Твердые бытовые отходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 23:14, реферат

Описание работы

Твердые бытовые отходы - это богатый источник вторичных ресурсов (в том числе черных, цветных, редких и рассеянных металлов), а также "бесплатный" энергоноситель, так как бытовой мусор - возобновляемое углеродсодержащее энергетическое сырье для топливной энергетики. Однако для любого города и населенного пункта проблема удаления или обезвреживания твердых бытовых отходов всегда является в первую очередь проблемой экологической.

Содержание работы

Введение 3
1 Методы хранения и переработки ТБО 5
1.1 Захоронение 5
1.2 Сжигание 7
1.3 Компостирование как разновидность утилизации ТБО 10
2 Решение указанных проблем в Воронеже 12
2.1 Положение дел в Воронеже 12
2.2 Строительство Технопарка в Воронежской области 13
Заключение 16
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ.docx

— 45.15 Кб (Скачать файл)

В России компостирование  с помощью компостных ям часто  применяется населением в индивидуальных домах или на садовых участках. В то же время процесс компостирования  может быть централизован и проводиться  на специальных площадках. Существует несколько технологий компостирования, различающихся по стоимости и  сложности. Более простые и дешевые  технологии требуют больше места и процесс компостирования занимает больше времени..

Конечным продуктом компостирования  является компост, который может  найти различные применения в  городском и сельском хозяйстве.

Компостирование, применяемое  в России на т.н. механизированных мусороперерабатывающих заводах, например, в Санкт-Петербурге, представляет из себя процесс сбраживания в биореакторах всего объема ТБО, а не только его органической составляющей. Хотя характеристики конечного продукта могут быть значительно улучшены путем извлечения из отходов металла, пластика и т.д., все же он представляет из себя достаточно опасный продукт и находит очень ограниченное применение (на Западе такой «компост» применяют только для покрытия свалок).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Решение указанных проблем в Воронеже

2.1 Положение дел в Воронеже

В настоящее время ситуация со сбором и переработкой мусора в  Воронежской области находится  за пределами критической черты  и требует немедленного изменения. По моему мнению, при наличии желания  и политической воли руководителей  ответственных департаментов Правительства  Воронежской области, существует реальная возможность в течении 3-5 лет решить эту задачу не путём выделения дополнительных мест под полигоны и дальнейшего захламления окрестностей городских округов и поселений нашего Воронежского края, а путём строительства высокотехнологичных производств по переработке мусора. Основная проблема здесь заключается в том, что такие предприятия стоят очень дорого (от 3 до 5 млрд. руб.), а окупаются не быстро (до 10 лет). Решить эту проблему можно путём применения механизмов государственно-частного (ГЧП), а её решение родилось в результате моего общения в стенах АНХ в 2010 году Виктором Алексеевичем Кабашкиным (светлая ему память) на семинаре посвященному ГЧП. Поскольку обозначенная выше сумма является неподъёмной для любого муниципалитета, то как сказал Виктор Алексеевич (в то время ведущий специалист по ГЧП в ВЭБ) можно пойти следующим путём, на Совете муниципальных образований области рассмотреть вопрос о разработке среднесрочной целевой программы (на 3-5 лет) по нескольким (2-3) территориям заинтересованным в совместной эксплуатации такого предприятия по переработке мусора. В этом случае такая программа может приниматься в ВЭБ как гарантия обязательств муниципальных образований и под такую программу может быть выделен кредит. Понятно, что в этом случае возникает реальная возможность получить финансирование и привлечь средства внешнего инвестора на принципах ГЧП, причём сумма выплат по кредиту может быть пролонгирована на несколько десятков лет, а сами выплаты будут осуществляться инвестором, который сможет ещё и платить налоги в казну региона, а также обеспечивать население рабочими местами (до 150-200 человек) на многие годы вперёд. По моим расчётам, область могла бы привлечь инвестиции по данному направлению в течении ближайших 3-5 лет в объёме не менее 30-35 млрд. руб. и обеспечить рабочими местами не менее 4-4,5 тыс. человек, при этом проблема мусора может будет решена на системной основе и в полном объёме. Предлагаю, председателю Совета муниципальных образований Воронежской области провести по эту вопросу в ближайшее время расширенное заседание, на которое пригласить заместителя директора по научной работе Воронежского филиала РАНХиГС (т.е. меня) для выступления. Крайне желательным было бы пригласить на это заседание и руководителя Агентства по привлечению инвестиций Воронежской области и других заинтересованных руководителей ответственных Департаментов и управлений Правительства области. По результатам заседания поручить совместную разработку и реализацию региональной целевой программы переработке твёрдых бытовых отходов Воронежскому филиалу РАНХиГС и Агентству по привлечению инвестиций Воронежской области.

