Развитие теории ноосферы в трудах В.И.Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 11:17, реферат

Описание работы

Любое учение, любой культ, любая конфессия приближают человека к высотам разума и духа, но каждый вид интеллектуальной и творческой деятельности имеет свои пределы; каждое из них необходимо, но необходима и форма универсального самоосмысления, которая ни в коем случае не означала бы упразднение или ограничение частных форм. Такой формой познания и методологии является учение о «Ноосфере», которое может и должно стать универсальной научной платформой третьего тысячелетия. Учение о Ноосфере - глобально; оно не укладывается ни в национальные, ни в конфессиональные рамки, равно как и в рамки известных до сих пор формаций. Интерес к концепции Вернадского, значительно возросший в последние 15-20 лет, на наш взгляд, обусловлен тем, что в конце 20 века, современная цивилизация столкнулась с серьезными экологическими, демографическими, сырьевыми, духовными, нравственными проблемами.

Содержание работы

Введение 3
1. Краткая характеристика ноосферы 4
2. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. 5
3. Основы концепции ноосферы В.И.Вернадского 10
Заключение 15
Список использованной литературы: 16

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 39.72 Кб (Скачать файл)

12. Исключение войн из  жизни общества.

Таким образом, мы видим, что  налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В.И.Вернадский для  того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс  её образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать  год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно  будет считать завершённым. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут  быть разные. Сам Вернадский, замечая  нежелательные, разрушительные последствия  хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил  в человеческий разум, гуманизм научной  деятельности, торжество добра и  красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого  вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие  меры. Вернадский считал, что научная  мысль - такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в  ходе эволюции живого вещества, как  и человеческий разум, развивается  она все в том же полярном векторе  времени и не может ни повернуть  вспять, ни совсем остановиться, тая  в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука  сильно и глубоко активизирует изменение  биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара. Значит, научная мысль  является природным явлением. «В переживаемый нами момент создания новой геологической  силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Необходимо подчеркнуть неразрывную  связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой  предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при  этом условии». Появление разума и  итога его деятельности - науки - главнейший факт в формировании планеты. Научная деятельность сейчас приобрела  такие черты, как стремительный  темп, масштаб, глубину изысканий, мощность проводимых реорганизаций. Таким образом, «научная мысль человечества, работая  только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным  научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности». Хотелось бы обратить внимание на одну мало известную сторону научного наследия В.И. Вернадского - его идеи о цикличной динамике науки, периодических  взрывах научного творчества. В период взрыва научного творчества наблюдается  углубляющаяся дифференциация гуманитарных наук, отражающая неисчерпаемую многогранность человеческого бытия и движения: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объем, разнообразие, углубленность научного знания неизбежно  увеличиваются. Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых  теоретически бесконечно, ибо наука  есть создание человека, его научного творчества и его научной работы; границ исканиям научной мысли нет…» Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако В.И. Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества, и в отношении роли и места науки в этом будущем, связывая свой оптимизм со становлением ноосферы, охватывающей все человечество как единое целое. Он считал, что «страхи о возможности крушения цивилизации (в росте и в устойчивости ноосферы) лишены основания»; что «реальная обстановка в наше бурное и кровавое время не может дать развиться и победить силам варваризации.  Все страхи и рассуждения обывателей, представителей гуманитарных и философских дисциплин о возможности гибели цивилизации связаны с недооценкой силы и глубины геологических процессов, каким является происходящий ныне, нами переживаемый, переход биосферы в ноосферу»

