Учение В. И. Вернадского о ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Ноосфера – это не просто Биосфера, преобразованная человеческим разумом. Возникновение ноосферы это — естественный процесс, в котором человечество, как целое, выполняет определенную геохимическую функцию. Преобразуя Биосферу, которая подобно живому организму структурирована на клетки – биогеоценозы, человечество меняет и ее структуру, и характер организации в них процессов. Это преобразование имеет свои этапы и свой предел – состояние целостности, в которой гармонизированы естественные процессы и разумная деятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Учение В. И. Вернадского о ноосфере……………………………………………………………4-6
Возникновение ноосферы………………………………………………………………………………6-8
Развитие ноосферы……………………………………………………………………………………….8-11
Условия становления ноосферы…………………………………………………………………11-15
Перспективы ноосферы………………………………………………………………………………15-19
Заключение……………………………………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 46.27 Кб (Скачать файл)

Условия становления ноосферы

1. Заселение человеком всей планеты. Это условие выполнено. На Земле не осталось мест, где не ступала бы нога человека. Он обосновался даже в Антарктиде.

2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами. Это условие также можно считать выполненным. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаем о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, ускоряются, появляются такие возможности, о которых недавно трудно было мечтать.

3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли. Это условие можно считать если не выполненным, то выполняющимся. Возникшая после второй мировой войны Организация Объединенных наций (ООН) оказалась гораздо более устойчивой и действенной, чем Лига наций, существовавшая в Женеве с 1919 г. по 1946 г.

4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.

5. Расширение границ биосферы и выход в космос. В работах последнего десятилетия жизни Вернадский не считал границы биосферы постоянными. Он подчеркивал расширение их в прошлом как итог выхода живого вещества на сушу, появления высокоствольной растительности, летающих насекомых, а позднее летающих ящеров и птиц. В процессе перехода в ноосферу границы биосферы должны расширяться, а человек должен выйти в космос. Эти предсказания сбылись.

6. Открытие новых источников энергии. Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Человечество (а точнее политики) явно не готово ограничиться мирными целями, более того – атомная (ядерная) сила вошла в наш век прежде всего как военное средство и средство устрашения противостоящих ядерных держав. Вопрос об использовании атомной энергии глубоко волновал Вернадского еще более полувека назад. В предисловии к книге “Очерки и речи” он пророчески писал: “Недалеко время, когда человек получит в свои руки атомную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать ту силу, которую неизбежно должна ему дать наука?”. Огромный ядерный потенциал поддерживается чувством взаимного страха и стремлением одной из сторон к зыбкому превосходству. Могущество нового источника энергии оказалось сомнительным, он пришелся не ко времени и попал не в те руки. Для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии в 1957 году создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), объединявшее к 1981 году 111 государств.

7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается.

8. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где еще совсем недавно наука находилась под колоссальным гнетом определенных философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжелого экономического положения в российской науке многие ученые вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданы международные фонды.

9. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. О выполнении этого условия трудно судить объективно, находясь в большой стране, стоящей на пороге голода и нищеты, как об этом пишут все газеты. Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.

10. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие, особенно в нашей стране, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей.

11. Исключение войн из жизни общества. Это условие Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны еще уносят многие жизни.[8]

Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал В. И. Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс ее образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным.

Перспективы ноосферы

Когда сегодня обсуждаются пути выхода из глобального кризиса, угрожающего разрушением всей биосферы Земли и уже заметно подорвавшего духовные основы человеческого существования, в качестве “экологически безопасного” будущего предлагается концепция “устойчивого развития” общества. У ряда отечественных философов такое “устойчивое развитие” имеет ноосферную (по Вернадскому) перспективу.

Ноосфера, как понимал ее ученый В.И. Вернадский, – это новый уровень организованности биосферы, созданный и управляемый научной мыслью, сама же научная мысль – явление планетарное. Правда, Владимир Иванович обрисовал свою идею универсально управляемой человеческим разумом среды обитании (т.е. управления всеми процессами на планете) несколько неопределенно, поскольку для него ,во-первых, идеалы демократии, “свободно мыслящего человечества как единого целого” “идут в унисон со стихийным геологическим процессом” перестройки биосферы в ноосферу, а, во-вторых, человеческий разум является одним из этапов эволюции способности к познанию.[9]

Первое звучит в конце двадцатого века несколько старомодно, потому что деятельность человечества, воздействующая на развитие геологического процесса, да и политическая обстановка в семье народов внушает больше опасений, чем оптимизма. Что касается второго, то его, видимо, можно понять так, что непреложность и обязательность научных истин подготавливает со стихийной неотвратимостью не только эпоху ноосферы, но и переход человеческого разума – и человека разумного – в новую эволюционную стадию.

Но все же обрисованная Вернадским ноосфера дает гораздо больше оснований считать, что она реализуется главным образом в техносфере. Интересно отметить, что Вернадский предполагает в будущем управление и “такой огромной областью явлений”, как мир художественных построений (оказывающих “огромное влияние на научный анализ реальности”) и даже теми из них, которые, как музыка или зодчество, “мало отражаются в логике”.

Решение кризисной ситуации связано с ценностной переориентацией сознания. В определившемся четверть века назад направлении философских исследований – экологической этике – предлагается расширить сферу действия человеческой морали до включения в нее всей природы, всех членов биотического сообщества от индивидуальных животных и растений до их видов, а также рек, ландшафтов и всей экосистемы планеты. Постепенно эта сфера исследований разрывает рамки этических проблем, превращаясь в философию отношений с природой нашей планеты, хотя в центре внимания ряда авторов (Холмс Роллстон III, Бэрд Колликот) остаются поиски всеобъемлющей этической теории, обосновывающей внутреннюю ценность природы.[2]

В складывающейся философии отношений с природой все большую популярность приобретает идея сознательной трансформации сознания, акцент на проблемы онтологии и философской психологии. Это направление называется глубинной экологией.

