Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 15:49, реферат
Описание работы
В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения сосредоточено в городах. В некоторых странах эта доля еще выше. И как общая тенденция развития и роста городов - прогрессирующее ухудшение в них условий жизни.
Содержание работы
Введение 1. Экологические проблемы большого города 2. Проблемы экологии Красноярского края Заключение Список используемых источников
В процессе развития человеческой
цивилизации города становились средой
жизнедеятельности всевозрастающего
числа людей. В России 73% населения сосредоточено
в городах. В некоторых странах эта доля
еще выше. И как общая тенденция развития
и роста городов - прогрессирующее ухудшение
в них условий жизни.
Одна из величайших трагедий
городов в том, что, будучи высшим достижением
человеческой цивилизации, они становятся
не только неудобными, но и в значительной
степени опасными для жизни проживающих
в них людей, и даже для жизни будущих поколений.
Некоторые города, построенные без учета
розы ветров, постоянно тонут в выбросах
промышленных предприятий, а неограниченный
рост автомобилей создает проблемы не
только в плане траты времени на передвижение,
но и в плане полной невозможности дышать
рядом с трассами или в центральной части
мегаполисов. И с каждым годом актуальность
темы загрязнения больших городов растет.
В 21 веке темпы урбанизации
от года к году возрастают, соответственно,
растет и число экологических проблем
городов, главным образом связанных с
чрезмерной концентрацией на сравнительно
небольших территориях населения, транспорта
и большим количеством промышленных предприятий.
Таким образом, экологическое
неблагополучие городов стало острейшей
глобальной проблемой, требующей скорейшего
решения.
Целью данной работы является
изучение экологической обстановки в
крупных промышленных городах (на примере
Красноярского края).
Работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка используемых
источников.
1. Экологические
проблемы большого города
Город - территория, на которой
сконцентрировано на относительно небольшой
территории большое количество людей,
промышленных предприятий и транспорта.
За последние 50 лет доля городского населения
возросла с 29 % до 49 %, то есть в городах
сосредоточена почти половина населения
планеты (в Северной Америке и России -
75 %, в Африке - 22 %). В России 75% населения
сосредоточено в городах. Общей тенденцией
развития и роста городов является прогрессирующее
ухудшение качества жизни. Состояние компонентов
природы -- важный индикатор состояния
и качества городской среды. Подвергаясь
многообразным нагрузкам, природа способна
восстанавливаться, спасая тем самым себя
и защищая человека.
Город -- ареал глубоко измененной
природы, особая экосистема. Здесь создана
так называемая урбанизованная среда,
содержащая естественные и искусственные
компоненты. В формировании экосистемы
главную роль должны играть все элементы
экологического каркаса -- гидрографическая
сеть, формы рельефа, распределение естественной
растительности. В тоже время город активно
обменивается веществом и энергией с окружающим
его пространством, и является источником
антропогенных загрязнений воздуха, поверхностных
и подземных вод, почвы.
Город использует разные виды
топлива и электроэнергии, сырье и полуфабрикаты,
вспомогательные материалы для своих
предприятий, продовольствие и товары
народного потребления для населения,
оборудование для промышленности, транспорта,
жилищно-коммунального хозяйства. Используя
и перерабатывая все это, город выпускает
продукцию, оказывает услуги и выбрасывает
в окружающую среду огромную массу отходов
в твердом, газообразном и жидком виде.
Состав, разнообразие и напряженность
экологических проблем городов достаточно
много.
Известно, что современные мегаполисы
- это центры торговли и промышленности.
Горожане ругают крупные предприятия
за загрязнение окружающей среды, но их
вред - это лишь часть цепочки тех экологических
проблем, которые давно уже существуют
в крупных городах. Изначально крупные
промышленные предприятия строились на
периферии городов, но разрастание жилых
кварталов привело к тому, что люди стали
жить бок о бок с часто вредными производствами.
Выбросы химикатов в городское небо делают
жизнь горожан невыносимой. В лучшем случае
люди ощущают неприятный запах, в худшем
- чувствуют недомогание, вызванное отравлением
организма. Даже если предприятие находится
не в непосредственной близости от жилых
кварталов, оно всё равно отравляет окружающую
среду на несколько километров вокруг.
Вредные выбросы из огромных труб заводов
подхватываются ветром и в виде осадков
покрывают ближайшие районы, сточные воды
попадают в почву.
Ещё одной экологической проблемой
городов являются выхлопные газы миллионов
автомобилей, которые ежедневно стоят
в многокилометровых пробках. Выхлопные
газы по степени вредного влияния на окружающую
среду опережают заводы и фабрики. Вредные
летучие вещества в их составе оказывают
неблагоприятное воздействие не только
на организм человека, но и на растения
и животных городской полосы. Поражаются
дыхательные пути, понижается уровень
необходимого кислорода в крови. Углеводороды
в составе выхлопных газов могут стать
причиной головных болей, которые стали
привычными для городских жителей.
