Природопользование. Научный прогресс. Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 02:05, реферат

Описание работы

Природопользование — использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей общества.
Природопользование подразделяется на рациональное и нерациональное.
При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала.

Содержание работы

Природопользование 2
Научный прогресс и природопользование 2
Экологическая экспертиза 5
Субъекты и объекты экологической экспертизы 7

Файлы: 1 файл

люба.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природопользование

Природопользование — использование природной среды для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей общества.

Природопользование подразделяется на рациональное и нерациональное.

При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования.

При нерациональном природопользовании происходит экологическая деградация территории и необратимое исчерпание природно-ресурсного потенциала.

Научный прогресс и природопользование

С развитием  цивилизации во взаимодействии человека с природой стала нарастать опосредованность. Вначале человек воздействует на природу своей мускульной силой с помощью созданных им орудий труда, т.е. между человеком и природой возникает новое звено – преобразованное вещество. В результате появления орудий труда происходит переход человека из мира животного в мир социальный. Затем человек использует различные источники энергии и возникает еще одно звено – преобразованная энергия (паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электроустановки). На этой стадии возникает высшая форма классово-антагонистического общества. В последнее время, с развитием электронной и другой техники, между человеком и природой возникло третье звено – преобразованная информация. Это открывает перед человечеством возможность перехода на качественно новый этап своего развития, для которого будут характерны более гармоничные межчеловеческие отношения и гармоничные отношения с природой.

В настоящее  время научно-техническая революция  создала условия снятия естественных ограничений в использовании природы. В результате этого возникло противоречие между внутренне безграничными возможностями развития производительных сил и естественно-ограниченными возможностями природы. На предыдущих этапах развития возникавшие противоречия между природой и человечеством разрешались в процессе изменения общества, возникновения новых производительных сил, изменения и расширения характера взаимодействия общества и природы, вовлечения в производственный процесс новых элементов и сил природы.

Существующее  сейчас противоречие, вероятно, будет также решаться на путях развития научно-технического прогресса. Перед обществом встала задача экологизации техники, согласования ее с природными процессами. Борьба с загрязнением природы в настоящее время ведется преимущественно путем строительства очистных сооружений. Однако одних этих мер для решения проблемы становится недостаточно. С дальнейшим ростом производства и деградацией окружающей среды требования к степени очистки отходов производства будут повышаться. Удельный вес очистных сооружений в стоимости затрат на производство постоянно увеличивается. Следовательно, действующий сейчас способ экологизации производства является экономически неэффективным и экологически нецелесообразным.

Создание очистных устройств является важным этапом на пути экологизации производства, однако настало время для перехода к  следующему, более радикальному этапу  – переходу к мало- и безотходным технологиям. Скорейшее их решение в ряде стран рассматривается как стратегическое направление рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Безотходная технология представляет собой такой метод

производства  продукции, при котором все сырье  и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы — производство — потребление— вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования». Эта формулировка не должна восприниматься абсолютно, т. е. не надо думать, что производство возможно без отходов.

Представить себе абсолютно  безотходное производство просто невозможно, такого и в природе нет. Однако отходы не должны нарушать нормальное функционирование природных систем. Другими словами, мы должны выработать критерии ненарушенного состояния природы. Создание безотходных производств относится к весьма сложному и длительному процессу, промежуточным этапом которого является

малоотходное производство. Внедрение безотходной технологии требует полной перестройки производства на основе создания территориально-производственных комплексов. При этом различные виды производства должны быть увязаны таким образом, чтобы отходы одних видов производства служили сырьем для других до полной утилизации всех веществ, поступающих в систему на входе и возникающих в процессе производства. Под малоотходным производством

следует понимать такое производство, результаты которого при воздействии  их на окружающую среду не превышают уровня, допустимого санитарно-гигиеническими нормами, т. е. ПДК. При этом по техническим, экономическим, организационным или другим причинам часть сырья и материалов может переходить в отходы и направляться на длительное хранение или захоронение.

В комплекс мероприятий  по сокращению до минимума количества вредных отходов и уменьшения их воздействия на окружающую природную среду, по рекомендации различных авторов, входят:

  • разработка различных типов бессточных технологических систем и водооборотных циклов на основе очистки сточных вод;
  • разработка систем переработки отходов производства во вторичные материальные ресурсы;
  • создание и выпуск новых видов продукции с учетом требований повторного ее использования;
  • создание принципиально новых производственных процессов, позволяющих исключить или сократить технологические стадии, на которых происходит образование отходов.

Начальным этапом этих комплексных мероприятий, нацеленных на создание в перспективе безотходных технологий, является внедрение оборотных, вплоть до полностью замкнутых, систем водопользования.

