Рециклинг отходов (опыт Германии и России)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:49, реферат

Описание работы

В реферате рассмотрены и проанализированы две страны Россия и Германия, и на их опыте я попытался отразить общую картину происходящего во всем мире, на основании того что Германия одна из лидирующих стран в этой сфере, а Россия начинающая.

Содержание работы

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Процесс рециклинг 4
1.1 Определение и суть использования этой технологии 4
1.2 Рециклинг отходов — прорывной проект XXI века 6
1.3 Рециклинг пластмассы, стекла и бумаги. 10
Глава 2. Мировой опыт во вторичной переработке отходов и сравнение двух стран Германии и России 14
2.1 Мировой опыт 14
2.2 Опыт Германии 17
2.3 Опыт России 21
2.4 Сравнение Германии и России 28
Глава 3. Формирование предложений по совершенствованию рециклинга отходов в СПб……………………………………………………………………………………………..31
3.1. Разработка рекомендаций для органов власти СПб и Ленобласти…….....................31
3.2. Предложения по строительству в СПб мусороперерабатывающих заводов……...32
Вывод 34
Библиография 35

Файлы: 1 файл

Рециклинг отходов.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

В мире наблюдается  недостаток первичных ресурсов, что  в свою очередь влечет постоянный рост цен на них.  Так как первичные и вторичные сырьевые ресурсы во многих случаях можно рассматривать как взаимозаменяемые, это ведет к росту цен на вторичное сырье. В результате отрасль рециклинга отходов получала сверхдоходы от мировых цен в последние 3-5 лет. Мировой экономический кризис показал, что такое развитие таит в себе определенные риски. Растущие цены одновременно свидетельствуют о сокращении предложения, следствием чего  становится растущая конкуренция не только на рынке первичных, но и на рынке вторичных сырьевых ресурсов. Тем самым сама отрасль рециклинга отходов оказывается вовлеченной в стремительный процесс консолидации и концентрации в конкурентной борьбе за вторичные сырьевые ресурсы.

С июня 2005 года в Германии был введен запрет на захоронение предварительно необработанных отходов. В экономике началась "новая эра", основанная на замкнутом производственном цикле, где 250000 человек генерируют из мусора оборот в 50 миллиардов евро10.

2.3 Опыт России.

В России работа в сфере рециклинга в настоящее  время проходит очень активна, но к сожалению пока особого результата нет, но все впереди. Одно из проявлений такой активности, это проведение ежегодной международной конференции «рециклинг отходов».

в Санкт-Петербурге в рамках деловой программы международного форума «ЭКОЛОГИЯ БОЛЬШОГО ГОРОДА» состоялась VI международная конференция «Рециклинг отходов». В конференции приняли участие 65 специалистов и руководителей, представлявших 42 организации: коммерческие, государственные и общественные из России, Германии, Белоруссии и Украины. Организаторы конференции - журнал «Рециклинг отходов» и ОАО «ЛЕНЭКСПО» при поддержке Ассоциации Рециклинга Отходов (Россия).  Основная цель конференции была достигнута: содействовать в установлении полезных и взаимовыгодных контактов между представителями бизнеса, государственных и общественных организаций для распространения и внедрения передового российского и зарубежного опыта в области обращения с отходами производства и потребления, рециклинга отходов, ресурсосбережения и охраны окружающей среды на территории России.  В первый день работа конференции проходила по тематическим секциям: «Полигоны: от исследования до рекультивации», «Мусоросортировочные комплексы. Оборудование для сортировки»; «Оборудование для рециклинга отходов производства и потребления»; «Производство продукции с использованием вторсырья и её применение».  Более того 28 октября 2010 года в Москве проходила еще одна VII международная конференция «Рециклинг отходов» прошла в г. Москве 28 октября 2010 г. в рамках деловой программы международной специализированной выставки-форума «WASMA/ Оборудование и технологии для сбора, переработки и утилизации отходов». Предыдущие пять конференций состоялись в Санкт-Петербурге и в Сочи, шестая запланирована в Краснодаре. Таким образом, впервые конференция «Рециклинг отходов» соберет руководителей и специалистов коммерческих и государственных организаций из регионов в столице России. Организатор конференции «Рециклинг отходов» - общероссийский журнал «Рециклинг отходов» при содействии российской Ассоциации Рециклинга Отходов (АРО). Генеральный партнёр конференции – Международная выставочная компания МВК. Предварительная тематика конференции: «Оборудование для переработки и рециклинга твёрдых коммунальных и производственных отходов», «Санитарная очистка городов и населённых пунктов». Конференция дает возможность осуществлять поиск взаимовыгодных уникальных решений для развития предпринимательской деятельности в области сбора, транспортировки, переработки, рециклинга, обезвреживания, уничтожения, захоронения отходов и реализации продуктов их переработки. Основная цель конференции – оказать содействие руководителям и специалистам государственных и коммерческих отраслевых организаций в установлении прямых контактов с целью обмена опытом, разработки и реализации инвестиционных проектов, покупки-продажи оборудования для сбора, транспортировки и переработки отходов, приобретения-сбыта вторсырья, найти партнёров по разработке и внедрению проектов по санитарной очистки населенных пунктов.