Таковы объективные основы и последствия ноосферной глобализации по Вернадскому и ее кардинальное отличие от нынешней модели глобализации, осуществляемой в интересах государств и ведущей к дальнейшему разрушению природной среды и экокатастрофе. По мнению Вернадского, зачатки научного познания появились задолго до появления  науки, как независимой формы  людского сознания и деятельности. “Наука, - писал он, - есть создание жизни... Наука есть проявление действия в  человеческом обществе совокупной человеческой жизни” “Действие - это характерная  черта научной мысли. Научная  мысль, творчество, знание идут в гуще жизни, с которой они непрерывно связаны. И самим существованием они пробуждают в среде жизни  активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его  бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания”. Наука, по его  мнению, начала складываться с самостоятельную  область человеческой деятельности, приблизительно 5-6 тыс. лет назад. Эти  данные он полагал лишь ориентировочными, требующими уточнения и возможной  корректировки. Согласно теории Вернадского, человек, охватив научной мыслью всю планету, стремится двигаться  в направлении постижения Божественных законов. В центре внимания Вернадского - биосфера и ноосфера Земли. Биосфера как совокупная оболочка Земли пронизана  жизнью (сфера жизни), закономерно  под воздействием деятельности человеческого  общества переходит в ноосферу - новое состояние биосферы, которое  несет в себе результаты человеческого  труда. Вернадский исходит из того, что человек «составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение  по крайней мере двух миллиардов лет»

Итак, Вернадский исходит  из того, что исходным пунктом в  познании Вселенной является человек, поскольку возникновение человека связано с главным процессом  эволюции космического вещества. Описывая наступающую эпоху разума на энергетическом уровне, Вернадский указывает на эволюционный переход от геохимических процессов  к биохимическим, и, наконец, к энергии  мысли. Деятельность человека сравнима с действием геологической силы. Поэтому человек "должен мыслить  и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной  личности, семьи или рода, государства  или их союзов, но и в планетном  аспекте». На определенном этапе своего развития биосфера, перерабатываемая научной мыслью человека, превращается в ноосферу, область человеческой культуры, тесно связанную с научным  знанием. Порождение космических сил, ноосфера лежит вне космических  просторов, где она теряется как  бесконечное малое, и вне области  микромира, где она отсутствует, как бесконечно большое.

 

 

 

Основы концепции ноосферы В.И.Вернадского

    В 1923 году Вернадский  в своих лекциях по геохимии, прочитанных в Париже, впервые  указал на явление дисимметрии  нашей планеты на примере "подвижной  части земной коры" - астеносферы  в районе Тихого океана: " Существование  дисимметрии (не сплошных оболочек) указывает, что их происхождение  тесно связано с геологическими  явлениями в истории нашей  планеты, имеющих планетарный  характер. Он так же отмечал,  что особую роль в биосфере  играют биологические круговороты,  где важнейшим процессом является  фотосинтез, осуществляемый растительностью  планеты, которая оказывает влияние  на все компоненты природного  комплекса биосферы - атмосферу,  гидросферу, почву, животный мир.  Велика роль растений в жизни  человеческого общества. Они создают  необходимую среду существования  и снабжают ее различными веществами. Перенос вещества и энергии  осуществляется затем посредством  пищевых цепей. К своеобразной  разновидности круговоротов в  биосфере относятся ее ритмические  изменения. Ритмикой называется  повторяемость во времени комплекса  процессов, которые каждый раз  развиваются в одном направлении.  При этом различают две ее  формы: периодическую - это ритмы  одинаковой длительности (время  оборота Земли вокруг оси) и  циклическую - ритмы переменной  длительности. Периодичность в биосфере  проявляется во многих процессах:  тектонических, осадконакоплении, климатических,  биологических и многих других. Ритмы бывают разной продолжительности:  геологические, вековые, внутривековые,  годовые, суточные и т.д. Ритмичность  - это форма своеобразной пульсации  биосферы как целостной системы,  причем ритмы, как и круговороты  веществ, замкнуты в себе. Развивая  учение о биосфере, Вернадский  пришел к следующим выводам: "Биогенная  миграция химических элементов  в биосфере стремится к максимальному  своему проявлению". Вовлекая  неорганическое вещество в "вихрь  жизни", в биологический круговорот, жизнь способна со временем  проникать в ранее недоступные  ей области планеты и увеличивать  свою геологическую активность. Вернадский рассматривал биосферу  как область жизни, основа которой  взаимодействие живого и костного  вещества. Он писал: "Живые организмы  являются функцией биосферы и  теснейшим образом материально  и энергетически с ней связаны,  являются огромной геологической  силой, ее определяющей". Взаимодействие  живого и костного вещества  характеризуется прежде всего  тем, что часть энергии костного  вещества усваивается, ассимилируется  живым веществом. Эта новая  геологическая сила изменяет  организацию поверхности Земли.  Количество накопленной потенциальной  энергии увеличивается. Живое  вещество становится, таким образом,  регулятором действительной энергии  биосферы. В биосфере виды и  роды растительных и животных  организмов взаимосвязаны, продолжительность  средней жизни есть производное  отбора, которое оптимально гарантирует  выживание и компенсирует потомство.  Величина необходимой поглощаемой  энергии у автотрофных и гетеротрофных  организмов лимитируется этой  основной закономерностью эволюционного  процесса. "... В земной коре  в результате жизни и всех  ее проявлений происходит увеличение  действительной энергии" (В. И.  Вернадский) . "... Это увеличение  активной энергии сказывается  хотя бы в увеличении сознательности  и в росте влияния в биосфере  в геохимических процессах единого  комплекса жизни.

