Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:28, реферат
Устойчивое развитие необходимо для достижения целей Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Принцип устойчивого развития также заложен в основу стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обозначенной в Послании Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года.
Настоящая Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы (далее - Концепция) определяет видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо, чтобы экономические, экологические, социальные и политические факторы развития были интегрированы и рассматривались как единый процесс, направленный на повышение качества жизни населения Казахстана.
Введение
1.1.Экологически кризис.
1.2.Истощение и разрушение природной среды среды.
1.3.Основные принципы и способы охраны окружающей среды.
1.4.Пути преодоления экологического кризиса.
1.5.Концепция взаимодействия общества и природы.
2.1. Актуальность и предпосылки перехода
Республики Казахстан к устойчивому развитию.
2.2. Этапы перехода к устойчивому развитию.
2.3. Основные принципы и приоритеты.
2.4. Устойчивое развитие общества.
2.5. Экологическая устойчивость.
2.6. Ожидаемые результаты.
2.7. Основные понятия, используемые в Концепции.
Заключение
- предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод
- улучшение состояния водных объектов;
- охрана прав предприятий,
организаций, учреждений и
Запрещается ввод в эксплуатацию:
- новых и реконструированных
предприятий, цехов и
- оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами меропри-ятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачи-вание, засоление земель и эрозию почв;
- осушительных систем
до готовности водоприемников
и других сооружений в
- водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;
- гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;
- буровых скважин на
воду без оборудования их
- запрещается наполнение
водохранилищ до осуществления
предусмотренных проектами
Все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, которые могут причинить вред здоровью населе-ния, а также повлечь уменьшение рыбных запасов, ухудшение условий водоснабжения и другие неблагоприятные явления вследствие изменений физических, химических, биологичес-ких свойств вод.
Немаловажное значение для охраны окружающей среды имеет выбор территории для строительства новых и расшире-ния существующих городов и других населенных пунктов. Следует выбирать территории на землях несельхозяйствен-ного назначения или непригодных для сельского хозяйства либо на сельскохозяйственных землях худшего качества. Первоочередному освоению подлежат свободные от застройки земли, находящиеся в пределах границ, установленных для этого города или другого населенного пункта.
Из всех проблем, названных выше, выплывает главная проблема - проблема здравоохранения: сейчас очень трудно встретить абсолютно здорового человека.
Большее внимание нужно уделять санитарным требованиям, предъявляемым к планировке и застройке населенных пунктов:
1) Планировка и застройка
населенных пунктов должны
2) Жилые массивы, промышленные
предприятия и другие объекты
должны размещаться таким
3) При проектировании
и строительстве городов и
поселков городского типа
Республика
Казахстан, являясь
Республикой Казахстан принят ряд мер
в направлении достижения устойчивого
развития.
Казахстан является членом и активным
участником Комиссии по устойчивому развитию
ООН, процессов "Окружающая среда для
Европы" и "Окружающая среда и устойчивое
развитие для Азии", региональной евразийской
сети Всемирного совета предпринимателей
для устойчивого развития.
Приняты Стратегия развития Казахстана до 2030 года, Стратегический
план развития Республики Казахстан до
2010 года, Стратегия индустриально
Республика Казахстан играет особую роль
в обеспечении экологической стабильности
Евразийского континента. Являясь политическим,
культурным и экономическим мостом между
Европой и Азией, Казахстан выполняет
аналогичную связующую функцию в развитии
ландшафтных и экологических систем на
континенте. Размеры территории Казахстана,
разнообразие климатических условий,
особенности водного баланса региона
влекут за собой существенную зависимость
экологической ситуации на всей территории
Евразии от ее стабильности в Казахстане.
Политическая ситуация в Казахстане демонстрирует
всему миру уникальный пример стабильности,
межконфессионального согласия, развития
демократии и общественных институтов
в интересах всех граждан страны. Устойчивое
политическое развитие Казахстана может
и должно играть важную роль в становлении
страны как источника сбалансированных
инициатив для мирового сообщества.
