Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:49, реферат
В реферате рассмотрены и проанализированы две страны Россия и Германия, и на их опыте я попытался отразить общую картину происходящего во всем мире, на основании того что Германия одна из лидирующих стран в этой сфере, а Россия начинающая.
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Процесс рециклинг 4
1.1 Определение и суть использования этой технологии 4
1.2 Рециклинг отходов — прорывной проект XXI века 6
1.3 Рециклинг пластмассы, стекла и бумаги. 10
Глава 2. Мировой опыт во вторичной переработке отходов и сравнение двух стран Германии и России 14
2.1 Мировой опыт 14
2.2 Опыт Германии 17
2.3 Опыт России 21
2.4 Сравнение Германии и России 28
Глава 3. Формирование предложений по совершенствованию рециклинга отходов в СПб……………………………………………………………………………………………..31
3.1. Разработка рекомендаций для органов власти СПб и Ленобласти…….....................31
3.2. Предложения по строительству в СПб мусороперерабатывающих заводов……...32
Вывод 34
Библиография 35
В мире наблюдается недостаток первичных ресурсов, что в свою очередь влечет постоянный рост цен на них. Так как первичные и вторичные сырьевые ресурсы во многих случаях можно рассматривать как взаимозаменяемые, это ведет к росту цен на вторичное сырье. В результате отрасль рециклинга отходов получала сверхдоходы от мировых цен в последние 3-5 лет. Мировой экономический кризис показал, что такое развитие таит в себе определенные риски. Растущие цены одновременно свидетельствуют о сокращении предложения, следствием чего становится растущая конкуренция не только на рынке первичных, но и на рынке вторичных сырьевых ресурсов. Тем самым сама отрасль рециклинга отходов оказывается вовлеченной в стремительный процесс консолидации и концентрации в конкурентной борьбе за вторичные сырьевые ресурсы.
С июня 2005 года в Германии был введен запрет на захоронение предварительно необработанных отходов. В экономике началась "новая эра", основанная на замкнутом производственном цикле, где 250000 человек генерируют из мусора оборот в 50 миллиардов евро10.
2.3 Опыт России.
В России работа в сфере рециклинга в настоящее время проходит очень активна, но к сожалению пока особого результата нет, но все впереди. Одно из проявлений такой активности, это проведение ежегодной международной конференции «рециклинг отходов».
в Санкт-Петербурге
в рамках деловой программы
Целый ряд индустриально развитых стран осознали необходимость пересмотра
политики и
практики обращения с отходами. Более
жёсткие санитарно-
Предлагаемые
меры полностью соответствуют
Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. Рециклинг отходов в условиях недостатка средств на развитие добывающих мощностей позволит обеспечить существенное замещение потребного сырья. Зачастую использование вторичных ресурсов улучшает и технико-экономические показатели производства, поскольку возникает экономия энергии при замещении первичного сырьевого ресурса вторичным.
В России в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по
приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России»,
реализуемой Федеральным агентством по науке и инновациям, вопросы рационального
природопользования представляют отдельное направление научных исследований и
технологических разработок.
Надзорным государственным органом за соблюдением предприятиями экологической,
промышленной и радиационной безопасности в Российской Федерации является
Ростехнадзор – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному
надзору.
Повышение эффективности управления отходами остается одной из важнейших задач
в сфере материального производства и в непроизводственной сфере. Учитывая наблюдаемый рост образования отходов, первоочередное внимание следует уделять предотвращению и снижению образования отходов, максимально возможному вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Наряду с этим необходимо обеспечивать экологически безопасное обращение с отходами в процессе производства продукции и оказания услуг, при обезвреживании и размещении опасных отходов.
На саммите «Группы восьми» была признана необходимость разработки критериев,
позволяющих определить эффективность мероприятий рециклинга. С помощью такого
критерия предполагается выявлять и осуществлять наиболее значимые для общества в целом мероприятия по утилизации и переработке отходов. Однако такой обобщающий показатель результативности рециклинга, еще не разработан.
При рассмотрении эффективности рециклинга следует обратить внимание на два ключевых вопроса в сфере ресурсосбережения: экономическую
эффективность использования ресурсов и предотвращение загрязнения окружающей среды.
Также необходимо учитывать наличие и объемы тех или иных отходов на исследуемых
территориях.
Предлагается ввести понятие индекса эффективности рециклинга (Ier),
учитывающего эти основополагающие вопросы.
Ier = F (E, Ec, M) → 1,0 ,
где Ier – индекс эффективности рециклинга; Е – показатель экономической эффективности рециклинга; Ес – показатель экологической значимости рециклинга; М – показатель относительного объема предполагаемого рециклинга.
В соответствии с представленной моделью, эффективность рециклинга для общества
в целом (а не для отдельных исполнителей работ) зависит от трех составляющих:
экономической, экологической и «масштабной». Измеритель (индекс Ier) находится в
пределах 0,001– 1,0. Чем большее его значение – тем эффективнее рециклинг.
Экономическая составляющая отражает экономическую эффективность всего
процесса рециклинга.
Несмотря на
отсутствие законодательной и
России имеется солидный научно-технологический задел и опыт оценки экономической
эффективности этих процессов. Применительно к рециклингу опыт экономической оценки процессов особенно развит в области утилизации и переработки отходов металлов.
