Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 14:38, реферат
Биологический вид обычно представлен множеством популяций, находящихся в той или иной форме изоляции, которая ограничивает или нарушает свободное скрещивание особей (панмиксия). Популяция занимает ту часть ареала, в которой отсутствуют изоляционные барьеры, препятствующие панмиксии. В результате естественного отбора, происходившего на протяжении тысяч поколений, каждая популяция приспосабливалась (адаптировалась) к среде своего обитания со свойственной ей совокупностью природных условий.
Введение………………………………………………………………..2
1. Регуляция численности популяций в сообществе…………4
2. Механизмы регуляции численности популяции………………….6
Заключение…………………………………………………………….11
Список использованной литературы………………………………...12
У растений регуляторными механизмами численности популяций служит, прежде всего, внутривидовая конкуренция. Она обычно связана с повышенной густотой произрастания. В переуплотненных посевах, например, происходит уменьшение количества семенной продукции, что имеет большое значение для сельского и лесного хозяйства. Чаще всего растения одного вида конкурируют за свет и влагу. В густых посевах они затеняют друг друга, при ограниченном количестве воды испытывают ее недостаток. В результате часть их погибает. Такое явление наиболее характерно для многих огородных культур и лесных растений. В лесу всегда значительно больше молодых растений, чем старых. Внутривидовой конкуренцией за влагу объясняется не редко встречающаяся правильное распределение пустынных растений. Создается впечатление, словно их кто-то рассадил на строго определенном расстоянии друг от друга. В понижениях местности, в оазисах это равномерная разреженность популяции растений сразу же исчезает. Подобным же образом распределяется в африканских саваннах светолюбивые и относительно влаголюбивые баобабы.
Однако следует учитывать, что популяция обычно входит в состав сообщества и что устойчивое существование биоценозов возможно только при определенных количественных соотношениях всех компонентов. Этим и вызвано необходимость регуляции численности, обеспечивающей устойчивое состояние, как отдельных популяций, так и биоценозов в целом. Механизмы регуляции численности популяций, основаны на сложных межвидовых взаимоотношениях.
Методы борьбы:
Форм управления численностью народонаселения Земли немало. Приведем некоторые из них:
-- планирование семьи (через снижение рождаемости) в странах Южного региона;
-- предотвращение падения численности населения (через некоторое увеличение рождаемости) в странах Северного региона;
-- повышение процента
выводимых из женского
-- заметное превышение числа рождающихся мальчиков над числом девочек (метод Гордона Тейлора).
Все эти предложения объединены общим названием – «демографические войны» или «sex wars». Авторы этих предложений понимают все недостатки этих методов. Но в то же время считают, по словам С. Лема, что данные способы – «это ЗЛО, наименьшее из возможных».
Заключение
Гигантский рост населения на Земле привел к гигантским нагрузкам на ресурсы нашей планеты. Мы должны приложить все усилия для замедления темпов роста населения добровольными средствами и признать, что регулирование численности населения Земли обеспечит экономическое благополучие и экологическую стабильность в будущем.
Если стихийные демографические процессы станут управляемыми, в перспективе возможен демографический переход от прежнего неустойчивого баланса высокой смертности и высокой рождаемости к новому, более стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости. Достижение этой цели во второй половине XXI в. позволит стабилизировать мировое население на уровне 12-15 млрд. человек. Это будет означать соответствие фундаментальному экологическому закону роста численности населения по наиболее оптимальному варианту, соответствующему предельной экологической емкости планеты.
Список использованной литературы
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 566 с.
2. Бганба В.Р. Социальная экология: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2005. 309с.
3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учеб. для вузов. Ростов н/Д: Феникс , 2000. 576 с.
4. Марков Ю.Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы: Учеб. пособие. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. 544 с.
5. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология: Учеб. для вузов. М.: Дрофа, 2005. 622 с.
6. Никаноров А.М., Хорунжая Т.А. Экология: Для студентов вузов и специалистов экологов. М.: Изд-во Приор, 2000. 304 с.
7. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов. М.: Агентство «Фаир», 1998. 320 с.
8. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: Пер. с англ.: В 2-х т. М.: Мир, 1993.
9. «Об охране окружающей среды»: Федеральный закон №7-Ф3 Российской федерации // Российская газета. 2002. 12 февр., №6.
10. Потапов А.Д. Экология. М.: Высш. шк., 2000. 445 с.
11. Программа действий,
Повестка дня на 21 век и другие
документы конференции в Рио-
12. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 639 с.