При этом Казахстан сталкивается в своем
развитии со значительными барьерами,
которые представляют угрозу для национальной
безопасности страны.
Экономический рост Республики Казахстан
до настоящего времени происходит в основном
за счет роста цен на сырье на мировых
рынках и использования значительного
объема природных ресурсов. Имеют место
огромные потери и деградация природного
капитала. Прирост валового внутреннего
продукта сопровождается высокими эмиссиями
в окружающую среду. По имеющимся оценкам,
около 75 % территории страны подвержены
повышенному риску экологической дестабилизации.
Остро стоит проблема ее опустынивания.
"Исторические загрязнения", накопители
отходов, нарастающие выбросы токсичных
веществ от стационарных и передвижных
источников угрожают состоянию природной
среды и здоровью населения.
Потенциальными угрозами стабильности
экономики страны являются существенная
зависимость от сырьевого сектора, слабый
уровень подготовленности отдельных отраслей
к вступлению во Всемирную торговую организацию
(ВТО), рост внешнего долга, проблемы "теневой"
экономики.
Имеет место существенный разрыв в экономическом
и социальном положении регионов Казахстана.
Сохраняются проблемы в демографической
ситуации и состоянии здоровья населения
страны, имеет место пока недостаточный
уровень его правовой, экономической,
экологической грамотности.
Преодоление этих барьеров должно стать
главной этапной задачей на пути перехода
Республики Казахстан к устойчивому развитию.
Переход
к устойчивому развитию для
Республики Казахстан будет
Подготовительный этап (2007-2009 годы) - подготовка
условий для включения принципов устойчивого
развития во все сферы общественной и
политической деятельности, диверсификации
экономики, осуществления технологического
прорыва.
Первый этап (2010-2012 годы) - обеспечение
вхождения Республики Казахстан в число
пятидесяти наиболее конкурентоспособных
стран мира.
Второй этап (2013-2018 годы) - укрепление положения
страны среди лидеров мирового развития
по уровню качества жизни, существенное
сокращение потерь от нерационального
использования природных ресурсов и обеспечение
высокого уровня экологической устойчивости
страны.
Третий этап (2019-2024 годы) - достижение принятых
международных критериев устойчивого
развития.
Основными принципами перехода к устойчивому
развитию в Республике Казахстан являются:
вовлечение всего общества в процесс
достижения устойчивого развития;
создание политического базиса для устойчивого
развития;
межведомственная интеграция, системный
подход к управлению государством, повышение
эффективности прогнозирования, планирования
и регулирования ключевых показателей
развития;
экономический прогресс в результате
активного внедрения высоких технологий
в экономику страны, повышение эффективности
использования ресурсов;
обеспечение конкурентоспособности науки
и образования;
улучшение состояния здоровья населения,
демографической ситуации в результате
внедрения парадигмы здорового общества;
совершенствование деятельности по охране
окружающей среды в качестве важнейшей
ноосферной функции общества;
территориальное развитие на основе трансрегионального
экосистемного подхода.
Приоритетами перехода к устойчивому
развитию являются:
внедрение устойчивых моделей производства
и потребления;
использование новых и экологически безопасных
технологий;
развитие устойчивых транспортных систем;
энергоэффективность и энергосбережение;
региональные проблемы устойчивого развития;
повышение уровня социальной безопасности
населения;
борьба с бедностью с учетом экологического
и гендерного аспектов;
дальнейшее развитие науки и образования
для устойчивого развития;
сохранение исторического и культурного
наследия;
предупреждение и уменьшение экологических
угроз здоровью населения;
борьба с опустыниванием;
сохранение биологического разнообразия;
снижение эмиссий, в том числе парниковых
газов и озоноразрушающих веществ;
доступ к качественной питьевой воде;
решение трансграничных экологических
проблем;
радиационная и биохимическая безопасность;
управление отходами.
