Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 15:25, курсовая работа
В зарубежной практике это понятие чаще всего означает страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Его расширительная трактовка включает всеобъемлющую общую ответственность, предусматривающую защиту страхователя в случае любого возбужденного против него иска, требующего возмещения потерь в результате ущерба собственности. Страхуется предусмотренная законом об уголовной ответственности обязанность (частноправового характера) страхователя возместить ущерб, причиняемый юридическим и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду (и водоемы).
Введение………………………………………………………………………...…2
1. Теоретические основы экологического страхования………………………...5
1.1 Страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде…...5
1.2 Законодательство по экологическому страхованию………………………11
1.3 Критерии оценки риска. Тарифные ставки………………………………...18
1.4 Частноэкономическая концепция покрытия……………………………….22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Можно было бы заимствовать зарубежный опыт, в соответствии, с которым хозяйствующий субъект для получения лицензии на этот или иной вид деятельности, сопряженной с потенциальной опасностью для здоровья и имущества третьих лиц (например, при эксплуатации атомных реакторов), обязан предоставить финансовую гарантию возможного ущерба третьим лицам в пределах заранее обусловленной суммы. Формы такой гарантии могут быть различны: сумма на депозитном счете, обязательства банка предоставлении кредита, резервные фонды и др.
В западных странах собственники потенциально опасных объектов отчисляют обычно 80…85% средств, составляющих взносы в экологическое страхование, остальная доля формируется за счет государственного бюджета. Часть средств от прибыли страховщика используется на производство природоохранной продукции и на проведение работ по защите окружающей природной среды. Это привлекательно для рынка, поскольку прибыль экологического страховщика зависит от качества природной среды, а оно в свою очередь зависти от превентивных природоохранных мероприятий.
В настоящее время
бюджет Российской Федерации не позволяет
в полной мере обеспечить фонды и резервы
финансовыми ресурсами. Система внебюджетных
экологических фондов в России начала
создаваться в 1991-1995 гг. Внебюджетные фонды
дополняют бюджетные средства и средства
предприятий-
Определенные трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных кадров. Оценка рисков и ущербов, урегулирование убытков требуют большого количества специалистов-страховщиков, экологов, юристов и др. Для работы по экологическим рискам необходимы данные страховой статистики за длительное время. Далеко не все статистические данные являются общедоступными, в советский период большая часть данных по авариям и катастрофам вообще была засекречена. Использование западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, так как в России уровень экологической безопасности ниже, чем в развитых странах, а возможные экологические катастрофы могут носить глобальный характер (достаточно вспомнить Чернобыль).
1.2 Законодательство по экологическому страхованию
Обязательное страхование предусмотрено законом, согласно которому устанавливается круг подлежащих страхованию событий. При этом страховщик обязан страховать соответствующие объекты, а страхователи – вносить причитающиеся страховые платежи. Для введения обязательного государственного экологического страхования требуется разработка ряда законодательных актов, в которых определялся бы перечень объектов страхования, объем страховой ответственности, уровень страхового обеспечения и др. В законодательном порядке должна быть определена не только организация, которая будет осуществлять обязательное экологическое страхование, но и определен порядок образования и функционирования государственного страхового экологического фонда, что потребует привлечение значительных финансовых средств. Закон, как правило, возлагает проведение обязательного страхования на государственные страховые органы.
Действующий механизм возмещения экологического ущерба в современной России не обеспечивает полной компенсации причиненного ущерба и не гарантирует использование даже взысканных с причинителей вреда сумм на реальное воспроизводство и оздоровление пострадавшего объекта природы. Гражданско-правовая ответственность предполагает возмещение причиненного вреда (восстановление плодородного слоя почвы, воспроизводство растительности, зверей, птиц и др.). Очень часто в гражданско-правовом механизме превалирует использование штрафных санкций. Однако о возмещении ущерба экологии сегодня можно говорить лишь условно. Естественные объекты природы не имеют стоимостной оценки, а денежное возмещение, взыскиваемое с причинителей вреда, не всегда равнозначно возмещению в натуре. Поэтому наряду с предупредительной функцией непосредственной целью гражданско-правовой ответственности является компенсация причиненного экологического вреда путем взыскания доходов, которые могли быть получены при нормальной эксплуатации природных объектов. Другой показатель неэффективности действующего механизма - это отступление от принципов полного возмещения экологического ущерба его причинителями. Особенно большой ущерб наносит неполное возмещение экологических убытков, причиняемых предприятиями и организациями. В частности, по рыбному хозяйству компенсируется примерно 17% ущерба (без учета возмещения в добровольном порядке), а по делам о лесных пожарах - 50%.
