Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:44, реферат
Вряд ли мысли Вернадского всегда трудно понимаемы. Они, скорее, многогранны и глубоки, высказаны своеобразным языком. Читать работы Вернадского могут не только специалисты, но и все, кого интересует история идей, закономерности их развития, а самое главное – жизнь природы.
Перечень достоинств этого человека можно было бы начать так: чистота души, твердость взглядов, огромная сила воли, могучий разум…
В.И. Вернадский обосновал также важнейшие представления о формах превращения вещества, путях биогенной миграции атомов, т. е. миграции химических элементов при участии живого вещества, накоплении химических элементов, о движущих факторах развития биосферы и др.
Важнейшей частью учения о биосфере В.И. Вернадского являются представления о ее возникновении и развитии. Современная биосфера возникла не сразу, а в результате длительной эволюции в процессе постоянного взаимодействия абиотических и биотических факторов. Первые формы жизни, по-видимому, были представлены анаэробными бактериями. Однако созидательная и преобразующая роль живого вещества стала осуществляться лишь с появлением в биосфере фотосинтезирующих автотрофов – цианобактерий и сине-зеленых водорослей (прокариотов), а затем и настоящих водорослей и наземных растений (эукариотов), что имело решающее значение для формирования современной биосферы. Деятельность этих организмов привела к накоплению в биосфере свободного кислорода, что рассматривается как один из важнейших этапов эволюции.
Параллельно развивались
и гетеротрофы, и прежде всего
– животные. Главными датами их развития
являются выход на сушу и заселение материков
(к началу третичного периода) и, наконец,
появление человека.
В сжатом виде идеи В.И. Вернадского об
эволюции биосферы могут быть сформулированы
следующим образом:
1. Вначале сформировалась
литосфера – предвестник окружа
2. В течение всей
геологической истории Земли
никогда не наблюдались
3. Живые организмы
– главный фактор миграции
химических элементов в земной
коре, «по крайней мере, 90% по весу
массы вещества в своих
4. Грандиозный геологический эффект деятельности организмов обусловлен тем, что их количество бесконечно велико и действуют они практически в течение бесконечно большого промежутка времени.
5. Основным движущим
фактором развития процессов
в биосфере является биохимичес
Учение о ноосфере
Венцом творчества В.И. Вернадского стало учение о ноосфере, т. е. сфере разума.
Оценив масштабы вмешательства человека в ход биосферных процессов, В.И. Вернадский пришел к заключению, что человеческий разум уже стал на Земле фактором геологического значения. Еще в 1927 г. французские ученые Леруа и Тейяр де Шарден ввели понятие ноосфера – сфера разума. Считая разум абстрактной субстанцией, они рассматривали ноосферу как некую «надбиосферную» оболочку Земли, область материального проявления его деятельности. Иной смысл придал этому термину Вернадский. Обсуждая роль человеческого разума как геологического фактора, в 30-е и 40-е годы в ряде работ он развил представление о ноосфере как таком состоянии биосферы, в котором проходящие в ней процессы будут не только осмысливаться, но и управляться разумом.
И до наших дней сохраняются два понимания ноосферы. Часть ученых считает, что сам факт сильного влияния разумной деятельности человека на биосферные процессы позволяет говорить о том, что биосфера уже перешла в состояние ноосферы. Другие, последовательно развивая концепцию Вернадского, указывают на то, что до тех пор, пока вся мощь человеческого разума направлена преимущественно на достижение «сиюминутного» благополучия ценой разрушения будущего биосферы, и разум играет главным образом деструктивную роль в биосферных процессах, можно говорить о технобиосфере, о стадии ноогенеза, то есть зарождения ноосферы, но еще не о существовании ноосферы.
Реализация любого проекта глобального масштаба требует объединения усилий всего человечества. Хотя в большинстве случаев практическое решение проблем основывается на принципе «мыслить глобально, действовать локально», любые локальные действия могут привести к глобальному эффекту с наибольшим успехом лишь в том случае, если они будут согласованными. Решение тех проблем, которые уже сейчас осознаны как глобальные, определит переход человечества и биосферы в состояние ноосферы и тем самым создаст основу для нового этапа его развития. Неспособность людей объединиться для решения этих важных задач будет, по-видимому, означать наступление эпохи биосферных катастроф антропогенного происхождения, сопровождающихся грандиозными и небывалыми по массовости человеческими трагедиями.
Накопив огромный научный багаж об эволюции биосферы в течение геологических периодов, обобщенный с биогеохимических, а также с социальных и философских позиций, ученый незадолго до своей кончины пишет теоретическую работу «Несколько слов о ноосфере» (1944), которой суждено было сыграть важную роль в прогнозе и экологической оценке последствий существующих и, главным образом, потенциальных техногенных трансформаций в структуре и функционировании биосферы.
Под ноосферой естествоиспытатель понимал «такого рода состояние биосферы, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека как новая небывалая на планете геологическая сила». Через ноосферу устанавливается связь между геологическими процессами и историей человечества.
В новейшей литературе предложены и другие названия для современного этапа развития биосферы – нообиосфера, технобиосфера, антропобиосфера и др. Все они отображают качественно новое состояние биосферы, образовавшееся в результате техногенного влияния человека. М.А. Голубец ввел в экологическую литературу новое понятие – интеллектосфера.