Демографическая
Эти задачи будут достигнуты за счет:
снижения общей смертности населения
по причинам бытового, производственного
и дорожного травматизма, сердечно-сосудистых
и онкологических заболеваний, болезней
органов дыхания путем реализации комплексных
профилактических программ;
снижения младенческой и материнской
смертности путем совершенствования мер
по охране репродуктивного здоровья населения;
улучшения качества жизни населения пожилого
возраста путем принятия специальных
геронтологических программ;
стимулирования рождаемости через адекватную
целям демографического роста социальную
политику, включая образование и занятость,
обеспечение жильем, систему социальных
выплат;
реализации мер по предотвращению (снижению
темпов роста) распространения ВИЧ/СПИДа;
организации непрерывного мониторинга
демографической ситуации с анализом
результатов и подготовкой управленческих
решений в разрезе регионов страны.
Оздоровление нации. Казахстанская нация для обеспечения
устойчивого развития нуждается в кардинальном
решении задачи по формированию здорового
образа жизни, которое предполагает осуществление
следующих мер:
ограничение табакокурения, продажи табачных
изделий в общих торговых залах, запрет
на курение в общественных местах и на
рекламу табачных изделий, антитабачную
компанию в средствах массовой информации,
стимулирование отказа от курения в "группах
влияния" - среди врачей, государственных
служащих, работников образования;
ограничение потребления алкоголя, в
особенности крепких напитков, запрет
на рекламу крепких спиртных напитков,
ужесточение контроля за качеством спиртных
напитков;
активизацию борьбы с наркоманией и наркобизнесом,
включая пропаганду непринятия наркотиков
и формирование общественного антинаркотического
иммунитета;
улучшение стандартов питания, увеличение
потребления натуральных соков и молочных
продуктов на душу населения, пропаганду
здорового питания, усиление контроля
за качеством продуктов питания на внутреннем
рынке;
повышение двигательной активности, в
том числе расширение сети бесплатных
спортивных и тренажерных залов, детских
спортивных секций, стимулирование двигательной
активности и здорового образа жизни через
социальную рекламу;
обеспечение широкого привлечения молодежи
к реализации проекта "Моя Родина - Казахстан",
а также в качестве гидов и экскурсоводов
при организации активных видов экологического
туризма;
обеспечение системного подхода в работе
по внедрению принципов здорового образа
жизни и формированию у граждан страны
восприятия спорта и активных видов экологического
туризма как новой идеологии повышения
качества жизни казахстанцев.
Здравоохранение. Для обеспечения устойчивого развития
казахстанского общества необходимо совершенствование
системы здравоохранения, в том числе:
выбор оптимальной экономической модели
развития здравоохранения;
создание центров высоких медицинских
технологий с привлечением ведущих мировых
специалистов;
развитие медицинского рынка с государственным
и негосударственным участием;
постоянное повышение подушевого финансирования
здравоохранения, поддержка добровольного
медицинского страхования как одного
из важных элементов экономической системы
здравоохранения;
активное использование оздоровительных
ресурсов природы Казахстана, включая
создание сети санаторно-курортных и реабилитационных
учреждений международного уровня;
коренное улучшение системы охраны здоровья
матери и ребенка, родовспоможения, укрепление
репродуктивного здоровья мужчин и женщин.
Промышленная безопасность
и охрана труда. Обеспечение устойчивого развития в
сфере промышленной безопасности и охраны
труда будет осуществляться путем:
внедрения международных стандартов
безопасности и охраны труда на промышленных
предприятиях;
распространения культуры безопасного
поведения и повышения ответственности
как работодателей, так и работников за
соблюдение требований безопасности;
осуществления мер по оценке рисков и
управлению ими;
усиления государственного контроля
за соблюдением норм безопасности;
проведения независимого аудита безопасности
и охраны труда на производственных объектах.
Борьба с бедностью и предотвращение
социального расслоения. В рамках мер по обеспечению устойчивого
развития казахстанского общества необходимо
предпринять дальнейшие шаги по ликвидации
бедности путем принятия комплекса взаимосвязанных
мер, в особенности в сельской местности.
