Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на 24 вопроса по дисциплине "Экология".
1.Предмет «Теория и технологии экологического воспитания дошкольников*, его содержание . Теория и методика
экологического образования
10.Теоретические основы отбора природоведческих знаний для детей. Ряд общепедагогических принципов
отбора экологического образования
дошкольников. Они включают: общепедагогические
принципы (гуманизма, научности, систематичности
и др.), принципы, специфические для экологического
образования (прогностичности, интеграции,
деятельности и др.), и принципы, свойственные
именно экологическому образованию дошкольников
(эти принципы сформулированы нами). Научность. Принцип научности предполагает
знакомство дошкольников с совокупностью
элементарных экологических знаний, которые
служат основой формирования мотивации
действий ребенка, развития познавательного
интереса, формирования основ его мировоззрения. Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным
с принципом научности является принцип
доступности материала для ребенка определенного
возраста. Гуманистичность. Данный принцип связан прежде
всего с понятием экологической культуры.
С позиции воспитания его применение означает
формирование человека с новыми ценностями,
владеющего основами культуры потребления,
заботящегося о своем здоровье и желающего
вести здоровый образ жизни. Прогностичность. Для дошкольников данный принцип
означает, что в результате экологического
образования у детей формируются элементарные
представления о существующих в природе
взаимосвязях и на основе этих представлений
— умение прогнозировать свои действия
по отношению к окружающей среде во время
отдыха, труда в природе и бытовых условиях
(элементы рационального использования
ресурсов). Деятельностность. Экологически
|
2.Экологическое воспитание дошкольников - актуальная задача современной педагогики, пути её решения Методика экологического образования - это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у ших основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию детей: Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы; Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы; Воспитать потребность в общении с природными объектами; Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности; Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба; Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и в деятельности, направленной на созидание природного окружения. Цель экологического образования формирование начал экологической культуры базисных компонентов личности, позволяющим в дальнейшем практически использовать духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Предметом курса является закономерностей, воспитательно – образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления их с природой. Методологической основой является наука о законах природы, о познании и преобразовании ей человеком. Связь с другими науками: детская психология; биология; история; дошкольная педагогика; общая экология.
11.Основные блоки программы экологических знаний для дошкольников, их взаимосвязь.
|
3.Природа как фактор
воспитания детей в
. Взгляды зарубежных педагогов
на значение природы в
|
4.Русская прогрессивная
педагогика прошлого об Ушинский обращал внимание на то что нужно знакомить реб-ка с родной природой. Он говорил что природа развивает реб-ка интеллектуально и особое внимание он уделят речи. Он говорил что благодаря природе развиваются следующие личностные качества: наблюдательность, любознательность, пытливость ума. Он выделил 2 условия развития наблюдательности: наглядность обучения; изложение материала в системе и последовательности. Предлагал знакомить детей с растениями, животными и неживой природой. Использовал принципы: доступность и наглядность. Водовозоава (ученица Ушинского) она поддерживала теорию Ушинского – умственное развитие реб-ка. Уделяет большое внимание сенсорному воспитанию. У реб-ка развивается наблюдательность которая связана с любознательностью и интересом. Разработала методику ознакомления с объектами природы (нужно знакомить с объектами которые находятся прямом окружении реб-ка)?. Предлагала знакомить с сезонными изменениями в природе. Предлагала использовать опыты устанавливающие связи и зависимости между объектами впервые предложила создать естественный кабинет (уголок природы). Тихеева: говорила что через наблюдение за природой, реб-к свои познания переносит в игру и продуктивные виды деятельности. Уделяла большое внимание самостоятельной деятельности детей. Так-же она говорила что природа воспитывает реб-ка эстетически, он учится переживать. Впервые ввела экскурсии и прогулки в природу
7.Природа в детском
саду «по методу Е.И. Тихеевой» Е.И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного
влияния природы на ребенка, считала,
что это неиссякаемый источник, из
которого дети черпают содержание игр,
наблюдений, труда. Чем больше органов
чувств участвуют в восприятии природы,
чем активнее при этом дошкольник,
тем полнее он познает окружающее.
Е.И. Тихеева считает, что мир природы
таит большие возможности для
развития у детей наблюдательности
и совершенствования родной речи.
Большое значение Е.И. Тихеева придавала
правильному отбору знаний для дошкольников
и планированию работы. В предложенном
ею плане-программе план предусматривает
усложнение материала от одного возраста
к другому, соблюдение таких принципов,
как сезонный, краеведческий. Е.И. Тихеева
предложила целостный подход к изучению
природы, что является наиболее полезным
и доступным для детей |
5. К.Д. Ушинский об
использовании природы в К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) вошел
в историю русской К.Д. Ушинский справедливо считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня. К.Д. Ушинский определял природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека». Он неоднократно указывает на то, что «самое тщательное воспитание без этого аспекта всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Он считал, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие природы. Между тем воспитывающих душу впечатлений природы ничто не может заменить. Место учебных заведений — вне городов. День, проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Прежде всего, этот выбор определяет наглядность предмета. Уже в Предисловии к «Детскому миру» К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».
