Развитие биосферы в ноосферу — сферу разума; основные социально экономические проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:22, реферат

Описание работы

Название «ноосфера» происходит от греч. «ноос» — разум и таким образом обозначает сферу разума. Понятие ноосферы ввел в 1927 г. французский ученый-математик Э. Леруа, подразумевая под ним современную геологическую стадию развития биосферы. Э. Леруа отмечал, что пришел к такому представлению вместе со своим другом — геологом и палеонтологом П. Тейером де Шарденом, который в дальнейшем разработал собственное представление о ноосфере. В книге «Феномен человека» автор определил ноосферу как «новый покров», «мыслящий пласт, который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается над миром растений и животных — вне биосферы и над ней».

Содержание работы

Содержание 2
1. Развитие биосферы в ноосферу – сферу разума. 3
2. Социально - экологические проблемы современности. 8
Вывод: 14
Список используемых источников: 15

Файлы: 1 файл

Развитие биосферы в ноосферу — сферу разума; основные социально экономические проблемы современности.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

 

Владивостокский государственный университет экономики  и сервиса

Академический колледж

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Экологические основы природоведения»

Тема: «Развитие биосферы в ноосферу – сферу разума;

Социально - экологические проблемы современности».

 

 

 

     Выполнил: студент группы СО-ТО-12 Трофимов Ф. М.

Проверил: Шайхлисламова Л.Е.

 

 

 

Владивосток

2013

Содержание

 

Содержание 2

1. Развитие биосферы в ноосферу – сферу разума. 3

2. Социально - экологические проблемы современности. 8

Вывод: 14

Список используемых источников: 15

 

 

 

1. Развитие  биосферы в ноосферу – сферу  разума.

С появлением человеческого общества, под влиянием которого в современных  условиях происходит дальнейшая эволюция биосферы, приводит к изменению состава самой биосферы, к ее переходу в ноосферу. Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества, в котором разумная деятельность людей становится главным, определяющим фактором развития.

Название «ноосфера» происходит от греч. «ноос» — разум и таким образом обозначает сферу разума. Понятие ноосферы ввел в 1927 г. французский ученый-математик Э. Леруа, подразумевая под ним современную геологическую стадию развития биосферы. Э. Леруа отмечал, что пришел к такому представлению вместе со своим другом — геологом и палеонтологом П. Тейером де Шарденом, который в дальнейшем разработал собственное представление о ноосфере. В книге «Феномен человека» автор определил ноосферу как «новый покров», «мыслящий пласт, который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается над миром растений и животных — вне биосферы и над ней».

Научное и практическое значение деятельности В. И. Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые во всеоружии знаний своего времени глубоко обосновал  единство человека и биосферы. Сама живая материя как носитель разума, отмечал В. И. Вернадский, составляет небольшую часть биосферы по массе. Возникновение человеческого общества явилось результатом длительного  развития живого вещества в пределах биосферы. Появление человека на Земле  предопределило неизбежность возникновения  нового состояния биосферы — переход  ее в ноосферу, оболочку разума, охваченную целенаправленной деятельностью самого человека. При этом периоду сознательной деятельности человека предшествовал  длительный период его дикого, полудикого и в целом стихийного существования. В пределах биосферы возникла первоначально  сфера первобытной деятельности человеческого общества, которую  нередко называют антропос-ферой. Начало ей положило расселение человека по всей поверхности суши в результате использования огня. Человек, овладев огнем, стал относительно независимым от климата и заселил все континенты, кроме Антарктиды. По свидетельству уникальных палеонтологических находок, человек, зародившись в дебрях Центральной Африки, освоил Европу, Азию, Австралию, а при дальнейшем совершенствовании своего организма достиг просторов Северной и Южной Америки. В ходе развития производительных сил антропосфера, охватывающая стихийную деятельность человеческого общества, объективно должна перейти в ноосферу — сферу сознательной деятельности. В современную эпоху становление ноосферы теснейшим образом связано с овладением различными формами движения материи — первоначально механической, потом тепловой, химической, атомно-ядерной. На очереди овладение биологическими формами движения — создание живых форм с помощью методов и средств биотехнологии и генной инженерии. С этим связано и возникновение новых по качеству круговоротов веществ в биосфере.

