Техногенные катастрофы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

На всех стадиях своего развития человек связан с окружающим его миром и средой обитания. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразное и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые “Чрезвычайные Ситуации” (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д.

Содержание работы

Введение
1. Условия формирования чрезвычайных ситуаций.
2. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
3. Виды ЧС техногенного характера.
3.1 Транспортные аварии.
3.2 Пожары и взрывы.
3.3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ.
3.4 Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ.
3.5 Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ.
3.6 Внезапное обрушивание зданий.
3.7 Аварии на электроэнергетических системах.
3.8 Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.
3.9 Аварии на очистных сооружениях.
3.10 Гидродинамические аварии.
4. Действия при ЧС техногенного характера.
5. Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф.
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

смирнова с.н..docx

— 31.45 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1. Условия формирования  чрезвычайных ситуаций.

2. Характеристика  чрезвычайных ситуаций техногенного  характера.

3. Виды ЧС техногенного  характера.

3.1 Транспортные аварии.

3.2 Пожары и взрывы.

3.3 Аварии с выбросом (угрозой  выброса) сильнодействующих ядовитых  веществ.

3.4 Аварии с выбросом (угрозой  выброса) радиоактивных веществ.

3.5 Аварии с выбросом (угрозой  выброса) биологически опасных  веществ.

3.6 Внезапное обрушивание  зданий.

3.7 Аварии на электроэнергетических  системах.

3.8 Аварии в коммунальных  системах жизнеобеспечения.

3.9 Аварии на очистных  сооружениях.

3.10 Гидродинамические аварии.

4. Действия при  ЧС техногенного характера.

5. Мероприятия  по предупреждению крупных аварий  и катастроф.

Вывод

Список литературы

Введение

На всех стадиях своего развития человек связан с окружающим его миром и средой обитания. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в  высокоиндустриальном обществе. Опасное  вмешательство человека в природу  резко усилилось, расширился объём  этого вмешательства, оно стало  многообразное и сейчас грозит стать  глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных  уголках нашей планеты возникают  так называемые “Чрезвычайные Ситуации” (ЧС), это сообщения в средствах  массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной  аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно  и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит растёт число  жертв и материальный ущерб, как  в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д.

Но наибольшую опасность  представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические  бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия  сопоставимы с крупномасштабными  военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они  ведут к гибели людей и создают  в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская  авария). На всех континентах Земли  эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые  в случае ЧС могут нанести невосполнимые  потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

 

1. Условия формирования  чрезвычайных ситуаций

Всякому чрезвычайному событию  предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его  последствия определяются дестабилизирующими факторами различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное, социальное или иное воздействие, нарушающее функционирование системы.

Имеется пять фаз развития ЧС:

· накопление отклонений;

· инициирование ЧС;

· процесс ЧС;

· действие остаточных факторов;

· ликвидация ЧС.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

- по сфере возникновения:

· техногенные;

· природные;

· экологические;

· социально-политические.

- по масштабу возможных  последствий:

· локальные;

· объектовые;

· региональные;

· глобальные.

- по ведомственной принадлежности:

· на транспорте;

· в строительстве;

· в промышленности;

· в сельском хозяйстве.

- по характеру лежащих  в основе событий:

· пожар;

· авария;

· землетрясение;

· погодные условия.

 

2. Характеристика  чрезвычайных ситуаций техногенного  характера

Рассмотрим основные характеристики ЧС и основной упор сделаем на ЧС техногенного характера, так как  основными причинами технологических  катастроф всё же является человеческий фактор, он присутствует во всех указанных  ниже причинах:

· Большая насыщенность производства;

· Конструктивные ошибки в  изготовлении;

· Значительный износ оборудования;

· Ошибки персонала;

· Искажение информации при  совместных действиях людей.

 

3. Виды ЧС техногенного  характера

ЧС техногенного характера

Определение: ЧС техногенного характера - это аварии, пожары, взрывы и т.п., спровоцированные хозяйственной деятельностью человека. По мере насыщения производства и сферы услуг современной техникой и технологией резко возрастает число вышеуказанных катастроф.

 

3.1 Транспортные  аварии

Это экстремальное событие  на транспорте техногенного происхождения  или являющееся следствием случайных  внешних воздействий, повлекшее  за собой повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный ущерб.

Пример: Крупнейшие авиакатастрофы в истории авиации:

· 1977 -- в аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе, Канарские острова) столкнулись  два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта  авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской  авиации.

· 1985 -- в гору врезался Боинга-747 рейса JAL 123 японской авиакомпании. Погибло 520 человек. На сегодняшний день это  крупнейшая катастрофа одного самолета.

Крупнейшие авиакатастрофы в истории России и СССР:

· 16 ноября 1967 года при взлете из аэропорта Свердловск из-за отказа двигателя разбился Ил-18 авиакомпании «Аэрофлот». Погибло 130 человек (122 пассажира  и 8 членов экипажа).

· 18 мая 1972 года при заходе на посадку вблизи аэропорта Харьков  произошло разрушение в воздухе  самолета Ан-10, выполнявшего регулярный рейс авиакомпании «Аэрофлот» Москва (Внуково) - Харьков. Погибло 122 человека (114 пассажиров и 8 членов экипажа). Причиной этой катастрофы (и ряда предшествовавших ей) явились конструктивные недостатки самолета. По итогам расследования  эксплуатация данного типа самолетов  была прекращена.

· 13 октября 1972 года самолет  Ил-62 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Париж-- Москва) при заходе на посадку разбился в районе п.Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту  находилось 176 человек, все погибли. Точная причина катастрофы не установлена, предположительной причиной является неверная установка высотомера.