Целый ряд индустриально  развитых стран осознали необходимость пересмотра

политики и  практики обращения с отходами. Более  жёсткие санитарно-гигиенические  нормы в области отходов, подкреплённые соответствующими экономическими санкциями, стали мощным стимулом к внедрению более эффективных мер борьбы с отходами во всех странах «Группы восьми».

Предлагаемые  меры полностью соответствуют основным направлениям деятельности

Правительства Российской Федерации на период до 2012  г. Рециклинг отходов в условиях недостатка средств на развитие добывающих мощностей позволит обеспечить существенное замещение потребного сырья. Зачастую использование вторичных ресурсов улучшает и технико-экономические показатели производства, поскольку возникает экономия энергии при замещении первичного сырьевого ресурса вторичным.

В России в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по

приоритетным  направлениям развития научно-технологического комплекса России»,

реализуемой Федеральным  агентством по науке и инновациям,  вопросы рационального

природопользования  представляют отдельное направление научных исследований и

технологических разработок.

Надзорным государственным  органом за соблюдением предприятиями  экологической,

промышленной  и радиационной безопасности в Российской Федерации является

Ростехнадзор  –  Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному

надзору.

Повышение эффективности  управления отходами остается одной  из важнейших задач

в сфере материального  производства и в непроизводственной сфере. Учитывая наблюдаемый рост образования отходов, первоочередное внимание следует уделять предотвращению и снижению образования отходов, максимально возможному вовлечение отходов в хозяйственный оборот. Наряду с этим необходимо обеспечивать экологически безопасное обращение с отходами в процессе производства продукции и оказания услуг, при обезвреживании и размещении опасных отходов.

На саммите  «Группы восьми» была признана необходимость разработки критериев,

позволяющих определить эффективность мероприятий рециклинга. С помощью такого

критерия предполагается выявлять и осуществлять наиболее значимые для общества в целом мероприятия по утилизации и переработке отходов. Однако такой обобщающий показатель результативности рециклинга, еще не разработан.

При рассмотрении эффективности рециклинга следует обратить внимание на два ключевых вопроса в сфере ресурсосбережения: экономическую

эффективность использования ресурсов и предотвращение загрязнения окружающей среды.

Также необходимо учитывать наличие и объемы тех  или иных отходов на исследуемых

территориях.

Предлагается  ввести понятие индекса эффективности рециклинга (Ier),

учитывающего  эти основополагающие вопросы.

Ier = F (E, Ec, M) →  1,0 ,

где Ier – индекс эффективности рециклинга; Е –  показатель экономической эффективности рециклинга; Ес – показатель экологической значимости рециклинга;  М –  показатель относительного объема предполагаемого рециклинга.

В соответствии с представленной моделью, эффективность  рециклинга для общества

в целом  (а  не для отдельных исполнителей работ) зависит от трех составляющих:

экономической, экологической и «масштабной». Измеритель (индекс Ier)  находится в

пределах 0,001– 1,0. Чем большее его значение –  тем эффективнее рециклинг.

Экономическая составляющая отражает экономическую  эффективность всего

процесса рециклинга.

Несмотря на отсутствие законодательной и концептуальной базы рециклинга,  в

России имеется  солидный научно-технологический задел  и опыт оценки экономической

эффективности этих процессов. Применительно к  рециклингу опыт экономической оценки процессов особенно развит в области утилизации и переработки отходов  металлов.

Анализ накопленного опыта позволяет утверждать, что по совокупности своих

возможностей  металлургия является областью промышленности, приспособленной более

всего для переработки  промышленных и бытовых отходов, и, в частности, для рециклинга металлосодержащих материалов. И это экономически высокоэффективный бизнес. 

Экологическая составляющая отражает степень предотвращения негативного

воздействия отходов  на окружающую среду. Это отражается как в полном предотвращении экологического негативного воздействия, так и в уменьшении наносимого отходами экологического вреда. Учитывается степень опасности отходов для окружающей среды (человека) и степень «самоликвидации», разложения отходов. 

Масштабная составляющая отражает количественное содержание отходов на

территории (страны, региона). Введение этого показателя обусловлено их неоднородностью в регионах.