В. И. Вернадский, оценивая роль человеческого  разума и научной мысли, делает следующие  выводы:

1. Ход научного творчества является  той силой, которой человек  меняет биосферу, в которой он  живет.

2. Это проявление изменения биосферы  есть неизбежное явление, сопутствующее  росту научной мысли.

3. Это изменение биосферы происходит  независимо от че-ловеской воли, стихийно, как природный естественный процесс.

4. А так как среда жизни  есть организованная оболочка  планеты — биосфера, то вхождение  в нее в ходе ее геологически длительного существования нового фактора ее изменения — научной работы человечества — есть природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние — ноосферу.

5. В переживаемый нами исторический  момент мы видим это более  ясно, чем могли видеть раньше. Здесь вскрываются перед нами  «законы природы». Новые науки  — геохимия и биогеохимия —дают возможность впервые выразить некоторые важные черты процесса математически.

Выводы о том, что биосфера неизбежно  превратится в ноосферу, т. е. сферу, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы  «человек — природа», получили название закона ноосферы В. И. Вернадского.

В дальнейшем эволюции биосферы и  переходу ее в ноосферу были посвящены  научные работы многих зарубежных и  отечественных исследователей. Так, М. М. Камшилов (1974), рассматривая эволюцию биосферы, отмечал

                                                       

Стадии эволюции биосферы, представленные в виде последовательно вовлекаемых в круговорот циклов (по М. М. Камшилову, 1974)

 

1 — в большом абиотическом  круговороте веществ (А) возникла  биосфера (Б);

2 — по мере развития жизни  она расширяется;

3 — в ней появляется человеческое  общество (Ч);

4 — человеческое общество начинает  поглощать вещество и энергию  не только через биосферу, но  и непосредственно из абиотической  среды (Т);

5 — биосфера, превратившаяся в  ноосферу (Н), стала развиваться под  контролем разумной деятельности  человека (ноогенез); управление взаимными отношениями человеческого общества и природы осуществляется с помощью ноогенетики, жизнь, развиваясь по пути ноогенеза, все полнее осваивает вещество, энергию и потенциал информации неживой природы, распространяясь за пределы Земли (пунктирные линии).

В XX в. накопился огромный фактический материал по биосфере, по производственной деятельности человеческого общества. Рождающаяся ноосфера в своих главных проявлениях характеризуется следующими признаками:

1. Возрастающим количеством механически  извлекаемого материала литосферы  — ростом разработки месторождений  полезных ископаемых. В 90-х гг. оно превышало 100 млрд т в год, что в 4 раза больше массы материала, выносимого речным стоком в океан в процессе денудации суши.

2. Массовым потреблением продуктов  фотосинтеза прошлых геологических  эпох, главным образом в энергетических  целях. Химическое равновесие  в биосфере в связи с этим  смещается в сторону, противоположную  глобальному процессу фотосинтеза,  что неизбежно приводит к росту  содержания углекислого газа  в биосфере и уменьшению содержания  свободного кислорода.

3. Процессы в ноосфере приводят  к рассеиванию энергии Земли,  а не к ее накоплению, что  являлось характерным для биосферы  до появления человека. Возникает  важная энергетическая проблема.

4. В ноосфере создаются в массовом  количестве вещества, которые ранее  в биосфере отсутствовали. Происходит  металлизация биосферы.

5. Характерно для ноосферы появление  новых трансурановых химических  элементов в связи с развитием  ядерной технологии и ядерной  энергетики. Овладение ядерной энергией  происходит за счет деления  тяжелых ядер. Предвидится в недалеком  будущем получение термоядерной  энергии за счет синтеза легких  ядер, что позволит полностью  отказаться от горючих полезных  ископаемых в качестве источника  энергии.

6. Ноосфера выходит за пределы  биосферы в связи с огромным  прогрессом научно-технической революции.  Возникла космонавтика, которая  обеспечивает выход человека  за пределы планеты Земля. Происходит  освоение космического, около космического пространства с непредвиденными возможностями. Создается принципиальная возможность создания искусственных биосфер на других планетах.

7. С образованием ноосферы планета  Земля переходит в новое качественное  состояние. Если биосфера —  это сфера Земли, то ноосфера  — это сфера Солнечной системы.  Ноосфера в будущем станет  областью Солнечной системы в  познавательных и производственных  целях человеческого общества.

Таким образом, хаотическое саморазвитие, основанное на процессах естественной саморегуляции, будет заменено разумной стратегией, базирующейся на прогнозно-плановых началах, регулировании процессов естественного развития. Это управление, несомненно, должно быть лишь «мягким» и следовать только законам природы и развития общества. В основе формирования ноосферы могут быть лишь благо и заинтересованное понимание, а не насилие и волюнтаризм. Человечеству придется решать массу тяжелых для нового времени проблем, но это будут иные, чем сегодняшние, проблемы.

Целый ряд ученых (В. Л. Барсуков, А. Л. Яншин, 1988; В. А. Кутырев, 1990 и др.) считают закон ноосферы В. И. Вернадского религиозной или социальной утопией. По их мнению, это мечта и вера, конечно, светлая, но весьма далекая от реальности и недостаточная ни как научный прогноз, ни как определение закона ноосферы. Хотя сам закон они считают справедливым. По их мнению, он точен в том смысле, что если человечество не начнет разумно регулировать свою численность и давление на природу в соответствии с ее законами, то в измененном виде биосфера может сохраниться, а цивилизация, не исключено, и вид «человек разумный» погибнут. Развитие постантропогенной природы весьма трудно прогнозировать. Однако несомненно, считает Н. Ф. Реймерс (1994), управлять люди будут не природой, а прежде всего собой. И в этом смысл закона ноосферы В. И. Вернадского.

 

 

2. Социально  - экологические проблемы современности.

1.Социально-экологический  кризис и устойчивое развитие;  
2.Рост населения и изменение его качества;  
3.Проблемы энергетического кризиса;  
4.Продовольственная проблема;  
5.Возрастание агрессивности среды. 

