Природа – как средство развития наблюдений и наблюдательности у дошкольников в одной из возрастных групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:09, контрольная работа

Описание работы

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность — это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.
В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы.

Содержание работы

1. Понятие «наблюдение» и «наблюдательность».
2. Роль наблюдений в природе в развитии наблюдательности и любознательности детей.
3. Содержание наблюдений в природе в разных возрастных группах. Содержание циклических наблюдений.
4. Методика организации наблюдений за предметами и явлениями природы (включить и методику циклических наблюдений).
5. Особенности развития наблюдательности и умения наблюдать у детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

контрольная по экологии.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

Циклическая организация  наблюдений за стационарными объектами  природы, предложенная С.Н. Николаевой8 
Цикл — это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте — его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни.  
Цикл наблюдений как организационно-методическая форма педагогического процесса имеет ряд достоинств:

  •  
    в нем осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение;
  •  
    каждое последующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления;
  •  
    протяженность во времени — распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок (многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1—3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему);
  •  
    проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной. 
    В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников). 
    В приведенном цикле комплекс наблюдений охватывает разные стороны жизни и поведения золотой рыбки. Весь цикл — это сумма элементарных экологических знаний об отдельно взятом водном обитателе. В нем представлены его жизнь в привычной среде и морфофункциональная приспособленность к ней. В цикле показана средообразующая роль человека: как он заботится об условиях жизни рыбки, поддерживает среду ее обитания в хорошем состоянии. Очень важно, что эти знания дети получают маленькими «порциями», постепенно увеличивая общий объем. Важно также, что дошкольники получают знания самостоятельно, чувственным путем, что обеспечивается соответствующей организацией и ру-ководством педагога. 
     
    Цикл проводится в течение длительного времени — на неделю планируется одно — два наблюдения. Таким образом, представленный цикл из 8 наблюдений может быть реализован в практике работы с детьми старших групп за 1,5 — 2 месяца. Такое, достаточно длительное, общение дошкольников с обитателями аквариума способствует развитию у них интереса к данному объекту природы. 
     
    Цикл наблюдений — удобная форма организации педагогического процесса. Его составление и разработка — это творческое дело педагога: цикл можно спланировать по-разному (короче, длиннее, включить в него самые различные моменты и ситуации), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы: например, в аквариуме живут две разные золотые рыбки, или золотая рыбка живет вместе с другими видами рыб, или в аквариуме не золотые, а другие рыбки, — во всех случаях циклы наблюдений за ними будут иметь свои особенности.  
    По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляется отдельный цикл наблюдений — дети должны знать и любить тех питомцев, которые являются их постоянными соседями. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира — комнатным растениям, деревьям, ели и березе (рябине, каштану, яблоне и т.д.), растущим на участке ДОУ, первоцветам, а также зимующим птицам, часто встречающимся насекомым.  
    В качестве примера рассмотрим цикл наблюдений за золотой рыбкой в аквариуме (безотносительно возраста дошкольников). 
    Наблюдение 1. Кто живет в аквариуме? 
    Цель. Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от его восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней. 
     
    Наблюдение 2. В каких условиях живет рыбка? 
    Цель. Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство); вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух — рыбке легко дышать; на дне аквариума песок и камни, растения. Показать, что золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет. 
     
    Наблюдение 3. Что и как ест рыбка? 
    Цель. Показать сухой рыбий корм (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать способ кормления рыбки, кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть. 
     
    Наблюдение 4. Что есть у рыбки? 
    Цель. Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца — голова, с другого — хвост, вверху туловища спина, внизу — брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом. 
     
    Наблюдение 5. Рыбка живая — о ней надо заботиться. 
    Цель. Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть и может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.  
     
    Наблюдение 6. Как рыбка плавает? 
    Цель. Научить наблюдать за поведением рыбки — способом ее передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству — вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием) и быстро, поворачивается всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое, вытянутое и обтекаемое тело, плавники и хвост, при этом ее спинка всегда бывает вверху, а брюшко внизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, значит, она плохо себя чувствует, заболела, ее надо лечить, ей надо сочувствовать.  
     
    Наблюдение 7. Как рыбка отдыхает? 
    Цель. Познакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, научить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, поэтому нуждается в отдыхе. Она спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды — возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.  
     
    Наблюдение 8. Аквариум с золотой рыбкой — это красиво.  
    Цель. Научить, на примере аквариума, замечать красоту природы — любоваться обликом хорошо оформленного, чистого искусственного водоема, красивым расположением водных растений, камней и коряг, крупной и ярко окрашенной рыбкой, которая хорошо себя чувствует, уверенно плавает и красиво шевелит вуалеподобными плавниками. Человеку приятно смотреть на такой аквариум: он радуется, успокаивается, его глаза отдыхают

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №5. Особенности развития наблюдательности и умения наблюдать у детей  дошкольного возраста.

