Учение о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 00:42, реферат

Описание работы

В XX в. такой же по значению величиной в области естественных наук стал Владимир Иванович Вернадский. На его принадлежность к своей сфере могут претендовать и естествоиспытатели самых различных направлений, и приверженцы точного экспериментально проверяемого знания, и историки науки и человеческой мысли, и науковеды, и, конечно, философы-гуманисты, социологи. Он, несомненно, принадлежал к тем немногим в истории не только своего народа, но и человечества, кому было по силам охватить могучим умом целостность всей картины мира и стать провидцем.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….2
Введение термина «ноосфера» в экологию и учение
Вернадского В.И. о ноосфере………………………………….3
Трансформация биосферы в ноосферу………………………..5
Выводы…………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

uchenie_o_noosfere.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Понятие ноосферы было введено французскими учеными О. Леруа и П. Тейяром де Шарденом в 1927 году. Идея Леруа и де Шардена состояла в том, что в процессе эволюционного ра звития человека и развития высшей нервной деятельности возникла особая духовно-психическая способность – разум рефлективного типа, являющийся основой самосознания, самопознания, познания макро- и микромира.

Развитие учения о ноосфере неразрывно связано с именем нашего соотечественника – академика Владимира Ивановича Вернадского, чьи идеи обогатили науку и стали ведущими, основными в развитии многих отраслей знаний, в том числе знаний о биосфере и ноосфере. Естественнонаучной основой концепции ноосферы является учение о биосфере. Согласно учению В.И. Вернадского биосфера – оболочка Земли, состав, структура и энергетика

которой обусловлена прошлой и современной деятельностью живых организмов. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему. В.И. Вернадский рассматривал биосферу как активную оболочку Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов, мыслящих и не мыслящих, проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба. Живое существо, преобразуя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю («мертвое вещество») в непрерывный круговорот.

Ноосферу следует рассматривать как высшую стадию развития биосферы, связанную развитием в ней человеческого общества, которое, познавая законы природы и развития и бесконечно развивая возможности техники, становится главной планетарной движущей силой, которая является самой грандиозной и которая превышает по своим масштабам все известные геологические процессы. Созидая, человек использует не только свой разум, но чувства, волю, умение, силу. Разум выполняет роль организатора и руководителя. Единство мысли и труда создает новую социальную сущность человека, предопределяет переход биосферы в ноосферу. Как отмечал В.И. Вернадский, высшей социальной ценностью в ноосфере является развитие свободной человеческой личности [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Вернадский. Ноосфера Вернадского. Биосфера планета Земля. – Доступно из сайта: http://www.biblitekar.ru/1vernadskiy.htm
  2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Наука, 1998.
  3. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2003.
  4. Концепции современного естествознания. / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 1999.
  5. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура.

– М.: Политиздат, 1991. – 624 с.

  1. С.И. Кшнякина, С.В. Кшнякин Ноосфера и современный мир. – Доступно из сайта: http://www.dspace.uabs.edu.ua/bitstream/14_SKS_Kshnyakina.pdf

 

 


Информация о работе Учение о ноосфере