Эти результаты будут достигнуты путем:
роста экономики всех регионов страны;
развития сельского хозяйства, в том числе
с применением более эффективных современных
аграрных технологий;
повышения эффективности системы социальной
защиты населения, включая упрощение бюрократических
процедур при получении социальных пособий,
совершенствование политики занятости;
вовлечения бизнес-сообщества в регионах
страны в решение проблем бедности.
Развитие гражданского общества. В Республике Казахстан должны приниматься
меры по дальнейшему становлению гражданского
общества преимущественно путем:
развития местного самоуправления;
воспитания гражданского сознания населения
через деятельность патриотически ориентированных
политических партий, общественных движений;
развития системы патриотического воспитания
молодежи;
усиления роли общественности в процессе
обеспечения перехода к устойчивому развитию;
расширения доступа населения к информации,
развития "электронного правительства".
Культура и информация. Устойчивое развитие культуры и информационной
политики в казахстанском обществе будет
обеспечено путем:
приоритетного создания и поддержки организаций
культуры как на республиканском, так
и на местном, в особенности сельском,
уровне;
принятия мер по сохранению палеонтологических,
археологических и архитектурных памятников
и культурного наследия Казахстана, имеющих
общенациональное и всемирное значение;
пропаганды лучших достижений казахстанской
культуры и искусства на международном
уровне;
поддержки общезначимых направлений
отечественной культуры, в первую очередь
киноискусства, народной и симфонической
музыки, айтыса, драматического театра,
оперы и балета, изобразительного искусства;
повышения патриотической направленности
и профессиональной культуры в работе
средств массовой информации;
создания казахстанского сегмента Интернета,
функционирующего на основе принципов
общественной свободы информации.
Образование и наука. Система образования и науки в Республике
Казахстан будет соответствовать целям
и принципам устойчивого развития. Совершенствование
образования и науки в целях устойчивого
развития должно осуществляться на основе:
обеспечения модернизации национальной
системы многоуровневого образования
с учетом приоритетов Стратегического
плана развития Республики Казахстан
до 2010 года для повышения качества подготовки
человеческих ресурсов и удовлетворения
потребностей личности и общества;
создания в стране ряда элитных учебных
заведений международного уровня и студенческих
городков (кампусов);
модернизации образования на научно-методическом
уровне, создания принципиально новых
структур, обеспечивающих взаимосвязь
учебных, научных и производственных процессов;
введения технологической подготовки
в средней школе с целью развития у учащихся
новых способностей и умений, включая
умения проектировать, принимать решения
и выполнять творческую работу, поддерживать
высокий уровень инноваций;
подготовки конкурентоспособной личности,
готовой к активному участию в социальной,
экономической и политической жизни страны;
обеспечения равного доступа к полноценному
образованию разным категориям обучающихся,
создания условий для обучения старшеклассников
в соответствии с их индивидуальными способностями
и намерениями относительно продолжения
образования, самореализации и обретения
своего места на рынке труда;
создания широких возможностей социализации
учащихся, эффективной подготовки выпускников
школ к освоению программ профессионального
образования;
проведения мониторинга кадрового потенциала
республики с определением прогнозной
потребности в специалистах высшей научной
квалификации как на республиканском,
так и региональном уровне;
реформирования отечественной науки
с ориентацией как на собственные, так
и зарубежные традиции, с поддержкой не
только научных направлений, дающих немедленную
отдачу, но и научного сообщества в целом,
являющегося важнейшим элементом устойчивого
развития общества;
формирования национальной инновационной
системы (НИС) как важнейшего условия реализации
связей науки и производства;
стимулирования внедрения отечественных
научных достижений в практику;
создания технологических институтов
и обеспечения их финансирования для выполнения
исследований и изысканий в области перспективных
технологических разработок с тем, чтобы
целевые производственные схемы основывались
на технологиях, адаптированных к местным
условиям, технологиях реабилитации окружающей
среды, а также технологиях, опирающихся
на традиционные знания;
совершенствования нормативной правовой
базы в области охраны интеллектуальной
собственности, использования патентов,
установления правовых отношений с иностранными
и отечественными инвесторами, частными
предприятиями при использовании результатов
научных исследований.
