Природоохранная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 00:15, реферат

Описание работы

В начале 21 века экологическая ситуация во всем мире и во многих регионах нашей страны продолжает ухудшаться. Наступление человеческой цивилизации на окружающую среду проявляется в усилении парникового эффекта, выпадения кислотных осадков, утоньшения озонового слоя, загрязнении гидросферы, уничтожении лесов и почвенного покрова, сокращении биоразнообразия. Все эти проблемы сегодня обсуждаются в СМИ и в научных кругах.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 455.77 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Автомобильный транспорт

 

   Автомобильный транспорт  относится к основным источникам  загрязнения окружающей среды.  Уровни загрязнения воздуха оксидами  азота и углерода, углеводородами  и другими вредными веществами  на большинстве автомагистралей  в 5-10 раз превышают предельно  допустимые концентрации.

   Большинство сортов  применяемого бензина содержит  в качестве антидетонационной  присадки тетраэтилсвинец (0,41-0,82 г/л). Бензин с такой присадкой называют этилированным. Применение этой присадки позволяет сократить потребление топлива, но загрязняет атмосферу соединениями свинца.

   Основные причины сложной экологической обстановки в городах, связанной с эксплуатацией автотранспорта:

  • Отсутствие надлежащего контроля на предприятиях за соблюдением нормативов государственных стандартов по токсичности и дымности отработавших газов транспортных средств;
  • Выпуск этилированных автомобильных бензинов, не позволяющих исключить выбросы соединений свинца и использовать каталитические нейтрализаторы;
  • Слабый контроль за качеством реализуемого моторного топлива;
  • Недостаточное внимание, уделяемое переводу автотранспорта на менее токсичные виды топлива;
  • Въезд на территорию городов большегрузного транспорта;
  • Отсутствие достаточной нормативной базы, низкий эффект экономического механизма управления охраной окружающей среды на транспорт.

   Решение экологических  проблем автотранспорта требует   значительных финансовых средств,  изыскать которые на предприятиях-изготовителях  практически невозможно. Поэтому  необходимо создавать и запустить  экономические механизмы, стимулирующие  приобретение и эксплуатацию  экологически чистых транспортных  средств, мобилизацию средств  на их производство.

 

      1. Влияние на человека отработавших газов автомобилей

 

По воздействию на организм человека компоненты отработавших газов (табл. 1) подразделяются на:

  • Токсичные – оксид углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды, альдегиды, свинцовые соединения;
  • Канцерогенные – бенз(а)пирен;
  • Раздражающего действия – оксиды серы, углеводороды.

 

 

 

Таблица 1

 

   Оксид углерода – газ без цвета и запаха. При вдыхании проникает в кровь и образует комплексное соединение с гемоглобином – карбоксигемоглобин.        Оксид углерода реагирует с гемоглобином в 210 раз быстрее, чем кислород, что приводит к развитию кислотной недостаточности. Признаками кислотной недостаточности являются нарушения в центральной нервной системе, поражение дыхательной системы, снижение остроты зрения. Увеличенные среднесуточные концентрации оксида углерода способствуют возрастанию смертности лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

   Оксиды азота –  смесь различных оксидов: NO2, N2O3, N2O4. Наибольшую опасность представляет NO2. Воздействие оксидов азота на человека приводит к нарушению функции легких и бронхов. Воздействию оксидов азота в большей степени подвержены дети и люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями.

   Сернистый ангидрид  – бесцветный газ с резким  запахом, хорошо растворяется  в воде, образуя сернистую кислоту.  Длительное воздействие даже  относительно низких концентраций  сернистого ангидрида увеличивает  смертность от сердечно-сосудистых  заболеваний, способствует возникновению  бронхитов, астмы и других респираторных  заболеваний.

   Углеводороды –  группа соединений типа СхНу. Обладают неприятным запахом. В результате фотохимических реакций углеводород с оксидами азота образуют смог.