    Научное и практическое  значение Вернадского как основателя  учения о биосфере состоит  в том, что он впервые глубоко  обосновал единство человека  и биосферы. Согласно современным  представлениям, биосфера - это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Биосфера охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхние горизонты литосферы. Продукты жизнедеятельности живых существ относятся к весьма подвижным веществам, которые перемещаются в пространстве далеко за пределы обитания организмов. Поэтому естественно, что распределение живых организмов более ограничено в пространстве, чем вся биосфера в целом. Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу (от греческого "ноос" - разум) . Под ноосферой понимают сферу взаимодействия природы и общества.

    Ноосфера ("ноос" - по-гречески означает разум,  дух.) - новое эмоциональное состояние  биосферы, при котором разумная  деятельность человека становится  решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие  человека и природы: связь законов  природы с законами мышления  и социально-экономическими законами. Иногда можно услышать мнение, будто бы введенное Вернадским  понятие ноосферы не содержит  в себе чего-либо нового и  исчерпывается учением о географической  среде обитания человечества. Однако  вряд ли справедливо подобное  отождествление. Категории "географическая  среда" и "ноосфера" относятся  не к совпадающим вещам, не  перекрываются по смыслу. Географическая  среда - та оболочка Земли, которая  воздействует на условия жизни,  производства, культуры, быта людей.  Ноосфера - оболочка Земли на которую  воздействуют производство, культура, быт людей; сюда относятся и  бывшие погребенные слои Земли,  изменившиеся под влиянием прошлых  антропогенных воздействий, не  включенные в нынешнюю географическую  среду. Ноосфера отражает планетарное  воздействие общественного производства  на верхние оболочки Земли;  не все эти изменения входят  непосредственно в географическую  среду. Разрушение озонового слоя  органическими растворителями и  хладагентами уже идет, но элементом  географической среды еще не  стало, поскольку пока не влияет  на производство, культуру, формы  общения людей. Это - факт ноосферы, а не географической среды.

    Ноосфера, по Вернадскому,  требует качественно иного подхода:  глобального управления планетарными  процессами по единой разумной  воле. Этот путь ведет к идеям  социалистического планового общества  без частной собственности, без  воин. Ноосфера сформировалась на  Земле в результате воздействия  или отражения божественного  разума, духа. Примерно так понимал  ноосферу Тейлор де Шарден, но  не так - Вернадский. Вот что  он написал, обосновывая зарождение  и появление понятия ноосферы: "Впервые в истории человечества  интересы народных масс всех  и каждого - и свободной мысли  личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений  о справедливости. Человечество, взятое  в целом, становится мощной  геологической силой. И перед  ним, перед его мыслью и трудом  становится вопрос о перестройке  биосферы в интересах свободного  мыслящего человечества как единого  целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого,  приближаемся, и есть "ноосфера".

