Связь экологизации жизни общества с экономическими, социальными, культурными и нравственными проблемами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:21, курсовая работа

Описание работы

Теперь от того, в какой мере человечеству удастся привести свою деятельность в соответствие с природными возможностями, будет зависеть устойчивое развитие природы и тем самым дальнейший прогресс человечества. Поэтому стратегия человечества должна носить характер адаптации человеческой деятельности к естественным условиям природной среды и их направленному изменению. Природа устойчива в той мере, в какой человеческая деятельность "вписана" в ее процессы.

Содержание работы

Введение
Понятие экологизации и экологизации общества
Экологизация общественного сознания
Экологизация производства
Проблемы экологизации промышленного производства

Файлы: 1 файл

Курсовая шкицкий.docx

— 37.44 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ  ВПО «КГТУ»)

КАФЕДРА ИХТИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

 

 

Курсовая работа

на тему

 

 

 

«СВЯЗЬ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ, КУЛЬТУРНЫМИ И НРАВСТВЕННЫМИ ПРОБЛЕМАМИ»

 

 

Работу проверил                                                                                                       Работу выполнил

доктор биол. наук, профессор                                                                                  студент гр. 10 – ЭП

Шкицкий В.А.                                                                                                            Кофанов Иван

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Калининград

2013 г.

Содержание:

Введение

Понятие экологизации и экологизации общества

Экологизация общественного  сознания

Экологизация производства

Проблемы экологизации промышленного  производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная экологическая  ситуация, породившая угрозу уничтожения  всего живого на Земле, привела к  необходимости изменения характера  развития человеческой деятельности по причине превращения ее в определяющий фактор эволюционного развития системы «общество - природа». Теперь от того, в какой мере человечеству удастся привести свою деятельность в соответствие с природными возможностями, будет зависеть устойчивое развитие природы и тем самым дальнейший прогресс человечества. Поэтому стратегия человечества должна носить характер адаптации человеческой деятельности к естественным условиям природной среды и их направленному изменению. Природа устойчива в той мере, в какой человеческая деятельность "вписана" в ее процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие экологизации

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ - понятие, раскрывающее процесс проникновения  экологического подхода, экологических  принципов в различные виды и  сферы эизнедеятельности людей. Суть этого феномена в науке состоит  в выявлении и обследовании связей, существующих между изучаемым той  или иной естественнонаучной или  социально-экономической наукой объектом и окружающей его приожной средой.  
 
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ - изменение предпочтений потребителей в сторону экологически чистой продукции и товаров против загрязняющих окружающую среду.  
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ - разработка, выбор, внедрение и рациональное использование в производстве технологий, отвечающих современным требованиям сохранения качества окружающей среды.

 

 

Экологизация  общественного сознания

 

Исторические судьбы цивилизации самым непосредственным образом зависят от того, каковы взаимоотношения человека и природы. До недавнего времени отношение  общества к окружающей природе носило потребительский характер. Природа  интересовала человека прежде всего  как источник ресурсов для поддержания  производства и потребления. Настало  время перехода к иной культуре, во многом противоположной прежней  и ориентирующейся не только на потребление  природных ресурсов, но и на поддержание  окружающей природы в состоянии, пригодном для жизни современных  и последующих поколений, а также  других организмов, населяющих планету. Экологическая культура, таким образом, подразумевает изменение характера  отношений людей к природе  и характеризуется следующими особенностями:

  • высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы, природное признается изначально самоценным, независимо от полезности или бесполезности для человека;
  • отказ от иерархической картины мира, мир людей не противопоставлен миру природы, оба они являются элементами единой цельной системы;
  • целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так потребностью всего природного сообщества;
  • характер взаимодействия с природой не нарушает существующее в природе равновесие;
  • этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействия между людьми, так и на взаимодействие с миром природы;
  • развитие человека и природы — процесс взаимовыгодного сотрудничества;
  • деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Экологическое сознание, то есть отношение человека к природе, формируется в процессе экологического воспитания и образования.

