Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 23:10, контрольная работа
Характерной особенностью нашего времени является интенсификация и
глобализация воздействия человека на окружающую его природную среду, что сопровождается небывалыми ранее интенсификацией и глобализацией негативных последствий этого воздействия. И если раньше человечество испытывало локальные и региональные экологические кризисы, которые могли привести к гибели какой-либо цивилизации, но не препятствовали дальнейшему прогрессу человеческого рода в целом, то теперешняя экологическая ситуация чревата глобальным экологическим коллапсом. Поскольку современный человек разрушает механизмы целостного функционирования биосферы в планетарном масштабе.
Введение…………………………………………………………………………3
1. История развития хозяйства…………………………………………………5
1.1 Промышленность послевоенного периода………………………………...7
1.2 География важнейших межотраслевых комплексов…………………….10
2. Основные экологические проблемы………………………………………..15
2.1 Загрязнение литосферы……………………………………………………15
2.2 Загрязнение гидросферы…………………………………………………..16
2.3 Загрязнение атмосферы……………………………………………………19
3. Пути решения экологических проблем……………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..22
Список используемой литературы……………………………………………23
1) Машиностроительный комплекс
Машиностроение - ведущий МОК, обеспечивающий выпуск разнообразных машин и оборудования для различных отраслей хозяйства. Главная задача машиностроения - вооружать народное хозяйство совершенными машинами. Именно машиностроительный комплекс составляет основу научно-технического прогресса (НТП) в российской экономике.
Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти вся промышленная продукция в стране, в нем занято более 9 млн. человек. Машиностроение - крупнейший потребитель продукции: он расходует 20% проката черных и цветных металлов. Сейчас не все отрасли машиностроения развиваются одинаково - существенный спад производства по сравнению с дореформенным периодом произошел в отраслях тяжелого, нефтяного, химического, энергетического машиностроения, тракторостроения, изготовлении машин и оборудования для агропромышленного комплекса (АПК) и легкой промышленности. В железнодорожном машиностроении сократился выпуск практически всех видов продукции, упало производство автомобилей. Современное машиностроение состоит из более чем 70 отраслей, число отраслей постоянно растет, но по характеру выпускаемой продукции и факторам размещения их можно разделить на три большие группы.
Факторы размещения машиностроения
Специализация и кооперирование - важнейшие принципы размещения. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых – заводы - филиалы в малых и средних городах, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.
В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, например, только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань). Одно из следствий узкой специализации - высокий уровень концентрации производства.
2) Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей своей продукции - металлургические базы Центра, Урала и Сибири. Лидер отрасли - «Уралмаш» (Екатеринбург) - выпускает прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы. Оборудование для угольной промышленности Сибири производит Красноярский завод шагающих экскаваторов (для КАТЭК), предприятия Кузбасса (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Кемерово). Тяжелые станки и кузнечнопрессовое оборудование выпускают в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже, Коломне.
3) Энергетическое машиностроение ориентировано не только на металл, но и на квалифицированные кадры и научные разработки, поэтому исторически развивалось в Санкт-Петербурге и его пригороде Колпино, где производят оборудование, как для ГЭС, так и АЭС. Новый центр атомного машиностроения - «Атоммаш» построен в Волгодонске. Паровые котлы для ТЭС выпускают в Барнауле, Бийске, Таганроге, Белгороде, Подольске.
4) Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта и имеет ориентацию, прежде всего на выгодное транспортно - географическое положение, как в силу широкой кооперации, так и в силу специфики производственных процессов. Например, судостроение ориентировано на речные и морские порты - Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск на-Амуре, Владивосток.
* Автомобилестроение России возникло в Москве, где и сегодня выпускают грузовые и легковые автомобили (ЗИЛ и АЗЛК). В настоящее время главным автомобильным цехом страны стало Урало - Поволжье (ВАЗ - Тольятти, КАМАЗ - Набережные Челны, УАЗ - Ульяновск, ГАЗ - Нижний Новгород, ИЗК - Ижевск).
* Производство автобусов – Голицыне, Яхрома, Курган; микроавтобусов на базе ЗИЛ - Москва, ГАЗ - Нижний Новгород.
* Локомотиво- и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны: Коломна, Калуга, Брянск, Людиново, Муром. * Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, электрички - Тверь и Демехово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.
* Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя - главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы были построены в довоенный период в Волгограде и Челябинске, а затем в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), Сибири (Рубцовск), на Северо-западе (Петрозаводск - завод трелевочных тракторов). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например, зерноуборочных - в Таганроге, Красноярске, Ростове-на-Дону.
* Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, имеющие выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, сосредоточение научных кадров и квалифицированной рабочей силы. Научно-исследовательские институты (НИИ) и опытно-конструкторские бюро (ОКБ) отдельных отраслей расположены, как правило, в крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), в то время как производство серийной продукции размещено по всей стране.
* Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона, основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в центре страны - в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан - Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.
Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые - Сасово (Рязанская область), Сухиничи (Тверская область).
Дальнейший прогресс в машиностроении предусматривает ускоренное развитие отраслей суперсовременных технологий, использующих широкий научный потенциал ВПК (военно-промышленного комплекса); создание мелких, технологически гибких предприятий; расширение географии комплекса.
2. Основные экологические проблемы
Проблема загрязнения природной среды становится столь острой как из - за роста объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, так
и в связи с качественным изменением производства под влиянием научно- технического прогресса.
