Как можно видеть из приведенной
схемы, снижение удельного энерго-,
а также и ресурсопотребления,
позволяет тратить средства не на
закупку энергии и сырья, а
на внедрение энерго- и ресурсосберегающих
технологий и оборудования. Поэтому,
экономия топлива и энергии в
сфере материального производства,
услуг и быта способствует повышению
конкуренто-способности нашей страны
на внешнем рынке, более устойчивому
развитию экономической системы
и повышению уровня благосостояния
общества в целом. Отсюда вытекает еще
один фактор в пользу энергосбережения:
экономия ТЭР – один из механизмов
повышения эффективности экономической
системы. Важнейшим путем обеспечения
устойчивого развития страны является
оптимизация энерго- и ресурсопотребления
на основе энерго- и ресурсосберегающих
экологически чистых технологий.
Экономия энергии неразрывно
связана не только с состоянием
окружающей среды, но и со
сбережением ресурсов. На добычу
руды и выплавку металла, на
производство бумаги, ткани, пищевых
продуктов требуется значительное
количество топлива, тепловой
и электрической энергии. Важнейшим
ресурсом, который можно и нужно экономить,
является вода. Экономия ресурсов во всех
отраслях хозяйственной деятельности
влечет за собой существенную экономию
первичного топлива. Энергосбережение
— это не только техническая проблема.
Она имеет и социальную и воспитательную
сторону. Следует помнить, что впустую
тратить энергию, питьевую воду, металл,
другие ресурсы не менее аморально, чем
выбрасывать хлеб. Их выработка требует
не меньше труда, а холод и отсутствие
света не менее страшны для человека, чем
голод.
Энергосбережение может
явиться одним из главных рычагов
для подъема экономики, однако
повсеместное применение энергосберегающих
мероприятий должно сопровождаться
их всесторонним и серьезным
анализом. И этот анализ должен
включать не только технико-экономический
анализ эффективности энергосберегающих
мероприятий у одного конкретного
потребителя энергии. Необходимо
знать, как скажутся эти мероприятия
на работе источника теплоты
и других потребителей, на работе
сетей теплоснабжения. Возможны
такие негативные последствия
как работа мощностей у источников
энергии на неноминальных режимах
(с уменьшением к.п.д. и срока
службы), разбалансировка тепловых
сетей и т.д. Одновременно необходимо
рассматривать технологические,
экологические, социальные последствия
внедрения энергосберегающих мероприятий.
Таким образом, вопросы энергосбережения
необходимо рассматривать в комплексе,
то есть при их решении необходим
так называемый системный подход.
Это задача довольно сложная,
требующая для своего решения
координированных действий и
решать ее локально – значит
зачастую тратить время и ресурсы
с низкой эффективностью и
отдачей. Поэтому в вопросе
оптимизации ресурсо-и энергопотребления
особая роль отводится государству,
т.к. только государство может
создать необходимые инфраструктуру
и условия для деятельности
производителей и потребителей
ТЭР, нормативно-правовую базу
и финансово-экономический механизм
энергосбережения.
Энергосбережение на транспорте
и при организации перевозок
Значительными резервами
экономии энергоресурсов обладает
транспорт. Экономия топливно-энергетических
ресурсов в сфере транспорта
может осуществляться:
1) на стадии проектирования;
2) на стадии эксплуатации
транспортных средств;
3) путем оптимального
планирования и организации перевозок.
При проектировании
транспортных средств в первую
очередь следует обратить внимание
на создание экономичных двигателей,
в том числе использующих нетрадиционные
виды топлива или электроэнергию.
Кроме того, силовые установки
(двигатели) транспортных средств
должны удовлетворять жестким
требованиям экологического законодательства.
Уже созданы и апробируются
концептуальные транспортные средства,
использующие в качестве топлива
водород, спирты, биотопливо, электроэнергию
и солнечную энергию.