    Прежде чем вплотную  заняться изучением геохимии  биосферы, Вернадский еще в 1913 году совершенно определенно,  кратко, чрезвычайно интересно и  содержательно охарактеризовал  геохимическую деятельность человечества. Он писал: "В последние века  появился новый фактор, который  увеличивает количество свободных  химических элементов, преимущественно  газов и металлов, на земной  поверхности. Фактором этим является  деятельность человека". Продолжая  деятельность живого вещества, человек  осуществляет такие химические  реакции, которых не было раньше на Земле. Выделяется в чистом виде железо, олово, свинец, алюминий, никель и многие другие химические элементы. Количество добываемых и выплавляемых человеком металлов достигает колоссальных размеров и возрастает с каждым годом. Еще более значительна добыча горючих полезных ископаемых. При горении каменного угля и другого топлива идет образование углерода, азота и других продуктов. Это побочные, бессознательно осуществляемые процессы. К числу их относится и развитие некоторых видов микроорганизмов, сопровождающие деятельность человека.

    "Еще большее  влияние оказывает человек полным  изменением лика Земли, которая  производится им во все больших  и больших размерах по мере  развития культуры и распространения  влияния культурного человечества. Земная поверхность превращается  в города и культурную землю  и резко меняет свои химические  свойства. Изменяя характер химических  процессов и химических продуктов,  человек совершает работу космического  характера. Она является с каждым  годом все более значительным  фактором в минеральных процессах  земной коры и мало- помалу  меняет их направление" (В. И.  Вернадский). Вернадский настойчиво  подчеркивал связь планетных  и космических процессов. Он  писал: "В нашем столетии биосфера  получает совершенно новое понимание.  Она выявляется как планетарное  явление космического характера.  Человечество как живое вещество  неразделимо связанно с материально-энергетическими  процессами определенной геологической  оболочки Земли - с ее биосферой.  Оно не может физически быть  от нее независимым ни на  одну минуту". Здесь очевидно  стремление научной мысли найти  единство естественно-природных  и социально-исторических процессов,  увидеть и проанализировать ход  воздействия. В этих целях Вернадский  выделил так же особый этап  в развитии биосферы, связанной  с социальной деятельностью человека. Вернадский сумел увидеть то, что давно было у всех перед  глазами, объединил, казалось  бы, несоединимое. В том и заключается  великая простота и неожиданность  научных открытий. Ученый стал  исследовать геологическую деятельность  человека в ее сходстве и  различиях с другими природными  геологическими силами. Геологическая  роль человека недооценивалась  учеными. Вернадский выявил некоторые  геохимические и общегеологические  закономерности деятельности человека  на планете. Он совершенно справедливо  связывал геологическую мощь  человечества с техническим и  промышленным прогрессом: "Вся  история техники показывает нам,  как постепенно человек научился  видеть источник силы в природных  предметах, казавшихся ему мертвыми, инертными, ненужными" (В. И.  Вернадский). В 1938 году Вернадский  писал: "Мы присутствуем и жизненно  участвуем в создании в биосфере  нового геологического фактора,  не бывалого в ней по мощности... .Создание ноосферы из биосферы  есть природные явления, более  глубокое и мощное в своей  основе, чем человеческая история... ". Нет сомнения, что противоречия  между технократическим экологическим  подходом человека к Земле  и биосфере и конструктивным  биосферным подходом будет разрешено  в пользу последнего, ибо оно  основано на прочной теоретической  базе, опирающейся на факты науки,  которые Вернадский называл эмпирическими  обобщениями. Оказавшись вместе  с мыслителем на такой высоте, мы обязаны совершенно иначе  относиться к природе: не бороться  с ней, как это было в недавнем  прошлом, не умиляться и не  идеализировать "добродетельное" доцивилизованное равновесие человека  с природой, а последовательно  улучшать свои взаимоотношения  вместе с нею, способствовать  совершенствованию механизма этой  гигантской машины. Вернадский рассматривал  биосферу как одну из геосфер,  как геологическую оболочку, а  не так, как это упрощенно  понимают некоторые даже видные  ученые лишь как живую пленку  планеты, то есть "свободное"  от геологического прошлого и  физической среды собрание живых  организмов. Важно понять и представлять  нерасторжимую сопряженность живого  вещества, как выражался Вернадский, со всеми вещественными структурами Земли. Твердая оболочка планеты и сейчас, и