Анализ накопленного опыта позволяет утверждать, что по совокупности своих
возможностей металлургия является областью промышленности, приспособленной более
всего для переработки промышленных и бытовых отходов, и, в частности, для рециклинга металлосодержащих материалов. И это экономически высокоэффективный бизнес.
Экологическая составляющая отражает степень предотвращения негативного
воздействия отходов на окружающую среду. Это отражается как в полном предотвращении экологического негативного воздействия, так и в уменьшении наносимого отходами экологического вреда. Учитывается степень опасности отходов для окружающей среды (человека) и степень «самоликвидации», разложения отходов.
Масштабная составляющая отражает количественное содержание отходов на
территории (страны, региона). Введение этого показателя обусловлено их неоднородностью в регионах.
Например, для некоторых стран доля радиоактивных отходов ничтожно мала или
отсутствует вовсе по сравнению с другими странами. В промышленных регионах весьма
значительна доля металлолома, а в курортных – бытовых отходов и т.д.
Ежегодно в России образуется порядка 3,4 млрд тонн отходов, в том числе твердых
бытовых отходов – 36 млн тонн. Из них примерно 2,7 млрд тонн вывозится в места
временного захоронения (терриконы, хвостохранилища, полигоны промышленных отходов). Состав отходов, их вредное воздействие на экологию и экономическая эксперты считают, что до 10 % бытовых и до 50 % промышленных отходов вполне могут быть переработаны во вторичное сырье по существующим технологиям.
Высокоэффективные результаты рециклинга, характеризующиеся высокой величиной
индекса Ier, подлежат проработке предприятиями на коммерческой основе, а низкоэффективные – реализуются с помощью государственной поддержи (на
общегосударственном или федеральном уровнях).
Малый бизнес, на плечи которого в настоящее время легла вся тяжесть создания и
функционирования сети предприятий по сбору и переработке отходов, не способен
справиться с рециклингом отходов с низким показателем Ier. Следует признать, что до сих
пор в стране с низкой активностью формируется инфраструктура, обеспечивающая сбор,
транспортировку, переработку отходов. Основной операцией, завершающей жизненный цикл отходов, остается их размещение в местах временного захоронения.
Государственная поддержка должна быть отражена в правовых актах, узаконивающих
и стимулирующих поддержку развития рециклинга в России, а также в бюджетном
субсидировании мероприятий с низком значением индекса Ier11.
Таблица 1. Плюсы и минусы переработки отходов.
«Плюсы» |
«Минусы» |
Постоянный источник сырья |
Неразвитость технологий в России |
Слабая конкуренция |
Ограниченный срок жизни мусорных полигонов |
Широкие возможности перенимать иностранный опыт |
Отсутствие четкой законодательной базы |
Высокая рентабельность долгосрочных технически сложных проектов |
«Серые» схемы работы |
Сохраняется возможность работы одновременно и по простой технологической цепочке |
Отсутствие инвестиций |
Рассматривая «отходы» и «вторичные материальные ресурсы» как объекты регулирования, вынуждены признать, что львиная доля государственной активности до сих пор направлена на отходы, причем с приоритетностью учета экологических аспектов, но никак не ресурсных. Это подтверждают и нормативно-правовые акты, и практика хозяйственной деятельности, и весьма затратный документооборот, и неприемлемо низкие показатели использования отходов в качестве вторичного сырья. Замечу, что результативность органов управления на всех уровнях должна определяться не проверками, а прежде всего, динамикой роста номенклатуры отходов, переведенных в категорию вторичных ресурсов. Бессмысленно до бесконечности расширять ФККО.
Отсюда, первый элемент механизма
смены курса – направить
Недавно Председатель Правительства РФ в диалоге со страной так ответил на вопрос о том, что больше всего мешает развитию России: «ожидание того, что государство должно решить всё и вся». Это надо понимать как призыв к действию – хоть что-то решать, не дожидаясь федерального центра. Вывод В.В.Путина распространяется и на проблему отходов. Но в существующем правовом поле мы этого сделать не можем.
В 2008 году депутаты Самарской Губернской Думы рассказывали о прохождении их законодательных инициатив в Государственной Думе. Из 46 проектов, поступивших в Госдуму, были отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены 17 и всего 1 проект одобрен. Правда, последний показатель можно считать успешным, поскольку большинство регионов не могут похвастаться и этим. Как и пять, семь или десять лет назад всего около 3% подписанных Президентом РФ законов – это законодательные инициативы регионов. Вывод очевиден – регионы находятся вне федерального нормотворчества. С другой стороны, среди лидеров, добившихся успехов по проблеме отходов на общероссийском фоне – Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и ряд других. Их отличает не только высокая финансовая состоятельность, но и более широкие фактические права в рамках Федерации.
Модельный закон об отходах до сих пор не адаптирован в России. Не ясна также ситуация с проектом закона «О вторичных материальных ресурсах», не принят закон «Об упаковке и упаковочных отходах». Примеры можно продолжить.
Приведенные аргументы определяют
второй элемент механизма смены
курса – законодательная
Информация о работе Рециклинг отходов (опыт Германии и России)