Стратегия взаимодействия общества и природы. Концепция перехода к устойчивому развитию в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:28, реферат

Описание работы

Устойчивое развитие необходимо для достижения целей Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Принцип устойчивого развития также заложен в основу стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обозначенной в Послании Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года.
Настоящая Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы (далее - Концепция) определяет видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо, чтобы экономические, экологические, социальные и политические факторы развития были интегрированы и рассматривались как единый процесс, направленный на повышение качества жизни населения Казахстана.

Содержание работы

Введение
1.1.Экологически кризис.
1.2.Истощение и разрушение природной среды среды.
1.3.Основные принципы и способы охраны окружающей среды.
1.4.Пути преодоления экологического кризиса.
1.5.Концепция взаимодействия общества и природы.
2.1. Актуальность и предпосылки перехода
Республики Казахстан к устойчивому развитию.
2.2. Этапы перехода к устойчивому развитию.
2.3. Основные принципы и приоритеты.
2.4. Устойчивое развитие общества.
2.5. Экологическая устойчивость.
2.6. Ожидаемые результаты.
2.7. Основные понятия, используемые в Концепции.
Заключение

Файлы: 1 файл

стратегия рк.docx

— 86.04 Кб (Скачать файл)

- предупреждения и ликвидации  вредного воздействия вод

- улучшение состояния  водных объектов;

- охрана прав предприятий,  организаций, учреждений и граждан,  укрепление законности в области  водных отношений.

Запрещается ввод в эксплуатацию:

- новых и реконструированных  предприятий, цехов и агрегатов,  коммунальных и других объектов, не обеспечен-ных устройствами, предотвращающими загрязнение и засоре-ние вод или их вредное воздействие;

- оросительных и обводнительных  систем, водохранилищ и каналов  до проведения предусмотренных  проектами меропри-ятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачи-вание, засоление земель и эрозию почв;

- осушительных систем  до готовности водоприемников  и других сооружений в соответствии  с утвержденными проек-тами;

- водозаборных сооружений  без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;

- гидротехнических сооружений  до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

- буровых скважин на  воду без оборудования их водоре-гулирующими устройствами и установление в соответс-твующих случаях зон санитарной охраны;

- запрещается наполнение  водохранилищ до осуществления  предусмотренных проектами мероприятий  по подготовке ложа.

Все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населе-ния, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменений физических, химических, биологичес-ких свойств вод.

Немаловажное значение для  охраны окружающей среды имеет выбор  территории для строительства новых  и расшире-ния существующих городов и других населенных пунктов. Следует выбирать территории на землях несельхозяйствен-ного назначения или непригодных для сельского хозяйства либо на сельскохозяйственных землях худшего качества. Первоочередному освоению подлежат свободные от застройки земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этого города или другого населенного пункта.

Из всех проблем, названных  выше, выплывает главная проблема - проблема здравоохранения: сейчас очень  трудно встретить абсолютно здорового  человека.

Большее внимание нужно уделять  санитарным требованиям, предъявляемым  к планировке и застройке населенных пунктов:

1) Планировка и застройка  населенных пунктов должны предусматривать  создание наиболее благоприятных  условий для жизни и здоровья  населения.

2) Жилые массивы, промышленные  предприятия и другие объекты  должны размещаться таким образом,  чтобы исключить неблагоприятное  влияние вредных факторов на  здоровье и санитарно-бытовые  условия жизни населения., 

3) При проектировании  и строительстве городов и  поселков городского типа должны  предусматриваться: водоснабжение,  канализация, устройства уличных  покрытий, озеленение, освещение, обеспечение  санитарной очистки и другие  виды благоустройств.

Актуальность и  предпосылки перехода  
Республики Казахстан к устойчивому развитию

 