В 2005 году ЮНЕСКО провозгласило  десятилетие ООН по образованию  для устойчивого развития (2005-2014г.), рассматривая образование как один из ключевых факторов достижения устойчивости. Это положило начало широкому международному процессу в области образования. Ключевыми темами образования для  устойчивого развития (ОУР) являются: потребности и права будущих  поколений; сохранение естественных экосистем; уважение к культурному, социальному  и биологическому разнообразию; гражданственность; качество жизни людей; здоровье и  другие аспекты достижения устойчивости.

В развитии ОУР можно  выделить несколько тенденций.

Первая — отождествление его с экологическим образованием. Вторая тенденция — информирование населения об основных идеях устойчивого  развития. Третья тенденция — образование  для устойчивого развития. Эта  тенденция связана с освоением  новых смыслов совместного развития человека, общества и природы, подходов к выявлению и решению проблем  окружающей среды на уровне понимания, изменения образа жизни и стиля  профессиональной деятельности. Очевидно, что именно последнее направление  наиболее полно отвечает целям и  задачам устойчивого развития.

С 2005 года процесс  получил широкую поддержку в  мире и стремительно набирает обороты, включая принципы ОУР в системы  формального и неформального  образования и просвещения. Важна  технология реализации ОУР. Образование  в интересах устойчивого развития требует переориентации внимания с  передачи усвоенных знаний на изучение проблем и отыскание возможных  решений.

Следует также отметить, что ОУР не ограничивается обучением  в стенах образовательных учреждений. В качестве участников процесса выступает  широкий круг организаций и лиц  на различных уровнях: в образовательных  учреждениях — преподаватели, учащиеся, студенты; в местном сообществе —  детские, молодежные общественные организации, библиотеки, комитеты общественного  самоуправления, религиозные общины; на уровне региона, государства — министерства, общественно-политические организации и движения, средства массовой информации, бизнес-ассоциации; на международном уровне — межправительственные организации, международные общественные организации.

Таким образом, образование  для устойчивого развития призвано обеспечить возможность участия  каждого человека в повышении  качества своей жизни и заботе об окружающей среде, для чего задействованы  все уровни образования:

  • дошкольный, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются принципы и привычки поведения, которые определяют в будущем взрослом сознательность и уважение к природе, другим людям и самому себе;
  • школьный, где человек получает основной объем общеобразовательных знаний, подготавливается к самостоятельной жизни, принятию ответственных решений;
  • вузовский, где формируется профессиональное мышление, готовятся кадры для сферы природопользования и социально-экономического развития;
  • послевузовский, где идеи и принципы устойчивого развития реализуются в профессиональной деятельности, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Основные направления  формирования экологической культуры не могут быть эффективно реализованы, если природоохранные принципы не будут  внедрены в общество путем массового  воспитания и пропаганды охраны окружающей среды. Основными направлениями  распространения экологических  знаний среди населения являются:

  • обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды;
  • обеспечение доступа граждан к экологической информации, жизненно важной для их безопасности;
  • увеличение объемов издаваемой экологической литературы, массовых изданий по вопросам охраны окружающей среды;
  • стремление обсуждать публично актуальные вопросы охраны окружающей среды.

Возможность включиться каждому в различную практическую деятельность дает участие в масштабных общероссийских и международных  акциях. Работа под лозунгом «Мысли глобально — действуй локально»  позволяет каждому почувствовать  свою сопричастность к решению общей  для всех проблемы.

На нашей планете  станет немного чище, если в повседневной жизни каждый будет соблюдать  несколько несложных правил.

Снижение потребления, повторное использование, вторичная  переработка — эти три процесса взаимосвязаны. В первую очередь  стоит задуматься о снижении потребления, второй шаг — найти конструктивное применение ставшим ненужными вещам и материалам.

