Современные экологические проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 01:25, реферат

Описание работы

Актуальность данного реферата заключается в том, что на сегодняшний день экология нашей планеты находится в состоянии острого кризиса. Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны позволил удовлетворить все потребности человеческого общества, но с другой стороны — ухудшил условия его существования. Постоянно нарастающее влияние цивилизации на окружающую среду быстро приближает глобальную экологическую катастрофу. Следует подчеркнуть, что по мнению многих ученых данная катастрофа может произойти гораздо раньше, чем случится кризис из-за нехватки какого-либо ископаемого ресурса. Весь научный прогресс не сможет предотвратить экологическую катастрофу, поскольку искусственные системы не в силах заменить естественный биокомпонент окружающей среды, а значит, не урегулируют и происходящие в биосфере процессы.
Решить данную проблему, а значит, выявить современные экологические проблемы и пути их решения (что и стало целью моей работы), необходимо в кратчайшие сроки, причем исключительно силами мирового сообщества, поскольку все научные задачи природопользования не могут быть разрешены только одним отдельно взятым государством.

Содержание работы

Введение
Современные экологические проблемы:
Парниковый эффект;
Кислотные осадки;
Разрушение озонового слоя;
Проблема утилизации отходов.
Загрязнение окружающей среды:
Загрязнение почвы;
Загрязнение атмосферного воздуха;
Загрязнение гидросферы.
Влияние неблагоприятных экологических факторов на состояние здоровья человека.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Экологическое образование.
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.59 Кб (Скачать файл)

 

 ♦ каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

♦ каждое государство имеет право на использование природных ресурсов и окружающей среды для развития и обеспечения нужд своих граждан;

♦ экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других или без учета их интересов (например, природные ресурсы слаборазвитых стран не должны безудержно эксплуатироваться другими государствами);

♦ недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

♦ должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе международно-признанных критериев и параметров;

♦ должен быть обеспечен свободный и беспрепятственный международный обмен научно-технической информацией по проблемам экологии и передовых природосберегающих технологий;

♦ государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях.

 

Российская Федерация является активным участником международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической  безопасности. В настоящее время  Россия участвует в многосторонних международных договорах, конвенциях и соглашениях об охране окружающей среды и природопользования со странами Европы, США, Азии. Одним из актуальных направлений в организации международного эколого-правового сотрудничества является прогнозирование возможностей возникновения и масштабов распространения новых техногенных факторов, оказывающих вредное влияние на экологическую обстановку, и разработка на данной основе системы мер по снижению степени негативного их воздействия на природную среду, климат, здоровье населения, духовные, социальные и прочие ценности человека и общества. Перспективной формой научно-технической интеграции с учетом обеспечения экологической безопасности может служить разработка многосторонних целевых программ сотрудничества, ориентированных на приоритетное решение взаимосвязанных научных и технических проблем на основе долевого участия в их финансовом, материально-техническом и другом обеспечении.

Но чтобы сохранить  природу для наших потомков, не только власти и организации должны следить за экологической обстановкой. Рядовые пользователи природных  ресурсов обязаны предпринимать  меры, которые помогут улучшить экологию в стране и мире. Что же нужно  делать, чтобы не навредить природе?

- Озеленение городов.  Необходимо не только создавать  больше лесопарковых зон, но  и обеспечить места для отдыха, а также тщательную уборку  и защиту от лесных пожаров.

- Охрана водоемов. Самой  важной задачей охраны водной  среды является правильное использование  как пресных, так и морских  вод. Многие предприятия сбрасывают  производственные отходы в водоемы.  В связи с этим необходимо  ужесточить законодательство в  сфере водопользования. Кроме  этого, следует принимать меры  по очистке водных объектов.

- Охрана земель. Необходимо  не только повышать плодородие  почвы, но и не допускать  воздействия воды и ветра. В  целях сохранения площади почв, пригодных для посева, нужно проводить  мероприятия по предотвращению  ухудшения состояния почвы, ее  загрязнения, засоления и заболачивания.

- Строительство новых  населенных пунктов, а также  расширение уже существующих  на территориях, не пригодных  для сельскохозяйственных работ.  Также важно, по возможности,  сохранение лесных массивов при  строительстве магистралей, городов и мегаполисов, сохранение пресных водоемов. В этом случае охрана экологии тесно связана с развитием аграрного сектора экономики.

- Охрана атмосферного  слоя планеты. Необходимо осуществлять  контроль над выбросом вредных  веществ в атмосферу. В первую  очередь это касается топливных  предприятий. Также более рациональным  будет использование автомобилей,  работающих за счет биотоплива или электричества.

Каждый пользователь природных  ресурсов должен понимать, насколько  важна их охрана и правильное использование. И каждый обязан бережно относиться к природе. Только в этом случае можно  улучшить экологическую обстановку планеты.