Многие металлы и сплавы, которыми пользуется человек, неизвестны природе в чистом виде, и, хотя они в какой-то мере подвластны утилизации и вторичному употреблению, часть их рассеивается, накапливаясь в биосфере в виде отходов. Проблема загрязнения природной среды в полный рост встала после того, как в XX в. человек существенно расширил количество используемых им металлов, стал изготавливать синтетические волокна, пластмассы и другие вещества, имеющие свойства, не только не известные природе, но вредные для организмов биосферы. Эти вещества (количество и разнообразие, которых постоянно растет) после их использования не поступают в природный кругооборот. Отходы производственной деятельности все больше загрязняют литосферу, гидросферу и атмосферу Земли. Адаптационные механизмы биосферы не могут справиться с нейтрализацией увеличивающегося количества вредных для ее нормального функционирования веществ, и естественные системы начинают разрушаться.
1. 1 Загрязнение литосферы.
Почвенный покров Земли представляет собой важнейший компонент биосферы. Именно почвенная оболочка определяет многие процессы, происходящие в биосфере. Несовершенство сельскохозяйственных приемов приводит к быстрому истощению почв, а применение крайне вредных, но дешевых ядохимикатов для борьбы с вредителями растений и в целях повышения урожайности усугубляет эту проблему. Не менее важной проблемой является экстенсивное использование пастбищ, превращающее в пустыни огромные участки земли.
Огромный вред почвам наносит вырубка лесов. Так, если под влажными
тропическими лесами вследствие эрозии теряется ежегодно 1 кг почвы с гектара, то после вырубки этот показатель увеличивается в 34 раза. С вырубкой лесов, а также с крайне неэффективными методами ведения сельского хозяйства связано такое угрожающее явление как опустынивание.
Так же существует проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Кислотными называют любые осадки - дожди, туманы, снег, кислотность которых выше нормальной. К ним также относят выпадение из атмосферы сухих кислых частиц, более узко называемых кислотными отложениями. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и неустойчиво; они быстро истощаются и урожаи на них низкие. Кислотность с нисходящими потоками воды распространяется на весь почвенный профиль и вызывает значительное
подкисление грунтовых вод. Дополнительный ущерб возникает в связи с тем,
что кислотные осадки, просачиваясь сквозь почву, способны выщелачивать
алюминий и тяжелые металлы. Обычно присутствие этих элементов в почве не создает проблем, так как они связаны в нерастворимые соединения и, следовательно, не поглощаются организмами. Однако при низких значения pH их соединения растворяются, становятся доступными, и оказывает сильное токсичное воздействие, как на растения, так и на животных. Например, алюминий, довольно обильный во многих почвах, попадая в озера, вызывает аномалии развития и гибель эмбрионов рыб.
2. 2 Загрязнение гидросферы
Водная среда – это воды суши (реки, озера, водохранилища, пруды, каналы), Мировой океан, ледники, подземные воды, содержащие природно-техногенные и техногенные образования. Которые, испытывая воздействие экзогенных, эндогенных и техногенных сил, влияют на здоровье человека, его хозяйственную деятельность и все остальное живое и неживое на Земле. Вода, обеспечивая существование всего живого на планете, входит в состав основных средств производства материальных благ.
Ухудшение качества воды обусловлено, прежде всего, недостаточностью и несовершенством очистки загрязненных природных вод в связи с ростом объемов промышленных, сельскохозяйственных, хозяйственно – бытовых стоков. Общая нехватка, увеличивающееся загрязнение, постепенное уничтожение источников пресной воды особенно актуальны в условиях растущего населения мира и расширяющегося производства.
За последние 40 лет водные системы многих стран мира оказались серьезно расстроенными. Отмечается истощение самых ценных из доступных нам источников пресной воды – подземных вод. Бесконтрольное изъятие воды, уничтожение лесных водоохранных полос и осушение верховых болот привели к массовой гибели малых рек. Сокращается водоносность крупных рек и приток поверхностных вод во внутренние водоемы. Ухудшается качество воды в закрытых водоемах. Озеро Байкал загрязняется промышленными стоками Байкальского целлюлозно-бумажного завода, Селенгильского целлюлозно-картонного комбината и предприятий
Улан – Удэ.
Возросший дефицит пресной воды связан с загрязнением водоемов сточными водами промышленных и коммунальных предприятий, водами шахт, рудников, нефтепромыслов, при заготовке, обработки и сплаве материалов, выбросами водного, железнодорожного и автомобильного транспорта, предприятий кожаной, текстильной пищевой промышленности. Особенно сильно загрязняют поверхностные отходы целлюлозных - бумажных, предприятий, химических, металлургических, нефтеперерабатывающих заводов, текстильных фабрик, сельского хозяйства.
К наиболее распространенным загрязнителям относятся нефть и нефтепродукты. Они покрывают поверхность воды тонкой, пленкой, препятствует газо - и влагообмену между водой и околоводных организмов. Серьезную угрозу чистоте водоемов наносит добыча нефти со дна озер, морей и океанов. К серьезным загрязнениям вод приводят внезапные выбросы нефти на завершающей стадии бурения скважин на дне водоемов.
Другим источником загрязнения водоемов служат катастрофы с нефтеналивными судами. Нефть попадает в море при разрывах шлангов, при протечке муфт нефтепроводов, при ее перекачке в береговые нефтехранилища, при промывке танкеров. Все больше значения (как загрязнения водоемов) получают поверхностно – активные вещества, в том числе синтетические моющие средства (СМС). Широкое применение этих соединений в быту и промышленности приводит к увеличению их концентрации сточных водах. Они плохо удаляются очистными сооружениями, подают водоемы, в том числе хозяйственно-питьевого назначения, а оттуда в водопроводную воду. Присутствие в воде СМС придает ей неприятный вкус и запах.