Другим крупным водопотребителем и мощным
источником загрязнения поверхностных
и подземных вод являются животноводческие
комплексы по выращиванию крупного рогатого
скота, свиней, птицы. Очистка животноводческих
сточных вод связана с большими трудностями,
поскольку перед сбросом в водные объекты
их необходимо длительное время выдерживать
в прудах-накопителях.
Водный транспорт
Водный транспорт является едва ли не
самым древним водопользователем. По внутренним
водным путям России (рекам, озерам, водохранилищам,
каналам), имеющим общую протяженность
свыше 400 тыс. км, перевозится до 50 млн.
т грузов.
При использовании рек и других водных
объектов для судоходства необходимо
поддерживать на них гарантированные
глубины, режим стока и прочие условия,
обеспечивающие бесперебойную работу
водного транспорта в навигационный период.
В ряде случаев интересы водного транспорта
вступают в противоречия с интересами
других водопользователей и водопотребителей,
таких как водоснабжение, орошение, гидроэнергетика.
Например, гидростроительство, с одной
стороны, позволяет увеличить глубину
и ширину водного пути, ликвидировать
пороги, а с другой - вносит серьезные осложнения
в работу водного транспорта за счет сокращения
продолжительности навигационного периода,
резких суточных и недельных колебаний
расходов и уровней воды в нижних бьефах
гидростанций.
Водный транспорт, не предъявляя высоких
требований к качеству воды, является
одним из значительных источников загрязнения
водных объектов нефтепродуктами и взвешенными
веществами.
Весьма неблагоприятное воздействие
на экологическое состояние водоемов
оказывает лесосплав, изменяя естественное
состояние русел, засоряя водные объекты
затопленной древесиной, разрушая нерестовые
участки.
Рыбное хозяйство
Рыбное хозяйство непосредственно связано
с использованием водных ресурсов и предъявляет
очень высокие требования к их режиму,
количественному и качественному состоянию.
Для успешного воспроизводства и нормального
развития рыбы необходимы чистая вода
с достаточным количеством растворенного
кислорода и отсутствием вредных примесей,
соответствующая температура и обеспеченность
кормами. Нормативы качества воды для
рыбохозяйственных объектов более строгие,
чем для источников питьевого водоснабжения.
В России около 30% уловов во внутренних
морях и водоемах приходится на долю пресноводных
рыб (щуки, леща, судака, плотвы, окуня,
сазана, сига, севрюги, белуги, семги, кеты,
горбуши). В последние годы отмечается
сокращение уловов, что обусловлено уменьшением
продуктивности рыбохозяйственных объектов
в результате интенсивного антропогенного
воздействия.
Увеличение воспроизводства рыбы осуществляется
за счет искусственного рыборазведения
на рыбоводных заводах, в нерестово-выростных
хозяйствах, рыбопитомниках. Весьма перспективным
направлением является выращивание рыб
в водоемах-охладителях тепловых электростанций.
Рекреации
Водные объекты - излюбленное место для
отдыха, спорта, оздоровления людей. Практически
все рекреационные учреждения и сооружения
размещены либо на берегах водоемов, либо
вблизи них. В последние годы масштабы
рекреационной деятельности на водных
объектах постоянно растут, чему способствует
увеличение численности городского населения
и совершенствование транспортных коммуникаций.
В Российской Федерации на берегах водоемов
расположено около 60% всех санаториев,
свыше 80% учреждений отдыха. 60% туристических
баз и 90% рекреационных объектов для самого
массового в стране пригородного отдыха.[16].
Глава 3. Плата за
пользование ресурсами
3.1. Платежи за пользование биоресурсами
Основной объем биоресурсов,
за добычу которых установлена плата,
составляют главным образом рыбные и некоторые
другие виды водных биологических ресурсов.
Их промысел осуществляется практически
в течение всего года. В долгосрочной перспективе
объемы допустимого улова (ОДУ) водных
биоресурсов (ВБР) оцениваются на уровне
около 8,0 млн. тонн, в том числе в российской
экономической зоне и во внутренних водоемах
около 4,5млн. тонн. Уточним, что ОДУ - это
научно обоснованная величина годового
изъятия конкретного вида водных биологических
ресурсов в определенном районе лова,
установленная с учетом особенностей
данного вида. Рыбное хозяйство России
представляет собой сложный взаимосвязанный
многоотраслевой комплекс, включающий
более 4 тыс. предприятий различных форм
собственности и видов деятельности, и
является одним из градообразующих секторов
экономики во многих приморских регионах
страны. Таким образом, с экономической
точки зрения крайне важно установить
в данной отрасли эффективный режим налогообложения.