 

 

  1. Экологическое образование

 

Интенсивное развитие экологического образования становится актуальной задачей всех цивилизованных стран  и рассматривается как одно из средств преодоления глобального экологического кризиса. Экология как система научных и учебных дисциплин должна стать одним из главных компонентов содержания образования в XXI веке. Согласно Указу Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», первоочередными считаются следующие меры:

♦ создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологического образования;

♦ пересмотр всех школьных курсов с точки зрения идеи экологически безопасного, устойчивого развития;

♦ создание системы практической деятельности учащихся по улучшению состояния окружающей среды;

♦ координация школьной и внешкольной систем образования, начального, среднего, профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций;

♦ подготовка и повышение квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.

 

В настоящее время существует множество  авторских определений понятия  «экологическое образование». Так, И. Д. Зверев и И. Т. Суравегина, авторы Концепции общего среднего экологического образования, под экологическим образованием понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Таким образом, экологическое образование – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Целью экологического образования является необходимость формирования экологической культуры на основе овладения экологическими знаниями, умениями и ценностными ориентациями в отношениях с природой, поскольку существование человека без природы невозможно. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности. Ведущими идеями развития экологического образования являются:

 

♦ осмысление единства всего живого, а также живого и неживого в природе;

♦ понимание многообразия ценностей природы и невосполнимости жизни;

♦ понимание экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем и устойчивость жизни;

♦ воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

♦ осознание морального выбора способа целесообразной деятельности, согласующейся с экологическим и нравственным императивом.

 

Актуальность экологического образования  обусловлена глобальностью экологических  проблем, стоящих перед человечеством, и невозможностью их решения без  сформированности экологической ответственности, экологической культуры. Большую роль в формировании и развитии экологического сознания, экологической культуры, знаний, умений, навыков учащихся играет организация внеурочной и внеклассной работы. К таким формам работы относятся: экологические игры (соревновательные, ролевые, имитационные), детские экологические движения, экскурсии, конкурсы экологической направленности, эколого-краеведческая деятельность, школьные проекты, экспедиции, факультативы, научные вечера, конференции, исследовательские работы учащихся, издание стенгазет, альбомов, участие в экологических олимпиадах, просмотр видеофильмов, школьный экологический мониторинг и др. В настоящее время можно определить несколько возможных направлений развития системы экологического образования, представленных в следующих моделях: от экологического образования – к образованию для устойчивого развития (социально-экономического аспект); к экологической культуре – через экологическое просвещение населения (эколого-культурологический аспект); экологическая компетентность – обязательный компонент профессиональной деятельности любого специалиста.

Таким образом, преобразующее воздействие  человеческого общества на природу  неизбежно, оно усиливается по мере роста численности населения, в  результате научно-технического прогресса, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный  оборот. Стихийное использование  природных ресурсов без соответствующих  мер их защиты и возможности восстановления, интенсивное и все возрастающее загрязнение окружающей среды приводят к непоправимым изменениям в природе, катастрофическим изменениям в биосфере. В связи с этим обеспечение  экологической безопасности является важнейшей естественнонаучной и  социально-политической проблемой  современности, от правильного решения  которой зависит благополучие человечества. Сохранить гармоничные отношения  человека и природы – основная задача, которая стоит перед нынешним поколением. Решение этой задачи требует  изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностей, необходимости развития у каждого человека экологического сознания, экологической культуры.

 

Заключение

 

 

Проблема сохранения окружающей среды (в самом широком её смысле) сегодня стала глобальной. И ни одной, даже самой богатой стране мира, не по силам её решение. Сегодня  это очевидно всем и ни у кого не вызывает  сомнения. 

Человек вступил в столкновение и противостояние с самой Природой. Конечно, в этой войне человечество обречено. Исход её – и не когда-то в отдаленном будущем, а уже в  ХХI веке очевиден – в лучшем случае поражение с тяжелыми потерями, в худшем – гибель человеческого рода.

Необходимо совместное решение  о  выборе новой стратегии человеческого существования, нового понимания смысла жизни, её ценностей и приоритетов. Задача постоянного увеличения экономического роста (что имеет предел из-за ограниченных природных ресурсов) должна заменяться программой постоянного выравнивания уровней жизни в разрезе стран и народов.

Вопросы рационального и  разумного материального потребления, эффективности использования природных  ресурсов и минимизации воздействия  человека на биосферу при нынешних масштабах и остроте проблемы уже не могут быть решены в рамках существующего принципа государственного управления, основанного на приоритете законов, т.е. на страхе применения силы и принуждения, устрашении наказанием.

В самом близком будущем  высокоразвитые страны должны перейти  к постепенной реализации программы  разумного ограничения использования  природных ресурсов. Это выполнимо  путем отказа населения стран  от чрезмерных материальных благ. Средства, освободившиеся в результате выполнения проекта, поступят в счет разработок природоохранных технологий.

Следующим этапом станет формирование экологического мышления путем проведения массового экологического воспитания и образования. Сформированная в  итоге новая культура поведения  людей положит основу соединения человека с природной средой и  станет основой их мирного сосуществования.

 

 

 

Источники

 

 

 

  1. Михайлов Л. А. Концепции современного естествознания. – Изд. дом «Питер», 2008.
  2. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник для вузов. - М.: Юриспруденция, 1999.
  3. Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. - 1999.
  4. http://www.eco-net.ru
  5. http://ecologrf.ru

 


Информация о работе Современные экологические проблемы и пути их решения