Состояние экологии России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

По мере углубления глобального экологического кризиса экология России может стать важным фактором международных отношений, как в экологической, так и в политической и экономической сферах.
Угрозы экологической безопасности России связаны, прежде всего, с разрушением в невиданных размерах естественных экосистем на суше, которое нарушило замкнутость глобального круговорота веществ, необходимых для жизни биогенов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………….3
Состояние воздушного бассейна………………………………………………………………….5
Состояние водных ресурсов…………………………………………………………………….....5
Состояние земельных ресурсов…………………………………………………………………..7
Качество среды обитания городов и экономических районов……………………………….7
Государственная экологическая политика………………………………………………………10
Список использованных источников…………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Экология - реферат.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

Основными  экологическими  факторами,  определяющими  среду  обитания урбанизированных  территорий  являются  уровни  загрязнения  атмосферного воздуха,  почв  и  водных  объектов.  Сумма  атмосферных  выбросов  ста  городов России с наибольшими валовыми выбросами составляет около 50% всех выбросов по  стране.  Большая  их  часть  приходится  на  предприятия  Норильского промышленного  центра - около 2,5 млн.  т.  в  год,  что  составляет 8%  выбросов России.  Более 500 тыс.  т.  загрязнителей  воздуха  в  год  дают  предприятия Новокузнецка, Магнитогорска, Череповца, Липецка.

По  суммарному  загрязнению  воздуха,  почв  и  водных  объектов  России лидируют 60 городов:  Москва,  Норильск,  Санкт-Петербург,  Ангарск, Новокузнецк,  Красноярск,  Омск,  Череповец,  Липецк,  Челябинск,  Нижний Новгород,  Самара,  Братск,  Нижний  Тагил,  Новосибирск,  Дзержинск,  Грозный, Уфа,  Ярославль,  Архангельск,  Орск,  Вологда,  Саратов,  Казань,  Екатеринбург, Новокуйбышевск, Кемерово, Стерлитамак, Ростов-на-Дону, Тольятти, Ульяновск, Пермь,  Ново-Московск,  Хабаровск,  Балаково,  Тула,  Барнаул,  Иркутск,  Усолье-Сибирское,  Владивосток,  Иваново,  Нижнекамск,  Краснодар,  Киров,  Оренбург, Калининград,  Кострома,  Воронеж,  Салават,  Невинномыск,  Пенза,  Каменск-Уральский, Томск, Комсомольск-на Амуре, Улан-Удэ, Березники, Петрозаводск, Белгород, Черкесск, Прокопьевск.

Систематически высокое  загрязнение  воздуха  наблюдалось  в  городах: Архангельск, Амурск, Братск, Байкальск, Новодвинск, Усть-Илимск - метил-меркаптаном; Губаха - сероводородом,  фенолом;  Вольск - ацетилальдегидом; Магнитогорск - стиролом; Москва - оксидом углерода, фенолом; Нижний Тагил, Челябинск, Екатеринбург - бензапиреном;  Усолье-Сибирское - ртутью; Рудная пристань - свинцом;  Норильск - диоксидом серы; Омск - этилбензолом; Березники, Байкальск, Балаково, Кемерово - сероуглеродом; Хабаровск-формальдегидом; Южно-Сахалинск, Александровск-Сахалинский, Корсаков - сажей. 

Менее  всего  объем  поглощения  загрязняющих  веществ  в  Тюменской области - 21%, Дагестане - 21,5%, Курганской  области - 34,7%, Камчатской области - 37,5%, Республике Коми - 39%.

Наибольшее  количество  загрязняющих  веществ  выбрасывается  в атмосферу  в  Красноярском  крае, Свердловской  и  Тюменской  областях, Кемеровской  области. Несмотря  на  общий спад  производства,  в последние  годы  не  уменьшается загрязнение  атмосферного  воздуха,  объем  очистки  загрязнителей  остается  на постоянном уровне - 77%, который достигнут только в 25 республиках, краях и областях  России.  Поэтому  в  России  не  уменьшается  количество  городов  с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Суммарные выбросы от автотранспорта  достигли 22 млн.т., что составляет 44% общего загрязнения атмосферы  при  явной тенденции к росту.

В  итоге  только 15% городского  населения  России  дышит  воздухом, соответствующим санитарно-гигиеническим  нормативам.

