Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:16, реферат
Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимодействия ее движущих сил. В основе антропогенеза лежат такие биологические факторы, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Ч. Дарвин считал, что главную роль в антропогенезе играл именно естественный отбор и особенно одна его форма -- половой отбор.
Введение.
Труд как фактор эволюции человека.
Общественный оброз жызни как фактро эволюции.
Особенности процесса эволюции человека.
Качественные отличия человека.
Заключение.
Литература.
План.
Введение.
Труд как фактор эволюции человека.
Общественный оброз жызни как фактро эволюции.
Особенности процесса эволюции человека.
Качественные отличия человека.
Заключение.
Литература.
Введение
Человек, как и любой другой биологический
вид, формировался в процессе эволюции
и является результатом взаимодействия
ее движущих сил. В основе антропогенеза
лежат такие биологические
Роль социальных факторов в процессе происхождения человека рассматривается в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Ф. Энгельс показал, что именно труд, общественная жизнь, сознание и речь выделили человека из животного мира.
Труд как фактор эволюции челов
Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом, который мог действовать на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме этого рука стала использоваться для изготовления орудий труда. Данное умение приобреталось в течение длительного времени.
В процессе изготовления и применения орудий рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Некоторые исследователи отмечают связь между функцией руки и развитием определенных зон мозга. Усиление давления естественного отбора в небывало короткий срок привело к значительному увеличению размеров мозга у гоминид. Примерно за 1 млн лет средний объем черепной коробки возрос почти вдвое. По-видимому, интенсивность отбора в таком направлении определялась необходимостью рационально использовать орудия и потребностью в эффективной системе общения, т.е. речи.
Таким образом, прямохождение освободило переднюю конечность для превращения ее в орган трудовой деятельности. Возрастающий объем воспринимаемой информации совместно с трудовой деятельностью обусловил быстрое развитие головного мозга и способность к групцовому адаптивному поведению.
Общественный образ жизни как ф
Трудность выживания предков гоминид в сложных условиях борьбы за существование при переходе к наземному образу жизни усугублялась низкой плодовитостью. Противостоять хищникам проще было группе, чем отдельным индивидам. Недостатки естественных органов предки человека восполняли искусственными орудиями. Таким образом, труд уже при возникновении был общественным.
Труд способствовал сплочению древних людей в коллективы. Становились все более частыми случаи взаимной поддержки и совместной деятельности. Старшие члены коллектива обучали подрастающее поколение отыскивать природные материалы, необходимые для изготовления орудий труда, учили приемам изготовления таких орудий и их применению.
Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. Совместная трудовая деятельность требовала координации. Возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые привели к появлению речи.
Взаимосвязанное развитие общественного
труда, речи и сознания привело к
совершенствованию всего
Особенности процесса эволюции
Эволюционные преобразования предков человека, обусловленные давлением естественного отбора, явились биологическими предпосылками развития социальных отношений. Совершенствование способности изготавливать различные орудия и использовать их при своей защите, а также при добывании пищи явилось решающим фактором успеха в борьбе за существование и качественно отделило человека от животного мира. Однако это не исключало действия на человека общих законов развития живой природы. Биологические и социальные факторы в процессе эволюции людей действуют параллельно, но с разной скоростью: первые -- с замедлением, вторые -- с ускорением.
На ранних этапах антропогенеза
естественный отбор имел решающее значение.
Сначала шел отбор
Характерная черта антропогенеза -- одно направленность эволюционных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохождения, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде (развитие мозга и руки), совершенствованием коллективного образа жизни.
Овладев культурой производства совершенных орудий труда, приготовлением пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания.
Качественные отличия человека
Первого представителя рода Homo -- человека умелого выделяют из животного мира по признаку трудовой деятельности. Не просто использование палки или камня как орудия, а именно производство различных орудий явилось гранью, отделившей человека от человекоподобных предков.