   Бензапирен – полициклический  и ароматический углеводород  (ПАУ). При нормальных атмосферных  условиях – кристаллический продукт,  плохо растворимый в воде. Попадая  в организм человека, ПАУ постепенно  накапливается до кристаллических  концентраций и стимулирует образование  злокачественных опухолей.

   Сажа – твердый  фильтрат отработавших газов,  состоящий в основном из частиц  углерода. Непосредственной опасности  для человека не представляет. Сажа является адсорбентом канцерогенных веществ (ПАУ до 2%) и способствует усилению влияния других токсичных компонентов, например, сернистого ангидрида.

   Соединения свинца  – появляются в отработавших  газах в случаях применения  тетраэтилсвинца – антидетонационной  присадки к бензинам. Свинец способен  накапливаться в организме, попадая  в него через дыхательные пути, с пищей и через кожу. Поражает  центральную нервную систему  и кроветворные органы. Высокое содержание свинца в организме человека приводит к хроническому отравлению свинцом.

 

      1. Влияние пыли на здоровье человека

 

   Основными источниками поступающей в атмосферу Земли пыли являются: тепловые станции (25%  пыли от общего ее количества), промышленность (50%), сжигание мусора (8%), прочие источники, включая автомобильный транспорт (17%).

   Степень запыленности  воздуха при движении автомобильного  транспорта зависит от следующих  факторов: времени года, типа покрытия  дороги и вида почвы, направления  ветра, интенсивности движения, грузоподъемности  автомобиля, типа шин.

   Основной частью пыли является кварц. На городских магистралях в уличной пыли обнаруживаются также примеси кальция, кадмия, свинца, хрома, цинка, меди, железа. Вредное воздействие пыли на организм человека зависит от ее дисперсности, твердости частиц, формы пылинок, их электрического заряда и т.д. Мелкодисперсная пыль наиболее опасна, так как оседает в легких и бронхах и при длительном вдыхании приводит к возникновению профессиональных заболеваний.

   Особенно опасны  для организма кислотосодержащие  аэрозоли, адсорбирующие канцерогенные  вещества. Первые нарушают кислотное  равновесие тканевых клеток; вторые, постепенно накапливаясь в организме,  могут явиться причиной возникновения  злокачественных опухолей.

 

 

      1. Отходы автотранспортных предприятий

 

   Использование, техническое обслуживание и ремонт автомобилей приводят к образованию на автотранспортных предприятиях (АТП) отходов, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду.

   Нефтепродукты (отработанные  моторные, трансмиссионные и индустриальные  масла, консистентные смазки) представляют  опасность в связи с их подвижностью  при попадании в почву или  воду. С полотна дороги дождевыми  стоками в прилегающие почвы  приносятся различные загрязнения,  в том числе топливо, масла,  водорастворимые соли и грязь  с большим содержанием тяжелых  металлов (свинец).

   Электролит аккумуляторных батарей является весьма вредным для окружающей среды веществом, так как на дно аккумуляторных банок выпадают свинцовая пыль и кусочки свинцовых пластин.

   Этиленгликоль является  составляющей антифризов, при нарушении  правил при их использовании  может попадать в почву и  сточные воды. Этиленгликоль ядовит, имеет большую проникающую способность  и при малейших неплотностях  в системе охлаждения двигателей  попадает в окружающую среду.

   Отходы тормозной  жидкости, образующиеся при техническом  обслуживании и ремонте гидравлических  приводов тормозной системы автомобиля, также требуют утилизации.

  

      1. Создание экологичных конструкций автомобилей

 

   Экологичность автомобилей обеспечивает их топливная экономичность, т.е. чем меньше топлива расходует автомобиль, тем меньше экологический ущерб.

   Экономия топлива  достигается за счет комплекса  конструктивных и эксплуатационных  мероприятий для принципиально  сохраняемых конструкций автомобилей.  Применительно к легковым автомобилям  наибольшее влияние на уменьшение  расхода топлива оказывают: уменьшение  массы и размеров автомобиля, улучшение аэродинамических характеристик,  снижение сопротивления качению,  применение компьютеризированных  систем контроля и управления  двигателем и сокращению видов  механических потерь.