Такое положение противоречит гражданскому законодательству: в статье 1064 ГК РФ указано, что вред, причиняемый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При низком правосознании и при низкой экономической ответственности руководителей предприятий очень сложно убедить их заключить договор страхования. Каждый из них видит в страховании только первую часть - затратную. А вторая часть - возможность получения возмещения третьим лицом, понесшим убыток, их не интересует.
Убедить предприятие застраховать свою гражданскую ответственность может неотвратимость наступления экономических и правовых санкций при загрязнении окружающей среды. Каждый руководитель, сопоставив стоимость затрат по страхованию с объемом своей ответственности, которая будет переложена на страховщика, должен решить, что выгоднее. Вопрос будет решаться в пользу страхования, если потери и отрицательные последствия для потенциального загрязнителя природы будут существенными.
Необходимо четко и подробно определить объем страховой ответственности и выделить экологические риски в особый вид страхования.
Общие черты в практике зарубежных стран при страховании ответственности за загрязнение окружающей среды: - исключение ответственности страховщика за убытки, причиняемые постоянными или повторными выбросами загрязняющих веществ (включая такие выбросы, которые соответствуют нормам, разрешенным законом); исключение ответственности за расходы на превентивную очистку; установление лимита страховой ответственности.
В 1992 году принят закон РФ «Об охране окружающей природной среды», регулирующий отношения в сфере взаимодействия общества и природы, сохранения природных ресурсов и естественной среды обитания человека.
Основные принципы охраны окружающей
среды, которыми должны руководствоваться
все граждане и юридические лица: приоритет
охраны жизни и здоровья, обеспечение
благоприятных экологических условий
для жизнедеятельности людей; сочетание
экологических интересов общества,
обеспечивающее реальные гарантии прав
человека на здоровую для жизни окружающую
среду; соблюдение требований природоохранного
законодательства, неотвратимость наступления
ответственности за их нарушения.
В соответствии с указанным
Законом охране от загрязнения, порчи,
повреждения, истощения, разрушения подлежат
следующие объекты окружающей среды: -
естественные экологические системы,
климат,
озоновый слой атмосферы; земля, ее недра,
поверхностные и подземные воды, атмосферный
воздух, животный мир, микроорганизмы,
леса и иная растительность, генофонд,
природные ландшафты.
К категории особых объектов охраны природной среды отнесены государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
Законом определен экономический механизм охраны окружающей среды, в который входят в качестве основного источника финансирования экологических программ фонды экологического страхования.
Закон «Об охране окружающей природной среды», помимо административной и уголовной ответственности, предусматривает возмещение вреда, причиненного природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, в полном объеме.
Вред, причиненный нарушением природоохранительного законодательства, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природоохранной среды с учетом понесенных убытков.
При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда.
Достаточными средствами для указанных целей не обладает практически ни одно предприятие. Так, закон предусматривает проведение добровольного и обязательного государственного экологического страхования предприятий, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, взрывов и аварий. Общий принцип обеспечения возмещения убытков, причиняемых окружающей среде, должен заключаться в сочетании обязательности участия в создании страховой защиты предприятий, загрязняющих окружающую среду, и добровольности выбора метода такой защиты.
