Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на 3 вопроса по дисциплине "Экономика".
Государственный экологический
контроль
Задачей государственного
экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований
по рациональному использованию природных
ресурсов и охране окружающей среды от
загрязнения всеми государственными органами,
предприятиями, организациями и гражданами,
которым такие требования адресованы.
Государственный контроль
носит надведомственный
характер.
Он ведется от
имени государства. Осуществляемый в рамках
экологической функции государства государственный
контроль в данной сфере в значительной
мере определяет эффективность данной
функции. Государственный экологический контроль проводится в форме
предупредительного и текущего. Задачей
предупредительного контроля является
недопущение хозяйственной, управленческой
и иной деятельности, которая в будущем
может оказывать вредное воздействие
на природу. Осуществляется такой
контроль на стадиях планирования или
проектирования этой деятельности, реализации
проекта, ввода объектов в эксплуатацию.
Круг органов, уполномоченных на проведение
государственного надведомственного
экологического контроля, широк. В систему
таких органов входят специально
уполномоченные государственные органы
в области охраны окружающей среды, использования
и охраны отдельных природных ресурсов:
Министерство природных ресурсов
РФ;
Федеральная служба по надзору
в сфере природопользования;
Федеральное агентство
водных ресурсов;
Федеральное агентство лесного
хозяйства;
Федеральное агентство по
недропользованию.
Текущий государственный
экологический контроль осуществляется
специально уполномоченными органами
на стадии эксплуатации предприятий и
иных экологически значимых
объектов, в процессе природопользования.
Федеральная служба по надзору в сфере
природопользования и ее территориальные
органы призваны осуществлять государственный
контроль не только за охраной окружающей
среды, но и за рациональным использованием
природных ресурсов и охраной отдельных
природных ресурсов.
Наиболее важные их правомочия
предусмотрены Федеральным законом «Об
охране окружающей природной среды».
Помимо специально уполномоченных
органов в области природопользования
и охраны окружающей среды,
специальными функциями по осуществлению
экологического контроля и надзора наделены
функциональные министерства и ведомства.
Так, например, Министерство сельского
хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод
России) через свои департаменты
по управлению охотничьими ресурсами
и рыболовству проводит государственный
контроль за использованием и охраной
охотничьих животных и ведением охотничьего
хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением
правил охоты, выдачу удостоверений на
право охоты и разрешений
(лицензий) на добычу охотничьих животных
в РФ. Минсельхозпрод России осуществляет
также государственный контроль за охраной
и использованием водных биологических
ресурсов; контролирует: целевое использование
рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо
от форм собственности выделяемых им государственных
средств; работу рыбопропускных и рыбозащитных
сооружений; выполнение обязательств
по межправительственным соглашениям,
конвенциям и другим договоренностям
в области регулирования рыболовства,
охраны и воспроизводства водных биологических
ресурсов.
Должностные лица органов
государственного экологического контроля имеют право в установленном порядке[2]:
посещать предприятия, учреждения,
организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая
воинские части, специальные объекты и
службы Вооруженных Сил, органов внутренних
дел и государственной безопасности, знакомиться
с документами, результатами анализов,
иными материалами, необходимыми для выполнения
их служебных обязанностей;
проверять работу очистных
сооружений и других обезвреживающих
устройств, средств их контроля, соблюдение
нормативов качества окружающей природной
среды, природоохранного законодательства,
выполнение планов и мероприятий по охране
окружающей природной среды;
выдавать разрешения на право
выброса, сброса, размещения вредных веществ;
устанавливать по согласованию
с органами санитарно-эпидемиологического
надзора нормативы выбросов, сбросов вредных
веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;
назначать государственную
экологическую экспертизу, обеспечивать
контроль за выполнением ее заключения;
Экологическая экспертиза представляет собой комплексную оценку соответствия предпроектной и проектной документации на вновь создаваемые или реконструируемые объекты, а также намечаемой хозяйственной или иной деятельности требованиям и правилам обеспечения экологической безопасности.
Такой
вид предупреждающий
Задачей
экологической экспертизы являе
Различают 2 вида экспертизы:
Государственная
экологическая экспертиза(
Общественная
экологическая экспертиза (може
Понятие, особенности
и система источников экологического
права
Источниками экологического права признаются
нормативно-правовые акты, в которых содержатся
правовые нормы, регулирующие экологические
отношения. К источникам экологического
права относятся законы, указы, постановления
и распоряжения, нормативные акты министерств
и ведомств, законы и нормативно-правовые
акты субъектов Федерации.
Источники экологического права обладают
всеми характерными признаками, свойственными
источникам права. Но они имеют свои особенности:
в них представлен значительный вес законов
по сравнению с другими формами права;
они отличны содержанием так называемых
«экологизированных» норм и нормативных
актов. Иначе говоря, тех актов, которые,
регулируя соответствующие отношения,
отражают сопутствующие им требования
охраны окружающей среды. Наконец, в числе
источников экологического права определенное
место занимают международно-правовые
акты, регулирующие внутренние экологические
отношения на основе примата международного
права [7].
Система экологического законодательства,
воспринимая идеи основополагающих конституционных
актов, состоит из двух подсистем законодательств:
1) природоохранительного;
2) природноресурсового.
