Типология мировоззрений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания.

Содержание работы

Введение
1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира
2. Структура мировоззрения
3. Типология мировоззрений
3.1. Особенности обыденного мировоззрения
3.2. Особенности религиозного мировоззрения
3.3. Основные особенности философского мировоззрения
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Понятие мировозрения и его функции. Философия как мировозрение..docx

— 42.17 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение- это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем.

Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во- первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во- вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

Итак, мировоззрение- это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.

Итоговое определение  соотношения философии и мировоззрения  можно было бы сформулировать так: Философия- это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

2. Структура мировоззрения

Понятие структуры  мировоззрения предполагает выделение  его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный уровень  представляет собой совокупность мировоззренческих  понятий, идей, взглядов, оценок, которые  складываются и функционируют в  обыденном сознании.

Концептуальный  уровень включает различные мировоззренческие  проблемы. Это могут быть различные  концепции мира, пространства, времени, общественного развития человека, его  деятельности или познания, будущего человечества и т.п.

Методологический  уровень- высший уровень мировоззрения- включает основные понятия и принципы, составляющие ядро мировоззрения. Особенностью этих принципов является то, что они вырабатываются не просто на основе представлений и знаний, а с учетом ценностного отражения мира и человека.

Включаясь в мировоззрение  знания, ценности, поведение окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей и  формируют убеждение личности. Обязательным компонентом мироощущения является вера, это может быть как рациональная, так и религиозная вера.

Итак, мировоззрение- сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования веры.

Жизненно- практическое мировоззрение неоднородно, оно складывается в зависимости от характера образования, уровня интеллектуальной, духовной культуры, национальных, религиозных традиций его носителей.

Историческими типами мировоззрения являются мифологическое, религиозное и философское. Мифологическому  мировоззрению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, неспособность  человека выделить себя из окружающей среды. В процессе познания неизвестное  постигается через известное; известно же человеку его собственное бытие  и бытие рода, из которого он первоначально  себя не выделяет.

В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых  нитей взаимодействия и взаимопонимания. Это одушевление мифа выражается в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ обживания и осознания мира, это форма мировоззрения.

Для религии мир  имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической  точкой отсчета среди отностительности и текучести мирового многообразия является Бог. Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственную санкцию человеческих поступков. И наконец, в лице Бога мир имеет “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым.

Проблема Бога, в  переводе ее на язык философии, - есть проблема существования абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало на абстрактно- безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

3. Функции мировоззрения

Теоретически сформулированным мировоззрением является философия. Здесь  мировоззрение выступает как  деятельное отношение человека к  миру. С такой позиции мировоззрение- это общественное самосознание человека, определяющее его действенность через призму его целей и интересов, мировоззрение является способом практически- духовного освоения мира и генетически возникает из практического отношения человека к миру.

Для научного мировоззрения  характерна высокая интеграция знаний в его практической направленности. Но кроме потенциала знаний, в мировоззрении  присутствует также и потенциал  эмоционально ценностного отношения  человека к миру: восприятия, переживания, интересы, нормы поведения, идеалы. Это совокупно делает мировоззрение  действенным духовно- практическим непосредственным отношением личности к миру. Поэтому мировоззрение можно представить как органическое единство эмоций и воли человека, знаний, убеждений, поступков.

Философия выступает  теоретической основой мировоззрения  и в каждую историческую эпоху  обосновывает соответствующее “свое” мировоззрение.

Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных  форм и областей общественного познания, создавая на их основе целостный образ  действительности и места в ней  человека. Включая и объединяя  различные сферы общественного  сознания, мировоззрение является и  опосредующим звеном, через которое  осуществляется воздействие этих сфер сознания друг на друга.

Поэтому мировоззрение  представляет собой интегрирующий  фактор не только отдельных сфер, но и всего общественного сознания.

Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром  ее идейного мира и в то же время  высшей ступенью ее духовного формирования. С мировоззрением связано решение  человеком кардинальных жизненных  проблем: выбор жизненного пути, определение  смысла и цели жизни, формирование жизненной  позиции, являющейся основой его  самоопределения в мире и идейной  предпосылкой значимой деятельности.

Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального субъекта, позволяющую  ему не только ориентироваться в  окружающей природе и социальной действительности но, и, исходя из определенного  понимания этой действительности, своего места и назначения в ней, сознательно  регулировать и контролировать свою деятельность.

Основными функциями  мировоззрения являются: интегративно-систематизаторская, интегративно-оценочная, интегративно-номативная, интегративно-ориентировочная и интегративно-эвристическая.

Таким образом, научное  мировоззрение представляет собой  довольно сложную систему и вместе с тем “означает” понимание природы  такой, какая она есть. 
 
Читать полностью:http://www.km.ru/referats/CE8ED9BF93B04AE3AF01D0F11FA347CB


Информация о работе Типология мировоззрений