Детей в средней группе приучаю самостоятельно ухаживать  за растениями. Дети под  руководством проверяют, нуждается ли растение в поливке, если нуждается, то поливают его, опрыскивают и обтирают листья.  
 
Дети среди растений находят цветущие; называют и показывают части растения: стебель, листья, цветы. Я показала на картинке корень растения и объяснила, что корень у растения в земле, мы его не видим. Учила детей любоваться красотой растений, сравнивать растения: «Посмотрите, какое чудесное растение!» (Дети несколько секунд рассматривают, любуются.) Затем обращаю внимание детей на длинные стебли, большие красивые листья у пятнистой бегонии. «На листочках –лодочках светлые пятнышки. Эту красавицу так и зовут – бегония пятнистая. Давайте скажем ласково «бегония пятнистая». Ещё раз с детьми любуемся красотой растения. Затем выставляю рядом другое растение - бегонию вечноцветущую – и обращаюсь к детям: «А теперь поглядите на другое растение. Это тоже бегония, только она совсем другая. Какая?». Рассматриваем её вместе с детьми, слушаю их высказывания и перехожу к деталям: «Есть у неё пятнышки? (Нет.) А какого цвета листочки? (Красные.) Посмотрите, у красной бегонии цветочки есть, их много! Покажите их.» В конце наблюдения замечаем, что оба растения носят одно имя, но они разные. Потом читаю детям стихи, сопровождая чтение жестикуляцией, а дети снова любуются растениями. 
 
Стоят на подоконнике 
Красавицы – бегонии, 
Листики – ладошки 
Подставляют солнышку. 
Смотрите, они разные! 
У той – листочки красные, 
У этой все зелёные, в крапинку весёлую… 
До чего же хороши – полюбуйтесь малыши!  
 
После наблюдений рисовали растения, делали аппликации. Например, горшок для бегонии я сделала аппликацией, а листья нарисовали дети. При рисовании герани дети рисовали цветы тычком (палочка с плоским срезом), а я – кашпо и стебель.

 

1. Ребенку нужно было рассказать про Антуриум так, чтобы детки узнали какой цветок задумал Алёша.

Алёша начал рассказывать: у этого цветка листья твердые, острые, короткие.

- сразу все повернулись  к цветам на окне, два ребенка  стали смотреть на цветы, которые  на стене.

 

2.  Сравнению было представлено два комнатных растения –Антуриум и Амарант трехцветный, ребята сказали что, у одного растения листья длинные, а у другого короткие. У одного листья широкие, а у другого узкие. Еще подметили, что один цветок больше другого. Когда спросили как узнали, они сказали, что горшок больше и  больше   «пушистее» листья. А когда я попросила назвать чем похожи эти два цветка -  Маша сказала, что они зеленые.

3.Ребята поделились  на две группы: первая часть  выбрала лейку, вторая часть  выбрала тряпочки. Свой выбор  мотивировали тем, что листья уАмаранта трехцветного широкие, поэтому их можно протереть тряпочкой. Еще несколько ребят захотели подрыхлить землю, чтобы водичка «быстрее ушла» к корням.

В уходе за Антуриумом ребята выбрали кисточки, сказав, что листья не длинные.

Я попробовала к двум цветам допустить по два ребенка, чтобы протереть листочки. И детки успешно справились с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список   используемой  литературы:

 

1.Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание 1996г.

2. Веретенникова С.П.  Ознакомление дошкольников с  природой М., 1980г.

3. Николаева С.Н. Методика  экологического образования доршкольников 1999г

4.Саморукова П.Г. Методика  ознакомления дошкольников с  природой.М.,1992г.

5. Зенина Т. Наблюдаем,  познаем, любим,Дошкольное воспитание., 2003г.,№7

1 Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим,Дошкольное воспитание., 2003г.,№7

2 Веретенникова С.П. Ознакомление дошкольников с природой М..

3 Николаева С.Н. Методика экологического образования доршкольников 1999г

4 Николаева С.Н. Методика экологического образования доршкольников 1999г

5 Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание 1996г.

6 Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание 1996г.

7 Саморукова П.Г. Методика ознакомления дошкольников с природой.М.,1992г.

8 Николаева С.Н. Методика экологического образования доршкольников 1999г




Информация о работе Природа – как средство развития наблюдений и наблюдательности у дошкольников в одной из возрастных групп