Прогнозирование сезонных колебаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:00, реферат

Описание работы

Цель лабораторной работы: на основе данных временного ряда определить его основные компоненты, построить аддитивную (мультипликативную) модель временного ряда, согласно которой разработать прогноз исследуемого показателя на максимальный период упреждения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 4
1.1. Понятия «уровень» и «качество жизни населения». 4
1.2. Система показателей , характеризующих уровень жизни населения 4
1.3. Методы и модели, применяемые в прогнозировании 6
социального развития и уровня жизни населения. 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ 9
2.1. Основные показатели уровня жизни в Тульской области 9
2.2. Основные преимущества и проблемы Тульской области 27
3. РАСЧЕТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 28
3.1. Прогнозирование показателей качества жизни населения Тульской области 28
3.2. Прогноз показателей качества жизни на основе прогноза макроэкономических показателей развития региона 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Лабораторная работа№2.docx

— 24.40 Кб (Скачать файл)

Лабораторная работа № 2

Тема: «Прогнозирование сезонных колебаний »

 

Цель лабораторной работы: на основе данных временного ряда определить его основные компоненты, построить аддитивную (мультипликативную) модель временного ряда, согласно которой разработать прогноз исследуемого показателя на максимальный период упреждения.

Задание:

 

1. Используя методом скользящей средней скорректируйте уровни исходного временного ряда.

2. Рассчитайте значения сезонной компоненты S.

3. Устраните сезонную компоненту из исходных уровней ряда и получите выровненные данные (Т + Е) в аддитивной или (Т • Е) в мультипликативной модели.

4. Используя прием аналитического выравнивания уровней (Т + Е) или (Т • Е) и расчет значений Т на основе полученного уравнения тренда.

5. Рассчитайте значения полученных по модели значений (Т + S) или (Т • S).

6. Определите абсолютные и/или относительные ошибки.

7. Используя  полученную модель временного  ряда, определите прогнозное значение  исследуемого показателя.

Вариант 7

 

Компания ABC - недавно на рынке, производит нужный рынку товар с января 2007 г. Покупатели уже начинают узнавать товар компании ABC в магазинах, но, конечно, не так активно, как хотелось бы отделу маркетинга ABC. С декабря 2008 г. начата активная кампания по продвижению товара. Вопрос - как можно ощутить эффективность мероприятий продвижения, если продажи имеют сильную сезонную зависимость? Как спрогнозировать объем продаж на 6 месяцев с учетом сезонности?

 

Таблица 1 – исходные данные

 

Месяц

Выпуск продукции, тыс.  руб.

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Январь

96,17

105,02

112,92

Февраль

92,34

99,77

101,63

Март

88,50

96,69

99,61

Апрель

88,18

97,54

101,21

Май

91,96

100,57

111,27

Июнь

96,00

104,2

120,5

Июль

99,95

106,6

116,3

Август

104,36

113,59

123,14

Сентябрь

107,6

117,06

130,57

Октябрь

109,26

117,85

127,94

Ноябрь

106,77

116,24

126,55

Декабрь

108,9

115,39

135,21


 

         Шаг 1. Определим скользящие средние и оценим сезонную компоненту (таблица 2).

Таблица 2 - Сезонные компоненты

квартал

y

за 4 квартала

средняя

скользящая средняя

оценка сезонной компоненты

1

277,01

-

-

-

-

2

276,14

1166,22

291,555

-

-

3

211,91

1190,69

297,6725

294,61375

-82,70375

4

401,16

1216,86

304,215

300,94375

100,21625

5

301,48

1342,2

335,55

319,8825

-18,4025

6

302,31

1290,52

322,63

329,09

-26,78

7

337,25

1303,2

325,8

324,215

13,035

8

349,48

1323,87

330,9675

328,38375

21,09625

9

314,16

1356,63

339,1575

335,0625

-20,9025

10

322,98

1396,85

349,2125

344,185

-21,205

11

370,01

-

-

-

-

12

389,7

-

-

-

-


 

Шаг 2. Далее  необходимо устранить сезонную компоненту и получить выровненные данные при  помощи аналитического выравнивания. Данные запишем в таблицу 3.

 

Таблица 3 - Выровненные ряды

 

Si

T+E=Y-S

T

T+S

E=Y-(T+S)

E*E

4,410562

272,5994

267,043

271,4536

5,556438

30,874

5,384578

270,7554

276,696

282,0806

-5,94058

35,29047

7,817793

204,0922

286,349

294,1668

-82,2568

6766,18

-13,6129

414,7729

296,002

282,3891

118,7709

14106,53

4,410562

297,0694

305,655

310,0656

-8,58556

73,71187

5,384578

296,9254

315,308

320,6926

-18,3826

337,9192

7,817793

329,4322

324,961

332,7788

4,471207

19,99169

-13,6129

363,0929

334,614

321,0011

28,4789

811,0477

4,410562

309,7494

344,267

348,6776

-34,5176

1191,462

5,384578

317,5954

353,92

359,3046

-36,3246

1319,475

7,817793

362,1922

363,573

371,3908

-1,38079

1,906589

-13,6129

403,3129

373,226

359,6131

30,0869

905,2216


 

Чтобы определить компоненту Т были рассчитаны параметры линейного тренда, используя представленные выше уровни (рисунок 1).

 

 

          Рисунок  1 – линейная функция компоненты Т

         Взаимосвязь сезонных воздействий выражается в том, что сумма значений сезонной компоненты по всем кварталам должна быть равна числу периодов цикле. В данном случае число периодов одного цикла равно 4 (таблица 4).

Таблица 4 – число циклов 

1

2

3

4

 

-19,6525

-23,9925

-34,8344

60,65625

-17,8231

 

4,410562

5,384578

7,817793

-13,6129

-0,22443

4


 

Шаг 3. Далее  был произведен прогноз на 2 последующих квартала.

 

t

S

y=T+S

T

13

4,410562

387,2896

382,879

14

5,384578

397,9166

392,532


 

Вывод: Исходя из прогноза на предстоящее полугодие с учетом сезонного фактора спрос на товар компании ABC будет увеличиваться от квартала к кварталу благодаря эффективности мероприятий отдела маркетинга компании ABC.

 

 

 

 


Информация о работе Прогнозирование сезонных колебаний