Самоочищающая способность водоемов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:23, реферат

Описание работы

Интереснейшими явлениями природы являются способность водоемов к самоочищению и установление в них так называемого биологического равновесия. Оно обеспечивается совокупной деятельностью населяющих их организмов: бактерий, водорослей и высших водных растений, различных бес-позвоночных животных. Поэтому одна из важнейших природоохранительных задач состоит в том, чтобы поддерживать эту способность. Если в водоем попадают бактерии или химические примеси, то в условиях девственной природы процесс самоочищения протекает быстро и вода восстанавливает свою первозданную чистоту. Каждый водоем – это сложная система, где обитают бактерии, высшие водные растения, различные беспозвоночные животные.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………3
1.Поверхностно-активные вещества………………………………………………………………….4
2.Факторы самоочищения водоемов…………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы…………………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии.docx

— 58.44 Кб (Скачать файл)

Ингредиенты

ПДК    горколлек., мг/л

ПДК        кул.-быт., мг/л

ПДК рыбхоз, мг/л

1

Азот аммонийный

Н/лим

2

0,5

2

Азот нитратный

9,1

45

9,1

3

Азот нитритный

Н/лим

3,3

0,02

4

Алюминий

1,5

0,5

0,0001

5

ВПК полн.

210

3

Н/лим

6

Взв. вещества

24

<1.25 от фона

Н/лим

7

Железо

2

0,5

0,1

8

Жиры

45

0,05

0,05

9

Кадмий

0,01

0,001

0,005

10

Кобальт

1

0,1

0,01

11

Марганец

0,1

0,1

0,01

12

Медь

0,1

1

0,001

13

Нефтепродукты

5

0,3

0,05

14

Никель

0,1

0,1

0,01

15

Олово

1

2

0,02

16

СПАВ (анион.)

0,2

0,5

0,1

17

СПАВ (неиног.)

Ост.

0,1

0,3

18

Роданиды

0,1

0,1

0,05

19

Ртуть

0,001

0,0005

0,00001

20

Свинец

0,1

0,03

0,1

21

Скипидар

0,2

0,2

0,2

22

Сухой остаток

Н/лим.

Н/лим

Н/лим

23

Сульфаты

100

500

100

24

Сульфиды

0,5

Н/лим

Н/лим

25

Фенолы

0,014

0,001

0,001

26

Фосфаты

4

3,5

0,025

27

Фтодиды

1,5

1,5

0,05

28

Хлориды

300

300

300

29

Хлор (актив.)

Отс

Отс

Отс

30

ХПК (окисл. бихр.)

315

30

15

31

Хром 3+

0,1

0,5

0,005

32

Хром 6+

Отс

0,05

0,001

33

Цинк

0,1

1

0,1

34

Цианиды

Отс

0,1

0,05


35

Темпер. воды

<40

<40

<40

36

РН

6,5-8,5

6,5-8,5

6,5-8,5

37

Раствор. кислород

>4

>4

>4

38

Мышьяк

0.005

0,05

0,05

39

Титан

0.1

0,1

Н/лим

40

Молибден

1

0,25

0,0012

41

Бенз(а)пирен

Н/лим

0,000005

Н/лим

42

ТЭС

Н/лим

Отс

Отс

43

Полиакриламид

Н/лим

0,04

0,04


 

 

Для всех видов водоёмов установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ (ПДК), при этом они сгруппированы по лимитирующему показателю вредности  (ЛПВ). Лимитирующими показателями вредности являются: общесанитарный (ХПК, ВПК, сухой остаток, взвешенные вещества, сульфиды); рыбохозяйственный (нефтепродукты, нитриты, нитраты); токсикологический (хром, никель, медь, цинк и др.). Таким образом, определение необходимой степени очистки сводится к установлению величины допустимой концентрации загрязняющих веществ, с которой сточная жидкость может быть сброшена в водоем (Сст).

При определении  допустимой концентрации «загрязнителя» следует учитывать природу вещества, по которому производится расчет. Все  вещества делятся на консервативные и неконсервативные. Консервативные вещества при сбросе в водоем с течением времени (от места выпуска до расчетного створа), за счет процессов самоочищения, не уменьшаются (уменьшение их концентрации может обусловливаться только физическими факторами – разбавлением водой водоема, осаждением). Консервативные же вещества в водоеме за счет химических и биохимических процессов окисляются. В связи с этим допустимая концентрация загрязняющих веществ определяется на два случая:

для консервативных веществ по формуле:      

Сст (доп) = Снор + (n–1) (Снор – Сф), мг/л (2.11)

для неконсервативных веществ по формуле:      

Сст (доп) = Снор/(10-kt) + (n – 1 )(Снор/(10-kt) – Сф), мг/л           (3.12)

где k - коэффициент  неконсервативности вещества.

Степень очистки  обычно определяется по следующим показателям:

    • взвешенным веществам;
    • биохимической потребности кислорода;
    • кислороду;
    • токсическим веществам.

Важным показателем  при сбросе сточных вод предприятием в водоем является определение величины предельно допустимого сброса веществ  в водоем (ПДС).

