Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:49, лекция

Описание работы

Учение В.И. Вернадского о биосфере – это целостное фундаментальное учение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующее собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.
По представлениям В.И. Вернадского, биосфера включает живое вещество (т. е. все живые организмы), биогенное (уголь, известняки, нефть и др. ), косное (в его образовании живое не участвует, например магматические горные породы), биокосное (создается с помощью живых организмов), а также радиоактивное вещество, вещество космического происхождения (метеориты и др. ) и рассеянные атомы. Все эти семь различных типов веществ геологически связаны между собой.

Файлы: 1 файл

Вернадский.docx

— 12.98 Кб (Скачать файл)

Учение В.И. Вернадского  о биосфере и ноосфере

Учение В.И. Вернадского о биосфере – это целостное фундаментальное  учение, органично связанное с  важнейшими проблемами сохранения и  развития жизни на Земле, знаменующее  собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся  саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.

 По представлениям В.И. Вернадского,  биосфера включает живое вещество (т. е. все живые организмы), биогенное (уголь, известняки, нефть  и др. ), косное (в его образовании  живое не участвует, например  магматические горные породы), биокосное (создается с помощью живых организмов), а также радиоактивное вещество, вещество космического происхождения (метеориты и др. ) и рассеянные атомы. Все эти семь различных типов веществ геологически связаны между собой.

 Сущность учения В.И. Вернадского  заключена в признании исключительной  роли «живого вещества», преобразующего  облик планеты. 

 Вторым главнейшим аспектом  учения является разработанное  им представление об организованности  биосферы, которая проявляется в  согласованном взаимодействии живого  и неживого, взаимной приспособляемости  организма и среды. «Организм, - писал Вернадский, - имеет дело  со средой, к которой он не  только приспособлен, но которая  приспособлена и к нему» (В.И.  Вернадский, 1934).

Важнейшей частью учения о биосфере В.И. Вернадского являются представления  о ее возникновении и развитии.

 В сжатом виде идеи В.И.  Вернадского об эволюции биосферы  могут быть сформулированы следующим  образом: 

1. Вначале сформировалась литосфера  – предвестник окружающей среды,  а затем после появления жизни  на суше – биосфера.

2. В течение всей геологической  истории Земли никогда не наблюдались  азойные геологические эпохи (т. е. лишенные жизни). Следовательно, современное живое вещество генетически связано с живым веществом прошлых геологических эпох.

3. Живые организмы – главный  фактор миграции химических элементов  в земной коре, «по крайней  мере, 90% по весу массы вещества  в своих существенных чертах  обусловлено жизнью» (В.И. Вернадский, 1934).

4. Грандиозный геологический эффект  деятельности организмов обусловлен  тем, что их количество бесконечно  велико и действуют они практически  в течение бесконечно большого  промежутка времени. 

5. Основным движущим фактором  развития процессов в биосфере  является биохимическая энергия  живого вещества.

 

Учение о ноосфере

 Венцом творчества В.И. Вернадского  стало учение о ноосфере, т.  е. сфере разума.

 Оценив масштабы вмешательства  человека в ход биосферных  процессов, В.И. Вернадский пришел  к заключению, что человеческий  разум уже стал на Земле  фактором геологического значения. Еще в 1927 г. французские ученые  Леруа и Тейяр де Шарден ввели понятие ноосфера – сфера

 Под ноосферой Вернадский  понимал «такого рода состояние  биосферы, в котором должны проявляться  разум и направляемая им работа  человека как новая небывалая  на планете геологическая сила».  Через ноосферу устанавливается  связь между геологическими процессами  и историей человечества.

Начало развития ноосферы Вернадский связывал с периодом формирования мощных античных государств, с относительно развитым земледелием и большими городами. Эта экономическая основа способствовала быстрому размножению  человека и росту «культурной  биогеохимической энергии человечества», а 

 Учение великого естествоиспытателя-мыслителя,  заботящегося об экологической  судьбе всего человечества, свидетельствует  не только о его научном  таланте и предусмотрительности, но и о научном гуманизме  и высоком гражданском долге.


Информация о работе Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере