Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:24, курсовая работа
Каждый малыш, словно маленький росточек, тянется к познаниям и воспитатель, протянув руку помощи, должен помочь ему совершить эти открытия. Очень важно, чтобы ребёнок сам делал эти открытия, а воспитатель был только направляющим, и радовался вместе с ним.
Детство – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в дошкольном детстве происходят первоначальное становление личности, формирование индивидуальности ребёнка. Свою работу я строю в первую очередь на индивидуализации личности, потому что ребёнок, в первую очередь – личность. Я стараюсь приобщать детей к добру, красоте, прекрасному.
Введение
1.Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов
2. Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания детей
3. Методы и приемы воспитания у детей познавательных интересов к природе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Все вопросы, записанные мной в течении
данного периода времени можно разделить
на несколько групп, в зависимости от их
смысла.
1.Вопросы, касающиеся определения и идентификации
объекта (Чаще всего о незнакомых до сих
пор объектах – кто это? (о картинке динозавра
в книге, о игрушке Чебурашке, о жуке), здесь
же можно выделить вопросы-предположения
– А это человек или нет? (о
игрушке-роботе), Это специальный хвост у него?
(о насекомом на прогулке).
2. Вопросы, касающиеся выделения всевозможных
признаков и свойств объектов, определения
временных и пространственных характеристик.
- Я думала, если кабачок зеленый,
то он еще не спелый?
- Почему эти все цветы желтые,
а там разные по цвету?
- Что опять начинается лето?
(в теплый погожий день)
- Как червяк идет, если у него
нет ног?
3. Причинно-следственные вопросы
- Сегодня холодно, потому что
дует ветер?
- Если мальчики раздавили
лягушку, значит скоро пойдет дождь?
4. Вопросы-гипотезы
- Зимой цветы не вырастут, потому
что они замерзнут?
- Завтра наступит, когда мы
поспим, а потом еще раз поспим?
- У нас в садике все заболели,
потому что на улице было холодно?
- Если по луже колесом проехать,
то ее не станет?
- У человека сердце – самое
главное, а оно есть и у паука, змеи?
2. Проанализируйте собственный
опыт работы по использованию приемов
активизации познавательной деятельности
детей в процессе ознакомления с природой.
Для развития у детей наблюдательности,
любознательности, формирования обобщенных
представлений о природе, установления
простых связей между этими явлениями
мной используются методы и приемы ознакомления
детей с природой.
Широко используются в практике экскурсии
и прогулки.
Главная задача экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают ощущать свое родство с природой. По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание воспитатель обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. После этого воспитатель приступает к постановке перед ними заранее продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д. Наблюдениям детей стараюсь придавать активный характер – учу, по возможности, не только смотреть, а видеть все подробности, понять, почему происходит то или иное явление. Воспитатель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Дети замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями.
Наблюдения за состоянием погоды, которые проводились ежедневно, помогли закрепить у детей знания о признаках осени: стало холодно, часто идут дожди, трава мокрая и т.д.
Развитию познавательных интересов детей в большей степени помогают дидактические игры. Так, в работе используются такие игры: «Найди дерево по листочку», «Где что растет?». С их помощью дети учатся узнавать отдельные признаки предметов, явлений, группировать их по определенным качествам.
Широко используются имитационные игры и упражнения. Так, часто предлагается детям «полетать», как птица, «поклевать» пальцем зернышки, «кукарекать» как петушок,
Так как большую роль в процессе ознакомления с окружающим миром, формирования положительного отношения к природе играют родители, то мы стараемся привлекать к работе и их. Так, проводятся открытые занятия, в уголке для родителей помещаем советы, даем различные консультации, отвечаем на интересующие их вопросы.
3. Разработайте рекомендации для родителей по вопросу воспитания у детей познавательных интересов к природе
1. Предоставляйте ребенку возможность
самостоятельного поиска ответов – это
будет учить его думать, рассуждать, пытаться
решать вопросы;
2.Отвечайте на все детские вопросы точно
и доступно
3. Учите ребенка не только задать вопрос,
но и самому предпринимать попытки к нахождению
ответа на него.
4. Поощряйте любознательность ребенка.
Потребность узнавать новое, важное и
ценное качество.
5.Хвалите ребенка за хороший вопрос, за
стремление к познанию
6.Умейте показать вашему ребенку, что
бояться задавать вопросы не нужно, ведь
не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать,
когда можно это сделать.
7.Не смейтесь над ребенком, задавшим слабый
вопрос: он имеет право на ошибку.
Заключение
«Человек,
в сущности, не думает о том, что
у него под ногами. Всегда мчится…
и - самое большое – взглянет,
как прекрасны облака у него над
головой. И ни разу не поглядит себе под ноги, не
похвалит: « как прекрасна почва».
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы.
На нашей планете в последнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию. Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребёнка представляются первоочередными.
Уверена: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.
Список литературы:
1.Аветисян Л. Природа и умственное воспитание
дошкольников// Дошкольное воспитание,
- 1988, - №6, - С. 27-31.
2. Билева Г., Зимина Л. Развитие познавательных
интересов в процессе ознакомления с явлениями
природы.// Дошкольное воспитание, - 1988,
- №10, - С.22-25.
3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание
детей в процессе ознакомления с природой,
- М., 1982, - С.27-42.
4. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателя детского сада и родителей. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. – 160с.
5. Маневцова Л.М. О развитии познавательных интересов у детей //Дошкольное воспитание, - 1973, - №11, - С.26-29.