 
Демографический "взрыв" и быстрый промышленный рост во многих странах после второй мировой войны привели к тому, что стали явно проявляться негативные последствия чрезмерного воздействия  человека на окружающую его среду, обусловившие возникновение экологического кризиса, создающего реальную угрозу для существования  человечества на планете. Наряду с экологическим  кризисом, который постепенно приобретает  планетарный (глобальный) характер, в  последние десятилетия сформировались и другие глобальные проблемы, под  которыми понимают природные, природно-антропогенные  или чисто антропогенные явления, затрагивающие мир в целом. Процесс  развития этих явлений называют глобализацией. К наиболее важным из них относятся  проблема предотвращения ядерных конфликтов, демографическая, ресурсная, энергетическая и продовольственная проблемы, которые  тесно взаимосвязаны и способствуют развитию экологического кризиса. Решение  включает разработку процедур и механизмов, обеспечивающих сохранение и развитие человеческой цивилизации, что невозможно без использования междисциплинарных  знаний о взаимодействии общества и  природы, что и превратило современную  экологию в комплексную междисциплинарную  дисциплину.  
Современный экологический кризис можно охарактеризовать следующими количественными показателями. Нарастающие темпы индустриализации вызваны беспримерным численным ростом народонаселения Земли. Известно, что за последнее столетие численность населения увеличилась вчетверо и достигла более 6 млрд. человек, а ежегодный прирост составляет около 80 млн. человек. Но по сравнению с ростом населения потребление человечеством природных ресурсов растет еще более стремительными темпами. Об этом свидетельствует то, что потребление материалов в 2000 г. по сравнению с 1900 г. возросло в 9 раз, а энергии – в 12 раз.  
Такие высокие темпы использования природных ресурсов привели к тому, что в настоящее время человек эксплуатирует более 55% суши и около 13% речных вод, а скорость сведения лесов достигла 18 млн. га в год. Известно, что в результате застройки территорий, проведения горных работ, из-за опустынивания и засоления ландшафтов человечество ежегодно теряет более 50 тыс. кв. км земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, что усугубляет проблемы обеспечения продовольствием ежегодно увеличивающегося народонаселения планеты. Примеры негативного воздействия человеческой деятельности на природу можно продолжать долго.  
Однако сами по себе достижения научно-технической революции не являются вредными или опасными. Такими они становятся в руках людей с экологически неразвитым сознанием, которые не в состоянии предвидеть последствия своих действий. Человечество не ощущает себя неразрывно связанным со всеми остальными частями биосферы и не рассматривает себя как часть биосферы, способную оказывать существенное влияние на нее. Следовательно, основу современного экологического кризиса составляет кризис духовной жизни общества.  
Для реализации экологического подхода к развитию взаимоотношений общества и природы требуется подготовка специально обученных и экологически воспитанных профессионалов в различных областях человеческой деятельности, что достигается созданием целостной системы экологического образования, направленной на организацию процесса приобретения знаний, умений и навыков в области экологии, осуществляемого под руководством опытных профессионально подготовленных специалистов. Такие системы экологического образования созданы и создаются во многих странах, особенно после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де Жанейро, 1992), принявшей соответствующие рекомендации к правительствам всех стран мира.  
К сожалению, в Казахстане в настоящее время существуют проблемы в экологическом образовании, вызванные рядом причин:  
1) слабая материально-техническая база экологического образования;  
2) в обществе не возник необходимый уровень экологического мировоззрения, требующий выделять значительную долю национального продукта на решение экологических проблем, в том числе проблем экологического образования;  
3) в силу экономических проблем приоритеты государственной политики пока не направлены в сторону экологии, как это требует все более угрожающее состояние окружающей среды.  
Здоровье человека как биосоциального вида является не только биологической категорией, а есть важнейший показатель общественного прогресса. Здоровье необходимо рассматривать как общественное богатство не только в социальном, но и в экологическом смысле.  
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, как это до сих пор достаточно широко распространено в общественном сознании.  
В социально-экономическом аспекте здоровье характеризуется критериями физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда. В медико-биологических исследованиях для оценки здоровья используют показатели физического развития. Функции организма оценивают по показателям физической и умственной работоспособности, а адаптационные резервы - по показателям биохимического, гормонального и иммунного статусов.  
Состояние человека характеризуется большим количеством показателей, основными из которых являются следующие:  
1) заболеваемость;  
2) смертность;  
