Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:37, реферат
Формирование единого централизованного плана находится в зависимости от действия внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов, из которых формируются экономический рост и внутренний валовой продукт. В его создании участвуют различные государственные и частные структуры на основе вариантов государственной экономической политики а, представленной множеством А. Если варианты экономической политики отличаются только количественно, то а можно представить вектором большой размерности, численные значения которого соответствуют элементам бюджетной, налоговой, кредитно-денежной политики.
В рыночной экономике
государству принадлежит
Со времени своего возникновения теория
рыночной экономики претерпела существенные
изменения. Так, концепция социального
рыночного хозяйства, основоположниками
которой являются Л. Эрхард и В. Ойкен,
значительно отличается от теории классического
либерального хозяйства — концепции рыночной
экономики, где государству отводилась
роль «ночного сторожа». Л. Эрхард и В.
Ойкен считают, что перед современным
государством стоят сегодня огромные
задачи, что в середине XX в. возможность
освободить государство от обязанностей
маловероятна. Одной из наиболее важных
задач государства, по мнению Л. Эрхарда,
является обеспечение свободной конкуренции.
Свободная собственная инициатива и конкуренция
должны сочетаться с активной ролью государства
в хозяйственной жизни. Ведущая форма
проявления свободы, по Л. Эрхарду, — свобода
потребления, которая логически дополняется
свободой предпринимателя производить
и продавать продукты, отвечающие спросу.
Важнейший критерий социального рыночного
хозяйства, сочетающего рыночные и социальные
принципы, — установление эффективного
хозяйственного порядка, при котором на
основе роста производительности труда
снижаются цены, повышается реальная заработная
плата. Благодаря конкуренции как наиболее
эффективному способу достижения и обеспечения
благосостояния, Можно достичь социализации
прогресса и прибыли. Другим критерием
выступает оптимальное сочетание рыночной
экономики и планового хозяйства (централизованно
регулируемая система экономики). Некоторые
немецкие авторы социальное рыночное
хозяйство определяют как современную
форму экономической организации рыночного
типа с налаженным механизмом государственного
регулирования, соответствующей институциональной
структурой и системой социальной защиты
населения.
Наряду с теорией социального рыночного
хозяйства, в середине XX в. возникают и
иные концепции и теории, в которых признается
необходимость активного вмешательства
государства в экономические процессы.
В частности, в теории смешанной экономики
обосновывается необходимость оптимального
сочетания частной и государственной
собственности (особенно, когда речь идет
о социал-реформистском варианте такой
экономики). В этом заключается одно из
ее отличий от теории социального рыночного
хозяйства, основывающейся на признании
приоритета частной собственности. Второе
существенное отличие данных теорий состоит
в том, что если, по мнению Л. Эрхарда, для
достижения социальной направленности
экономики нужно поднимать производство,
а не совершенствовать распределение,
то, по утверждению одного из представителей
теории смешанной экономики Э. Хансена,
главной функцией «государства благосостояния»
выступает именно перераспределение произведенного
дохода. Другой важной функцией такого
государства является осуществление тех
или иных форм национального планирования.
Планомерность - это последовательность
реализации отраслевых и межотраслевых связей, рационального
поведения и рационального использования
рыночных регуляторов для достижения
целей экономического роста. План фиксирует
предполагаемую последовательность в
использовании ресурсов как по количеству,
так и по их качественному составу с учетом
сложившихся ценностей. Макроэкономическое
планирование предполагает организованную
деятельность, осуществляемую как центральным
планирующим органом, так и его локальными
подразделениями (регионами, муниципалитетами
и т. д.).
Применительно к рыночной экономике, на
это указывал К. Ландауэр в книге «Теория
национального экономического планирования»,
плановые учреждения должны анализировать,
как предполагаемые изменения в производственном
процессе повлияют на доходы разных групп
населения и какова будет реакция потребителей
на изменение в снабжении и доходах (Landauer
Can. Theory of National Planning. Uneversity of California Press. 1994.
C.171-173).
Отметим, что еще в 30-х годах ряд крупнейших
экономистов США (В. Леонть-ев, Дж. К. Гелберт,
С. Холланд и др.) выступили с манифестом
по созданию в аппарате Президента США
Управления национального экономического
планирования с функциями анализа экономики
страны, выявления долгосрочных тенденций
развития, разработки программ развития
производственной и социальной сфер, а
также координации деятельности всех
государственных органов по регулированию
экономики.
Дж. Гелберт отмечал, что существующее
внутрифирменное стратегическое планирование
не может обеспечить полного согласования
между отраслями-производителями и отраслями-потребителями
ввиду нерыночного поведения крупных
корпораций. Это может обеспечить только
государственный плановый орган (Гелбрейт
Дж. Экономические теории и цели общества.
М.: Прогресс, 1969. С. 395-397).
Государственное вмешательство через
разработанные программы предусматривает
субсидирование и кредитование из бюджета
жилищного строительства, проведение
структурной, антикризисной и финансовой
политики. В условиях рынка никакие организации
частного сектора, олигополистические
структуры и их различные ассоциации не
в состоянии определить комплексные проблемы
и задачи, относящиеся ко всей функциональной
экономической системе. Только государственные
органы в состоянии разработать долгосрочные
прогнозы вовлечения неиспользованных
резервов и ресурсов, имеющихся в стране,
и определить цели, которые не всегда совпадают
с целями предпринимательского сектора
экономики.
Системой плановых ориентиров государство
имеет возможность скорректировать структурные
сдвиги, которые, как правило, порождают
такие кризисные явления, как безработица,
инфляция, неравновесие совокупных рынков
и т.д. Совершенная государственная координация
во многих случаях действует более эффективно
чем ценовой механизм рынка. На этом основывается
государственная промышленная политика
Японии, которую проводит Министерство
внешней торговли и промышленности. Согласованное
планирование в этой стране явилось одним
из средств успешного перехода к быстрорастущему
производству.
В 60-х годах планирующие органы были созданы
во Франции — Генеральный комиссариат
по планированию, в Канаде — Экономический
совет, в Голландии — Центральное плановое
бюро и в других странах. Эти планирующие
органы анализируют социальные, экологические,
демографические проблемы и разрабатывают
систему регулирующих мер по их оптимизации.
В их функционировании заинтересованы
прежде всего предприниматели, подвергающиеся
инвестиционному риску при вложении капитала
в те или иные отрасли экономики.
В странах с рыночной экономикой используются
как методы централизованного, так и индикативного
планирования. По мере накопления опыта
и изменения объективных условий наблюдается
переход от одного к другому. Так, Франция,
первая использовавшая в послевоенные
годы индикативное планирование, в последующем
перешла к разработке и реализации стратегических
государственных планов.
Формирование единого