К экологическим проблемам
добавляются и мытьё машин в городских
водоёмах, которые превращают и без того
редкие зелёные зоны в уменьшенные копии
городских свалок.
С каждым днём все актуальней
становится и проблема мусора больших
городов. Тонны отходов свозятся на переполненные
свалки, которые также наносят огромный
вред городам, запах и крысы - это не самое
страшные последствия неубранного мусора,
часто отходы содержат ядовитые вещества
и поэтому требуют специальной утилизации.
Строить перерабатывающие заводы слишком
дорого, гораздо проще выделять новые
площади под свалки, которые вырастают
в горы за короткие сроки.
Итак, основные экологические
проблемы, связанные с урбанизацией:
1) Отторжение территорий
природных экосистем и потенциальных
сельскохозяйственных угодий в
пользу городской застройки, рекреационных
пригородных парков и лесных
массивов (буферных зон, ССЗ).
2) Город - «Поглотитель» энергетических
ресурсов для: освещения территории,
жилья; эксплуатации транспорта; теплового
отопления в условиях холодного
климата; кондиционирования воздуха
в условиях жаркого и сухого
климата; эксплуатации очистных
сооружений, мусороперерабатывающих
заводов.
3) Загрязнение атмосферы
производственными и теплоэнергетическими
объектами, транспортом.
4) Деградация водных объектов
в результате изъятия воды
для обеспечения нужд города,
загрязнения через воздушную
среду и сточными водами.
7) Изменение микроклимата
- «городской климат»: повышение
температуры воздуха, повышенная
сухость воздуха, «центростремительные»
воздушные потоки при отсутствии
ветров (загрязнения атмосферы с
периферии переносятся в центр
города).
8) Осложнение геоэкологических
условий в процессе сооружения и эксплуатации
зданий, сооружений, инженерных коммуникаций:
повышение уровня грунтовых вод (реже
- понижение), процессы суффозии и карстообразования.
9) Формирование городских
(антропогенных) зооценозов (крысы, мыши,
бродячие собаки и кошки, различные
насекомые и пр.).
10) Осложнение санитарно-гигиенической
и эпидемиологической обстановки,
как следствие: концентрации людей,
снижения иммунитета (за счет
постоянного преодоления горожанами
бактериологических и химических
загрязнений в воздухе, воде и
продуктах питания).
11) Возникновение и усиление
социальной напряженности вследствие
высокой концентрации населения,
всегда неоднородного по социальным,
этическим или религиозным (или
другим) признакам.
2. Проблемы экологии
Красноярского края
Красноярский край занимает
третье место в России по масштабам загрязнения
природы. Если смотреть в процентном соотношении,
то неблагоприятные, с точки зрения экологии,
земли занимают всего 10%. Казалось бы, немного,
но именно в этой части проживает основная
часть населения края, именно в этих местах
сосредоточены промышленные объекты и
сельскохозяйственные зоны.
Для региона специфична высокая
концентрация производства. Многие промышленные
предприятия Красноярска, Норильска, Ачинска
и Канска являются крупнейшими в России
и относятся к группе энергоемких отраслей
производства с большими объемами выбросов,
сбросов и образующихся отходов.
Из них две трети промышленного
производства края приходится на долю Красноярска
и Норильска, а вместе с предприятиями
г.Ачинска - три четверти.
Поэтому экологическая обстановка
в Красноярском крае определяется, в первую
очередь, напряженной ситуацией в промышленных
центрах региона - Красноярске, Норильске,
Ачинске, а также Канске: 70-80% основные
производства сосредоточены именно в
этих городах: Норильский горно-металлургический
комбинат, Химкомбинат «Енисей», Ачинский
глиноземный комбинат, Ачинский нефтеперерабатывающий
завод.
Проблема экологии для Красноярска -
тема очень больная, т.к. краевой центр
также входит в десятку самых грязных
городов страны (148,6 тысячи тонн).
Техногенное загрязнение атмосферного
воздуха является одним из ведущих факторов
среды обитания, неблагоприятно влияющим
на условия жизни и здоровье населения
города. Загрязненный теплый воздух поднимается
вверх, охлаждается, растекается по краям
города и возвращается обратно, таким
образом в безветренную погоду центростремительные
воздушные потоки несут загрязнители
промышленных предприятий в центр города,
даже от расположенных на окраинах города
заводов.
