение водоемов. В XX в. ситуация кардинально изменилась. Урбанизация, промышленный рост и развитие сельского хозяйства явились причинами загрязнения рек и озер во всем мире.

На нынешнем этапе развития техносферы, когда в мире в большей степени возрастает воздействие человека на гидросферу, а природные системы в значительной степени утратили свои защитные свойства, очевидно необходимы новые подходы, экологолизации мышления, «осознание реальностей и тенденций, появившихся в мире в отношении природы в целом и ее составляющих». В полной мере это относится к осознанию такого страшного зла, каким является в наше время загрязнение и истощение вод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Водоохранная зона и прибрежные защитные полосы

 

Водоохранная зона — территория, которая примыкает к береговой линии моря, реки, ручья, канала, озера, водохранилища и на которой устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водного объекта и истощения его вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

 

Прибрежные защитные полосы — территории, которые устанавливаются в границах водоохранных зон, примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности

В определении водоохранной зоны называются четыре признака. Указание на то, что водоохранные зоны — это территории, которые примыкают к береговым линиям водных объектов, говорит о том, что граница поверхностного водного объекта является и границей водоохранной зоны, а сам водный объект не входит в состав зоны.

В определении перечисляются поверхностные водные объекты, для которых устанавливаются водоохранные зоны: это — моря или их отдельные части; водотоки, озера и водохранилища. Из перечисления следует, для каких поверхностных водных объектов водоохранные зоны не устанавливаются: для прудов, обводнённых карьеров, болот, родников и гейзеров, ледников и снежников.

 

 

2. Ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос в Российской Федерации

 

 

В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных  вод для удобрения почв;

2) размещение кладбищ,  скотомогильников, мест захоронения  отходов производства и потребления,  радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых  веществ;

3) осуществление авиационных  мер по борьбе с вредителями  и болезнями растений;

4) движение и стоянка  транспортных средств (кроме специальных  транспортных средств), за исключением  их движения по дорогам и  стоянки на дорогах и в специально  оборудованных местах, имеющих твердое  покрытие;

дополнительно в границах прибрежных защитных полос запрещаются:

5) распашка земель;

6) размещение отвалов  размываемых грунтов;

7) выпас сельскохозяйственных  животных и организация для  них летних лагерей, ванн.

Правовой режим водоохранных зон и прибрежных защитных полос направлен, прежде всего, на ограничение сельскохозяйственной деятельности, допуская из сельскохозяйственных угодий только размещение сенокосов.

Объём применимости правового  режима водоохранных зон и прибрежных защитных полос по регионам России различен. Причина здесь в том, что в регионе может не осуществляться тот вид деятельности, ограничивать который призван правовой режим водоохранных зон.

Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос

Размеры водоохранных зон зависят только от двух факторов: во-первых, от длины водотока от истока до устья, а для озёр — от их площади; во-вторых, от сточности (проточности) озёрно-речных систем на болотных массивах.

 

 

3. Определение  границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в Российской Федерации

 

 

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос могут совпадать, либо первые включают вторые. Не может быть, чтобы для какого-либо водного объекта была установлена водоохранная зона и не установлена прибрежная защитная полоса, и наоборот.

Действующий Водный кодекс установил фиксированные размеры  водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров — 30, 40, 50 метров (водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой);

2) от десяти до пятидесяти  километров — в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров  и более — в размере двухсот метров.

Установлены четыре градации водоохранной зоны для озёр и водохранилищ: 30, 40, 50 и 200 метров; для морей — 500 метров.

Размеры прибрежных защитных полос устанавливаются в зависимости  от одного фактора, от уклона берега водного  объекта. Градации ширины прибрежных защитных полос: 30, 40, 50 метров — для водных объектов и, дополнительно, 200 метров — для имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение озёр и водохранилищ.

Других размеров водоохранных зон и прибрежных защитных полос не предусмотрено.

 

 

4. Водоохранные зоны в г.Москве. Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, государственный контроль.

 

 

Водоохранные зоны в г.Москве устанавливаются как на незастроенных, так и на застроенных территориях.

Минимальные размеры водоохранных зон устанавливаются в соответствии с Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от23.11.96 № 1404, для рек г.Москвы в зависимости от протяженности водотока:

Москва - 400м;

Яуза, Сетунь, Городня, Ичка, Лихоборка, Очаковка, Пономарка, Раменка, Серебрянка, Сходня, Чермянка, Чертановка - 100 м;

для прочих водотоков - 50 м.

Для истоков рек, имеющих открытое русло, минимальный размер водоохранной зоны устанавливается - 50 м.

Для озер и водохранилищ минимальный размер водоохранных зон составляет при площади акваторий до 2 кв.км - 300 м, от 2 кв.км и более - 500 м.