В подсистему природоохранительного законодательства
входит Закон РФ «Об охране окружающей
природной среды», другие законодательные
акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природноресурсового законодательства
входят: Земельный кодекс РФ, Закон РФ
о недрах, Основы лесного законодательства
РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ об охране
и использовании животного мира, а также
другие законодательные и нормативные
акты, регулирующие использование природных
ресурсов [1; 3].
В принятой 12 декабря 1993 г. всенародным
голосованием Конституции Российской
Федерации отражены основные положения
экологической стратегии государства
и главные направления укрепления экологического
правопорядка.
Вслед за Федеративным договором Конституция
вводит в научный оборот трехзвенное определение
экологической деятельности человека
в сфере взаимодействия общества и природы:
природопользование, охрана окружающей
среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических
норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1,
где указывается, что земля и другие природные
ресурсы в Российской Федерации используются
и охраняются как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории.
В продолжение этого положения в Конституции
есть две нормы. Первая из них (ст. 42) закрепляет
право каждого человека на благоприятную
окружающую среду и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью и имуществу.
Вторая провозглашает право граждан и
юридических лиц на частную собственность
на землю и другие природные ресурсы (ст.
9, ч. 2). Первая касается биологических
начал человека; вторая – его материальных
основ существования [2].
Воспринимая основные положения Федеративного
договора, Конституция оформляет организационно-правовые
взаимоотношения Федерации и субъектов
Федерации.
Согласно ст. 72 (п. в, д), пользование, владение
и распоряжение землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами, природопользование,
охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности являются
совместной компетенцией Федерации и
субъектов Федерации. Разграничение дается
в двух направлениях – по предметам ведения
Федерации и субъектов Федерации.
По предмету своего ведения Российская
Федерация принимает федеральные законы,
которые являются обязательными на территории
всей страны. Вне этих пределов субъекты
Федерации имеют право на собственное
регулирование экологических отношений,
включая принятие законов и иных нормативных
правовых актов.
Конституция РФ закрепляет общее правило:
законы и иные нормативно-правовые акты
субъектов Федерации не могут противоречить
федеральным законам. В случае противоречия
действует закон или иной нормативно-правовой
акт Федерации.
Положения Конституции РФ конкретизируются
в источниках экологического права [2;
7].
1. Государственный
комитет по охране окружающей
среды (Госкомэкологии России) –
центральный орган федеральной
исполнительной власти в
Задачи Комитета:
1) координация
всей природоохранной
2) контрольно-инспекционная
информационная и
3) руководство заповедным фондом;
4) развитие международного экологического сотрудничества; Функции республиканских, областных, городских и др. комитетов охране окружающей среды:
1) проведение государственной экологической экспертизы;
2) выдача
разрешений на выбросы и
3) выдача
разрешений на захоронение
4) определение нормативов, лимитов и условий природопользования;
5) координация деятельности экологических служб, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности подчиненности.
2. Федеральная
Служба России по
3. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В его обязанности входит ликвидация последствий экологических катастроф, вызванных стихийными бедствиями и производственными авариями.
4. В составе
Государственных органов управления важные
функции выполняют также Госатомнадзор
России (производство и использование
атомной энергии), Росгортехнадзор (контроль
за использованием недр), МВД России (охрана
атмосферного воздуха от загрязнения
транспортом, санитарно-экологическая
служба муниципальной милиции).
Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.
Должностные лица и граждане, совершившие экологическое правонарушение, несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.
Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологические правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.
Более 20 статей Уголовного кодекса касаются экологических преступлений: незаконная добыча водных животных и растений (ст. 25б), незаконная охота (ст. 258), нарушение законодательства о континентальном шельфе (ст. 253), незаконная порубка леса (ст. 260), уничтожение или повреждение лесных массивов путем причинения лесного пожара (ст. 261), загрязнение водоемов и воздуха (ст. 250, 251), загрязнение моря вредными веществами (ст. 251), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262), жестокое обращение с животным" (ст. 245).
Административная
ответственность за экологические правонарушения
наиболее широко применяется на практике.
В ст. 84 Закона “Об охране окружающей природной
среды” приведен длинный перечень видов
административных экологических правонарушений,
начиная с несоблюдения стандартов, норм
и иных нормативов качества окружающей
природной среды и кончая отказом в предоставлении
достоверной экологической информации.
Установлено, что за эти нарушения граждане
(частные лица) подвергаются штрафу в административном
порядке в размере от однократного до
десятикратного минимального размера
оплаты труда, установленного в Российской
Федерации. Штраф на должностных лиц в
аналогичных случаях — от трехкратного
до двадцатикратного минимального размера
оплаты труда, а на юридических лиц (предприятия,
учреждения, организации) — от 50 000 до 500
000 рублей. Предусмотрена индексация размеров
штрафов.
Цели и задачи
природопользования- раздел экономики
изучающий вопросы
Задачи:
Оценка природных
ресурсов:экологические,
Экономическая оценка
природных ресурсов в узком смысле-
денежное выражение народно
2 функции: 1учетная, 2 Стимулирующая
Существует 2 основные концепции оценки природных ресурсов: 1.Затратная(Расходы на освоение)
2.Рентная(изчесляется
дифференцируемая рента,т.е