Сохранение и
Меры по сохранению и восстановлению
природной среды будут реализовываться
путем:
оптимизации системы управления качеством
окружающей среды;
использования экосистемного подхода
в управлении природопользованием;
совершенствования системы государственного,
производственного и общественного контроля,
а также экологического аудита;
развития системы мониторинга окружающей
среды;
предупреждения истощения, загрязнения
земельных и водных ресурсов и загрязнения
воздушного бассейна;
снижения антропогенного воздействия
на климат и озоновый слой Земли;
сохранения и устойчивого использования
биологического разнообразия;
расширения площади особо охраняемых
природных территорий не менее чем до
10 % территории страны;
сохранения и восстановления целостности
природных систем, в том числе предотвращения
их фрагментации в процессе хозяйственной
деятельности при создании гидротехнических
сооружений, автомобильных и железных
дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи
и других линейных сооружений;
рекультивации территорий, нарушенных
антропогенной деятельностью;
применения обязательного требования
полного восстановления естественных
ландшафтов по завершении жизненного
цикла производственных объектов;
реабилитации зон экологического бедствия,
полигонов ракетно-космического и военно-испытательного
комплексов;
предупреждения загрязнения шельфа Каспийского
моря и прилегающих территорий;
последовательного увеличения объемов
переработки и утилизации отходов производства
и потребления;
расширения международного сотрудничества.
Снижение неблагоприятного
воздействия окружающей среды на здоровье
населения. Защита здоровья населения от неблагоприятного
воздействия факторов окружающей среды
является одним из важных элементов государственной
политики в области устойчивого развития.
Защита здоровья населения от неблагоприятных
экологических факторов достигается за
счет:
оценки экологического риска и формирования
программ по его снижению;
безусловного обеспечения нормативов
качества окружающей среды на территории
населенных пунктов;
внедрения новых подходов к градостроительным
решениям с выводом промышленных объектов
за пределы селитебной зоны;
ужесточения требований к качеству водопроводной
и бутилированных питьевых вод;
контроля за состоянием среды жилищ, в
особенности по радиоактивным параметрам;
создания клинических центров для лечения
экологически обусловленных заболеваний;
введения порядка компенсации доказанного
ущерба здоровью населения от воздействия
негативных факторов окружающей среды.
Предотвращение чрезвычайных
экологических ситуаций и экологического
терроризма. Деятельность по предотвращению чрезвычайных
экологических ситуаций и экологического
терроризма, преодолению их потенциальных
последствий в Республике Казахстан будет
осуществляться путем:
прогнозирования чрезвычайных ситуаций,
способных повлечь негативные последствия
для окружающей среды;
обучения населения правилам поведения,
действиям и способам защиты при чрезвычайных
ситуациях с негативными экологическими
последствиями;
включения обязательных экологических
разделов в планы предотвращения чрезвычайных
ситуаций и преодоления их последствий;
законодательного регламентирования
установления зон с особым режимом хозяйственной
деятельности, зон экологического бедствия
и кризиса;
предотвращения диверсий и техногенных
аварий с негативными последствиями для
окружающей среды;
предотвращения преднамеренного применения
химических веществ, вызывающих деградацию
природной среды;
предотвращения умышленных пожаров, промышленного
браконьерства, незаконных рубок и заготовки
растительного сырья, вызывающих уничтожение
природных и аграрных экосистем, а также
предотвращения ввоза и распространения
с террористическими целями видов живых
организмов, вызывающих нарушения в природных
объектах и системах.