Предельно допустимый сброс веществ в водоем (ПДС) –  это масса веществ в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе. Расчет норм ПДС выполняется в соответствии с методикой «Методика расчета предельно допустимых сбросов веществ в водные объекты со сточными водами».

Проекты норм ПДС  подлежат согласованию с природоохранными органами. Утвержденные величины ПДС (ВСС) являются контрольными показателями, определяющими достаточность существующих или запланированных водоохранных мероприятий.

Если фактические  сбросы веществ со сточными водами не превышают установленных ПДС, то следует считать объем существующих мероприятий достаточным и водопользователю необходимо обеспечить эффективную работу очистных сооружений в установленном режиме.

Если же фактический  сброс превышает ПДС, то объем  водоохранных мероприятий недостаточен. Величины ПДС являются в этом случае плановыми показателями, которые определяют объем водоохранных мероприятий, необходимых для достижения нормативного качества воды в водном объекте – приемнике сточных вод.

Достижение установленных  ПДС возможно как путем снижения концентрации вредных веществ в сточных водах, так и путем сокращения объема сточных вод, подлежащих сбросу в водные объекты.

Относительно экологической  экспертизы, то она проводится с  целью обеспечения экологически безопасного развития общества, его  производительных сил, сохранения окружающей природной среды. Экологическая  экспертиза – это оценка возможных  воздействий намечаемой производственной деятельности на природу.

Экологической экспертизе подвергаются: проекты и программы  строительства; проекты размещения производственных сооружений; техника, технология, сырье, изготовляемая предприятием продукция; проекты нормативных  актов и законодательство.

Задача экологической  экспертизы состоит:

  • проверка соответствия объекта экспертизы требованиям охраны окружающей природной среды;
  • оценка последствий от производственной деятельности объекта;
  • прогнозирование возможного воздействия объектов на условия жизнеобеспечения человека.

Экологическая экспертиза осуществляется Минприродой России, ее подразделениями на региональном, краевом, областном уровне. Она с привлечением высокопрофессиональных специалистов, общественности, СМИ. Утвержденное экспертизой заключение является документом обязательным для исполнения. При проведении экологической экспертизы должны соблюдаться следующие условия:

  • она должна быть безусловной – не один проект не должен иметь силу, пока не будет доказана его абсолютная безопасность, ее выводы должны иметь силу обязательного к исполнению документа;
  • приоритет должен отдаваться медико-биологическим аспектам – обеспечению безопасного развития общества (человечества).

В соответствии с  Законом РФ «Об экологической  экспертизе» (ст.3) экологическая экспертиза должна обосновываться на следующих  принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

При проведении экологической  экспертизы должно учитываться мнение специалистов (профессионалов) и общественности. Она должна носить научно-обоснованный, комплексный характер, опираться  на специалистов и общественность различного профиля.

Государственная экологическая  экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической  экспертизы (Госкомэкологией России и его территориальными органами).

Государственная экологическая  экспертиза осуществляется в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 №2060-1, Федеральным законом «Об  экологической экспертизы экспертизе», «Положением о порядке проведения государственной экологической  экспертизы», утвержденным постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996г. №698, нормативными и методическими документами, регламентирующими проведение государственной  экологической экспертизы.

На государственную  экологическую экспертизу представляется документация, подлежащая государственной  экологической экспертизы в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизы». Материалы государственной экологической экспертизы федерального уровня направляются заказчиком в Госкомэкологию России, а по объектам государственной экологической экспертизы уровня субъектов РФ – в территориальные органы Госкомэкологии России.

Материалы представляются на государственную экологическую  экспертизу в составе, определенном ст. 14 (п.1.) Федерального закона «Об экологической экспертизы». Материалы, подлежащие государственной экологической экспертизы экспертизе, представляются в двух экземплярах, материалы согласований, обсуждений и иные документы – в одном экземпляре.

При представлении  документации, не соответствующей указанным  требованиям, Госкомэкология России (его территориальный орган) в срок не более семи дней со дня регистрации поступивших материалов направляет заказчику уведомление о некомпетентности материалов и сроках их представления.

Документация, не укомплектованная в течение одного месяца со дня  получения извещения, возвращается заказчику с письменным уведомлением.

Материалы поступают  в подразделение, специализирующееся в области проведения государственной  экологической экспертизы и регулируются в установленном порядке.

Начальник экспертного  подразделения из числа штатных  сотрудников определяет ответственного исполнителя и передает ему полученные материалы для организации и  проведения государственной экологической  экспертизы.

Ответственный исполнитель  в недельный срок со дня регистрации  материалов проверяет комплектность  поступившей документации и ее соответствие требованиям ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизы». При наличии полного комплекта документации ответственный исполнитель определяет:

  • сложность объекта государственной экологической экспертизы;
  • срок проведения  государственной экологической экспертизы с учетом требований, п редъявляемых к экспертизе;
  • количество привлекаемых экспертов;
  • стоимость проведения государственной экологической экспертизы.

Информация о работе Самоочищающая способность водоемов