2.2 Строительство Технопарка  в Воронежской области

За последние десятилетия  как в промышленно развитых странах, так и в России стратегия в  области управления отходами подвергается существенным изменениям. Главными причинами  таких изменений явились увеличение загрязнения природной среды, его  негативное влияние на здоровье населения, а также происшедшие изменения  в экологической политике и законодательстве. Таким образом, политика в сфере  управления отходами, главным образом, ориентирована на снижение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования.

В настоящее время на территории Воронежской области реализуется  Областная целевая программа  «Социальное и экономическое  развитие Воронежской области на период 2007-2011 годы», в рамках которой Управляющей компанией ЗАО «Воронеж-ТБО» в 2007 году был построен и введен в эксплуатацию новый современный полигон ТБО, площадью - 7,35 га., что обозначило выполнение 1-го этапа Проекта по строительству Технопарка в Воронежской области. В настоящее время Управляющая компания во главе с Генеральным директором Сорокиным Сергеем Викторовичем приступила к реализации 2-го этапа - выполнение проектных работ по строительству мусоросортировочного комплекса. 3-ий этап - строительство мусороперерабатывающего завода.

Строительство полигона ТБО  выполнено в соответствии с проектом строительства полигона твердых  бытовых отходов в Семилукском  районе Воронежской обл., который  имеет положительное санитарно-эпидемиологическое заключение №36.СА.05.000.Т.000115.05.06 от 29.05.2006г. и положительное заключение государственной  экологической экспертизы от 25.08.2006г. №285/ЭН-14-12, утвержденное приказом руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Воронежской области от 05.09.2006г. №617-Э.

Новый полигон ТБО, построенный  ЗАО «Воронеж-ТБО» расположен в Воронежской  области, Семилукском районе, на месте  отвалов отработанного рудника. У ЗАО «ВОРОНЕЖ-ТБО» имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов №ОТ-12-000516(36) от 17 января 2008г.

Полигон предназначен для  захоронения твердых бытовых  отходов (ТБО). Поставщиками отходов  производства и потребления являются ДЭЗы на территории г. Воронежа и Семилукского района, торговые предприятия и рынки, зрелищные заведения (стадионы, кинотеатры) и другие организации, деятельность которых связана с образованием твердых отходов: дошкольные и учебные заведении, учреждения здравоохранения, парки, пляжи, вокзалы и прочие.

Полигон построен с соблюдением  всех нормативных требований, таких  как устройство защитного экрана, нагорных канав, внутренних и внешних  дорог и т.п. Общая площадь полигона составляет 73 535 м2. Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) от границ жилой застройки до границ полигона составляет не менее 1000 м. Ближайшие жилые застройки с. Старое расположены в 1675 м. Для контроля над состоянием подземных вод предусмотрены контрольные скважины, расположенные с учетом протяженности землеотвода и особенностей рельефа. Пробы воды отбираются 1 раз в квартал, с дальнейшим исследованием проб в аттестованных для этих целей лабораториях.

Все образующиеся отходы продолжают вывозится на полигон «Семилукский», переполненный и давно выработавший свой ресурс (срок эксплуатации закончился в конце 2001 года). Кроме того, строительство полигона осуществлялось без соблюдения существующих норм, в результате чего произошло загрязнение эксплуатируемых водоносных горизонтов и крупных речных систем.

 

Заключение

 

Природные ресурсы, которые  потребляет человечество, можно условно  разделить на две части: возобновляемые и не возобновляемые. К возобновляемым ресурсам относятся все те ресурсы, которые можно восстановить с  помощью фотосинтеза в обозримый  отрезок времени. Речь идёт в первую очередь обо всех видах растительности и тех ресурсах, которые можно  из неё получить. К не возобновляемым относятся полезные ископаемые, которые в обозримое геологическое время уже не восстановятся.