Красноярск, по величине уровня
загрязнения атмосферы, входит в число
городов России с наибольшим уровнем загрязнения
воздуха. Экологические проблемы Красноярска
связаны с обилием металлургических, химических,
металлообрабатывающих предприятий и
теплоэнергетики. Согласно государственному
докладу «О состоянии и охране окружающей
среды в Красноярском крае за 2010 год» в
Красноярске показатели загрязнения воздуха стали
значительно выше, чем в 2009 году. Уровень
загрязнения воздуха по величине индекса
загрязнения атмосферы в крупных промышленных
городах Красноярского края в 2010 году
характеризовался как «повышенный», «высокий»
и «очень высокий» и колебался от 5,75 в
г.Канске до 21,86 в г.Красноярске.
Рисунок 1 - Динамика уровня
загрязнения атмосферного воздуха по
величине индекса загрязнения атмосферы
в городах Красноярского края
По выбросам в Красноярске всегда
лидировал КрАЗ, несмотря на подветренное
расположение по отношению к городу. Вторую
строку списка главных загрязнителей
занимает вся теплоэнергетика и здесь
требуются радикальные меры. Ситуацию
спасет вынос котельных, ТЭЦ и ГРЭС за
черту города, замена теплоносителя, который
мы используем, или переход на более экологически
чистое топливо - лучше всего газ.
Автотранспорт также занимает
ведущее место в загрязнении окружающей
среды Красноярска, впрочем как и в целом
Красноярского края. На его долю приходится
около 90 % общего объема вредных веществ,
поступающих в атмосферу от всех видов
транспорта, а в отдельных городах и районах
они являются определяющими. Причем эти
выбросы оказывают наиболее негативное
влияние, поскольку их источники приближены
к нам.
Степень загрязнения населенных
пунктов автотранспортом определяется
по годовому объему выбросов автомобильного
транспорта в атмосферу, объем которых
в 2010 году составил 345,2 тыс. тонн, что больше
объемов выбросов 2009 года на 49,9 тыс. тонн.
В выбросах автотранспорта
содержится 280 наименований вредных веществ,
основная доля вредных автомобильных
выбросов приходится на оксиды углерода
и азота, углеводороды. Основная доля вредных
автомобильных выбросов приходится на
оксиды углерода и азота, углеводороды.
В Европе от заболеваний, связанных с выхлопными
газами ежегодно умирает 225 тыс. человек.
Экологи и медики сходятся во мнении, что
у нас жертв как минимум в 2 раза больше.
По г.Красноярску в 2010 году количество
выбросов от автотранспорта составило
110,8 тыс. т, при этом доля выбросов от автотранспорта
в общем количестве выбросов по городу
составила 39,8%. В целях снижения в г. Красноярске
уровня загрязнения атмосферного воздуха
отработавшими газами автомобилей и принятия
мер по пресечению нарушений, связанных
с мойкой транспортных средств в неустановленных
для этого местах, администрацией г. Красноярска
ежегодно организуется проведение общегородских
экологических мероприятий.
Не только в Красноярске но
и, отдельных близлежащих городах, объемы
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу
от автотранспорта не только влияют на
экологическую обстановку в городе, но
и определяют ее: в г. Дивногорске доля
автотранспорта в общегородских выбросах
составила 93,2%, в г. Сосновоборске - 77,5%,
Минусинске - 70,9%, Боготоле - 52,5%.
Кроме того, по данным УГИБДД
ГУВД по Красноярскому краю количество
различных видов автомобильного транспорта
продолжает постоянно увеличиваться,
большую часть из которого составляют
подержанные автомобили. Несмотря на то,
что большинство автомобилей, которые
можно встретить в Красноярске, были выпущены
в Японии и соответствуют высоким экологическим
требованиям, увеличение количества автомобилей
на улицах города ведет к увеличению загрязнения
окружающей среды.
Как и во многих крупных городах,
серьезной экологической проблемой Красноярска
является нехватка зеленых насаждений во
многих жилых районах города. Горожане
также обеспокоены вырубкой зеленых насаждений
в черте города, а на их месте вырастают
высотные дома и торговые центры. И в этой
ситуации как никогда возрастает значение
пригородных и внутригородских насаждений.
Важность зеленых зон вокруг городов признают
во всем мире. Даже в тех странах, где разрешена
продажа земли, законодательство ограничивает
распродажу лесной площади под строительство
вблизи города, предпочитая сохранить
экологические функции леса.
Водные объекты пригородной
зеленой зоны также испытывают значительный
прессинг со стороны промышленных предприятий
города, из 2704,0 млн. м3забранной
свежей воды на нужды производства сброшено
сточных вод 2430,3 млн. м3, из них без
очистки и недостаточно очищенных 484,1
млн. м3.