Начало развития ноосферы Вернадский связывал с периодом формирования мощных античных государств, с относительно развитым земледелием и большими городами. Эта экономическая основа способствовала быстрому размножению человека и росту «культурной биогеохимической энергии человечества», а следовательно, росту и проявлению в общественной жизни научной мысли.
В.И. Вернадский как естествоиспытатель-
Научная мысль как геологическая сила, проявляется в биосфере не только в трансформации ее в ноосферу, но и в тех возможностях, которыми она обладает сейчас, при регулировании техногенного воздействия на жизненную среду. «Перед учеными, - писал по этому поводу Вернадский, - стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которого они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания».
Решение этих задач стало
жизненно необходимым в наше время,
когда отрицательные
Учение Вернадского о биосфере, его мысли о сознательном направлении организованности ноосферы и необходимости создания научного аппарата фактов, в котором была бы сосредоточена научная память человечества о природе, чрезвычайно актуальны в наше время в деле организации международной сети биосферных заповедников(БЗ), являющихся своеобразным «научным экологическим аппаратом» слежения за природными и антропогенными изменениями в биосфере и ноосфере.
Идея создания глобальной сети заповедников (Biosphere reserves) зародилась в 1973 году в координационном комитете ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) и была поддержана Организацией по охране окружающей среды ООН (ЮНЕП), ФАО, МСОП и другими международными организациями.
В свете учения Вернадского
о роли живого вещества в эволюции
биосферы конструктивные интегральные
природоохранные мероприятия
Классические труды
Вернадского о биосфере и трансформации
ее в качественно новое состояние
– ноосферу – выдающееся обобщение научных знаний в области
естественных, социальных и философских
наук и убедительный пример дальновидности
ученого, логически увязавшего общие закономерности
природных явлений с социальными процессами
в стремлении воплотить теоретические
разработки в общественно полезную сферу
оптимизации жизненной среды человечества.
Именно поэтому они являются научной платформой
для развития геосозологических наук,
изучающих сложные процессы взаимодействия
общества и природы. Своим учением Вернадский
подтвердил силы возможности разума в
гармонизации отношений общества и природы.
То есть необходимо оптимизировать взаимоотношения
общества и природы в таком направлении,
чтобы жизненная среда удовлетворяла
все возрастающие потребности современного
и будущих поколений.
Классическое учение Вернадского о биосфере
и ноосфере всегда будет служить экологической
основой такой оптимизации.
Учение великого естествоиспытателя-мыслителя, заботящегося об экологической судьбе всего человечества, свидетельствует не только о его научном таланте и предусмотрительности, но и о научном таланте и предусмотрительности, но и о научном гуманизме и высоком гражданском долге.
Заключение
Некогда Сократ пояснял, что строить цепь последовательных умозаключений, ведущих к верному выводу, ему помогает таинственный дух, демон, гений. С той поры повелось считать, будто избранные люди одухотворены гением и поэтому способны на сверхъестественные деяния.
Но почему все-таки некоторые
люди наделены острым умом, тонкой интуицией,
вдохновением? Или это особый дар, унаследованный от предков
примерно так же, как наследуются нос и
глаз ? Или результат упорного труда и
нечеловеческой работоспособности? Или
просто игра случая, поднимающего кого-то
выше других, подобно волне, которая одного
захлестывает, а другого подбрасывает
вверх? Или все эти слагаемые в сумме определяют
гениальность?
О врожденных талантах известно немало.
Пятилетние дети способны прекрасно играть
на музыкальных инструментах и сочинять
музыку, рисовать, изучать иностранные
языки. Правда, одаренные дети редко становятся
великими людьми.
А как быть с теми мыслителями, творцами, кого не отличали с детства особые таланты и которым судьба не создала особых обстоятельств для проявления гениальности? Кем считать их?
Пожалуй, именно их и следует считать великими людьми. Такой человек трудится наперекор судьбе. Он мучительно превозмогает врожденные и приобретенные свои недостатки. Он ищет в своей душе те чудесные искры, которые позже сможет превратить в яркий свет. Он добивается от себя наивысшего напряжения сил, разума, воли. Он одновременно творец и творение, создатель самого себя.
В одной рукописи была фраза: «Как утверждал известный ученый В.И. Вернадский…» Редактор усомнился: не слишком ли скромно сказано – «известный»? Мы перебрали несколько вариантов: «замечательный», «великий», «академик»…
- Знаете, - сказал, наконец, редактор, - давайте просто: Владимир Иванович Вернадский.
Действительно, лучше всего просто: Владимир Иванович Вернадский.
Одни люди знамениты
своими титулами или знаменитыми постами, другие – званиями, третьи
– определенными достижениями. Вернадский
интересен и велик сам по себе, как прекрасная
человеческая личность.
Список использованной литературы
1. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль,
бессмертие. – М., «Знание», 1979.
2. В.И. Вернадский. Жизнь и деятельность
на Украине. Сытник К. М., Апанович Е. М.,
Стойко С.М. и др. - К., Наук. думка, 1988.
3. Горелов А.А. Экология. – М., Юрайт-М, 2001.
4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология.
– Ростов-на-Дону., изд-во «Феникс», 2003.
5. Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие
общества и природы; 2-е издание., Санкт-Петербург.,
«Химия», 1998.
6. Розанов С.И. Общая экология. – Санкт-Петербург.;
Изд-во «Лань», 2001.
Информация о работе Учение Вернадского о биосфере и ноосфере