Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 10:59, курсовая работа
Выращивание лесных культур - длительный процесс, измеряемый десятилетиями. Ошибки, допущенные при посадке и посеве леса, могут проявиться не сразу, исправить их бывает трудно. Поэтому лесовод при создании искусственных насаждений (лесных культур) должен предвидеть их будущий рост и развитие, основываясь при этом на знаниях жизни лесных биогеоценозов в динамике. В связи с этим лесоводу необходимо знать теорию и практику искусственного создания и выращивания лесных насаждений, хорошо освоить приемы, способы и методы проведения лесокультурных работ.
Целью курсового проекта является: научиться проектировать создание лесных культур.
Введение……………………………………………………………………...3
Характеристика климатических и почвенных условий района создания лесных культур………………………………………………………………6
1.1. Климатические условия, рельеф и почвы…………………………………6
1.2. Экономические условия…………………………………………………….7
1.3. Характеристика лесного фонда……………………………………………9
1.4. Анализ лесокультурного фонда…………………………………………..12
2. Проект искусственного лесовосстановления…………………………….15
2.1. Характеристика типа произрастания проектируемых культур…………15
2.2. Обследование и подготовка лесокультурной площади…………………19
2.3. Обработка почвы…………………………………………………………..20
2.4. Проектируемый тип лесных культур и его обоснование……………….22
2.5. Методы и способы создания лесных культур. Характеристика посадочного материала…………………………………………………….24
2.6. Обоснование уходов за проектируемыми культурами………………….27
2.7. Техническая приемка……………………………………………………...29
2.8. Инвентаризация лесных культур………………………….…………..30
2.9. Перевод лесных культур в покрытые лесом земли………………...31
3. Проект лесного питомника………………….…………………………….15
3.1. Расчет потребного количества посадочного материала ………………
3.2. Расчет площади посевного отделения питомника
3.3. Агротехника выращивания сеянцев
4. Агротехника выращивания саженцев…………………………….15
4.1. Расчет площади школьного отделения питомника
4.2. Севообороты и система обработки почвы в школьном отделении
5. Выращивание посадочного материала в закрытом грунте………………
5.1. Расчет площади теплицы
5.2. Технология выращивания посадочного материала в закрытом грунте
6. Расчет площади маточного отделения питомника и лесосеменных участков
6.1. Маточное отделение питомника
6.2. Расчет площади лесосеменных участков
7. Техническая приемка и инвентаризация посадочного материала в питомнике
Список использованной литературы……………………………
Первоочередная
лесокультурная задача в
Преобладающими коренными типами леса ГКУ «Альметьевское лесничество» являются, дубравы кленовые сухие (Дшв, Дхв, Дклб), и дубравы кленово – липовые свежие (Дклп, Дос) Производные типы леса произошли в результате смены дубрав мягколиственными (береза, осина, липа) и кленовыми насаждениями. Хвойные типы леса появились искусственно на месте дубрав путем создания лесных культур.