3) средняя продолжительность жизни;  
4) физическое и умственное развитие;  
5) инвалидность;  
6) психологическая комфортность;  
7) степень социального благополучия и др.  
На протяжении человеческой истории перечисленные показатели претерпели существенные количественные изменения, особенно в прошедшем столетии. Если в начале XX века смертность в значительной мере была обусловлена инфекционными заболеваниями, то уже к средине века в нашей стране эти заболевания только на треть определяли смертность благодаря успехам медицины. К концу века влияние этой причины на общую смертность сократилось в 10-15 раз, в то время как на первое место вышли болезни системы кровообращения, а на втором оказались онкологические заболевания  
Здоровье человека в значительной степени определяется качеством жизни. Качество жизни рассматривается как совокупность условий физического, умственного и социального благополучия с точки зрения отдельных индивидуумов и социальной группы, включая понимание таких состояний, как счастье, удовлетворение потребностей и удовольствие.  
В соответствии с Законами Республики Казахстан "Об охране окружающей среды", "О труде в республике Казахстан", "О земле", "Об охране атмосферного воздуха" и другими нормативно-правовыми актами Республики Казахстан граждане Казахстана имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущих поколений. Важную роль в воздействии на здоровье человека играют социально-экономические факторы среды. В целом тенденции изменения здоровья населения достаточно точно отражают уровень экономического развития и благосостояния страны. Многие проблемы здоровья имеют глубокие социально-экономические корни, включая региональные аспекты условий и уклада жизни различных народов, тот или иной путь социально-экономического развития, затрагивающий интересы различных слоев общества. Значимым последствием кризисного состояния страны следует назвать углубление экологического кризиса и связанной с ним опасности для здоровья человека нарушенной окружающей среды (загрязненные вода, воздух, почва и, следовательно, некачественные продукты питания и т.п.  
В современном обществе с его прогрессирующей интеграцией в единое целое ранее автоматизированных подструктур, экологические факторы укрепления здоровья превращаются в главные средства сохранения и укрепления здорового генофонда всего человечества. В этом направлении действует противоречивое взаимодействие биосферы и искусственной сферы обитания человека, когда проявляется действие как полезных, так и вредных для здоровья человека факторов. Устранение влияния патогенных экологических факторов на здоровье населения невозможно без соответствующих социально-экономических, политических и духовных программ. Ключевая проблема в решении задачи сохранения здоровья народонаселения заключается в улучшении состояния внешней среды и обеспечения экологической безопасности.  
Болезнетворные факторы среды обитания можно подразделить на биосферные, социальные и техногенные. К первым относятся всевозможные природные явления, негативно влияющие на человека, постоянно действующие и катастрофического свойства. К социально-экологическим факторам относятся патологические элементы природной среды, включая отклонения от нормального экономического, политического или культурного развития общества. Наиболее многочисленные факторы такого рода вызваны бесконтрольным развитием техносферы.  
Главным фактором экологического кризиса является неуправляемый рост народонаселения. Традиционная концепция демографического перехода выделяет четыре последовательных этапа в демографической истории человечества: первый, когда рождаемость и смертность остаются высокими, вследствие чего население растет медленно или даже совсем не растет; второй, когда смертность начинает снижаться, а рождаемость все еще остается высокой, что вызывает быстрый рост населения; третий, когда рождаемость также начинает снижаться, и поэтому постепенно замедляется рост населения; четвертый, когда рождаемость и смертность достигают низкого уровня, вследствие чего рост населения опять становится медленным или совсем прекращается.  
     

 

Вывод:

Итак, человечеству для того, чтобы сохранить себя и биосферу планеты, предстоит изменить свою демографическую стратегию  и развернуть депопуляционные механизмы. От дальнейшей экстенсивной природообразовательной экспансии необходимо перейти на путь адаптации к земной биосфере и не нарушать ее устойчивость, служащую естественным гарантом безопасности цивилизации и ее устойчивого развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников:

http://www.testent.ru/publ/studenty/ehkologija_i_ustojchivoe_razvitie/socialno_ehkologicheskie_problemy_sovremennosti_i_ustojchivoe_razvitie/34-1-0-976

http://psyera.ru/ekologicheskie-problemy-sovremennosti-i-puti-ih-resheniya-1465.htm

http://books.google.ru/books/about/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81.html?id=VY4JAQAAIAAJ&redir_esc=y

http://www.testent.ru/publ/studenty/ehkologija_i_ustojchivoe_razvitie/socialno_ehkologicheskie_problemy_sovremennosti/34-1-0-2523

http://ecology-portal.ru/publ/4-1-0-740


Информация о работе Развитие биосферы в ноосферу — сферу разума; основные социально экономические проблемы современности