Для поверхностных водоемов с площадью акваторий менее 5 га минимальный размер водоохранных зон составляет 50 м.

Для водоемов с большей площадью акваторий - 100 м.

Для прудов, имеющих природоохранное и историко-культурное, рекреационное значение, независимо от размеров и места в гидрографической сети, минимальный размер водоохранной зоны составляет 100 м.

 

Границы водоохранных зон устанавливаются исходя из гидрогеологических, геоморфологических, почвенных и других условий с учетом минимальных размеров водоохранных зон.

Территории Природного комплекса, приуроченные к речным долинам и придолинным участкам, включаются в водоохранные зоны.

На застроенных территориях  минимальные размеры водоохранных зон водотоков, за исключением тех, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, не нормируются, а устанавливаются в процессе проектирования.

При этом границы водоохранных зон устанавливаются с учетом экологической ситуации и архитектурно-планировочной организации территории: размещения поверхностей ствердым покрытием, условий отведения и очистки поверхностного стока, расположения дорожно-транспортной сети, рекреационного значения территории и других условий.

Для участков рек, заключенных  в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются, а устанавливаются зоны технического обслуживания коллектора.

Прибрежная защитная полоса устанавливается для водотоков  в открытом русле, а также всех водоемов независимо от их происхождения.

Ширина прибрежных защитных полос водных объектов устанавливается  в зависимости от обустройства прибрежной полосы, топографических условий  и характера растительного покрова  территорий.

Минимальная ширина прибрежных защитных полос для рек, прудов, озер и водохранилищ устанавливается  следующая: на участках русла, не имеющих  обустроенных набережных для рек: Москвы - 100 м, Яузы - 50 м, остальных - 35 м; для  обустроенных участков водоемов и водотоков - 25 м от уреза воды.

Для водных объектов, имеющих  набережную, при наличии ливневой канализации граница прибрежной защитной полосы совмещается с парапетом  набережной, внешней кромкой газона или тротуара.

Границы водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос являются линиями градостроительного регулирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Положением о порядке установления линий градостроительного регулирования в г. Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 05.05.98 N343.

 

Границы водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос устанавливаются на основании проектных предложений, получивших положительное заключение Государственной экологической экспертизы.

Изменение или отмена утвержденных границ водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос осуществляется на основании решения Государственной экологической экспертизы, принимаемого по результатам рассмотрения обоснования корректировки границ.

 

Разработка документации, определяющей развитие территорий водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, производится поэтапно:

-градостроительная документация (проект планировки);

- проектная документация(ТЭО (проект), рабочий проект).

Градостроительная документация может разрабатываться как для  всей территории водоохранной зоны водного объекта в составе единого проекта планировки, так и для ее участков в составе проектов планировки для территорий г. Москвы: Природного комплекса, жилых, производственных.

Проектная документация разрабатывается  на основании согласованной и  утвержденной  в установленном  порядке градостроительной документации, имеющей положительное заключение Государственной экологической  экспертизы.

 

 

Государственный контроль за соблюдением порядка установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, режима хозяйственной и иной деятельности в их пределах, а также за использованием этих территорий возлагается на органы исполнительной власти г. Москвы, Государственный комитет по охране окружающей среды г. Москвы, Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Москве, Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, Управление жилищно-коммунального хозяйства и Московский земельный комитет.

Водоохранная зона источников питьевого водоснабжения Москвы является особо охраняемой территорией. Ее границы определяются на карте, а в натуре отмечаются особыми знаками.

Согласно федеральному и  московскому экологическому законодательству водоохранные зоны следует избавить от складов, гаражей, мастерских и пр. Но для этого необходимо определить четкие границы водоохранных зон, чего пока не сделано. У городских властей на это нет полномочий, вести работу должна федеральная структура – Московско-Окское бассейновое управление. Эта организация уже составила смету работ, но денег на воплощение у нее нет и не предвидится. Поэтому нет законных оснований требовать от предпринимателей, чтобы они передвинули свои предприятия или убрали с берегов дебаркадеры.

Кроме того, Министерство окружающей среды Московской области неохотно сотрудничало со своими московскими коллегами и не принимало мер к предприятиям, сбрасывающим в реки свои канализационные стоки. Теперь же, после его упразднения, положение, по-видимому, еще больше осложнится.

 

 

5. Ограничения хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных

полос в г. Москва

 

 

В пределахводоохранных зон, независимо от формы реализации прав на земельные участки и ихсуществующего функционального использования, запрещается:

- заправкатопливом, мойка и ремонт автомобилей, других машин и механизмов;

- размещениегаражей, в т.ч. металлических тентов типа "ракушки","пенал", и постоянных коллективных и индивидуальных стоянокавтотранспортных средств.

Информация о работе Принципы выделения водоохранных зон в Москве. Влияние загрязнения поверхностных водных источников на здоровье человека