Шпаргалка по "Экологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 10:03, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 24 вопроса по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

экология шпор.docx

— 35.60 Кб (Скачать файл)

1.Предмет «Теория и технологии экологического воспитания дошкольников*, его содержание

. Теория и методика  экологического образования как  наука. Основные экологические  понятия. Задачи методики. Взаимосвязь  методики с другими науками.  МЭВ – педагогическая наука,  изучающая возможности целенаправленного  использования природы для всестороннего  развития и воспитания ребенка  дошкольного возраста. природа –  экология – (МЭВ) – педагогика - общество Предмет МЭВ – изучение  путей эко-го воспитания детей средствами природы (как будем давать знания о природе, форм-ть У и Н сам-й Д детей в природе) методы: наблюдение, пед. Эксперимент, изучение пед. Документации по ЭКО воспитанию (программа, план заведущей, методиста, воспитателя, конспекты) изучение продуктов детской Д, диагностика Основные экологические понятия. Слово "экология", как известно, происходит от греческих корней "ойкос" - "обиталище" и "логос" - "наука". То есть это наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания. Современное определение экологии звучит следующим образом: Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неорганической средой; о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем. В литературе, несомненно, можно встретить множество определений, то заужающих, то до неясности расширяющих сферу экологии как науки. Природа – это внешний мир, в котором мы живем. Природа – вся вселенная с существующим в ней органическим и неорганическим миром (Веретенникова) Экологическая культура – совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, выраженное в надлежащем поведении человека во всей его практической Д. Экологическая культура - знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять (Наталья Кондратьева)Экологическое сознание – знания о системе «природа – общество», которые присущи человеку и базируются на принципиально новом отношении к процессу взаимодействия природы и общества, выраженное в социально – экологическом идеале. Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды Особая форма воздействия на личность - экологическое воспитание. Это не синоним экообразования. Если образование формирует когнитивную сферу, понимание причинно-следственных связей и умение ими управлять, то воспитание создает систему ценностей и целей, мотивации и оценки деятельности. Их усвоение важнее, чем запоминание конкретных сведений. В воспитании высока роль не образовательных учреждений, а неформального общения в кругу семьи или референтной группы, свободное наблюдение окружающих. В целом экологическое воспитание формирует морально-этическую основу отношения человека к природе. Экологическое воспитание – это планомерный, систематичный процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют (С.Н.Николаева) Задачи методики. Изучение становления МЭВ, исследование познавательного и воспитывающего влияния природы на личность ребенка, изучение задач, принципов содержания экологических ЗУН, изучение наиболее оптимальных методов и форм ЭКО воспитания, определение материальных условий для эффективной работы по ЭКО воспитанию. Взаимосвязь методики с другими науками. Источники пед. науки: пед. наследие отеч. и зарубежных педагогов, передовой пед. опыт по эко воспитанию, психолого-педагогические исследования об использовании природы в воспитании детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Теоретические основы отбора природоведческих знаний для детей.

Ряд общепедагогических принципов  отбора экологического образования  дошкольников. Они включают: общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.), принципы, специфические для экологического образования (прогностичности, интеграции, деятельности и др.), и принципы, свойственные именно экологическому образованию дошкольников (эти принципы сформулированы нами). Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.  Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста.  Гуманистичность. Данный принцип связан прежде всего с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях (элементы рационального использования ресурсов).  Деятельностность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности. К тому же в процессе такой деятельности происходит становление и формирование отношения «ребенок — окружающая среда». Интеграция.  Важность его применения обусловлена несколькими причинами: во-первых, интегрированным характером экологических знаний как таковых; во-вторых, рассмотрением экологического образования с точки зрения всестороннего развития личности ребенка и, в-третьих, особенностями организации и методики всей работы в дошкольном учреждении.

 

 

2.Экологическое воспитание дошкольников - актуальная задача современной педагогики, пути её решения

Методика экологического образования -  это наука, изучающая особенности и закономерности  организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у ших основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию детей: Познакомить детей   с основами гармоничного взаимодействия с миром природы; Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы; Воспитать потребность в общении с природными объектами; Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности; Сформировать  осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба; Воспитывать устойчивую потребность не только в активной  природоохранной  деятельности, но и в деятельности,  направленной на созидание природного окружения. Цель экологического образования формирование начал экологической культуры базисных компонентов личности, позволяющим в дальнейшем практически использовать духовный опыт  взаимодействия человека с природой,  который обеспечит его выживание и развитие. Предметом курса является закономерностей, воспитательно – образовательной работы с детьми, в процессе ознакомления их с природой. Методологической основой является наука о законах природы, о познании и преобразовании ей человеком. Связь с другими науками: детская психология;  биология; история; дошкольная педагогика; общая экология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Основные блоки программы экологических знаний для дошкольников, их взаимосвязь.