всегда была связана с биосферой. Совершенно неверно ее разделение на несколько биосфер, она всегда была единой потому, что биосферный процесс на Земле никогда не прерывался. Нельзя отходить от геологического понимания биосферы и соответственно геологического значения человеческого разума. Это уже совершенно новое понимание управляющей планетарной роли человечества. Человек - вершина космической эволюции: "С появлением на нашей планете одаренного разумом живого существа планета переходит в новую стадию своей истории. Биосфера переходит в ноосферу". Труд человека, то есть основная форма его жизнедеятельности, есть в первую очередь взаимодействие его с природой. Человек проявляет эту свою способность не столько в качестве источника энергии или массы, сколько в виде специфического регулятора, возбуждающего действие одной силы природы против другой. Именно здесь возникает и проявляется "хитрость разума". Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе “Несколько слов о ноосфере", созданной в 1943 году: “Лик планеты - биосферы - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры ХХ веке все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана.... Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений.” Вернадский подчеркивал: " Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней". В действительности существует лишь одна последовательность: биосфера-ноосфера, а механизмы, пути в космических, глобальных и региональных масштабах могут быть многочисленные и самые разнообразные. Сегодня преобразование биосферы в промышленных, аграрных и других целях осуществляется различно и не только в результате технического вмешательства человека. Например, все возрастающее число заповедных зон Земли есть важный элемент современного периода превращения биосферы в ноосферу. Вернадский сформулировал и изложил его лишь в самой первоначальной форме. Учение о ноосфере намечает пути использования и развития природных сил в интересах человека, роста производительности общественного производства, рационального природопользования, сохранения и развития здоровья населения. Таким образом, интересы человечества легли в основу концепции Вернадского. Но тем самым человечество берет на себя ответственность за продолжение и регулирование многих важнейших биосферных процессов и механизмов. На сегодняшний день деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия на биосферу, изменяя круговорот веществ, водный баланс планеты, оказывая сильное влияние на почвы, растительность и животный мир. Антропогенная деятельность создала новые токсические источники загрязнения биосферы, что, в конечном счете, может создать угрозу существования самого человека. Взаимоотношения Человека и Природы носят сложный характер и нуждаются в тщательном и полном изучении. Успехи человечества в потреблении природных ресурсов зависят от познания законов природы и умелого их использования. Человечество как часть природы может существовать только в постоянном взаимодействии с ней, получая все необходимое для жизни. Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. И для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое применение их во всех отраслях своей деятельности. Следует сказать и о значении таких проблем, как укрепление здоровья человека, а также борьба с хроническими заболеваниями, патологическим старением, освоение новых экстремальных районов планеты и космоса, совершенствования существования человека в земных условиях. Сейчас актуальны проблемы пресной воды, чистого воздуха, зеленого покрова планеты, загрязнения окружающей среды, приближение к критическим пределам использования невостребованных рудных и энергетических ресурсов. Вернадский всегда реально оценивал значение научных открытий, их возможные последствия для человечества и придерживался всю жизнь высоких эстетических принципов ученого-гражданина. Это отношение к научным исследованиям, открытиям проявилось во всем. Прекрасный пример этого - дальновидное предостережение ученого о последствиях открытия атомной энергии и его беспокойство о том, в чьих она окажется руках и каким целям послужит в будущем - целям добра и зла. Владимир Иванович был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Он верил в человека, в его добрую волю. Человечество не может делать все что заблагорассудится. Оно ограничено в своих действиях, ибо человеческая история - не сумма случайностей. В основных своих чертах она закономерна и направлена" В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление. Вернадский верил в человеческий разум, ему никогда не была свойственна философия пессимизма.

Информация о работе Развитие теории ноосферы в трудах В.И.Вернадского