Табл.5
№№ гр. |
Группы типов леса |
Типы леса, объедененные в группы |
Индекс типов леса |
Типы лесо-растительных условий |
Произрастающие породы |
Целевые породы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Сосняки зеленомошниковые |
Сосняк мшистый |
Смш |
В₂ |
С,Е,Б |
С |
2. |
Сосняки сложные |
Сосняк кустарник. |
Ск |
С₂-₃ |
С, Б |
С |
Сосняк липовый |
Слп |
С₂ |
С, Б |
С | ||
3. |
Сосняки лещинов. |
Сосняк лещин. |
Слщ |
Д₂ |
С, Д |
Д |
4. |
Сосняки кленовые |
Сосняк кленов. |
Скл |
Д₁ |
С, Б, Д |
Д |
5. |
Ельники сложные |
Ельник кисличн. |
Екс |
С₂ |
Е, С |
Е |
Ельник липовый |
Елп |
С₂-₃ |
Е,Лп |
Е | ||
Ельник прируч. |
Епр |
С₃ |
Е,Б |
Е | ||
6. |
Ельники дубовые |
Ельник дубовый |
Ед |
Д₂-₃ |
Е, Д |
Д |
7. |
Дубравы кленовые сухие |
Дубняк вишняков. |
Двш |
Д₁ |
Д,Б |
Д |
Дубняк холмов. |
Дхл |
Д₁ |
Д,Б |
Д | ||
Дубняк кл.-бер. |
Дклб |
Д₁ |
Д, Кл, Б |
Д | ||
8. |
Дубравы кленово-липовые свежие |
Дубняк кл.-лип. |
Дклп |
Д₂-₃ |
Д, Лп, Кл |
Д |
Дубняк осоков. |
Дос |
Д₂ |
Д, Лп |
Д | ||
9. |
Липняки разнотрав. |
Липняк разнотр. |
Лптр |
С₂-₃, Д₂-₃ |
Лп, Д, Б |
Лп, Д, Б, Е |
10. |
Липняки холмовые |
Липняк кленовый |
Лпкл |
Д₁ |
Лп,Кл |
Лп |
11. |
Березняки мшисто-злаковые |
Березняк осоков. |
Бос |
С₂-₃ |
Б, Ос, Лп |
Б, С,Е |
Березняк ясмен. |
Бяс |
Д₂-₃ |
Б, Ос, Д |
Б, Д | ||
Березняк тавол. |
Бтв |
С₃-₄, Д₃-₄ |
Б, Ол, Ос |
Б, Е | ||
Березняк клен. |
Бкл |
Д₁ |
Б, Кл, Ос |
Б, Д | ||
12. |
Осинники разнотр. |
Осинник осоков. |
Осос |
В₂-₃,С₂-₃ |
Ос, Б, Лп |
Ос, С, Е |
Осинник ясменник |
Ос яс |
Д₂-₃ |
Ос, Б, Лп,Д |
Ос, Д | ||
13. |
Осинники холмов. |
Осинник кленов. |
Ос кл |
Д₁ |
Ос, Кл, Лп |
Ос, Д |
14. |
Свежие |
Кленовник холмовый |
Клхл |
Д₁ |
Кл,В,Лп |
Кл,В,Д |
Свежие |
Кленовник дубовый |
Клд |
Д₂-₃ |
Кл, В, Д, Б |
Д | |
15. |
| |||||
16. |
Вязовники |
Вязовник пойменный |
Впм |
Д₄ |
В,Ил,Кл,Лп |
В,Тк |
17. |
Ольшаники таволговые |
Ольшаник таволговый |
Олтв |
В₄, С₄ |
Олс, Олч, Б |
Олс, Тк |
18. |
Тальники |
Тальник поймен. |
Талпм |
В₃-₄ |
Тал, Олс |
Тал |
Исходя из задания, мне необходимо запроектировать следующий тип лесных культур:
Создать лесные культуры сосны обыкновенной в ТУМ А2, площадь участка 49 га, категория лесокультурной площади – «в».
В этом задании лесокультурная площадь характеризуется вырубками, рединами, гарями не возобновившиеся главной и второстепенной породами, имеющие свыше 500 пней на га на сырых и влажных почвах и свыше 600 пней на га, на свежих и сухих почвах, перед обработкой почвы необходимо проведение подготовительных работ (корчевка, расчистка и очистка от порубочных остатков).
А тип условия местопроизрастания А2. А2 – это свежие боры,(сосняки зеленомошники), распространение – степная и таёжная зона, почвы песчаные, слабогумусированные, свежие. Состав насаждений 1-3 бонитета чистые, частично с примесью березы и осины, подлесок ракитник, рябина, можжевельник, напочвенный покров зеленые мхи, кислица, брусника, черника, плавун, грушанка. Вырубки и гари возобновляются сосной, но часто со сменой на березу и осину. Древесина кондовая.