 

3.Природа как фактор  воспитания детей в педагогических  системах прошлого (Я.А. Коменский,  Ж.-Ж. Руссо, И,Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори).

 

. Взгляды зарубежных педагогов  на значение природы в воспитании  детей (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо,  И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори). Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Согласно Коменскому, человек — дитя природы, и поэтому все педагогические средства должны быть природосообразными. Принцип природосообразности воспитания предполагает при этом изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий. Идея универсального параллелизма, т. е. признания общности главных принципов, управляющих природой, человеком и его деятельностью, легла в основу сравнит, метода, который использовал Коменский в своей педагогической системе. Согласно своей философской теории эволюции, он считает, что в природе, а следовательно, и в воспитании не может быть скачков. Изучая педагогическую систему Я.А. Коменского, можно выделить в ней следующие положения:- природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества;- дошкольнику дается система научных знаний о природе, доступная его пониманию;- изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности, движения от простого к сложному с учетом активности и сознательности;- ознакомление с природой проходит по руководством взрослых. Французский философ XVII века Ж.Ж. Руссо был идеологом свободного воспитания, основой которого является принцип природосообразности. В его системе природе отводилась ведущая роль в воспитании детей. Руссо подчеркивал особое значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развития ума ребенка, его пытливости и активности. Он видел в природе также огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания: здесь ребенок находит приемы для нравственных поступков. Большой вклад в становление методики ознакомления детей с природой внес швейцарский педагог XVIII - начала XIX века И.Г. Песталоцци. Он, как и Руссо, считал, что детей необходимо учить и воспитывать, основываясь на принципе природосообразности. По теории Песталоцци изучение явлений природы должно проходить с помощью наблюдений. Выделение существующих свойств в наблюдаемых предметах и явлениях, их осмысление и выражение в речи составляют основу логического мышления.Важным для современного понимания использования природы в воспитании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы со стороны взрослых. Без помощи воспитателя ребенок не способен разобраться во всем многообразии окружающего мира. положения в педагогической системе Песталоцци, с которыми советская дошкольная педагогика не может согласиться: Это идеалистический взгляд на происхождение мира, переоценка роли природы в развитии ребенка, перенос явлений природы на социальную жизнь. формалистичность отдельных методических приемов, рекомендуемых для изучения природы, направленных на выявление признаков и свойств предметов и их словесное выражение. Например, наблюдение предмета по строго определенной схеме (форма, внешний вид, окраска и т.д.), что сужало познание природы. Фридрих Фребель, ученик и исследователь И.Г. Песталоцци, - крупный представитель буржуазной педагогики первой половины XIX века. Он создал свою оригинальную педагогическую систему общественного дошкольного воспитания. Фребель не представлял себе жизни ребенка без тесной связи с природой, считал ее важным средством всестороннего воспитания детей. По его мнению, постоянные наблюдения, изучение явлений живой и неживой природы развивают у дошкольников наблюдательность, совершенствуют их чувственное восприятие мира, учат думать. Уход за растениями и животными Фребель рассматривал как важный источник знаний и опыта, как действенное средство нравственного воспитания. Для развития нравственных качеств личности дошкольника, трудовых умений и навыков он рекомендовал создавать в детском саду участки. М. Монтессори признавалось огромное влияние природного окружения на физическое воспитание ребенка и развитие у него любознательности. Природа - незаменимое средство сенсорного воспитания. В процессе наблюдений и труда в природе у детей воспитываются положительные моральные качества, заботливое отношение к живым существам.В системе Монтессори природа выступает как фактор религиозно-мистического воспитания дошкольников (созданная всевышним, она должна вдохновлять ребенка чудесами мироздания, дать возможность понять разницу между тем, что создано богом и руками человека).

 

 

4.Русская прогрессивная  педагогика прошлого об использовании  природы в воспитании детей  до школы (В.Ф. Одоевский, К.Д.  Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И.Тихеева).

