Среда обитания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Разрушения, наносимые человеком эстетически ценной природной среде, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и активным экологически не спрогнозированным применением техники. Вместе с тем с изменившимся типом культуры и расширением ценностного кругозора стремление к удовлетворению эстетических потребностей стало, как уже отмечалось, занимать все большее место в жизнедеятельности человечества. В этой связи актуален интерес к возможностям сохранения утрачиваемых ценностей в период научно-технической революции и связанным с ними процессом компенсации.

Содержание работы

Введение 3
1 Среда обитания человека 4
1.1 Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека 4
2 Континуум ландшафтной сферы 6
2.1 Природная среда 7
2.2 Общество 9
3 Фактор времени 12
3.1 Культурно эстетическая значимость 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

среда обитания человека.DOC

— 43.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

      Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы "общество – природа", но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира.

       Неоправданный, излишний оптимизм, с которым не только практики, но и теоретики подходят к формированию среды обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности вообще, так и на эстетических значениях. Поскольку процесс преобразования геобиосферы с неизбежностью продолжается, а вместе с ним происходят изменения, затрагивающие не только один или несколько видов живого, отдельные пейзажи, но и глобальные, меняющие аксиологический статус природных регионов в целом, постольку существенно меняется эстетический облик планеты.

      Разрушения, наносимые человеком эстетически ценной природной среде, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и активным экологически не спрогнозированным применением техники. Вместе с тем с изменившимся типом культуры и расширением ценностного кругозора стремление к удовлетворению эстетических потребностей стало, как уже отмечалось, занимать все большее место в жизнедеятельности человечества. В этой связи актуален интерес к возможностям сохранения утрачиваемых ценностей в период научно-технической революции и связанным с ними процессом компенсации.

      1 Среда обитания человека

      1.1 Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека

      В естественнонаучной литературе вопросы сохранения природных ресурсов и их компенсации связываются непосредственно с культурным землепользованием. Исследуются существующие методы рационального преобразования естественной среды обитания человека, выделяются перспективные формы внутривидовых и региональных изменений. Этот подход нашел отражение прежде всего в работах последних лет.

      Рационализация природопреобразования связывается с такими новыми формами охраны и использования экосистем, как национальные парки и природные парки. Анализируя значение этих форм, советский исследователь С.А. Генсирук выделяет рекреационное использование лесных территорий с учетом не только прагматических задач, но и их эстетических значений.

      Особое место в рациональном природопользовании отводится оптимизации отношений человека и природного мира как области совершенствования технологии культуро-преобразующей деятельности по использованию и переработке ресурсов геобиосферы. Уделяется внимание и технике организации национальных парков как эстетически ценных объектов.

      Широкое распространение в связи с проблемой сохранения природы приобретают идеи контроля окружающей природы как формы научного наблюдения, включенного в технологию рационального природопользования. При этом ряд исследователей заявляют о необходимости стабилизации достигнутых наиболее положительных результатов, закрепления оптимальных форм природопреобразующей практики, в том числе и эстетической. В этой связи особенно актуальна задача анализа понятия сохранения на основе диалектико-материалистической методологии.

      Хотя по традиционному определению под сохранением понимается некое постоянство в природной среде, достигаемое целенаправленной культурной деятельностью, однако в объективной действительности как законы самой природы, так и влияние людей, подвергающих в практических процессах естественную среду обитания преобразованиям, исключают возможность консервации достигнутого, отрицающую развитие, движение внутри системы "общество – природа". Само движение как атрибутивная  форма существования исследуемой системы становится причиной многообразия предметов, явлений и их превращений, представляющих явление дискретности в континууме эстетически ценной природной среды.

      Сохранение не есть простая консервация каких-либо уже имевшихся в эстетическом опыте форм, так как природа чужда стабильности и в сложной системе климатических, межвидовых, культурных противоречий подвергается постоянному изменению, не теряя большей частью эстетической ценности. В этих превращениях естественные факторы играют не меньшую роль, чем антропогенные.

      Реконструкция климатической обстановки прошлых эпох, в частности раннего карбона, а также коллекция растительного мира соответствующего периода позволили известному палеонтологу и стратиграфу С. Мейну воссоздать общий тип ландшафта того времени, названный им "странным ландшафтом". Основой пейзажа служила унылая щетка плауновидных. Крупнейший климатолог нашего столетия В. Кеппен предлагает классификацию климатов по растениям и растительности. Он говорит о "климате березы" или "климате фуксии", что не является стремлением к одной лишь образности языка, а отражает те коренные изменения, которые вносят климатические перемены в растительный мир и вместе с тем накладывают свою печать на эстетику пейзажа.

      2 Континуум ландшафтной сферы

      Идея континуума ландшафтной сферы и живого мира находит подтверждение в работах эволюционистов Л.С. Берга, А.Г. Гурвича, А.А. Любищева. В среде географов приходят к выводу, что в ландшафте совмещается дискретность и континуальность. В.С. Преображенский считает, что поскольку в природе постепенных переходов гораздо больше, чем резких, а дискретные границы, как правило, не образуют замкнутых контуров, причем нижние и верхние геосферы в большинстве случаев изменяются постепенно, то нельзя не признать, что ландшафтная сфера в целом континуальна.

      Континуум эстетически ценной природной среды связан также с деятельностью общества по созданию "второй природы", в которой возникают новые природные виды и формы. Культурная природа также несет эстетическое содержание, что подтверждает идею непрерывности как объективной закономерности. Доказательством служат современные методы количественных оценок эстетических значений природных регионов, предлагаемые в разные годы такими авторами, как К.Д.Файнс А. Скамони и Г. Гофман, К. Эрингис и А.Р. Бурдюнас, А. Цеплик. Особое место занимает методика В.П. Ковтунова и В. Нефедовой', в системе которых большое место отведено экологическим критериям, хотя конечной их целью является оценка эстетическая. Факт возможности применения некоторых методик к разным пейзажам для определения уровня их эстетичности служит веским доказательством континуальности эстетически ценной природной среды.