Главная порода – это порода, которая в определенных лесорастительных и экономических условиях наилучшим образом отвечает хозяйственным и экологическим целям, а сопутствующая – порода, произрастающая совместно с преобладающей.
В моем заданий я планирую создать в чистом составе породу сосны, на лесокультурной площади «в», где в дальнейшем образуются смешенные насаждения с главной породой сосны и естественным возобновлением.
Вид лесных культур – это классификационная единица, отражающая различные способы производства лесных культур, который подразделяется:
Чистые лесные культуры - это культуры, состоящие из одного вида деревьев. Их обычно создают в тех случаях, когда условия местопроизрастания отвечают требованиям только одной какой-либо породы (культуры сосны на сухих и очень сухих песках, насаждения черной ольхи на ольховых трясинах, дуб и вяз на засоленных почвах юга и юго-востока нашей страны). В этих условиях такие культуры более продуктивны и устойчивы, часто единственно возможны. Чистые культуры также выращивают при целевом ведении хозяйства. Например, плантационные культуры ели. предназначенные для ускоренного выращивания древесины для целлюлозно-бумажной промышленности.
Смешанные лесные культуры - это культуры из двух и более видов деревьев или кустарников. Они состоят из главной и сопутствующей пород и кустарников. Главная порода в дальнейшем образует верхний полог и должна дать основную, наиболее ценную массу древесины. При создании смешанных культур чаще всего вводят одну главную породу, при определении которой одним из ведущих признаков является показатель производительности почв. Если на лесокультурной площади могут дать одинаковый лесоводственный и экономический эффект две главные породы (например, сосна и ель), следует исходить из наибольшей продуктивности и устойчивости будущего насаждения. Главную породу также подбирают с учетом динамики экологических условий на лесокультурной площади и интенсивности ведения лесного хозяйства. Так, на суглинистых почвах одинаково успешно растут сосна и ель. Однако сосну следует высаживать лишь в тех случаях, когда имеется возможность с ранних лет проводить своевременный агротехнический и лесоводственный уходы, обеспечивающие устранение заглушения культур сосны травянистой растительностью и естественно возобновившимися нежелательными лиственными породами.
Сопутствующая порода образует 2-й ярус и создает лучшие условия для роста главной породы. С этой целью при введении сопутствующих пород следует ориентироваться главным образом на густокронные и преимущественно растущие медленнее главной породы. Их иногда называют подгоночными. Смешанные культуры чаще всего имеют одну главную и одну сопутствующую породы. Кустарник высаживают в культуры для подавления травянистой растительности, особенно в первые годы, для обогащения верхних горизонтов почвы питательными веществами и создания благоприятных условий для лесной фауны. При соответствующем подборе пород смешанные насаждения наиболее полно используют условия внешней среды, более устойчивы против неблагоприятных факторов, более производительны, имеют высокие водоохранные и почвозащитные свойства.
В зависимости от экологических условий лесокультурных площадей.
их динамичности, биологических особенностей выращиваемых древесных пород и хозяйственной целесообразности применяют два основных метода создания культур- посадкой (сеянцев, саженцев, черенков) и посевом семян.
Реже применяют
Способ посадки (посева) лесных культур устанавливает характер размещения посадочных и посевных мест на лесокультурной площади. Способ посадки может быть рядовым, ленточным, биогруппами и др., а посев - рядовым, строчно-луночным, ленточным, биогруппами, вразброс (наземный, аэросев) и др.
Успех выращивания смешенных лесных культур во многом определяется:
- подбором древесных пород и кустарников с учетом их биологических особенностей;
- характером взаймовлияния;
- экологическим условием лесокультурной площади.
При создании лесных культур применяют следующие способы смешения пород:
- порядный (ряд одной породы чередуется с другой);
- в рядах (в одном ряду одна порода чередуется с другой);
- кулисный (несколько чистых рядов одной породы чередуется с несколькими рядами другой);
- звеньевой
(главная, сопутствующие
- шахматный
(территория лесокультурной
Смешение пород рядами и в рядах дает хорошие результаты при чередовании светолюбивых быстро растущих пород с теневыносливыми, медленно растущими.