Перспективным является
использование аккумулирующих систем
на транспорте. Например, при движении
автомобиля под уклон или торможении
энергия накапливается в гидравлическом,
электрическом или каком-либо
ином аккумуляторе, установленном
на транспортном средстве. Эту
энергию затем можно использовать
для привода автомобиля в движение
на определенном участке пути.
Идея возврата (рекуперации) энергии
реализована на железнодорожном
транспорте. Так, например, тяговые
двигатели электропоездов при
торможении переходят генераторный
режим, возвращая тем самым
в контактную сеть до 10-15% энергии.
Эта идея особенно эффективна
в метрополитене, где режим
работы – «разгон-торможение»
– без движения накатом.
На водном транспорте
снова наметилась тенденция использования
энергии ветра. При наличии
ветра суда приводятся в движение
при помощи специальных турбинных
веродвигателей. При отсутствии
ветра используется традиционная
силовая установка.
Значительной экономии
энергии на транспорте можно
достичь путем снижения массы
транспортных средств. Над этой
задачей помтоянно работают конструкторы.
Направления энергосбережения
на стадии эксплуатации рассмотрим
на примере автомобильного транспорта.
На стадии эксплуатации
часть топливно-энергетических ресурсов
удается сберечь за счет личного
мастерства водителей. Но для
этого нужны обучение и мотивация
водителей. Это особенно важно,
если поступят на вооружение
парков новые транспортные средства.
Например, новый дизельный двигатель
работает на более низких оборотах,
чем предыдущий, и требует совершенно
другого стиля вождения.
Хотя система подготовки
водителей существует, многие водители
получили слабую подготовку по
экономии топлива и не знают:
·
зависимость расхода топлива
от скорости;
·
зависимость расхода топлива
от работы двигателя;
·
наиболее эффективное использование
многоскоростной коробки передач.
Семинары по экономии
топлива могут проводиться инструкторами
автобусных и грузовых парков.
Однако первоначально они сами
должны пройти подобный курс
и гарантировать, что основные
современные технические приемы и принципы
будут донесены до водителей. Эффективность
обучения повысится с использованием
специальных учебных транспортных средств,
оснащенных расходомером топлива.
Существенные этапы
программы обучения экономии
топлива следующие:
·
начальная оценка действий водителя
по экономии топлива и техники
вождения;
·
занятия по принципам экономии
топлива в классе;
·
демонстративный заезд инструктора
по маршруту;
·
повторный заезд ученика по
маршруту под руководством инструктора;
·
оценка действий ученика инструктором;
·
рекомендации инструктора по
повышению экономии топлива;
·
обеспечение стандартных рекомендаций
по экономии топлива;
·
регулярная оценка действий водителя
после прохождения образовательного
курса.
Важно поддерживать
водителей в любых их устремлениях
увеличить экономию топлива.
Выбор транспортных
средств является важным аспектом
обеспечения энергетической эффективности
грузовых перевозок. Транспортное
средство должно быть выбрано
согласно грузоподъемности и
технической характеристике. Одна
из проблем стареющих парков
— небольшой выбор транспортных
средств. Например, это приводит
к осуществлению небольших объемов
грузоперевозок транспортом гораздо
большей грузоподъемности, чем требуется.
Среднее потребление топлива
возрастает с размерами и весом
транспортных средств – налицо
бесполезный расход топлива. Выбор
транспортных средств также важен
и в пассажирском транспорте,
но, тем не менее, часто встречается
ситуация, когда в отечественных
автобусных парках задействованность
транспорта в среднем намного
выше, чем, например, в Западной
Европе, где микроавтобусы небольших
размеров направляются на менее
загруженные маршруты. Ситуация
постепенно исправляется, т.к. парк
микроавтобусов расширяется.
Основной проблемой,
с которой столкнулись автопарки
пассажирского и грузового транспорта,
является недостаток инвестиций
для замены устаревших транспортных
средств и поддержания существующих
в хорошем рабочем состоянии.