Термин “глубинная экология” был предложен норвежским философом А. Нейсом в 1973г. Выбор названия был связан, согласно объяснению автора, находящегося под впечатлением философии и практики ненасилия Ганди, именно с уровнем постановки вопросов.

Более глубокая постановка вопросов типа – какое общество, какое образование, какая форма религии наиболее благоприятны для всей полноты жизни на нашей планете – приводит к необходимости для каждого отчетливо сформулировать некоторый цельный взгляд на вещи. При этом, подчеркивает Нейс, глубинные экологи не чувствуют себя ограниченными рамками науки, потому что именно на такие жизненно важные вопросы наша фрагментарная и в принципе неполная западная наука не может дать убедительного ответа.

Глубинная экология – не теория и не система, это подход, путь, практика, противопоставляющая себя доминирующему мировоззрению. Взгляд на мир технологической цивилизации, подчеркивают Дивол и Сешенс, влечет к господству над природой, над средой обитания как ресурсами для человека, определяет неограниченный экономический рост ради увеличения человеческой популяции, внушает веру в неисчерпаемость природных ресурсов, в научно-технический прогресс и его возможности. Потребительство как преобладающее настроение обусловливает объединение людей в сообщества, организованные по национальному признаку.

Глубинно-экологический подход ведет к целостному взгляду на Мир, обусловливающему гармонию с природой Земли, признание внутренней ее ценности, биосферного равенства существ, он предполагает “изящно простые” материальные потребности, самоограничение ради сохранения Земли, адекватную технологию, достаточную для воспроизводства, недоминирующую науку, опирающуюся также и на традиции меньшинства и на биорегиональные отношения.

Глубинная экология как подход к экологической философии воскрешает забытый образ глубоко пережитого личного целостного взгляда на мир – экософии. Однако ряд принципов разделяется всеми глубинными экологами. Эти принципы можно образно представить себе как нити единства, скрепляющие разнообразие индивидуальных экософских версий (личных экософий). Источник этих принципов, конечно, не только данные экологии, но и базисные интуиции, тот опыт переживания единства с Природой или Миром, который Нейс называет иногда океаническим, иногда религиозным чувством.

Экологи-реформаторы надеются на небольшой ремонт нашей системы, тогда как глубинные экологи считают, что только радикальный сдвиг в нашем сознании и, следовательно, в фундаментальных отношениях к природе в нас и вокруг нас сможет изменить наши приоритеты и практику, позволит нам выжить. Это — самый трудный вопрос из тех, что подняты глубинной экологией. Мы должны измениться на пути к подлинно экологическому типу восприятия, мышления и практики. И наше изменение должно дойти до уровня осознания того, что наше “я” является частью более объемлющего “Я”, которое и будет направлять наши действия.

Успешное разрешение выдвинутых в современную эпоху на передний план многообразных глобальных проблем, экологических в том числе, невозможно без обращения к учению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

Величие безграничного Космоса, по отношению к которому любая человеческая жизнь представляется величиной бесконечно малой, не укладывается в обыденном человеческом сознании. С появлением человечества стихийное историческое развитие жизни на нашей планете постоянно ставится под всеобщий сознательный контроль человеческого разума: это и есть тот самый процесс, который В.И. Вернадский представлял как превращение биосферы в ноосферу.

Он не оставил законченного учения о ноосфере, отсюда - многочисленные и часто неверные толкования самого понятия. Одни авторы считают, что это планетизированный поток информации, «поддерживающий или изменяющий структуру мира, это постоянно возникающее и развивающееся знание», другие отождествляют ноосферу с техносферой, антропосферой и т.п. При таком понимании ноосферы упускается из виду самое главное в концепции Вернадского - не только роль сознательного в процессе преобразования природы, но и мысль о творческом воздействии человека на окружающую среду.

Возросшая эксплуатация природных ресурсов, нарастающее загрязнение среды обитания отбросами промышленного производства, рост заболеваний, постоянный голод миллионов людей - для устранения всего этого требуются согласованные усилия науки и человечества в целом.

Необходимость оптимизации биосферы ученый связывал не только с чисто биосферными потребностями человека (то есть потребностями в природной среде таковой). Человек понимается им не только как чисто природная сила, «геологический субстрат», а как сила, оптимизирующая свою деятельность в природе в соответствии с законами природы и красоты. Ноосфера - это целостная геологическая оболочка Земли, формирующаяся в результате синтеза технической и культурной деятельности людей и естественных природных процессов на началах социальной справедливости и красоты. Объединяющим началом этой целостности служит гармония человека с природой, ее красотой.[10]

 

 

 

Заключение

Ноосфера - самая новая из всех сфер нашей планеты. Тем не менее, на мой взгляд, она является самой главной сферой, определяющей внешний облик Земли в наше время. Ведь благодаря разуму, в рамках современных возможностей человека, происходит изменение биосферы, атмосферы, гидросферы и литосферы.

Таким образом, в наши дни изучение проблемы развития ноосферы является реальной необходимостью. Для дальнейшего сосуществования человека, общества и окружающей среды и развития каждого из них, нужно умело использовать данный человеку разум на решение общечеловеческих и глобальных проблем. Разум дан человеку во благо, а не во вред. Поэтому нужно тщательнейшим образом, особенно в сложившихся обстоятельствах усиления влияния человека на окружающую среду, изучать последствия вероятного применения тех или иных знаний, осуществления той или иной деятельности.

Информация о работе Учение В. И. Вернадского о ноосфере