Оборотное водоснабжение - замкнутая система, позволяющая повторно использовать очищенные сточные воды, прошедшие процесс очистки на очистных сооружениях предприятия. Концепция оборотного водоснабжения предприятия полностью исключает сброс промышленных сточных вод в водоемы или городскую канализацию. Разработка безотходных и безводных технологических производств — наиболее рациональный способ защиты окружающей среды от загрязнения, позволяющий значительно уменьшить антропогенную нагрузку.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы". Ее цель - предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. Регулирование этих отношений осуществляется Федеральным законом "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г.

Цели экологической  экспертизы:

  • определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
  • определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности;
  • определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности;
  • обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала.

Существуют два вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза проектной документации проекта, намечаемого к реализации и независимая общественная экспертиза.

Первый вид экологической  экспертизы - это обязательная государственная  экспертиза, положение о которой  отражается в законе "Об экологической  экспертизе". Этот вид экологической экспертизы представляет собой обязательное изучение проектной документации намечаемого объекта. Разработчики проекта должны предоставить всю необходимую документацию на рассмотрение государственного комитета по охране окружающей среды и природопользованию. Именно этот государственный орган и проводит данный вид экологической экспертизы. Авторы проекта в отчетах должны доказать, что этот проект не нанесет вреда экологической системе. Государственная экологическая экспертиза намеченного к реализации проекта обязательна для всех народнохозяйственных субъектов Российской Федерации.

Еще один вид экологической экспертизы - общественная экспертиза проекта, намеченного  к реализации. Она проводится по инициативе граждан или общественных организаций.

Данный вид экологической экспертизы необходим в том случае, если у  общественности возникли сомнения в  том, что государственные органы вынесли правильное решение относительно воздействия на экологическую систему  деятельности предприятия, которое появилось в результате реализации проекта.

Этот вид экологической экспертизы позволяет реализовать гражданам  конституционное право жить в  экологически чистой среде, кроме того, он дает общественности возможность  иметь инструменты влияния на государство при принятии решений, которые касаются реализации проектов, чья деятельность может нанести ущерб экологии, природе и окружающей среде.

Субъекты и объекты  экологической экспертизы

Субъектами государственной  экологической экспертизы должны выступать, как правило, три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель. Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу: Минприроды и ее территориальные органы, а в необходимых случаях - правительственные органы Федерации либо субъектов Федерации. Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может стать научно-исследовательский институт или подобное ему учреждение, которому будет поручено провести экспертизу, или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им. Потребителем в данной системе общественных отношений следует назвать предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали предметом экспертного анализа.

При дальнейшем развитии экспертного процесса, например, при назначении дополнительной или повторной экспертизы, обжаловании заключения экспертной комиссии, расширении круга эколого-экспертных отношений число субъектов и их виды могут меняться.

Под объектами экологической  экспертизы понимаются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты.

Основная задача экспертной комиссии состоит в сборе, обобщении и оценке информации. По ряду объектов экспертизы представление подобного рода экологической информации вменяется в обязанность потребителя. Что касается экологически особо опасных видов хозяйственной деятельности, на ее экспертизу должны быть представлены материалы, которые в пакете называются Заявлением об экологических последствиях,

Заявление - документ о  гарантиях выполнения мер по обеспечению  экологической безопасности. В этом документе должны быть обязательно  отражены два обстоятельства: последствия воздействия на окружающую природную среду с учетом степени экологического риска; и меры потребителя по нейтрализации экологически вредных последствий, оздоровлению и воспроизводству окружающей природной среды. Задача экспертов состоит в проверке правильности и научной обоснованности содержания данного документа.

Предварительное заключение экспертной комиссии, подготовленное и подписанное комиссией, доводится  до сведения населения, общественных объединений, заинтересованных в проекте. Закон  РФ об охране окружающей природной среды (ст. 41) допускает в необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающих экологические интересы населения, принимать решение по результатам обсуждения или референдума.

Заключение государственной  экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение - одно из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Заключение государственной  экологической экспертизы должно быть одобрено квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава  экспертной комиссии и подписано  всеми ее членами. В случае несогласия отдельных экспертов с выводами сводного заключения готовят "особое мнение", которое в виде краткой записки прикладывается к сводному заключению и является его неотъемлемой частью.

Заключение приобретает  статус Заключения государственной  экологической экспертизы только после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. Заключение утрачивает юридическую силу при внесении изменений в проектную и иную документацию после получения положительного решения, а также при реализации объекта экспертизы с отклонениями от документации, прошедшей экспертизу. Заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено только в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

 

 


Информация о работе Природопользование. Научный прогресс. Экологическая экспертиза