Положение ухудшается недостатком
запчастей, плохим техобслуживанием
инструментов и механизмов и
низким качеством топлива и
смазочных материалов. Поэтому важнейшее
направление энергосбережения на
транспорте лежит через обновление
и использование современной
техники, поддержание исправного
технического состояния транспортных
средств, проведение качественного
и своевременного технического
обслуживания, ремонта и контроля
за техническим состоянием транспортных
средств.
Эффективные системы
технического обслуживания обеспечивают
безопасность, надежность и экономичный
расход топлива. Транспортные
средства в плохом техническом
состоянии расходуют больше топлива.
Ошибки, связанные с расходом
топлива и энергии на холостом
ходу, а также пробег, не связанный
с работой, являются наиболее
часто обнаруживаемыми при проверке
транспортных средств.
Программы по обеспечению
технического обслуживания двигателей
обычно приносят до 5% экономии
топлива. Недостаточное техническое
обслуживание может сказаться
на увеличении затрат из-за
перерасхода топлива до 40%. Системы
технического обслуживания должны
быть гибкими и позволять вносить
изменения в кратчайшие сроки.
Технический персонал
должен стараться избегать ошибок,
связанных с регулировкой подач
топлива, таких как черный клубящийся
дым (дизельные двигатели), утечки
топлива, неверного уровня давления
в шинах и крепления тормозов.
Руководители должны быть уверены,
что технический персонал старается
сократить потери топлива, происходящие
ввиду подобных ошибок. От каждого
водителя следует требовать ежедневной
проверки транспортного средства
на предмет утечки топлива.
Особое значение имеет
использование качественного топлива
и контроль качества топлива,
а так же контроль соответствия
марки используемого топлива.
Плохое качество или несоответствие
топлива ведет к менее эффективному
ходу транспортного средства, а
также к нерациональному расходу
топлива.
Эффективное планирование
и составление маршрутов для
грузовых транспортных средств
может сократить потребление
топлива за счет:
·
разработки кратчайшего маршрута
доставки;
·
разработки самого быстрого маршрута
доставки (объезд загруженных дорог);
·
использования загруженных машин
на обоих участках пути —
туда обратно;
·
объединения небольших заказов,
или заказов, расположенных на
общем направлении.
На основе эффективного
планирования и составления маршрутов
для общественного транспорта
можно достичь экономии топлива
с помощью следующих мер:
а) обеспечение услуг,
соответствующих запросам населения
и, таким образом, конкурирующих
с частным сектором;
б) соизмерение количества
и размеров автобусов, выпускаемых
на линию, с суточными колебаниями
пассажиропотока.
Управление движением
должно быть нацелено на создание
расширенного транспортного потока.
Существуют несколько аспектов,
которые могут способствовать
достижению этой цели:
Ø оформление
системы дорог – система одностороннего
движения, развязки, кольцевые дороги;
Ø пересечение
дорог и его оформление –
выбранные дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы, разграничение
дорог и т.д.
Ø ограничения
доступа – т.е. дифференциация
тяжелых, частных и других транспортных
средств, ограниченное время въезда
в центральные зоны;
Ø система
мониторинга транспортных средств
– система слежения с целью
определения местонахождения транспортного
средства;
Ø помощь
в ориентировании на трассах
– хорошие карты и дорожные
обозначения;
Ø эксплуатация
дорог – устранение дорожных
повреждений, вызывающих поломки
транспортных средств, улучшение
дренажей для предупреждения
скольжения и аварий (повреждение
колес, вызванное плохим состоянием
дорог может повышать расход
топлива до 4%);
Ø выделение
в приоритетную группу общественного
транспорта – автобусные маршруты,
система зеленого коридора на
дорожных светофорах;
Существенное повышение
энергетической эффективности может
быть достигнуто за счет инвестирования
в системы общественного транспорта,
инфраструктуру дорог и грузовые
транспортные компании. Такие программы
требуют определенное количество
капитальных вложений и время.
Однако экономия может быть
достигнута и низкозатратными
мерами, такими как упрощенное
транспортное планирование, распространение
технической информации; обучение
ответственных за пользование
и техобслуживание транспортных.