      В самой творческой деятельности людей заложены критерии, обусловленные закономерностями и нормами естественной среды обитания человека. Не только в процессах репродуктивной сельскохозяйственной деятельности, но и в творческом преобразовании природы, когда индивидуальное авторское начало, неповторимость форм организации пространства композиционные особенности играют столь существенную роль, характер самого природного материала, климатических, геоморфологических условий становится определяющим в разрешении противоречий между субъективной и объективной сторонами. Творческая личность, выступая по отношению к природному материалу в роли режиссера, обращается к его естественным качествам фактуры, цвета, формы, к способности образовывать композиции, не разрушающие природного облика. Она выявляет с помощью специального монтажа наиболее ценные эстетические особенности природных объектов и явлений.

      Однако только естественность построения, передающая единство и целостность мира природы, становится основой творческих достижений. Критерием эстетической ценности результатов преобразовательной деятельности человека выступают закономерности природы. которые являются основанием ее красоты. Нарушение этих закономерностей приводит к разрушению существующего континуума эстетических значений природы.

      2.1 Природная среда

      Искусство представляет своеобразное единство материального и Духовного в эстетическом освоении человеком природной среды, а его история становится продолжением истории объективной природы. В произведениях литературы, живописи, музыки отражается и преломляется природа во всем многообразии эстетических значений. Эмпирический опыт, лежащий в их основе, обусловливает не только индивидуальное своеобразие творческого почерка художника, но и отображение природного, трансформированного через содержание социального бытия. К. Маркс замечает, что в архитектуре человек воспроизводит не только самого себя, но и повторяет всю природу, и это в равной степени относится ко всем видам искусства. Отдельные жанры, такие, как пейзаж, натюрморт, а также сады, парки, концентрируя в себе данную особенность искусства, являются своеобразным критерием эстетического освоения природной действительности, непосредственно выражают достигнутый на этом пути уровень.

      Но проблема творческого отображения природы и в названных жанрах заключается не во внешнем, хотя бы и самом совершенном подражании естественным объектам и явлениям, а в постижении отображения гармоничности природы, ее явлений. Вне зависимости от внешней формы, которая может быть предельно искусственной, представления о целесообразности и гармонии отображают связь человека с природой. Так, например, восточный монохромный живописный пейзаж, где в отличие от многоплановой цветовой гаммы естественной среды используются лишь черный и белый цвета, способен тем не менее выразить и динамику, и безмятежный покой природного мира. В серебристых и густо-черных линиях и пятнах туши передается противоборство космических сил как борьбы движения и статичности, свободы и порядка, царящих в природе. Не менее условен по форме жанр садов. Художественно осмысленный сад, несмотря на свою наглядную конкретность знакомых всем природных форм, способен подниматься до уровня высоких абстракций – понятия. Внутренняя суть природных явлений, их скрытый смысл всегда остаются центром подобного произведения. Даже пейзажный парк, наиболее близкий к естественной природе как произведение искусства, не является прямым аналогом природы. Выделяясь из окружающей среды благодаря деятельности его создателей, он раскрывает наиболее эстетически ценное в природном материале, представляя еще одну сторону континуума, обогащенного творчеством людей.

      Во всех сферах деятельности, связанных с преобразованием живой природы, ландшафта по законам красоты, – от выведения новых сортов декоративной флоры, эстетической организации сельскохозяйственных площадей до камерных форм садового искусства – проявляется принцип пространственного единства как важного условия сохранения естественной среды обитания человека. Реализация этого принципа осуществляется в природотворческой деятельности общества, получающей все более конкретное оформление в качестве самостоятельного вида искусства. В этом виде творчества природа не только среда, в которой происходит адаптация общества. Здесь человечество опредмечивает себя и, расширяя свой мир в процессах эстетического преобразования природы, обогащает, продолжает ее и чем дальше, тем изменяет ее шире и существеннее. Создаются реальные предпосылки для выхода за рамки отдельных естественных и художественно оформленных природных ансамблей, их объединения в композиционное целое на целостно-нормативной эстетической основе.

      2.2 Общество

      Общество, являясь частью глобальной системы, оказывает существенное воздействие на качественную сторону системы в целом. Академик В.Г. Нестеров считает, что вся история человечества представляет собой поучительную характеристику его деятельности по преобразованию живой природы в условиях ее развития. "Такой подход человека к окружающей среде вызывался, вызывается и будет вызываться тем, - пишет он, - что природа, вопреки некоторым воззрениям, не вполне совершенна и может быть преобразована в новые, более эффективные формы. Весь период своего существования человек стремился изменить природу в своих интересах и достигал в этом отношении успехов тогда, когда условия среды соответствовали условиям существования новых видов и форм организмов".

      Наряду с творческой деятельностью людей, направленной на сохранение и дальнейшее обогащение природной среды, в наше время имеет место и столкновение развивающейся промышленной индустрии с природой, представляющей эстетическую ценность, что порождает конфликтные ситуации, которые не всегда могут быть решены в пользу последней. Поэтому возникает необходимость в идее компенсации, которая отражает дискретность объективного содержания понятия сохранения. Можно выделить три основных пути компенсации разрушаемой природы, выступающих на первый план в различные исторические периоды: самовосстановление природы, интуитивная художественная деятельность человека природными средствами и целенаправленные процессы создания культурного и художественного оформления ландшафта. Они отражают уровень познания человеком природы, ее творческого преобразования и связаны как с характером природопользования, так и с социальной организацией общества.

Информация о работе Среда обитания человека