     Республика  Казахстан, являясь полноправным  участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства  по выполнению задач, поставленных  в Повестке дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и декларациях Саммита тысячелетия  (Нью-Йорк, 2000 г.) и Всемирного саммита  по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.).  
     Республикой Казахстан принят ряд мер в направлении достижения устойчивого развития.  
     Казахстан является членом и активным участником Комиссии по устойчивому развитию ООН, процессов "Окружающая среда для Европы" и "Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии", региональной евразийской сети Всемирного совета предпринимателей для устойчивого развития.  
     Приняты  Стратегия развития Казахстана до 2030 года, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года,  Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года,  Концепцияэкологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы,  Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, созданы Совет по устойчивому развитию Республики Казахстан и АО "Фонд устойчивого развития "Қазына".  
     Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане.  
     Политическая ситуация в Казахстане демонстрирует всему миру уникальный пример стабильности, межконфессионального согласия, развития демократии и общественных институтов в интересах всех граждан страны. Устойчивое политическое развитие Казахстана может и должно играть важную роль в становлении страны как источника сбалансированных инициатив для мирового сообщества.  
     При этом Казахстан сталкивается в своем развитии со значительными барьерами, которые представляют угрозу для национальной безопасности страны.  
     Экономический рост Республики Казахстан до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 % территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. "Исторические загрязнения", накопители отходов, нарастающие выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников угрожают состоянию природной среды и здоровью населения.  
     Потенциальными угрозами стабильности экономики страны являются существенная зависимость от сырьевого сектора, слабый уровень подготовленности отдельных отраслей к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), рост внешнего долга, проблемы "теневой" экономики.  
     Имеет место существенный разрыв в экономическом и социальном положении регионов Казахстана. Сохраняются проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения страны, имеет место пока недостаточный уровень его правовой, экономической, экологической грамотности.  
     Преодоление этих барьеров должно стать главной этапной задачей на пути перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.

Этапы перехода к  устойчивому развитию

 

     Переход  к устойчивому развитию для  Республики Казахстан будет проходить  на поэтапной основе. Для этого  определяются установочные параметры  устойчивого развития для каждого  этапа (таблица 1).  
     Подготовительный этап (2007-2009 годы) - подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва.  
     Первый этап (2010-2012 годы) - обеспечение вхождения Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.  
     Второй этап (2013-2018 годы) - укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны.  
     Третий этап (2019-2024 годы) - достижение принятых международных критериев устойчивого развития.

Основные принципы и приоритеты

 

     Основными принципами перехода к устойчивому развитию в Республике Казахстан являются:  
     вовлечение всего общества в процесс достижения устойчивого развития;  
     создание политического базиса для устойчивого развития;  
     межведомственная интеграция, системный подход к управлению государством, повышение эффективности прогнозирования, планирования и регулирования ключевых показателей развития;  
     экономический прогресс в результате активного внедрения высоких технологий в экономику страны, повышение эффективности использования ресурсов;  
     обеспечение конкурентоспособности науки и образования;  
     улучшение состояния здоровья населения, демографической ситуации в результате внедрения парадигмы здорового общества;  
     совершенствование деятельности по охране окружающей среды в качестве важнейшей ноосферной функции общества;  
     территориальное развитие на основе трансрегионального экосистемного подхода.  
     Приоритетами перехода к устойчивому развитию являются:  
     внедрение устойчивых моделей производства и потребления;  
     использование новых и экологически безопасных технологий;  
     развитие устойчивых транспортных систем;  
     энергоэффективность и энергосбережение;  
     региональные проблемы устойчивого развития;  
     повышение уровня социальной безопасности населения;  
     борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;  
     дальнейшее развитие науки и образования для устойчивого развития;  
     сохранение исторического и культурного наследия;  
     предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;  
     борьба с опустыниванием;  
     сохранение биологического разнообразия;  
     снижение эмиссий, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ;  
     доступ к качественной питьевой воде;  
     решение трансграничных экологических проблем;  
     радиационная и биохимическая безопасность;  
     управление отходами.

Устойчивое развитие общества

 