Ушинский обращал внимание на то что нужно знакомить реб-ка с родной природой. Он говорил что природа развивает реб-ка интеллектуально и особое внимание он уделят речи. Он говорил что благодаря природе развиваются следующие личностные качества: наблюдательность, любознательность, пытливость ума. Он выделил 2 условия развития наблюдательности: наглядность обучения; изложение материала в системе и последовательности.  Предлагал знакомить детей с растениями, животными и неживой природой. Использовал принципы: доступность и наглядность. Водовозоава (ученица Ушинского) она поддерживала теорию Ушинского – умственное развитие реб-ка. Уделяет большое внимание сенсорному воспитанию. У реб-ка развивается наблюдательность которая связана с любознательностью и интересом. Разработала методику ознакомления с объектами природы (нужно знакомить с объектами которые находятся прямом окружении реб-ка)?.  Предлагала знакомить с сезонными изменениями в природе. Предлагала использовать опыты устанавливающие связи и зависимости между объектами впервые предложила создать естественный кабинет (уголок природы). Тихеева: говорила что через наблюдение за природой, реб-к свои познания переносит в игру и продуктивные виды деятельности. Уделяла большое внимание самостоятельной деятельности детей. Так-же она говорила что природа воспитывает реб-ка эстетически, он учится переживать. Впервые ввела экскурсии и прогулки в природу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Природа в детском  саду «по методу Е.И. Тихеевой».

Е.И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного  влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. Чем больше органов  чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. Е.И. Тихеева считает, что мир природы  таит большие возможности для  развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи. Большое значение Е.И. Тихеева придавала  правильному отбору знаний для дошкольников и планированию работы. В предложенном ею плане-программе план предусматривает  усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Е.И. Тихеева  предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного  возраста. Е.И. Тихеева разработала  программу ознакомления природой для  детей всех возрастных групп, основанную на принципах сезонности, концентричности  подачи программного материала, а также  на краеведческом принципе. Е.И. Тихеевой разработаны и обоснованы формы  и методы работы с детьми, ведущее  место среди которых, занимают наглядно-практические: наблюдения за объектами и явлениями  природы, рассматривание иллюстраций, труд в природе. Именно они, по мнению Е.И. Тихеевой, помогают ребенку получить «живые представления» о природе. Тихеевой была разработана и организована специальная среда для работы с детьми в детском саду — естественнонаучные кабинеты, необходимые в условиях большого города, где дети оторваны от живой природы.

5. К.Д. Ушинский об  использовании природы в первоначальном  воспитании и обучении.

К.Д. Ушинский (1824-1870 гг.) вошел  в историю русской педагогической мысли как основоположник педагогической психологии, создатель оригинальной педагогической системы первоначального  обучения детей, а также основ  естествознания дошкольников.

К.Д. Ушинский справедливо  считал природу важным фактором воспитания ребенка. Многие его положения не потеряли своей актуальности и сегодня.

К.Д. Ушинский определял природу  как один из «могущественных агентов  в воспитании человека».

Он неоднократно указывает на то, что «самое тщательное воспитание без этого аспекта  всегда будет отдавать сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью.

Он  считал, что современная ему педагогика мало учитывает воспитательное воздействие  природы. Между тем воспитывающих  душу впечатлений природы ничто  не может заменить. Место учебных  заведений — вне городов. День, проведенный ребенком посреди рощи и полей, «стоит многих недель, проведенных  на учебной скамье».

Прежде  всего, этот выбор определяет наглядность  предмета. Уже в Предисловии к  «Детскому миру» К.Д. Ушинский указывает, что наглядное обучение должно предшествовать умственным упражнениям и начинаться в самом раннем возрасте, еще прежде, чем ребенок выучится читать. Надо научить ребенка не только думать, но и созерцать и «прежде даже созерцать, чем думать».

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Теория и практика использования природы для воспитания детей на разных этапах советского дошкольного воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.Наблюдение как познавательная деятельность и основной метод экологического воспитания детей, сущность, значение

Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов/явлений  окружающего мира, сложная познавательная деятельность, в которой участвует  восприятие, память, мышление, устойчивое внимание, используются знания, умения, навыки и опыт ребенка, использующиеся для воспитания материалистического  интереса ребенка к природе. Решает следующие задачи: Формирует знания о природе; Учит наблюдать;  Развивает любознательность, познавательный интерес; Воспитывает эстетический вкус к природе. Наблюдения проводятся в естественных условиях окружающего мира (на участке, в уголке природы, ставятся опыты на специально организованных занятиях). Наблюдение позволяет ребенку увидеть природу в естественных условиях, в ее многообразии. Систематическое использование природы приучает детей приглядываться, замечать изменения, развивается наблюдательность, необходимая для умственной активности детей. Структурные компоненты Подготовительный этап – цель: стимуляция интереса детей к объекту предстоящего наблюдения. Приемы: краткая беседа,  обращение к уже имеющемуся опыту, показ диафильмов, иллюстраций. Воспитатель указывает цель и задачи  наблюдения, формулирует задания детям; Этап сосредоточения произвольного внимания на наблюдаемом объекте. Цель:  поддержание познавательного интереса. Приемы: сюрпризный момент, познавательные задания (загадки, поговорки…). Данный этап длится 2 – 3 минуты; Основной этап. Данный этап длительный по времени. Состоит из трех частей: целостное восприятие предмета/явления; обследование наблюдаемого предмета при опоре на различные анализаторы и анализ собранной информации (особенности предмета, его части, свойства). Используются вопросы воспитателя; вторичное целостное восприятие объекта (отнесение предмета наблюдаемого к категории подобных при опоре на собранный материал); Заключительный этап. Цель: закрепить и уточнить информацию, полученную детьми, дать эмоциональную оценку объекту наблюдения. Используется сочетание с продуктивными видами деятельности детей.

 

6.Е.Н. Водовозова об использовании природы в воспитании детей до школы.

Впервые в русской педагогике Е.Н. Водовозова определила круг явлений и предметов природы, с которыми следует знакомить ребенка при наблюдении во время прогулок и экскурсий. Она разработала программу ознакомления дошкольников с природой и разделила материал по возрастам.

Е.Н. Водовозова рекомендовала следующие методы и формы ознакомления дошкольников с природой: наблюдения, экскурсии, прогулки, организацию живых уголков, детский огород и цветник, беседы, художественный рассказ педагога, использование картин художников, календаря природы. Из них она справедливо отдавала предпочтение непосредственному общению ребенка с природой. Ею были верно учтены при выборе этого пути особенности мышления ребенка, его стремление к активности

Очень высоко Е.Н. Водовозова ценила в воспитательном отношении труд детей в природе.

Воспитание  трудолюбия должно начинаться с приучения  детей к самообслуживанию, привлечения  к огородным работам (выращивание  овощей и цветов), по уходу за животными.

Неоднократно  подчеркивала Е.Н. Водовозова значение непосредственного общения ребенка с природой, наблюдения картин природы для эстетического развития. Систематические наблюдения картин и явлений природы, рассматривание ребенком их в целом, а затем отдельных частей, сравнение, сопоставление, развитие наблюдательности и любознательности – все это считала Е.Н. Водовозова основными предпосылками эстетического развития дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, т.к. в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое образование детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.Результатом экологического образования является экологическая культура личности. Составные части экологической культуры личности дошкольника- это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни. В поведении, в разнообразной деятельности ( в играх, труде, быту).Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач:1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должно быть знание экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе: при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкий к природным, с учетом потребностей живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно- действенным.3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе- гуманное, познавательное, эстетическое- теснейшим образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно- положительных переживаниях ребенка в разных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях и другое. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.Педагогический процесс экологического образования требует решения всех перечисленных задач в единстве.Реализация задач экологического образования возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23.Виды наблюдений, их характеристика, содержание

1. Распознающие – познавательные. Задача: кто это? Что это? Каковы его признаки и свойства? Данный вид набл. используется лишь в том случае если необходима продуктивная деятельность. 2. Длительное набл.: - главная характеристика это выявление  изменений предметов и объектов. Акцент делается на психические процессы (восприятие и память). 3. Кратковременные: длятся несколько минут. 4. Воссоздающие: воссоздание по части детали целостного образа предмета. Реб-к опирается на свой опыт и акцент делается на психические процессы- мышление воссоздающее воображение. 5. В зависимости от количества детей: индивидуальные подгрупповые и фронтальные. 6. В зависимости от поставленной цели: итоговое набл. и т.д. Требования к набл.: -  цели и задачи должны быть чёткими и конкретными. Должны носить познавательный характер и стимулировать к мыслительной активности. – для каждого набл. нужно отбирать конкретную информацию. В последствии набл. за объектом знания добавляются и закрепляются. – Необходимо продумать систему и взаимосвязь тех процессов за которыми дети набл. – Набл. должно стимулировать интерес. – Информация по набл. должна соответствовать возрасту. – Знания полученные в процессе набл. должны подкрепляться другими методами и проявляться в других продуктивных видах деятельности.

 

 

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Экологии"