Сегодня, используя сложившиеся  технологии, человечество имеет разнообразнейшую структуру всевозможных отходов  бытового и промышленного происхождения. Эти отходы, постепенно накапливаясь, превратились в настоящее бедствие. Правительства развитых стран начинают все большее внимание уделять  вопросам охраны окружающей среды и  поощряют создание соответствующих  технологий. Развиваются системы  очистки территорий от мусора и технологии его сжигания. Однако есть достаточно много причин считать, что технологии сжигания мусора являются тупиковыми. Уже в настоящее время затраты  на сжигание 1 кг мусора составляют 21,31 рубля. Если не перейти на другие технологии ликвидации отходов, то затраты будут  расти. При этом следует иметь  в виду, что необходимы такие новые  технологии, которые со временем могли  бы обеспечить, с одной стороны, потребительские  запросы населения, а с другой стороны, сохранность окружающей среды.

Если рассматривать технологию термического фракционирования, то можно  отметить, что главным недостатком  является необходимость предварительно классифицировать отходы по видам мусора, но на это требуется внедрение  на государственном уровне технологий по сбору мусора. Поэтому очень  большой интерес представляют технологии переработки мусора (городских свалок и т.п.) с получением при этом полезных продуктов и положительного экономического эффекта.

По оценкам специалистов, более 60% городских отходов - это  потенциальное вторичное сырье, которое можно переработать и  с выгодой реализовать. Еще около 30% - это органические отходы, которые  можно превратить в компост.

Твердые бытовые отходы - это богатый источник вторичных  ресурсов (в том числе черных, цветных, редких и рассеянных металлов), а также "бесплатный" энергоноситель, так как бытовой мусор - возобновляемое углеродсодержащее энергетическое сырье для топливной энергетики. Однако для любого города и населенного  пункта проблема удаления или обезвреживания твердых бытовых отходов всегда является в первую очередь проблемой  экологической. Как известно, подавляющая  масса ТБО в мире пока складируется на мусорных свалках, стихийных или  специально организованных в виде "мусорных полигонов". Однако это самый неэффективный  способ борьбы с ТБО, так как мусорные свалки, занимающие огромные территории часто плодородных земель и характеризующиеся  высокой концентрацией углеродсодержащих  материалов (бумага, полиэтилен, пластик, дерево, резина), часто горят, загрязняя  окружающую среду отходящими газами. Кроме того, мусорные свалки являются источником загрязнения как поверхностных, так и подземных вод за счет дренажа свалок атмосферными осадками

По данным специализированных фирм, осуществляющих в настоящее  время даже малоперспективные технологии прямого сжигания твердых бытовых  отходов, реализация термических методов  при сжигании 1000 кг ТБО позволит получить тепловую энергию, эквивалентную  сжиганию 250 кг мазута. Однако реальная экономия будет еще больше, поскольку  не учитывают сам факт сохранения первичного сырья и затраты на добычу его, т. е. нефти и получения  из нее мазута. Кроме того, в развитых странах существует законодательное ограничение на содержание в 1 м3 выбрасываемого в атмосферу дымового газа не более 0,1х10-9 г двуокиси азота и фуранов при сжигании отходов. Эти ограничения диктуют необходимость поисков технологических путей обеззараживания ТБО с наименьшим отрицательным влиянием на окружающую среду, особенно мусорных свалок. Следовательно, присутствие бытового мусора в открытых свалках крайне отрицательно влияет на окружающую среду и как следствие — на человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Бобович Б.Б. и Девяткин В.В., «Переработка отходов производства и потребления», М2008.

2. Обоснование использования отходов в качестве вторичного материального ресурса в сельскохозяйственном производстве/ В.И. Титова, М.В. Дабахов, Е.В. Дабахова/ Нижегородская гос. с.-х. академия. –Н.Новгород, Изд-во ВВАГС, 2009г.

3. «Утилизация твердых отходов», под ред. А.П. Цыганкова. – М.: Стройиздат, 2006.

4. .Экология (Серия «Учебный курс»)/А.И..Ажгиревич, В.А. Грачев, В.А.Гутенев и др.; Под ред. проф. В.В. Денисова.-М.; ИКЦ»»МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» , 2006.

5. Экология городской среды: Учебное пособие / В.А. Хомич; М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2006.

 


Информация о работе Твердые бытовые отходы