Смешенные культуры могут иметь:
При создании моих лесных культур, я использую последующий вид искусственного выращивания, что в свою очередь предшествует также выбором состава лесных культур. При выборе состава для моих культур по заданию подходит создание сплошных лесных культур.
2.2. Обследование и подготовка лесокультурной площади
Как правило, перед различным способам механической обработки почвы под лесные культуры в зависимости от характера лесокультурной площади должны предшествовать подготовительные работы - уборка порубочных остатков и крупных камней или валунов, сплошная или частичная раскорчевка пней, планировка площади, предварительное сельскохозяйственное пользование, осушение или обводнение и т. п. Проведение этих операций позволяет применять комплексную механизацию лесокультурных работ и создать благоприятные экологические условия для роста культур.
Подготовительные работы прежде всего проводят на вырубках и гарях категории «в» и «г», а в случае захламленности - и категории «б». При этом выполняют следующие работы: расчистку технологических полос с уборкой порубочных остатков и валежника, частичную или сплошную корчевку пней с вычесыванием корней и заравниванием подпневых ям, расчистку коридоров среди возобновления мягколиственных пород или сплошное их удаление. Полосную и сплошную корчевку (при отсутствии крупных пней) проводят корчевальной машиной КМ-l, для удаления пней диаметром до 40 см применяют корчевальные машины и корчеватели К-2А, Д-513А и др.
В зависимости от использования механизации все лесокультурные площади делятся на категории:
а) земли вышедшие из под с/х пользования, пустыри, прогалины, поляны, старые вырубки без естественного возобновления, на которых возможна сплошная обработка почвы;
б) пустыри, прогалины, вырубки без естественного возобновления, но с пнями до 500 шт/га на почвах с постоянным или временным увлажнением и 600 шт/га пней на сухих почвах, где возможна частичная обработка без корчевки;
в) пустыри, прогалины, свежие вырубки без естественного возобновления, но с пнями более 500 шт/га на временно или постоянно увлажненных почвах и 600 шт/га на свежих и сухих почвах, где обработка почвы частичная с корчевкой, расчисткой и очисткой от порубочных остатков;
г) старые вырубки и гари с естественным возобновлением, где обязательна корчевка и расчистка.
При составлении проекта по заданию, я выполняю работы в условиях категории «в» - где для своей лесокультурной площади буду выполнять следующие работы:
Для расчистки полос я буду применять машину МРП-2, который за один проход расчищает полосу шириной 2 м с минимальным удалением гумусового горизонта. Также можно применить подборщик сучьев ПС-5, который за один проход расчищает от порубочных остатков и валежников полосу шириной 3 м.
Машина МРП-2 на расчищаемых полосах может раскорчевать пни до 24 см, а ПС-5 корчевку не производит, но одновременно с расчисткой полос рыхлит поверхность почвы.
Для удаления деревьев диаметром до 40 см применять будут корчевальные машины и корчеватели К-2А, Д-513А и др. А крупные пни диаметром более 45 см корчеватель будет более мощными корчеватели-собиратели ДП-25 (Д-513-А) или МП-7А.
Также перспективным орудием для полосной расчистки вырубок с корчевкой пней диаметром до 24 см и минерализацией почвы на глубину 7 – 12 см является машина ОРВ-1,5, который агрегатируется с тракторами класса 3…4 (ЛХТ-55).
2.3. Обработка почвы
Обработка почвы проводится на всей лесокультурной площади или ее части, с целью обеспечения благоприятных условий для приживания и роста культивируемых растений. Она может быть механической, химической или термической. Так как химическая обработка запрещена, а термическую – сложно контролировать, я в своем проекте применила механический способ обработки почвы.