Прогрессирует загрязнение поверхностных водоемов  России  сточными водами. Нет ни одной республики, края или области, которые не загрязняли бы сточными  водами  свои природные водные объекты. Наибольшие объемы загрязненных сточных вод сбрасывается в  следующих регионах: Московская обл. - 11,6%, Краснодарский край - 11,6%, Ленинградская обл. - 7,6%, Иркутская обл. - 5,6%, Красноярский край - 3,9%.

Рост  сброса  загрязненных  сточных  вод  определяется  неэффективной  работой очистных сооружений: существующие технически устарели и работают с перегрузкой, новые строятся мало и медленно.

 

 

Государственная экологическая  политика

В 2007 г. основы экологической  политики России, закрепленные в Конституции  Российской Федерации, Федеральном  законе “Об охране окружающей среды”, указах Президента Российской Федерации  “О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию” (от 1 апреля 1996 г. № 440) и “О Концепции  национальной безопасности Российской Федерации” (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и  от 10 января 2000 г. № 24), в Экологической  доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р, получили дальнейшее развитие.

Одной из важнейших задач  экономики в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года названо повышение эффективности  использования природных ресурсов. В качестве одной из проблем, требующих  решения, отмечена проблема эффективного использования попутного газа, который  сжигается при добыче нефти в  объемах более 20 млрд. м3 в год  и, кроме экономического ущерба, загрязняет атмосферный воздух.

Важнейшими задачами государственной  экологической политики являются:

1. эффективное противодействие угрозам ухудшения экологической ситуации, связанным с ростом отходов производства;

2. реализация мер, направленных на реабилитацию территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, включая оказание государственной поддержки проведению работ по сокращению накопленного экологического ущерба;

3. создание экономических инструментов и механизмов устранения причиненного окружающей среде вреда и компенсации ущерба.

Проблемы совершенствования  государственной природоохранной  политики широко обсуждались на III Всероссийской  конференции “Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики”.

Конференция, в работе которой  приняли участие председатели комитетов  по экологии Совета Федерации и Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководящие работники  Аппарата Правительства Российской Федерации, а также руководители министерств и ведомств, видные ученые, представители бизнеса и общественности, отметила, что вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности жизнедеятельности населения в  Российской Федерации становятся все  более актуальными, особенно в условиях подъема экономики.

Не в полной мере обеспечены согласованные действия федеральных  органов исполнительной власти, их взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  при проведении государственного экологического контроля, экологической экспертизы, экологического нормирования.

Масштабы негативного  воздействия объектов прошлого экологического ущерба на экосистемы и здоровье населения  оцениваются как значительные.

Для решения данной проблемы необходимо создание нормативной правовой и методической базы, позволяющей  осуществить в России широкомасштабные мероприятия, связанные с ликвидацией  прошлого экологического ущерба с учетом задач сохранения и восстановления природной среды.

Участники III Всероссийской  конференции “Новые приоритеты национальной экологической политики в реальном секторе экономики” считают необходимым  в числе приоритетных направлений  государственной политики в сфере  охраны окружающей среды выделить:

1. повышение эффективности  системы государственного управления;

2. исключение дублирующих  функций, закрепление утраченных  функций в соответствии с требованиями  действующего природоохранного  законодательства;

3. совершенствование нормативной  правовой базы Российской Федерации,  направленной на обеспечение  реализации полномочий государственных  органов государственной власти  в области охраны окружающей  среды, предусмотренных законодательством;

4. снижение административных  барьеров, повышение прозрачности  деятельности государственной власти  в области использования природных  ресурсов и охраны окружающей  среды;

5. обеспечение выполнения  обязательств Российской Федерации,  вытекающих из членства в конвенциях, и защита национальных интересов;

6. повышение уровня экологической  культуры населения, степени участия  гражданского общества в формировании  и реализации экологической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. "Конституция Российской  Федерации" (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ,  от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) "Об охране окружающей среды".

3. Указ Президента РФ  от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода  Российской Федерации к устойчивому  развитию".

4. Указ Президента РФ от 10.01.2000 N 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации".

5. В.Л. Зверев, Экология России / проблемы природопользования и среды обитания, краеведение и учебные практикумы / Учебник для общеобразовательной системы школа - ВУЗ. Москва, 2001г.


Информация о работе Состояние экологии России