Обезьяны часто пользуются палками и камнями для добывания пищи, как и многие животные (один из видов галапагосских вьюрков, морская выдра). Как бы ни были поразительны манипуляции животных с различными предметами, они либо случайны, либо возникли на основе условных рефлексов, либо вызваны запрограммированными поведенческими особенностями и непосредственно не определяют их выживаемость.
Общий план строения организма человека
такой же, как и у всех млекопитающих.
Отличия связаны с
В связи с прямохождением у человека образовались четыре изгиба позвоночника. Сбалансированность черепа на шейных позвонках обеспечивается перемещением затылочного отверстия ближе к центру основания черепа.
Прямохождение и трудовая деятельность человека сказались и на пропорциях тела. Кости нижних конечностей у человека длиннее гомологичных костей верхних конечностей, устойчивое положение туловища на длинных ногах обеспечивается укорочением позвоночного столба. Грудная клетка уплощена в спинно-брюшном направлении, кости таза имеют форму чаши (следствие давления органов грудной и брюшной полости). Изначально плоская хватательная стопа обезьяны приобрела сводчатое строение. Рука человека отличается небольшими размерами, тонкостью и подвижностью, способностью к разнообразным движениям. Большой палец отставлен в сторону и может противопоставляться всем остальным, благодаря чему человек способен не только захватывать предмет, как это делают обезьяны, но и обхватывать его, что имеет большое значение при работе.
В связи с развитием головного мозга мозговая часть черепа достигла наибольших размеров (до 1500 см 3). По объему она больше лицевой в 4 раза (у приматов это соотношение равно 1:1). Нижняя челюсть подковообразной формы, с выступающим подбородком, что связано с речевой деятельностью и развитием мускулатуры языка.
Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы, под которой И.П. Павлов понимал слово; а также связанное с ней абстрактное мышление, построение логических цепочек и обобщений.
Для человека характерна особая, не связанная с генетическими механизмами форма передачи информации в ряду поколений -- преемственность культуры, знании, традиций. Опыт, приобретенный человеком на протяжении жизни, не исчезает вместе с ним, а становится составной частью общечеловеческой культуры. Все это стало возможным благодаря развитию речи, а затем и письменности.
Морфофизиологические
Известны случаи развития детей в возрасте до 5 лет изолированно от остальных людей. После возвращения в нормальные условия способность говорить и мыслить у них развивалась либо очень плохо, либо не развивалась совсем (в зависимости от возраста, в котором ребенок попал в условия изоляции).
Заключение.
В основе антропогенеза лежат
Литература
1. Абрамова З.А. Палеолит мира.
Исследования по археологии
2. Алексеев В.П. Антропогенез - решенная
проблема или череда
3. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. - М.: Педагогика-Пресс,1994.
4. Жизнь - как она возникла? Путёмэволюцииилипутёмсотворени
4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки психологии. - М.: Тривола, 2009 - 304 с.
6. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли. - М.Просвещение, 2007 - 255 с.
7. Проблема человека: опыт системного осмысления. Сборник статей. -Владивосток: Изд-во ПИПКРО, 2007 - 146 с.
8. Лалаянц И.Э. Шестой день творения. - М.: Политиздат, 2009 - 110 с.
9. Орлов Ю.А. В мире древних животных. - М.: Наука, 1999. - 163 с.
10. Реймерс Н.Ф.Популярный биологический словарь.- М.: Наука,2000 -544 с.
11. Розанцев Э.Г. Химическая гармония организма. - М.: Знание, 2011 -32 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Химия»; № 8)
12. Фридман Э.П.. Приматы. - М.: Наука, 1989. - 216 с.
13. Шатковский А.Г. Человек как социально интегрированная многоуровневая живая система/Проблема человека: опыт системного осмысления.Сборник статей. - Владивосток: Изд-во ПИПКРО, 2007 с.
14. GrovesC.P. TheOriginofModernHumans. - InterdisciplinaryScienceReview