При решении этого вопроса следует учитывать,
что сырьевая база рыбного хозяйства имеет
ряд характерных особенностей, связанных
с сезонностью промысла во многих бассейнах,
подвижностью водных биоресурсов в пространстве
и во времени, трудностью достоверного
прогнозирования запасов ВБР и определения
рациональной доли их изъятия без ущерба
для дальнейшего воспроизводства. Эти
особенности пока не нашли, по мнению автора,
должного отражения в экономическом механизме
платности за использование биоресурсов,
что в определенной мере отрицательно
повлияло на состояние отрасли в целом.
Анализ современного состояния рыбного
хозяйства страны позволяет определить
несколько основных проблем, имеющих экономический
характер и препятствующих эффективному
развитию этой отрасли. К ним, в частности,
относятся: отсутствие необходимых правовых
документов по устойчивому и долгосрочному
управлению ВБР. Например, в Концепции
развития рыбного хозяйства Российской
Федерации на период до 2020 г. (одобр. Распоряжением
Правительства РФ от 02.09.2003 N 1265-р) прямо
было отмечено, что за последние 10 лет
так и не удалось создать нормативную
правовую базу, необходимую для эффективного
функционирования рыбного хозяйства,
обеспечить координацию деятельности
федеральных органов исполнительной власти
в сфере управления водными биологическими
ресурсами. [18]
3.2.Плата
за пользование земельными ресурсами.
Статья 65 ЗК РФ закрепляет принцип платности
использования земли независимо от того,
в какой форме лицо использует земельный
участок. Система регулирования платы
за землю установлена в Законе РФ от 11 октября
1991 г. «О плате за землю».
Целью введения платы за землю
является стимулирование рационального
использования охраны и освоения земель,
повышения плодородия почв, выравнивание
социально-экономических условий хозяйствования
на землях разного качества, обеспечение
развития инфраструктуры в населенных
пунктах, формирование специальных фондов
финансирования этих мероприятий.
Формами платы за использование
земли являются земельный налог (до введения
в действие налога на недвижимость) и арендная
плата.
Порядок исчисления и уплаты
земельного налога устанавливается законодательством
РФ о налогах и сборах. В частности, Налоговым
кодексом РФ земельный налог отнесен к
числу местных налогов.
Обязанность уплаты земельного
налога возникает с момента приобретения
права на земельный участок. Основанием
для установления и взимания налога и
арендной платы за землю является документ,
удостоверяющий право собственности,
владения, пользования, аренды на земельный
участок.
Исчисление земельного налога
гражданам производится государственными
налоговыми инспекциями, которые ежегодно
не позднее 1 августа вручают им платежные
извещения об уплате налога.
Юридические лица и граждане
уплачивают земельный налог равными долями
в два срока: не позднее 15 сентября и 15
ноября.
Плата за землю перечисляется
плательщиками земельного налога:
– за земли в пределах границ
сельских населенных пунктов и другие
земли, переданные в их ведение, – на бюджетные
счета сельских органов местного самоуправления;
– за земли в пределах поселковой,
городской границы и другие земли, переданные
в их ведение, а также за земли в границах
района, за исключением земель, переданных
в ведение сельских органов местного самоуправления,
– в соответствии с установленными законодательством
РФ долями на бюджетные счета субъекта
РФ, соответствующую часть средств – на
бюджетные счета соответствующих органов
местного самоуправления.
Порядок определения размера
арендной платы, порядок, условия и сроки
внесения арендной платы за земли, находящиеся
в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной
собственности, устанавливаются соответственно
Правительством РФ, органами государственной
власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления. Порядок, условия и сроки
внесения арендной платы за земельные
участки, находящиеся в частной собственности,
устанавливаются договорами аренды земельных
участков. Размер арендной платы является
существенным условием договора аренды
земельного участка.
На бюджетные счета соответствующего
субъекта РФ перечисляются средства, составляющие
плату за землю, в пределах долей, установленных
законом. Доля средств от земельного налога
и арендной платы за сельскохозяйственные
угодья, перечисляемых на бюджетные счета
субъектов РФ, устанавливается органами
законодательной власти субъектов. При
этом необходимо помнить, что на мероприятия,
централизованно выполняемые субъектом
РФ перечисляется не более десяти процентов
от суммы средств земельного налога административного
района. [19].
3.3. Плата
за пользование лесными ресурсами
Плата за пользование лесными
ресурсами взимается в виде лесных податей
и арендной платы и охватывает следующие
основные виды использования лесных ресурсов:
! заготовка древесины, заготовка
живицы и второстепенных лесных
материалов;
! сенокошение;
! пастьба скота;
! промысловая заготовка
древесных соков, дикорастущих плодов,
ягод, грибов, лекарственных растений,
технического сырья;
! размещение ульев и пасек;
! пользование лесом для
нужд охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных,
туристических и спортивных целей.