      Демографическая ситуация. Дальнейшее развитие казахстанского общества должно базироваться на формировании устойчивой демографической ситуации, характеризующейся повышением средней продолжительности жизни при пропорциональном росте рождаемости и сохранении доли трудоспособного населения в возрастной структуре.  
     Эти задачи будут достигнуты за счет:  
     снижения общей смертности населения по причинам бытового, производственного и дорожного травматизма, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, болезней органов дыхания путем реализации комплексных профилактических программ;  
     снижения младенческой и материнской смертности путем совершенствования мер по охране репродуктивного здоровья населения;  
     улучшения качества жизни населения пожилого возраста путем принятия специальных геронтологических программ;  
     стимулирования рождаемости через адекватную целям демографического роста социальную политику, включая образование и занятость, обеспечение жильем, систему социальных выплат;  
     реализации мер по предотвращению (снижению темпов роста) распространения ВИЧ/СПИДа;  
     организации непрерывного мониторинга демографической ситуации с анализом результатов и подготовкой управленческих решений в разрезе регионов страны.  
      Оздоровление нации. Казахстанская нация для обеспечения устойчивого развития нуждается в кардинальном решении задачи по формированию здорового образа жизни, которое предполагает осуществление следующих мер:  
     ограничение табакокурения, продажи табачных изделий в общих торговых залах, запрет на курение в общественных местах и на рекламу табачных изделий, антитабачную компанию в средствах массовой информации, стимулирование отказа от курения в "группах влияния" - среди врачей, государственных служащих, работников образования;  
     ограничение потребления алкоголя, в особенности крепких напитков, запрет на рекламу крепких спиртных напитков, ужесточение контроля за качеством спиртных напитков;  
     активизацию борьбы с наркоманией и наркобизнесом, включая пропаганду непринятия наркотиков и формирование общественного антинаркотического иммунитета;  
     улучшение стандартов питания, увеличение потребления натуральных соков и молочных продуктов на душу населения, пропаганду здорового питания, усиление контроля за качеством продуктов питания на внутреннем рынке; 
     повышение двигательной активности, в том числе расширение сети бесплатных спортивных и тренажерных залов, детских спортивных секций, стимулирование двигательной активности и здорового образа жизни через социальную рекламу;  
     обеспечение широкого привлечения молодежи к реализации проекта "Моя Родина - Казахстан", а также в качестве гидов и экскурсоводов при организации активных видов экологического туризма;  
     обеспечение системного подхода в работе по внедрению принципов здорового образа жизни и формированию у граждан страны восприятия спорта и активных видов экологического туризма как новой идеологии повышения качества жизни казахстанцев.  
      Здравоохранение. Для обеспечения устойчивого развития казахстанского общества необходимо совершенствование системы здравоохранения, в том числе:  
     выбор оптимальной экономической модели развития здравоохранения;  
     создание центров высоких медицинских технологий с привлечением ведущих мировых специалистов;  
     развитие медицинского рынка с государственным и негосударственным участием;  
     постоянное повышение подушевого финансирования здравоохранения, поддержка добровольного медицинского страхования как одного из важных элементов экономической системы здравоохранения;  
     активное использование оздоровительных ресурсов природы Казахстана, включая создание сети санаторно-курортных и реабилитационных учреждений международного уровня;  
     коренное улучшение системы охраны здоровья матери и ребенка, родовспоможения, укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин.  
      Промышленная безопасность и охрана труда. Обеспечение устойчивого развития в сфере промышленной безопасности и охраны труда будет осуществляться путем:  
     внедрения международных стандартов безопасности и охраны труда на промышленных предприятиях;  
     распространения культуры безопасного поведения и повышения ответственности как работодателей, так и работников за соблюдение требований безопасности;  
     осуществления мер по оценке рисков и управлению ими;  
     усиления государственного контроля за соблюдением норм безопасности;  
     проведения независимого аудита безопасности и охраны труда на производственных объектах.  
      Борьба с бедностью и предотвращение социального расслоения. В рамках мер по обеспечению устойчивого развития казахстанского общества необходимо предпринять дальнейшие шаги по ликвидации бедности путем принятия комплекса взаимосвязанных мер, в особенности в сельской местности. Эти результаты будут достигнуты путем:  
