Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:09, контрольная работа
По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность — это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.
В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы.
1. Понятие «наблюдение» и «наблюдательность».
2. Роль наблюдений в природе в развитии наблюдательности и любознательности детей.
3. Содержание наблюдений в природе в разных возрастных группах. Содержание циклических наблюдений.
4. Методика организации наблюдений за предметами и явлениями природы (включить и методику циклических наблюдений).
5. Особенности развития наблюдательности и умения наблюдать у детей дошкольного возраста.
Циклическая организация
наблюдений за стационарными объектами
природы, предложенная С.Н. Николаевой8
Цикл — это ряд взаимосвязанных
наблюдений за конкретным объектом уголка
природы или участка детского сада.
Каждое из наблюдений цикла имеет свое
содержание, свою цель, не повторяет другие
наблюдения, но взаимосвязано с ними. В
сумме все наблюдения одного цикла формируют
у детей конкретные и отчетливые представления
о данном объекте — его строении, функционировании
(различных проявлениях, поведении), условиях
жизни.
Цикл наблюдений как организационно-методическая
форма педагогического процесса имеет
ряд достоинств:
Вопрос №5. Особенности развития наблюдательности и умения наблюдать у детей дошкольного возраста.
Детей в средней группе
приучаю самостоятельно ухаживать
за растениями. Дети под руководством проверяют, нуждается ли
растение в поливке, если нуждается, то
поливают его, опрыскивают и обтирают
листья.
Дети среди растений находят цветущие;
называют и показывают части растения:
стебель, листья, цветы. Я показала на картинке
корень растения и объяснила, что корень
у растения в земле, мы его не видим. Учила
детей любоваться красотой растений, сравнивать
растения: «Посмотрите, какое чудесное
растение!» (Дети несколько секунд рассматривают,
любуются.) Затем обращаю внимание детей
на длинные стебли, большие красивые листья
у пятнистой бегонии. «На листочках –лодочках
светлые пятнышки. Эту красавицу так и
зовут – бегония пятнистая. Давайте скажем
ласково «бегония пятнистая». Ещё раз
с детьми любуемся красотой растения.
Затем выставляю рядом другое растение
- бегонию вечноцветущую – и обращаюсь
к детям: «А теперь поглядите на другое
растение. Это тоже бегония, только она
совсем другая. Какая?». Рассматриваем
её вместе с детьми, слушаю их высказывания
и перехожу к деталям: «Есть у неё пятнышки?
(Нет.) А какого цвета листочки? (Красные.)
Посмотрите, у красной бегонии цветочки
есть, их много! Покажите их.» В конце наблюдения
замечаем, что оба растения носят одно
имя, но они разные. Потом читаю детям стихи,
сопровождая чтение жестикуляцией, а дети
снова любуются растениями.
Стоят на подоконнике
Красавицы – бегонии,
Листики – ладошки
Подставляют солнышку.
Смотрите, они разные!
У той – листочки красные,
У этой все зелёные, в крапинку весёлую…
До чего же хороши – полюбуйтесь малыши!
После наблюдений рисовали растения, делали
аппликации. Например, горшок для бегонии
я сделала аппликацией, а листья нарисовали
дети. При рисовании герани дети рисовали
цветы тычком (палочка с плоским срезом),
а я – кашпо и стебель.
1. Ребенку нужно было рассказать про Антуриум так, чтобы детки узнали какой цветок задумал Алёша.
Алёша начал рассказывать: у этого цветка листья твердые, острые, короткие.
- сразу все повернулись
к цветам на окне, два ребенка
стали смотреть на цветы,
2. Сравнению было представлено два комнатных растения –Антуриум и Амарант трехцветный, ребята сказали что, у одного растения листья длинные, а у другого короткие. У одного листья широкие, а у другого узкие. Еще подметили, что один цветок больше другого. Когда спросили как узнали, они сказали, что горшок больше и больше «пушистее» листья. А когда я попросила назвать чем похожи эти два цветка - Маша сказала, что они зеленые.
3.Ребята поделились на две группы: первая часть выбрала лейку, вторая часть выбрала тряпочки. Свой выбор мотивировали тем, что листья уАмаранта трехцветного широкие, поэтому их можно протереть тряпочкой. Еще несколько ребят захотели подрыхлить землю, чтобы водичка «быстрее ушла» к корням.
В уходе за Антуриумом ребята выбрали кисточки, сказав, что листья не длинные.
Я попробовала к двум цветам допустить по два ребенка, чтобы протереть листочки. И детки успешно справились с заданием.
Список используемой литературы:
1.Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание 1996г.
2. Веретенникова С.П. Ознакомление дошкольников с природой М., 1980г.
3. Николаева С.Н. Методика экологического образования доршкольников 1999г
4.Саморукова П.Г. Методика ознакомления дошкольников с природой.М.,1992г.
5. Зенина Т. Наблюдаем,
познаем, любим,Дошкольное
1 Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим,Дошкольное воспитание., 2003г.,№7
2 Веретенникова С.П. Ознакомление дошкольников с природой М..
3 Николаева С.Н. Методика экологического образования доршкольников 1999г
4 Николаева С.Н. Методика экологического образования доршкольников 1999г
5 Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание 1996г.
6 Аветисян Л. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание 1996г.
7 Саморукова П.Г. Методика ознакомления дошкольников с природой.М.,1992г.
8 Николаева С.Н. Методика экологического образования доршкольников 1999г