   Уменьшение массы и размеров автомобиля достигается за счет применения высокопрочных сталей и алюминиевых сплавов, пластмасс, стекло- и углепластиков. Важным является достижение абсолютных значений экономии топлива при постепенной реализации мероприятий научно-технического прогресса.

   Предусматривается  разработка специальных автоматических  устройств, которые позволят без  участия водителя отключать мотор  во время стоянки перед светофором  или в заторах.

   В зависимости  от внешней обстановки современная  электроника автомобиля помогает  поддерживать почти безопасные  для окружающей среды режимы  работы двигателя и экономить  топливо.

 

      1. Применение улучшенных и альтернативных видов топлива

 

   Альтернативные заменители бензина могут быть естественного и искусственного происхождения. При нормальных условиях они могут находиться в жидком (этанол, метанол) или газообразном (пропан, бутан, коксовый и генераторный газы, водород) состоянии. Преимущественное применение в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте сжиженного нефтяного газа (ГСН) и сжатого природного газа (ГСП) обусловлено тем, что они имеют физико-химические свойства, близкие к бензину. Это требует лишь незначительного изменения конструкции двигателя и позволяет равнозначно работать на двух видах топлива.

   В ряде стран  в качестве топлива используют синтетические спирты: метанол, или метиловый спирт, и этанол – этиловый спирт.

   Использование газового  топлива в виде смеси пропана  и бутана позволяет снизить  на холостом ходу количество  окиси углерода в 4 раза, а в  рабочем режиме в 10 раз.

   Идеальное топливо  с точки зрения сохранения  окружающей среды представляет  водород, однако он значительно  дороже бензина. Серьезную   техническую и экономическую  проблему представляет и размещение  водорода в автомобиле и пока  еще не найдено надежного и  экономического пути использования  водорода.

 

 

    1. Водный, железнодорожный и авиационный транспорт

 

   Загрязнение среды обитания водным транспортом происходит по двум каналам: морские и речные суда загрязняют биосферу, во-первых, отходами, получаемыми в результате эксплуатационной деятельности, и, во-вторых, выбросами в случае аварий токсичных грузов, большей частью нефти и нефтепродуктов. Энергетические установки судов загрязняют газами атмосферу, откуда токсичные вещества частично или почти полностью попадают в воды рек, морей и океанов.

   Железнодорожный  транспорт, точнее, его подвижной  состав, оказывает неблагоприятное  воздействие на все звенья  биосферы, его влияние по сравнению  с автомобильным существенно меньше, во-первых, потому, что это один из самых экономичных видов транспорта по расходу топлива на единицу работы, и, во-вторых, в связи с широкой электрификацией железных дорог.

   Серьезной альтернативой автомобилю и автобусу могут стать транспортные средства на магнитной подвеске. Основные преимущества этих средств с позиции экологии – отсутствие загрязнения воздуха и практически бесшумность, высокая скорость и плавность хода (отсутствие толчков и вибраций).

   Общий выброс токсичных веществ аппаратами гражданской авиации может быть приблизительно оценен объемом потребляемого топлива, который составляет примерно 4% общего расхода топлива на всех видах транспорта. Таким образом, доля загрязнений, вносимых авиатранспортом в атмосферу, невелика, и к тому же токсичные вещества рассеиваются в пределах больших пространств. Тем не менее во многих странах проводится работа по снижению содержания токсичных компонентов в отработавших газах в соответствии с жесткими нормами, разрабатываемыми Международной организацией гражданской авиации (ИКАО).

 

 

  1. Загрязнение атмосферы

 

   Быстрое развитие  промышленности, энергетики, транспорта, животноводства, выращивание риса, добыча газа приводят к выбросу  в атмосферу газов, аэрозолей  и пыли, вызывающих парниковый  эффект, кислотные дожди, озоновые  дыры, различные болезни дыхательных  путей. 

Информация о работе Природоохранная деятельность