     роста экономики всех регионов страны;  
     развития сельского хозяйства, в том числе с применением более эффективных современных аграрных технологий;  
     повышения эффективности системы социальной защиты населения, включая упрощение бюрократических процедур при получении социальных пособий, совершенствование политики занятости;  
     вовлечения бизнес-сообщества в регионах страны в решение проблем бедности.  
      Развитие гражданского общества. В Республике Казахстан должны приниматься меры по дальнейшему становлению гражданского общества преимущественно путем:  
     развития местного самоуправления;  
     воспитания гражданского сознания населения через деятельность патриотически ориентированных политических партий, общественных движений;  
     развития системы патриотического воспитания молодежи;  
     усиления роли общественности в процессе обеспечения перехода к устойчивому развитию;  
     расширения доступа населения к информации, развития "электронного правительства".  
      Культура и информация. Устойчивое развитие культуры и информационной политики в казахстанском обществе будет обеспечено путем:  
     приоритетного создания и поддержки организаций культуры как на республиканском, так и на местном, в особенности сельском, уровне;  
     принятия мер по сохранению палеонтологических, археологических и архитектурных памятников и культурного наследия Казахстана, имеющих общенациональное и всемирное значение;  
     пропаганды лучших достижений казахстанской культуры и искусства на международном уровне;  
     поддержки общезначимых направлений отечественной культуры, в первую очередь киноискусства, народной и симфонической музыки, айтыса, драматического театра, оперы и балета, изобразительного искусства;  
     повышения патриотической направленности и профессиональной культуры в работе средств массовой информации; 
     создания казахстанского сегмента Интернета, функционирующего на основе принципов общественной свободы информации.  
      Образование и наука. Система образования и науки в Республике Казахстан будет соответствовать целям и принципам устойчивого развития. Совершенствование образования и науки в целях устойчивого развития должно осуществляться на основе:  
     обеспечения модернизации национальной системы многоуровневого образования с учетом приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества;  
     создания в стране ряда элитных учебных заведений международного уровня и студенческих городков (кампусов);  
     модернизации образования на научно-методическом уровне, создания принципиально новых структур, обеспечивающих взаимосвязь учебных, научных и производственных процессов;  
     введения технологической подготовки в средней школе с целью развития у учащихся новых способностей и умений, включая умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, поддерживать высокий уровень инноваций;  
     подготовки конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни страны;  
     обеспечения равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и намерениями относительно продолжения образования, самореализации и обретения своего места на рынке труда;  
     создания широких возможностей социализации учащихся, эффективной подготовки выпускников школ к освоению программ профессионального образования;  
     проведения мониторинга кадрового потенциала республики с определением прогнозной потребности в специалистах высшей научной квалификации как на республиканском, так и региональном уровне;  
     реформирования отечественной науки с ориентацией как на собственные, так и зарубежные традиции, с поддержкой не только научных направлений, дающих немедленную отдачу, но и научного сообщества в целом, являющегося важнейшим элементом устойчивого развития общества;  
     формирования национальной инновационной системы (НИС) как важнейшего условия реализации связей науки и производства;  
     стимулирования внедрения отечественных научных достижений в практику;  
     создания технологических институтов и обеспечения их финансирования для выполнения исследований и изысканий в области перспективных технологических разработок с тем, чтобы целевые производственные схемы основывались на технологиях, адаптированных к местным условиям, технологиях реабилитации окружающей среды, а также технологиях, опирающихся на традиционные знания;  
     совершенствования нормативной правовой базы в области охраны интеллектуальной собственности, использования патентов, установления правовых отношений с иностранными и отечественными инвесторами, частными предприятиями при использовании результатов научных исследований.