Основой для установления платежей
за лес являются минимальные ставки лесных
податей за древесину, отпускаемую на
корню, устанавливаемые Правительством
Российской Федерации. Эти ставки дифференцируются
по областям, лесотаксовым районам и лесотаксовым
поясам, группам лесных пород, деловой
и дровяной древесине (с делением деловой
древесины по размерам), а также в зависимости
от расстояния вывозки по лесотаксовым
разрядам.
Субъекты Российской Федерации
могут устанавливать свои ставки платы,
но не ниже минимальных ставок, определенных
на федеральном уровне.
В соответствии с действующим
лесным законодательством ставки лесных
податей могут определяться по результатам
лесных аукционов. Лесные подати взимаются
за все виды лесопользования.
Арендная плата за участки лесного
фонда является разновидностью лесных
платежей и устанавливается для случаев
использования лесной территории в течение
определенного периода времени на определенных
условиях. Арендная плата взимается при
аренде земельных участков лесного фонда
и земельных участков, занятых лесами,
не входящими в лесной фонд. Размер арендной
платы, порядок, условия и сроки ее внесения
определяются договором аренды участка
лесного фонда.
Размер арендной платы определяется
на основе ставок лесных податей, к которым
добавляются «рентные» платежи, определяемые
по шкале рентных надбавок к таксам на
деловую древесину, дифференцированных
по удаленности лесосечного фонда и величине
ликвидного запаса древесины на одном
гектаре лесосеки. Порядок установления
размера арендной платы регламентируется
Лесным Кодексом РФ (ст.105) и нормативными
документами Министерства природных ресурсов
РФ.[20].
3.4.Плата
за пользование водными объектами.
Несмотря на то, что в НК РФ до
сих пор числится водный налог, на самом
деле его время прошло. Водный налог уплачивают
только те налогоплательщики, которые
пользуются водными объектами на основании
разрешений или лицензий, которые были
выданы еще до введения в действие нового
Водного кодекса РФ, который действует
с 2007 года.
Поэтому тех предпринимателей,
которые только начинают свой бизнес,
это уже никак не коснется. Все организации
и физические лица, которые заключили
договора на водопользование или получили
разрешение на предоставление водных
объектов в пользование после ввода в
действие нового Водного кодекса РФ, водный
налог больше не уплачивают.
Однако это вовсе не означает, что за использование
воды не нужно платить.
В статье 20 Водного кодекса РФ установлено,
что договором водопользования предусматривается
плата за пользование водным объектом
или его частью. Ставки платы за пользование
водными объектами, находящимися в федеральной
собственности, собственности субъектов
РФ, собственности муниципальных образований,
порядок расчета и взимания такой платы
устанавливаются соответственно Правительством
Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
или органами местного самоуправления.
Перечень оснований для предоставления
водных объектов в пользование на основании
договора установлен в статье 11 Водного
кодекса РФ. Это такие действия, как:
• забор или изъятие водных
ресурсов из поверхностных водных объектов;
• использование акватории
водных объектов, в том числе для рекреационных
целей;
• использование водных объектов
без забора или изъятия водных ресурсов
для целей производства электрической
энергии.
Другие виды водопользования предоставляются
организациям и физическим лицам или на
основании решений — например, для орошения
сельскохозяйственных земель, или вообще
не требуют ни договора водопользования,
ни принятия решения о предоставлении
водного объекта в пользование. Это, к
примеру, такие виды водопользования,
как полив садовых, огородных, дачных земельных
участков, для ведения личного подсобного
хозяйства, а также для водопоя, проведения
работ по уходу за сельскохозяйственными
животными, а также купание и удовлетворение
иных личных и бытовых нужд граждан. Ставки
налога за пользование водными объектами,
находящимися в федеральной собственности,
утверждены Постановлением Правительства
РФ №876. Платежным периодом признается
квартал. Размер платы определяется как
произведение использованного объема
воды и ставки за единицу объема. Плата
вносится по месту пользования водным
объектом или его частью не позднее 20 числа
месяца, следующего за истекшим платежным
периодом. Если объем забранной воды меньше,
чем определено договором, то нужно произвести
перерасчет размера платы по окончании
соответствующего платежного периода.
Гораздо неприятнее ситуация, когда фактический
забор воды превысит тот, что предусмотрен
в договоре. В этом случае водопользователь
обязан уплатить штраф в пятикратном размере
ставки платы за пользование водным объектом
(п.3 ст.18 Водного кодекса РФ). Что касается
какой-либо отчетности, то она в отношении
платы за пользование водными объектами
не предусмотрена.[21].