· 11 августа 1979 года в районе Днепродзержинска произошло столкновение в воздухе двух самолетов самолета Ту-134А. На обоих бортах находилось 178 человек (в том числе футбольная команда "Пахтакор"), все погибли. Причиной столкновения явилась ошибка диспетчера службы управления воздушным  движением.

· 11 октября 1984 года в аэропорту  Омска Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными  машинами. Погибло 178 человек (в т.ч. 4 человека на земле), выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170. Эта авиакатастрофа является крупнейшей по числу жертв  из всех произошедших на территории РФ.

· 28 октября 1984 года в аэропорту  Кабула был сбит душманами самолет  Ан-22. Погибло 240 человек, находившихся на борту. Эта авиакатастрофа является крупнейшей в мире по числу жертв  в военно-транспортной авиации и  крупнейшей произошедшей с самолетами, принадлежавшими СССР.

· 10 июля 1985 года в результате отказа системы управления. Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Ташкент -- Карши -- Оренбург -- Ленинград), войдя в штопор, разбился возле г. Учкудук (Узбекистан). Погибли  все 200 человек, находившихся на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа, произошедшая на территории СССР.

· 20 октября 1986 года в 16 часов 58 минут по местному времени в  аэропорту Курумоч города Куйбышева (ныне Самара) при приземлении потерпел катастрофу самолет Ту-134А, следовавший  рейсом из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Грозный.

· 3 января 1994 года из-за повреждений  в воздухе в районе Иркутска разбился Ту-154 авиакомпании «Байкальские авиалинии». Погибло 125 человек.

· 24 августа 2004 года практически  одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели  катастрофу и упали на землю Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (погибли 44 человека).

· 3 мая 2006 года при посадке  в аэропорт Адлера потерпел катастрофу и упал в Чёрное море самолёт авиакомпании «Армавиа» Airbus A320. Погибли все находившиеся на борту 113 человек.

· в ночь с 8 на 9 июля 2006 года рейс № 778 Москва -- Иркутск, при посадке  в аэропорту Иркутска в 07:44 (время  местное) выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего произошло возгорание самолёта вследствие столкновения с  препятствием возле аэродрома. На борту  самолета находилось 193 пассажира и 10 членов экипажа. Полёт выполнялся на самолёте Airbus А310.

· 22 августа 2006 года рейс FV 612 ФГУАП «Пулково» выполнявший  рейс по маршруту Анапа - Санкт-Петербург  потерпел крушение. Самолет ТУ-154М  упал в населенном пункте Сухая Балка  близ Донецка. Рейс FV 612 вылетел из Анапы  по расписанию в 15:05. В 15:37 подал сигнал SOS. На высоте 3000 метров пропал с экранов  радаров. На борту самолета находилось 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).

20 июня2011г. Ту-134А разбился при заходе на посадку под Петрозаводском. Из 52 человек, находившихся на борту, погибли 47. По информации МАК, причиной аварии стало непринятие решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты.

11 июля 2011г.Ан-24РВ, летевший из Томска в Сургут, из-за пожара в двигателе совершил вынужденную посадку на реку Обь. Погибли 7 человек, пострадали еще 30. Причиной возгорания оказалась стружка, попавшая в масло в левом двигателе самолета.

7 сентября2011г. под Ярославлем разбился самолет Як-42, на борту которого находился основной состав хоккейной команды "Локомотив" (Ярославль). Выжить удалось только двоим: хоккеисту Александру Галимову, который позднее скончался в больнице, и бортинженеру Александру Сизову.

10 июля 2011 г.на Волге затонул теплоход "Булгария". За несколько минут погибли 122 человека, спасти удалось 79 человек. По итогам расследования Ространснадзора причиной катастрофы стала совокупность ряда факторов: невыполнение правил безопасности судовладельцем и капитаном при подготовке к рейсу, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.

31 июля 2011г. на Москве реке столкнулся с баржей и затонул катер "Ласточка". Погибли 9 человек из 16, находившихся на борту.

23.06.2012г. В Хорватии перевернулся автобус с туристами. В результате этого печального ДТП семеро человек погибло на месте, 44 человека ранены, разной степенью тяжести. Обстоятельства случившегося выясняются.

30 июля 2012В Свердловской области в ДТП погибли семь человек, в том числе грудной ребенок. В ходе следствия выяснилось, что предполагаемый виновник аварии, выехавший на встречную полосу, был злостным нарушителем правил дорожного движения (ПДД)

 

3.2 Пожары и  взрывы

Пожары и взрывы - самые  распространенные ЧС в современном  мире, наносящие большой материальный ущерб и связанные с гибелью  людей, а также ущерб окружающей среде, психологический эффект и  т.д. По химической природе это разновидности  неконтролируемого горения.

 

3.3 Аварии с  выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих  ядовитых веществ

СДЯВ - Это обращающиеся в  больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей.

 

3.4 Аварии с  выбросом (угрозой выброса) радиоактивных  веществ (РВ)

Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается  лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения  связано с функционированием  предприятий, использующих радиоактивные  материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций  по переработке и захоронению  радиоактивных отходов.

Пример: Therac-25-- аппарат лучевой  терапии, созданный Atomic Energy of Canada Limited и  запущенный в серию в 1982 г. Этот аппарат  был причиной как минимум шести  передозировок радиации, некоторые  пациенты получили дозы в десятки  тысяч рад. Пятеро умерли от передозировок. Пример Therac-25 показывает, насколько  опасно полагать управление важными  системами исключительно на программное  обеспечение.

 

3.5 Аварии с  выбросом (угрозой выброса) биологически  опасных веществ БОВ

Биологически опасные  вещества БОВ - называют вещества, способные  вызвать массовые инфекционные заболевания  людей и животных при попадании  в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители  различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной  оспы, сибирской язвы и т.д.

Информация о работе Техногенные катастрофы