 

 

Экологическая устойчивость

 

      Сохранение и восстановление  природной среды. В Республике Казахстан будут осуществлены научно обоснованные меры по сохранению и восстановлению ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности. 
     Меры по сохранению и восстановлению природной среды будут реализовываться путем:  
     оптимизации системы управления качеством окружающей среды;  
     использования экосистемного подхода в управлении природопользованием;  
     совершенствования системы государственного, производственного и общественного контроля, а также экологического аудита;  
     развития системы мониторинга окружающей среды;  
     предупреждения истощения, загрязнения земельных и водных ресурсов и загрязнения воздушного бассейна;  
     снижения антропогенного воздействия на климат и озоновый слой Земли;  
     сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия;  
     расширения площади особо охраняемых природных территорий не менее чем до 10 % территории страны;  
     сохранения и восстановления целостности природных систем, в том числе предотвращения их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности при создании гидротехнических сооружений, автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи и других линейных сооружений;  
     рекультивации территорий, нарушенных антропогенной деятельностью;  
     применения обязательного требования полного восстановления естественных ландшафтов по завершении жизненного цикла производственных объектов;  
     реабилитации зон экологического бедствия, полигонов ракетно-космического и военно-испытательного комплексов;  
     предупреждения загрязнения шельфа Каспийского моря и прилегающих территорий;  
     последовательного увеличения объемов переработки и утилизации отходов производства и потребления;  
     расширения международного сотрудничества.  
      Снижение неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье населения. Защита здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды является одним из важных элементов государственной политики в области устойчивого развития.  
     Защита здоровья населения от неблагоприятных экологических факторов достигается за счет:  
     оценки экологического риска и формирования программ по его снижению;  
     безусловного обеспечения нормативов качества окружающей среды на территории населенных пунктов;  
     внедрения новых подходов к градостроительным решениям с выводом промышленных объектов за пределы селитебной зоны;  
     ужесточения требований к качеству водопроводной и бутилированных питьевых вод;  
     контроля за состоянием среды жилищ, в особенности по радиоактивным параметрам;  
     создания клинических центров для лечения экологически обусловленных заболеваний;  
     введения порядка компенсации доказанного ущерба здоровью населения от воздействия негативных факторов окружающей среды.  
      Предотвращение чрезвычайных экологических ситуаций и экологического терроризма. Деятельность по предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций и экологического терроризма, преодолению их потенциальных последствий в Республике Казахстан будет осуществляться путем:  
     прогнозирования чрезвычайных ситуаций, способных повлечь негативные последствия для окружающей среды;  
     обучения населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;  
     включения обязательных экологических разделов в планы предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;  
     законодательного регламентирования установления зон с особым режимом хозяйственной деятельности, зон экологического бедствия и кризиса;  
     предотвращения диверсий и техногенных аварий с негативными последствиями для окружающей среды;  
     предотвращения преднамеренного применения химических веществ, вызывающих деградацию природной среды;  
     предотвращения умышленных пожаров, промышленного браконьерства, незаконных рубок и заготовки растительного сырья, вызывающих уничтожение природных и аграрных экосистем, а также предотвращения ввоза и распространения с террористическими целями видов живых организмов, вызывающих нарушения в природных объектах и системах.  
      Контроль за использованием и распространением генетически измененных организмов, предотвращение занесения или самостоятельного проникновения карантинных и чужеродных вредных организмов. В Республике Казахстан будут приниматься меры по организации контроля за использованием генетически измененных организмов, а также предотвращению ввоза и распространения карантинных и чужеродных вредных организмов путем:  
     обеспечения эффективной работы службы по карантину растений в соответствии с международными стандартами;  
     разработки и реализации системы мероприятий по предотвращению проникновения на территорию страны, выявлению, локализации и ликвидации очагов распространения карантинных и чужеродных вредных организмов;  
     контроля за проведением акклиматизационных работ внутри страны;  
     разработки и реализации системы мероприятий по предотвращению неконтролируемого ввоза генетически измененных организмов и продуктов, полученных с их помощью.  
      Экономические инструменты охраны окружающей среды. В Республике Казахстан будут использоваться экономические инструменты охраны окружающей среды путем:  
     финансирования мероприятий по охране окружающей среды за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств природопользователей, международных займов, грантов и иных источников с возможностью создания специализированных фондов;  
     организации конкурса проектов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию с их возможным дальнейшим финансированием за счет средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;  
     реализации принципа "загрязнитель платит", означающего, что природопользователь обязан нести ответственность за финансирование мероприятий по защите окружающей среды и компенсацию возможного экологического ущерба или должен отказаться от осуществляемой деятельности;  
     повышения стимулирующего характера платы за эмиссии в окружающую среду и административных штрафов за нарушение природоохранного законодательства Республики Казахстан с отказом в перспективе от платы за эмиссии в окружающую среду с одновременным усилением административной ответственности за нарушение экологических стандартов;  
     экологического страхования ущерба окружающей среде, а также организации фондов при предприятиях для финансирования мероприятий по восстановлению окружающей среды на стадии ликвидации из собственных средств;  
     включения в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);  
     введения системы торговли квотами на эмиссии в окружающую среду;  
     внедрения рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров;  
     использования международных финансово-экономических механизмов в области охраны окружающей среды, предусматриваемых международными конвенциями и соглашениями.  
      Научное обеспечение охраны окружающей среды. Научное обеспечение охраны окружающей среды в Республике Казахстан является одним из важных элементов повышения эффективности деятельности государства по определению путей устойчивого развития страны.  
     Наука в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан должна развиваться в следующих основных направлениях:  
     проведение научных исследований в области теории устойчивого развития;  
     разработка научных основ управления охраной окружающей среды;  
     формирование систем индикаторов состояния окружающей среды;  
     экологическое районирование;  
     разработка путей решения локальных экологических проблем;  
     создание новых ресурсосберегающих, малоотходных, экологически эффективных технологий;  
     разработка научных принципов и технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство;  
     разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия;  
     анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;  
     разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции;  
     разработка средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;  
     изучение связи между заболеваниями людей и изменениями качества окружающей среды;  
     разработка и развитие современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.

Информация о работе Стратегия взаимодействия общества и природы. Концепция перехода к устойчивому развитию в РК