Контроль за использованием
и распространением генетически измененных
организмов, предотвращение занесения
или самостоятельного проникновения карантинных
и чужеродных вредных организмов. В Республике Казахстан будут приниматься
меры по организации контроля за использованием
генетически измененных организмов, а
также предотвращению ввоза и распространения
карантинных и чужеродных вредных организмов
путем:
обеспечения эффективной работы службы
по карантину растений в соответствии
с международными стандартами;
разработки и реализации системы мероприятий
по предотвращению проникновения на территорию
страны, выявлению, локализации и ликвидации
очагов распространения карантинных и
чужеродных вредных организмов;
контроля за проведением акклиматизационных
работ внутри страны;
разработки и реализации системы мероприятий
по предотвращению неконтролируемого
ввоза генетически измененных организмов
и продуктов, полученных с их помощью.
Экономические инструменты
охраны окружающей среды. В Республике Казахстан будут использоваться
экономические инструменты охраны окружающей
среды путем:
финансирования мероприятий по охране
окружающей среды за счет средств республиканского
и местных бюджетов, средств природопользователей,
международных займов, грантов и иных
источников с возможностью создания специализированных
фондов;
организации конкурса проектов по охране
окружающей среды и рациональному природопользованию
с их возможным дальнейшим финансированием
за счет средств республиканского и местных
бюджетов в соответствии с законодательством
Республики Казахстан о государственных
закупках;
реализации принципа "загрязнитель
платит", означающего, что природопользователь
обязан нести ответственность за финансирование
мероприятий по защите окружающей среды
и компенсацию возможного экологического
ущерба или должен отказаться от осуществляемой
деятельности;
повышения стимулирующего характера
платы за эмиссии в окружающую среду и
административных штрафов за нарушение
природоохранного законодательства Республики
Казахстан с отказом в перспективе от
платы за эмиссии в окружающую среду с
одновременным усилением административной
ответственности за нарушение экологических
стандартов;
экологического страхования ущерба окружающей
среде, а также организации фондов при
предприятиях для финансирования мероприятий
по восстановлению окружающей среды на
стадии ликвидации из собственных средств;
включения в экономические показатели
полной стоимости природных объектов
с учетом их средообразующей функции,
а также стоимости природоохранных (экологических)
работ (услуг);
введения системы торговли квотами на
эмиссии в окружающую среду;
внедрения рыночных механизмов охраны
природы, в том числе стимулирующих повторное
использование и вторичную переработку
промышленных товаров;
использования международных финансово-экономических
механизмов в области охраны окружающей
среды, предусматриваемых международными
конвенциями и соглашениями.
Научное обеспечение охраны
окружающей среды. Научное обеспечение охраны окружающей
среды в Республике Казахстан является
одним из важных элементов повышения эффективности
деятельности государства по определению
путей устойчивого развития страны.
Наука в области охраны окружающей среды
в Республике Казахстан должна развиваться
в следующих основных направлениях:
проведение научных исследований в области
теории устойчивого развития;
разработка научных основ управления
охраной окружающей среды;
формирование систем индикаторов состояния
окружающей среды;
экологическое районирование;
разработка путей решения локальных экологических
проблем;
создание новых ресурсосберегающих, малоотходных,
экологически эффективных технологий;
разработка научных принципов и технологий
использования возобновляемых биологических
ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых,
лекарственных и др.), обеспечивающих их
устойчивое воспроизводство;
разработка эффективных методов сохранения
биологического разнообразия;
анализ распространения чужеродных и
генетически измененных видов живых организмов
и разработка соответствующих методов
контроля и снижения негативных последствий
этих процессов;
разработка методологии и методов эколого-экономической
оценки, в том числе определение стоимости
природных объектов с учетом их средообразующей
функции;
разработка средств и методов предупреждения
и ликвидации загрязнений, реабилитации
окружающей среды и утилизации опасных
отходов;
изучение связи между заболеваниями людей
и изменениями качества окружающей среды;
разработка и развитие современных методов
экологического мониторинга, а также информационных
технологий в целях государственного
управления в области природопользования
и охраны окружающей среды.