Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:00, реферат
Цель лабораторной работы: на основе данных временного ряда определить его основные компоненты, построить аддитивную (мультипликативную) модель временного ряда, согласно которой разработать прогноз исследуемого показателя на максимальный период упреждения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1. Понятия «уровень» и «качество жизни населения». 4
1.2. Система показателей , характеризующих уровень жизни населения 4
1.3. Методы и модели, применяемые в прогнозировании 6
социального развития и уровня жизни населения. 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 9
2.1. Основные показатели уровня жизни в Тульской области 9
2.2. Основные преимущества и проблемы Тульской области 27
3. РАСЧЕТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 28
3.1. Прогнозирование показателей качества жизни населения Тульской области 28
3.2. Прогноз показателей качества жизни на основе прогноза макроэкономических показателей развития региона 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Лабораторная работа № 2
Тема: «Прогнозирование сезонных колебаний »
Цель лабораторной работы: на основе данных временного ряда определить его основные компоненты, построить аддитивную (мультипликативную) модель временного ряда, согласно которой разработать прогноз исследуемого показателя на максимальный период упреждения.
Задание:
1. Используя методом скользящей средней скорректируйте уровни исходного временного ряда.
2. Рассчитайте значения сезонной компоненты S.
3. Устраните сезонную компоненту из исходных уровней ряда и получите выровненные данные (Т + Е) в аддитивной или (Т • Е) в мультипликативной модели.
4. Используя прием аналитического выравнивания уровней (Т + Е) или (Т • Е) и расчет значений Т на основе полученного уравнения тренда.
5. Рассчитайте значения полученных по модели значений (Т + S) или (Т • S).
6. Определите абсолютные и/или относительные ошибки.
7. Используя
полученную модель временного
ряда, определите прогнозное
Вариант 7
Компания ABC - недавно на рынке, производит нужный рынку товар с января 2007 г. Покупатели уже начинают узнавать товар компании ABC в магазинах, но, конечно, не так активно, как хотелось бы отделу маркетинга ABC. С декабря 2008 г. начата активная кампания по продвижению товара. Вопрос - как можно ощутить эффективность мероприятий продвижения, если продажи имеют сильную сезонную зависимость? Как спрогнозировать объем продаж на 6 месяцев с учетом сезонности?
Таблица 1 – исходные данные
Месяц |
Выпуск продукции, тыс. руб. | ||
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Январь |
96,17 |
105,02 |
112,92 |
Февраль |
92,34 |
99,77 |
101,63 |
Март |
88,50 |
96,69 |
99,61 |
Апрель |
88,18 |
97,54 |
101,21 |
Май |
91,96 |
100,57 |
111,27 |
Июнь |
96,00 |
104,2 |
120,5 |
Июль |
99,95 |
106,6 |
116,3 |
Август |
104,36 |
113,59 |
123,14 |
Сентябрь |
107,6 |
117,06 |
130,57 |
Октябрь |
109,26 |
117,85 |
127,94 |
Ноябрь |
106,77 |
116,24 |
126,55 |
Декабрь |
108,9 |
115,39 |
135,21 |
Шаг 1. Определим скользящие средние и оценим сезонную компоненту (таблица 2).
Таблица 2 - Сезонные компоненты
квартал |
y |
за 4 квартала |
средняя |
скользящая средняя |
оценка сезонной компоненты |
1 |
277,01 |
- |
- |
- |
- |
2 |
276,14 |
1166,22 |
291,555 |
- |
- |
3 |
211,91 |
1190,69 |
297,6725 |
294,61375 |
-82,70375 |
4 |
401,16 |
1216,86 |
304,215 |
300,94375 |
100,21625 |
5 |
301,48 |
1342,2 |
335,55 |
319,8825 |
-18,4025 |
6 |
302,31 |
1290,52 |
322,63 |
329,09 |
-26,78 |
7 |
337,25 |
1303,2 |
325,8 |
324,215 |
13,035 |
8 |
349,48 |
1323,87 |
330,9675 |
328,38375 |
21,09625 |
9 |
314,16 |
1356,63 |
339,1575 |
335,0625 |
-20,9025 |
10 |
322,98 |
1396,85 |
349,2125 |
344,185 |
-21,205 |
11 |
370,01 |
- |
- |
- |
- |
12 |
389,7 |
- |
- |
- |
- |
Шаг 2. Далее необходимо устранить сезонную компоненту и получить выровненные данные при помощи аналитического выравнивания. Данные запишем в таблицу 3.
Таблица 3 - Выровненные ряды
Si |
T+E=Y-S |
T |
T+S |
E=Y-(T+S) |
E*E |
4,410562 |
272,5994 |
267,043 |
271,4536 |
5,556438 |
30,874 |
5,384578 |
270,7554 |
276,696 |
282,0806 |
-5,94058 |
35,29047 |
7,817793 |
204,0922 |
286,349 |
294,1668 |
-82,2568 |
6766,18 |
-13,6129 |
414,7729 |
296,002 |
282,3891 |
118,7709 |
14106,53 |
4,410562 |
297,0694 |
305,655 |
310,0656 |
-8,58556 |
73,71187 |
5,384578 |
296,9254 |
315,308 |
320,6926 |
-18,3826 |
337,9192 |
7,817793 |
329,4322 |
324,961 |
332,7788 |
4,471207 |
19,99169 |
-13,6129 |
363,0929 |
334,614 |
321,0011 |
28,4789 |
811,0477 |
4,410562 |
309,7494 |
344,267 |
348,6776 |
-34,5176 |
1191,462 |
5,384578 |
317,5954 |
353,92 |
359,3046 |
-36,3246 |
1319,475 |
7,817793 |
362,1922 |
363,573 |
371,3908 |
-1,38079 |
1,906589 |
-13,6129 |
403,3129 |
373,226 |
359,6131 |
30,0869 |
905,2216 |
Чтобы определить компоненту Т были рассчитаны параметры линейного тренда, используя представленные выше уровни (рисунок 1).
Рисунок 1 – линейная функция компоненты Т
Взаимосвязь сезонных воздействий выражается в том, что сумма значений сезонной компоненты по всем кварталам должна быть равна числу периодов цикле. В данном случае число периодов одного цикла равно 4 (таблица 4).
Таблица 4 – число циклов
1 |
2 |
3 |
4 |
∑ | |||
-19,6525 |
-23,9925 |
-34,8344 |
60,65625 |
-17,8231 |
|||
4,410562 |
5,384578 |
7,817793 |
-13,6129 |
-0,22443 |
4 |
Шаг 3. Далее был произведен прогноз на 2 последующих квартала.
t |
S |
y=T+S |
T |
13 |
4,410562 |
387,2896 |
382,879 |
14 |
5,384578 |
397,9166 |
392,532 |
Вывод: Исходя из прогноза на предстоящее полугодие с учетом сезонного фактора спрос на товар компании ABC будет увеличиваться от квартала к кварталу благодаря эффективности мероприятий отдела маркетинга компании ABC.