Проведение страховой ответственности на случай загрязнения окружающей среды требует соблюдения ряда условий: убытки должны быть точно определены по месту и времени и исчислены в денежном выражении. Договор страхования ответственности за загрязнение окружающей среды не должен противоречить договору страхования общегражданской ответственности. В связи с этим страховщики, проводящие операции по страхованию ответственности, строго следуют правилам: выплачивать страхователям страховое возмещение за расходы на компенсацию, присуждаемую по закону пострадавшим третьим лицам, и расходы в связи с судебной защитой; исключить из выплачиваемого возмещения штрафы; - лимитировать объем страховой ответственности только случайными событиями, исключив из него преднамеренные действия или ошибки. Западные страховые компании пытаются воздействовать на страхователя следующими путями: проводят обследование технического оборудования и организации труда, чтобы выяснить отношение администрации к возможному возникновению риска и соответствие средств по контролю за риском, которыми они располагают, установленным стандартами. Если на предприятии отсутствует контроль и необходимое оборудование или они ниже установленного стандарта, ему будет отказано в страховании; размер тарифных ставок должен устанавливаться в зависимости от величины убытков, имевших место на предприятии в предыдущие годы; при заключении договора страхования обуславливаются меры по предупреждению убытков; предусматривают в договоре страхования франшизу.
Многие промышленные предприятия не испытывают потребности в страховании ответственности и страхуют только убытки, причиненные в результате загрязнения имущества, не думая о том, что им могут быть предъявлены иски с третьей стороны.
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в декабре 1992 года разработано и утверждено «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ».
Согласно этому положению объектом страхования является «риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования».
Страховщик несет ответственность в случае внезапного, непреднамеренного нанесения ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.
Страховая сумма устанавливается в объеме годового оборота предприятия. Под годовым оборотом понимается выручка от реализации продукции и оказания услуг, а также проведения каких, либо побочных операций (без налога на добавленную стоимость). Причем страховые платежи первоначально взимаются из ожидаемого (планируемого) годового оборота, а по окончании года делается перерасчет с учетом фактических результатов деятельности страхователя. В объем ответственности страховщика включаются: компенсация ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; - сумма убытков, связанных с ухудшением условий жизни и окружающей среды; расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в соответствие нормативам при условии, что на них дано предварительное соглашение страховщика; расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; расходы, связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов, и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика.
Из ответственности страховщика исключены убытки: связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды; причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе); связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора; штрафы, неустойки и т. д.; ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или контролем страхователя.
Учитывая особенности данного вида страхования, представляется необходимым проводить его, создавая специальные пулы. Страховой пул по своей сущности является механизмом, с помощью которого распределяются риски среди его членов с возможностью дальнейшей их передачи в перестрахование с целью ограничения стоимости совокупных исков, выплачиваемых пулом. Пулы могут быть разными по форме, но их деятельность основана на том, что индивидуальные члены дают свое согласие передать пулу все или часть принятых ими определенных рисков, которые затем делятся среди членов пула в заранее согласованной пропорции.
Создаваемые в системе экологического страхования фонды предназначены для финансирования работ по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Порядок государственного экологического страхования использования фондов Российской Федерации устанавливает Правительство.
По поручению Правительства РФ Минприроды России и Росгосстраха разработали и утвердили Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования РФ, на основе которого каждая страховая организация разрабатывает свои правила по экологическому страхованию на основе добровольно – заключаемого договора между страховой организацией и страхователем. При такой форме отношений не требуется полный охват объектов страхования. Это связано с тем, что возмещение последствий крупных экологических катастроф требует значительных финансовых затрат.
1.3 Критерии оценки риска. Тарифные ставки
Технический уровень предприятий оценивается по категориям, представленным в таблице 1.
Категории выбросов (сбросов)
Категория |
Характеристика аварийных выбросов (сбросов) |
0 |
Аварийные выделения не возможны, т.к. производство не связано с хранением и образованием значительных количеств вредных веществ |
1 |
Производство связано с хранением и образованием значительных количеств вредных веществ, но благодаря принятию технических специальных мер аварийные выделения практически исключены |
2 |
Аварийные выделения возможны, но аварийные выбросы (сбросы) практически исключены за счет принятия специальных мер по газоочистке, сжиганию и т.д. |
3 |
Возможны кратковременные аварийные выбросы (сбросы) |
4 |
Возможны длительные аварийные выбросы (сбросы) |
5 |
То же, что для категории 3, но аварийные выбросы (сбросы) реально имели место на аналогичных объектах |
6 |
То же, что и для категории 4, но аварийные выбросы (сбросы) реально имели место на аналогичных объектах |
Информация о работе Теоретические основы экологического страхования