8. Теория и практика использования природы для воспитания детей на разных этапах советского дошкольного воспитания.
24.Наблюдение как познавательная деятельность и основной метод экологического воспитания детей, сущность, значение Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов/явлений окружающего мира, сложная познавательная деятельность, в которой участвует восприятие, память, мышление, устойчивое внимание, используются знания, умения, навыки и опыт ребенка, использующиеся для воспитания материалистического интереса ребенка к природе. Решает следующие задачи: Формирует знания о природе; Учит наблюдать; Развивает любознательность, познавательный интерес; Воспитывает эстетический вкус к природе. Наблюдения проводятся в естественных условиях окружающего мира (на участке, в уголке природы, ставятся опыты на специально организованных занятиях). Наблюдение позволяет ребенку увидеть природу в естественных условиях, в ее многообразии. Систематическое использование природы приучает детей приглядываться, замечать изменения, развивается наблюдательность, необходимая для умственной активности детей. Структурные компоненты Подготовительный этап – цель: стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения. Приемы: краткая беседа, обращение к уже имеющемуся опыту, показ диафильмов, иллюстраций. Воспитатель указывает цель и задачи наблюдения, формулирует задания детям; Этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Цель: поддержание познавательного интереса. Приемы: сюрпризный момент, познавательные задания (загадки, поговорки…). Данный этап длится 2 – 3 минуты; Основной этап. Данный этап длительный по времени. Состоит из трех частей: целостное восприятие предмета/явления; обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации (особенности предмета, его части, свойства). Используются вопросы воспитателя; вторичное целостное восприятие объекта (отнесение предмета наблюдаемого к категории подобных при опоре на собранный материал); Заключительный этап. Цель: закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения. Используется сочетание с продуктивными видами деятельности детей.
|
6.Е.Н. Водовозова об использовании природы в воспитании детей до школы. Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам. Е.Н. Водовозова рекомендовала следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой: наблюдения, экскурсии, прогулки, организацию живых уголков, детский огород и цветник, беседы, художественный рассказ педагога, использование картин художников, календаря природы. Из них она справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой. Ею были верно учтены при выборе этого пути особенности мышления ребенка, его стремление к активности Очень высоко Е.Н. Водовозова ценила в воспитательном отношении труд детей в природе. Воспитание трудолюбия должно начинаться с приучения детей к самообслуживанию, привлечения к огородным работам (выращивание овощей и цветов), по уходу за животными. Неоднократно подчеркивала Е.Н. Водовозова значение непосредственного общения ребенка с природой, наблюдения картин природы для эстетического развития. Систематические наблюдения картин и явлений природы, рассматривание ребенком их в целом, а затем отдельных частей, сравнение, сопоставление, развитие наблюдательности и любознательности – все это считала Е.Н. Водовозова основными предпосылками эстетического развития дошкольников.
9.Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое образование детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составные части экологической культуры личности дошкольника- это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни. В поведении, в разнообразной деятельности ( в играх, труде, быту).Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должно быть знание экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе: при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкий к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно- действенным.3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе- гуманное, познавательное, эстетическое- теснейшим образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно- положительных переживаниях ребенка в разных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях и другое. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.Педагогический процесс экологического образования требует решения всех перечисленных задач в единстве.Реализация задач экологического образования возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность
23.Виды наблюдений, их характеристика, содержание 1. Распознающие – познавательные. Задача: кто это? Что это? Каковы его признаки и свойства? Данный вид набл. используется лишь в том случае если необходима продуктивная деятельность. 2. Длительное набл.: - главная характеристика это выявление изменений предметов и объектов. Акцент делается на психические процессы (восприятие и память). 3. Кратковременные: длятся несколько минут. 4. Воссоздающие: воссоздание по части детали целостного образа предмета. Реб-к опирается на свой опыт и акцент делается на психические процессы- мышление воссоздающее воображение. 5. В зависимости от количества детей: индивидуальные подгрупповые и фронтальные. 6. В зависимости от поставленной цели: итоговое набл. и т.д. Требования к набл.: - цели и задачи должны быть чёткими и конкретными. Должны носить познавательный характер и стимулировать к мыслительной активности. – для каждого набл. нужно отбирать конкретную информацию. В последствии набл. за объектом знания добавляются и закрепляются. – Необходимо продумать систему и взаимосвязь тех процессов за которыми дети набл. – Набл. должно стимулировать интерес. – Информация по набл. должна соответствовать возрасту. – Знания полученные в процессе набл. должны подкрепляться другими методами и проявляться в других продуктивных видах деятельности.
|