Что можно переработать, а что нельзя. Внимательно читайте  этикетки, касающиеся возможности вторичной  переработки упаковки и вышедших из употребления вещей. Отслужившую  технику — в переработку. Горожане все больше привыкают к переработке  электронных устройств. Если у вас  есть отработавший свое прибор, предложите его ремонтной мастерской или  частному мастеру на детали.

Поощряйте творчество. Если вы знаете кого-либо, кто в своем  творчестве дает жизнь вышедшим из употребления вещам, предложите им свои идеи и материалы. Такие вещи могут  пригодиться и школьникам для  их поделок.

Экономьте воду. Выключайте кран с водой в то время, пока чистите  зубы. За год это поможет сберечь  около 11’000 литров питьевой воды. Пользуйтесь  душем, а не принимайте ванну. Всего  две минуты включенного душа —  это 38 литров воды.

Покупайте товары из вторсырья. Поддерживайте рециклинг (англ. переработка, цикличность), покупая  и используя то, что можно будет  переработать. Сейчас возможно отыскать вещи с высоким содержанием вторично использованного сырья.

Подумайте о дальнейшей переработке. При покупке новой  вещи обратите внимание на возможность  ее переработки после окончания  срока службы. По оценкам экспертов, человек пользуется пластиковым  пакетом 12 минут, а разлагается он 400 лет.

Отдавайте для пользы другим. Если у вас есть вещи, которые  вам не подходят или не нравятся, но вполне годные, благотворительные  организации примут их и передадут  нуждающимся.

Бросьте сигарету. Окурки загрязняют окружающую среду  едва ли не сильнее пакетов: при сгорании табака выделяется примерно 4000 веществ, львиная доля из которых токсичны. Окурки, которые распадаются в  течение 10 лет, выделяют агрессивные  вещества (ртуть, мышьяк, кадмий), которые  проникают в почву.

В зеленый цвет окрашены теперь не только трава и деревья. Зелеными теперь становятся одежда, продукты, магазины и целые страны. Человечество безвозвратно меняет окружающий мир, причиняет  вред природе и меняет жизнь каждого  человека не в лучшую сторону. Однако прогресс остановить невозможно —  мы в силах лишь найти тот баланс, который позволит нам жить на чистой планете. А для этого нужно  пропитать все общество, сверху донизу зелеными идеями.

 

Экологизация производства

Экологизация производства не является абсолютно новой проблемой. Создание оборотных звеньев в химическом производстве, использование отходов доменного и сталеплавильного производства в металлургии, повышение коэффициента использования металла и снижение массы конструкций в машиностроении - все это есть элементы совершенствования техники и производства, имеющие непосредственное отношение к экологической проблеме. 

Экологизация производства: переход к экологически безопасным технологиям, минимизирующим экологический риск и негативное воздействие на окружающую среду. 

Задачи  этого этапа активной экологизации производства тесно переплетаются с задачами, решаемыми в плане охраны труда и НОТ, и открывают для производственников широкое поле деятельности в области изобретательства и рационализации. 

Важным  положительным моментом для экологизации производств представляется оценка экологических и эколого-экономических рисков. Эта тематика для нефтегазовой отрасли является особенно актуальной в связи с тем, что большинство объектов на месторождении могут быть отнесены к категории опасных производственных объектов и, соответственно, предприятия должны проходить процедуру экологического страхования. 

Еще более эффективным направлением экологизации производства является замена неутилизируемых отходов утилизируемыми. Здесь у машиностроения и металлообработки имеются большие возможности, реализация которых, однако, связана с необходимостью решения сложных технических и экономических задач. 

Проводимый  подобным образом анализ экологизации производства как определенной системы действий позволяет также выделить для системных уровней предприятие, город основные задачи экологизации и критерии оценки их эффективности. 

Информация о работе Связь экологизации жизни общества с экономическими, социальными, культурными и нравственными проблемами