Например, для некоторых стран доля радиоактивных отходов ничтожно мала или

отсутствует вовсе по сравнению с другими странами. В промышленных регионах весьма

значительна доля металлолома, а в курортных – бытовых отходов и т.д.

Ежегодно в  России образуется порядка 3,4 млрд тонн отходов, в том числе твердых

бытовых отходов  – 36 млн тонн. Из них примерно 2,7  млрд тонн вывозится в места

временного  захоронения (терриконы, хвостохранилища, полигоны промышленных отходов). Состав отходов, их вредное воздействие на экологию и экономическая эксперты считают, что до 10 % бытовых и до 50 % промышленных отходов вполне могут быть переработаны во вторичное сырье по существующим технологиям.

Высокоэффективные результаты рециклинга, характеризующиеся  высокой величиной

индекса Ier, подлежат проработке предприятиями на коммерческой основе, а низкоэффективные –  реализуются с помощью государственной поддержи  (на

общегосударственном или федеральном уровнях). 

Малый бизнес, на плечи которого в настоящее время легла вся тяжесть создания и

функционирования  сети предприятий по сбору и переработке отходов, не способен

справиться  с рециклингом отходов с низким показателем Ier. Следует признать, что  до сих

пор в стране с низкой активностью формируется  инфраструктура, обеспечивающая сбор,

транспортировку, переработку отходов. Основной операцией, завершающей жизненный цикл отходов, остается их размещение в местах временного захоронения.

Государственная поддержка должна быть отражена в  правовых актах, узаконивающих

и стимулирующих  поддержку развития рециклинга в России, а также в бюджетном

субсидировании  мероприятий с низком значением индекса Ier11.

Таблица 1.  Плюсы и минусы переработки отходов.

«Плюсы»

«Минусы»

Постоянный  источник сырья

Неразвитость  технологий в России

Слабая конкуренция

Ограниченный  срок жизни мусорных

полигонов

Широкие возможности  перенимать

иностранный опыт

Отсутствие  четкой законодательной

базы

Высокая рентабельность долгосрочных

технически  сложных проектов

«Серые» схемы  работы

 

Сохраняется возможность  работы

одновременно  и по простой

технологической цепочке

Отсутствие  инвестиций


 

Рассматривая «отходы» и «вторичные материальные ресурсы» как объекты регулирования, вынуждены признать, что львиная доля государственной активности до сих пор направлена на отходы, причем с приоритетностью учета экологических аспектов, но никак не ресурсных. Это подтверждают и нормативно-правовые акты, и практика хозяйственной деятельности, и весьма затратный документооборот, и неприемлемо низкие показатели использования отходов в качестве вторичного сырья. Замечу, что результативность органов управления на всех уровнях должна определяться не проверками, а прежде всего, динамикой роста номенклатуры отходов, переведенных в категорию вторичных ресурсов. Бессмысленно до бесконечности расширять ФККО.

Отсюда, первый элемент механизма  смены курса – направить приоритеты государственного регулирования на управление вторичными материальными ресурсами, считая первичным отношение к отходам с позиций ресурсной ценности, а вторичным – с позиций экологической безопасности.

Недавно Председатель Правительства  РФ в диалоге со страной так  ответил на вопрос о том, что больше всего мешает развитию России: «ожидание того, что государство должно решить всё и вся». Это надо понимать как призыв к действию – хоть что-то решать, не дожидаясь федерального центра. Вывод В.В.Путина распространяется и на проблему отходов. Но в существующем правовом поле мы этого сделать не можем.

В 2008 году депутаты Самарской Губернской Думы рассказывали о прохождении их законодательных инициатив в Государственной Думе. Из 46 проектов, поступивших в Госдуму, были отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены 17 и всего 1 проект одобрен. Правда, последний показатель можно считать успешным, поскольку большинство регионов не могут похвастаться и этим. Как и пять, семь или десять лет назад всего около 3% подписанных Президентом РФ законов – это законодательные инициативы регионов. Вывод очевиден – регионы находятся вне федерального нормотворчества. С другой стороны, среди лидеров, добившихся успехов по проблеме отходов на общероссийском фоне – Москва, Санкт-Петербург, Татарстан и ряд других. Их отличает не только высокая финансовая состоятельность, но и более широкие фактические права в рамках Федерации.

Модельный закон об отходах до сих  пор не адаптирован в России. Не ясна также ситуация с проектом закона «О вторичных материальных ресурсах», не принят закон «Об упаковке и упаковочных отходах». Примеры можно продолжить.

Приведенные аргументы определяют второй элемент механизма смены  курса – законодательная передача более весомых прав субъектам  Федерации, прежде всего, в части регулирования управления вторичными материальными ресурсами.

Информация о работе Рециклинг отходов (опыт Германии и России)